Программа дополнительного образования "Школьник-исследователь" для 10-11 классов
рабочая программа (11 класс) по теме
Представленная программа дополнительного образования "Школьник-исследователь" рассчитана на учащихся 10-11 классов. Программа была опробирована в течение 2 лет 2010-2011гг. За время реализации программы ребята научились работать с информацией, различного рода источниками, представлять свои работы на аудиторию, что является формированием компетентностного подхода, о котором много говорят в последнее время. В старших классах все перечисленное особенно необходимо. Результаты говорят сами за себ: все учащиеся, представившие свои работы-проекты стали либо призерами, либо лауреатами тех или иных конкурсов, а в дальнейшем студентами ВУЗов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Shkolnik_-_issledovatel.doc | 247.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТАМБОВА
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Школьник - исследователь»
(для учащихся 10-11 классов МОУ гимназии №7
им. св. Питирима, епископа Тамбовского)
ТАМБОВ
2010-2011
Допущено
комитетом образования
администрации города Тамбова
ШКОЛЬНИК - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
(название программы)
Автор: Долгова Светлана Алексеевна – учитель истории и обществознания высшей категории МОУ гимназии №7
им.св.Питирима, епископа Тамбовского
Рецензенты:
Акользина М.К. – к.и.н., доцент кафедры всеобщей истории Академии гуманитарного и социального образования ТГУ им.Г.Р.Державина
Орлова В.Д. – к.и.н., доцент кафедры Российской истории Академии гума-
нитарного и социального образования ТГУ им. Г.Р.Державина
Пояснительная записка
Одним из путей творческого восприятия современной исторической науки является систематическая научно-исследовательская работа по актуальным вопросам. Она направлена на реализацию формирования у учащихся основ историко-познавательной и информационной компетенций.
Представленная программа дополнительного образования относится к интеллектуально-познавательной направленности. Для 10-11-классников, избравших гуманитарное направление, преподаются углубленые курсы по всемирной и отечественной истории с древнейших времен до наших дней. В рамках этой программы заложена ориентация на активизацию самостоятельной деятельности учащихся, которая позволяет широко организовать их поисковую, исследовательскую деятельность, развить их творческие способности, которые невозможно полноценно развивать в ходе учебного процесса. Поэтому данная программа рассчитана на сильных и любознательных учащихся. Работа в условиях углубленного изучения истории, участие школьников в разного уровня конференциях, приобщение их к началам исследовательской деятельности, но вместе с тем и нехватка времени на уроках явилась причиной создания данного курса.
Особенностью представленного курса является ориентация на овладение школьниками базовыми приемами и навыками интеллектуальной деятельности, необходимыми не только для проведения исследования, но и вообще для успешного обучения. Реализация этой особенности возможна в рамках НОШ (научного общества школьников) гимназии, секции общественных наук.
Цель программы – творческое развитие начинающих исследователей, овладение необходимым интеллектуальным инструментарием для самостоятельной учебной и исследовательской деятельности.
Современная система образования и науки предъявляет очень жесткие требования к представлению и оформлению материалов научного исследования, в связи с этим встает задача - научить школьников следовать этим требованиям и в соответствии с ними выполнять работу, приобретать опыт сотрудничества с различными организациями при написании работы, культуре работы с различными видами исторических источников, продуманной аргументации и культуре рассуждения. Все это и составляет практическую полезность представленного курса.
Основные задачи программы:
-формирование мыслительных умений и навыков;
-формирование умений и навыков работы с различными источниками;
-формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
-создать условия для формирования и развития у учащихся владения специальной терминологией.
Программа предусматривает аудиторную, творческо-исследовательскую и самостоятельную работу.
В результате изучения курса у обучающихся должны сформироваться общекультурная, учебно-познавательная и информационная компетенции.
Общекультурная компетенция продолжит формирование опыта деятельности с документами по проблемам национальной и общечеловеческой культуры.
Учебно-познавательная компетенция включает развитие креативных навыков продуктивной деятельности: получение информации на основе сравнительного анализа документов, умения участвовать в эвристической беседе на основе документальной информации.
Информационная компетенция сформирует систему умений: отбор информации необходимой для решения учебной проблемы; преобразование содержания документа на частично-поисковом и творческом уровне деятельности.
Основные виды и методы изучения программы:
1) лекционные и семинарские занятия по тематическому планированию, практикумы;
2) выявление проблемы с последующим разрешением, в т.ч. составлением алгоритма её решения;
3) анализ биографий, документов, материалов СМИ и т.п.
4) устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;
5) работа над проектом (использование ИКТ);
6) выполнение домашних заданий и их проверка, публичная защита в рамках творческо-исследовательской лаборатории;
7) защита письменной (исследовательской) работы, в ходе которой проверяется степень овладения учениками требуемыми умениями и навыками.
В ходе работы учитель осуществляет контролирующие функции.
Формы подведения итогов:
- контрольное занятие, исследовательская работа учащихся, защита презентаций обучающихся;
- выступление на конференции НОШ гимназии (пленарное, секционное);
- участие (выступление) в конкурсах и конференциях различного уровня (в т.ч. научно-практической конференции «Грани творчества», региональном конкурсе «Моя земля, мои земляки…», городском конкурсе исследовательских работ по краеведению им. И.И.Дубасова, всероссийском конкурсе «Человек в истории. Россия ХХ век» и др.)
Структура программы:
Программа рассчитана для обучающихся 10-11 классов. Общее количество часов – 72 часа в год (144 часа). Продолжительность обучения 2 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Курс представлен пояснительной запиской, учебно-тематическим планом, содержанием программы, методическим обеспечением и рекомендациями с ресурсным материалом, списком литературы для учителя и учащихся.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год
10 класс (72 часа)
№ п/п | Наименование раздела/темы | Всего часов | В том числе | ||
Теоретические занятия | Практические занятия | ||||
лекции | семинары | практикумы, самостоятельная работа | |||
Тема1 | Введение | 2 | 2 | ||
Тема 2 | Организация учебной деятельности как основы школьного исследования | 2 | 2 | ||
Тема 3 | Знакомство с деятельностью НОШ, в т.ч. секции общественных наук гимназии | 1 | 1 | ||
Тема 4 | Сущность и роль информации в учебном процессе | 4 | 2 | 2 | |
Тема 5 | Методы и приемы ускоренного чтения | 4 | 1 | 3 | |
Тема 6 | Работа с текстом как элемент исследования | 16 | 4 | 4 | 8 |
Тема 7 | Написание различных текстов научного стиля по истории | 12 | 2 | 3 | 7 |
Тема 8 | Как работать с документом. | 11 | 2 | 1 | 8 |
Тема 9 | Виды документов. | 20 | 6 | 4 | 10 |
Итого | 72 часа | ||||
2 год 11 класс | (72часа) | ||||
Тема 10 | Тема: её обоснование, актуальность | 2 | 2 | ||
Тема 11 | Цели и задачи исследования | 6 | 2 | 4 | |
Тема 12 | Структура работы Составление плана | 8 | 2 | 6 | |
Тема 13 | Литература: основные источники, поиск и оформление | 10 | 2 | 8 | |
Тема 14 | Итоги исследования | 10 | 1 | 9 | |
Тема 15 | Презентация исследования | 10 | 2 | 2 | 6 |
Тема 16 | Оформление буклетов, стендового доклада | 14 | 4 | 10 | |
Тема 17 | Защита творческих проектов, исследовательских работ, презентаций обучающихся по темам. | 12 | 1 | 11 | |
Итого | 72 ч |
Содержание программы
10 КЛАСС (72 ЧАСА)
Тема 1. Введение (2 часа)
Тема 2. Организация учебной деятельности как основы школьного исследования (2 часа)
Виды учебной и внеучебной работы. Роль исследовательской работы в учебном процессе старшеклассника (на уроках истории, обществознания, права и во внеурочной деятельности – при работе над рефератом, проектом и т.п.). Слушание и восприятие научной информации. Приемы работы с записями (на уроке, в библиотеке, архиве и т.п.). Практическое применение знаний и умений. Конспектирование: цели и задачи, организация. Составление резюме текста. Виды конспекта: план-конспект, проблемный, сплошной. Использование таблиц, системы сокращений и выделений. Обработка конспекта. Ведение тетради для конспектов. Конспект-выписки, конспект-карточки и т.п.
Тема 3. Знакомство с деятельностью НОШ гимназии (1 час)
Цели, задачи, специфика работы гимназической секции общественных наук НОШ. Общие требования.
Тема 4. Сущность и роль информации в учебном процессе (4 часа)
Информация как источник знаний, тенденции ее развития. Основные направления исследования проблем информации. Некоторые проблемы работы с научной и учебной информацией в курсе истории Отечества, краеведения. Библиотеки, архивы, периодическая печать. Подбор литературы по выбранной проблематике: история Отечества, родного края, моей семьи.
Практика. Библиография истории Отечества и родного края.
Тема 5. Методы и приемы ускоренного чтения (4 часа)
Виды чтения (предварительное общее ознакомление с текстом, чтение-просмотр, ознакомительное чтение, углубленное сплошное чтение, выборочное чтение). Чтение научной литературы по выбранному направления (история России ХIХ-ХХвв.,Тамбовский край в прошлом). Отработка на конкретных примерах полученных знаний.
Тема 6. Работа с текстом как элемент исследования (16 часов)
Проблема понимания текста. Выделение ключевых слов и ключевых фраз. Структурирование текста. Простой и развернутый план текста. «Свертывание» информации текста. Составление тезисов к тексту. Пометки и выделения в тексте. Закладки. Отдельные выписки. Приемы повышения эффективности работы с текстом. Отработка полученных знаний на практике при работе с монографией, мемуарами, периодической печатью по истории России и краеведению (индивидуальный подбор материала за рамками учебного материала по истории Отечества).
Практика. Работа с монографией, мемуарами, периодической печатью.
Тема 7. Написание различных текстов научного стиля по истории (12 часов)
Виды текстов научного стиля: вспомогательные (план, тезис, конспект) и собственно научные (реферат, доклад, эссе).
Реферат и доклад в учебном процессе: общее и особенное. Виды рефератов. Требования к оформлению и содержанию реферата. Структура реферата. Формулировка проблемы. Этапы работы над рефератом по истории.
Отбор литературы. Процесс написания. Способы преподнесения материала.
Эссе как жанр письменной творческой работы. Использование проблемных тем и парадоксов при написании эссе. Эссе по истории, его особенности и виды.
Практика. Эссе, сообщение по проблеме истории россии с древнейших времен до конца ХХ века, реферат.
Тема 8. Как работать с документом. (11 часов)
Необходимость изучения терминов и понятий для работы с документами различного рода, в т.ч. с историческими. Алгоритм работы при работе с понятиями: вычленение существенных признаков из определений понятий, подбор сходных, родственных понятий для анализа.
Последовательное изучение текста источников. Выделение основополагающих идей и положений из текста. Анализ упоимнаемых авторами фактов, событий. личностей. Соотнесение основных идей документа с событиями в жизни страны (исторический опыт России).
Этапы изучения источника (на примере источникв по истории России с древнейших времен до конца ХХ века): 1.Подготовительный – понимание терминологии, причин и исторических условий создания документа, разбор фактов, персоналий, включенных в документ; 2.Выделение основных вопросов и моментов источника, его положений идей, оформление конспекта; 3.Выполнение практических заданий.
Особенности изучения исторических персоналий. Различные оценки одной и той же исторической личности. Прозвища и реальность в русской истории – Олег Вещий, Ольга Святая, Игорь Старый, Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый, Андрей Боголюбский, Юрий Долгорукий и др.
Практика. Исторический документ – алгоритм работы и выводы. (история Древней Руси)
Тема 9. Виды документов (20 часов)
Виды документов: документы государственного (грамоты, указы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий и т.д.), международного характера (договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка), документы, связанные с политической борьбой (программы, послания, речи политиков, прокламации, декларации), документы исторического характера (хроники, летописи, исторические сочинения), документы личностного характера (мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев).
Практика. Работа с текстами документов по истории России и родного края.
11 класс (72 час)
Тема 10. Тема: её обоснование, актуальность. (2 часа)
Тема исследовательской работы по истории: формулировка, обоснование ее актуальности. Формулировка проблемы. Индивидуальные консультации по проблема выбора темы по истории России, родного края, семьи и т.п.
Практика. Формулировка темы, проблемы реферата. (индивидуальные консультации)
Тема 11. Цели и задачи исследования. (6 часа)
Что такое цель. Задачи исследования. Формулировка в тексте.
Носит индивидуальный характер.
Практика. Постановка целей и задач исследования по выбранной тематике.
Тема 12. Структура работы . Составление плана. (8 часов)
Значение введения, его обязательные элементы. Варианты структуры основной части работы. Работа над заключением к исследовательской работе.
Практика. Составление плана индивидуальной работы.
Тема 13. Литература: основные источники, поиск и оформление.(10 часов)
Источниковедческая база исследовательской литературы по истории (библиотеки, архивы, музеи и др.). Библиография по краеведению. Методика работы с историческими источниками. Работа в библиотеках, архивах. Информация в Интернете.
Практика. Работа с документами, мемуарами, монографиями и др. источниками. Консультации преподавателя по выбранной проблематике. Основная часть работы носит индивидуальный и самостоятельный характер.
Тема 14. Итоги исследования. (10 часов)
Требования к оформлению результатов исследования. Критерии его оценки (для каждого конкурса носят индивидуальный характер). В основном носит самостоятельный характер.
Практика. Работа с материалами исследования. Консультации преподавателя. Основная часть работы носит индивидуальный и самостоятельный характер.
Тема 15. Презентация исследования.(10 часов)
Что такое презентация? Цели, задачи, структура презентации. Знакомство с основами презентации исследовательской работы. Использование ИКТ. В основном носит индивидуальны и самостоятельный характер.
Практика. Создание презинтаций и их представление. Работа по индивидуальному плану учащегося.
Тема 16. Оформление буклетов, стендового доклада (14 часов)
Буклет: его предназначение, структура, оформление (с использованием ИКТ). Стендовый доклад: предназначение, структура, оформление.
Практика. Создание буклета и стендового доклада к реферату. Индивидуальные консультации, самостоятельная работа учащихся.
Тема 17. Защита творческих проектов, исследовательских работ, презентаций обучающихся по темам (12 часа)
Обсуждение подготовительных работ, рекомендации для школьной конференции, выступлений на конференциях городского, областного и других уровней.
Практика. Индивидуальные консультации. Выступление на НОШ.
Учебно-методическое обеспечение программы:
№ п/п | Компоненты | Содержание | |
Наименование раздела | Тема 1. Введение (2часа) | ||
формы занятий | лекция | ||
методы и приемы | учитель | обучающийся | |
|
| ||
дидактический материал | Демонстрация рефератов, эссе и т.п. | ||
техническое оснащение | Компьютер, мультимедийный проектор | ||
формы проведения итогов | Конспект занятия | ||
Тема 2. | |||
Наименование раздела | Организация учебной деятельности как основы школьного исследования (2 часа) | ||
формы занятий | лекция | ||
методы и приемы | учитель | обучающийся | |
|
| ||
дидактический материал | Рефераты учащихся | ||
техническое оснащение | Компьютер, мультимедийный проектор | ||
формы проведения итогов | Выбор направления работы учащимся | ||
Тема 3. | |||
Наименование раздела | Знакомство с деятельностью НОШ гимназии (1 час) | ||
формы занятий | Лекция, практические занятия | ||
методы и приемы | учитель | обучающийся | |
|
| ||
дидактический материал | Папка НОШ гимназии | ||
техническое оснащение | Компьютер, мультимедийный проектор | ||
формы проведения итогов | Выбор направления работы учащимся | ||
Тема 4. | |||
Наименование раздела | Сущность и роль информации в учебном процессе (4 часа) | ||
формы занятий | Лекция, семинры, практические занятия. | ||
методы и приемы | учитель | обучающийся | |
|
| ||
дидактический материал | Папка НОШ гимназии | ||
техническое оснащение | Компьютер, мультимедийный проектор | ||
формы проведения итогов | выполнение заданий | ||
Тема 5. | |||
Наименование раздела | Методы и приемы ускоренного чтения (4 часа) | ||
формы занятий | Лекция, семинар | ||
методы и приемы | учитель | обучающийся | |
|
| ||
дидактический материал | Тексты СМИ, фрагменты документов, мемуаров и т.п. | ||
техническое оснащение | Компьютер, мультимедийный проектор | ||
формы проведения итогов | Индивидуальная работа, по группам выполнение заданий | ||
Тема 6. | |||
Наименование раздела | Работа с текстом как элемент исследования (16 часов) | ||
формы занятий | Лекция, семинар, самостоятельная работа | ||
методы и приемы | учитель | обучающийся | |
|
| ||
дидактический материал | Тексты СМИ, фрагменты документов, мемуаров и т.п. | ||
техническое оснащение | Компьютер, мультимедийный проектор | ||
формы проведения итогов | Индивидуальная, групповая работа. | ||
Тема 7. | |||
1. | Наименование раздела | Написание различных текстов научного стиля (12 часов) | |
2. | формы занятий | Лекция, семинар,самостоятельная работа | |
3. | методы и приемы | учитель | обучающийся |
|
| ||
4. | дидактический материал | Рефераты учащихся | |
5. | техническое оснащение | Компьютер, мультимедийный проектор | |
6. | формы проведения итогов | Индивидуальная работа, выполнение заданий (написание эссе) | |
Тема 8. | |||
1. | Наименование раздела | Как работать с документом. (11 часов) | |
2. | формы занятий | Лекция, практикум,самостоятельная работа | |
3. | методы и приемы | учитель | обучающийся |
(дифференцированной) работы с учащимися. |
| ||
4. | дидактический материал | Тексты СМИ, фрагменты документов, мемуаров и т.п. | |
5. | техническое оснащение | Компьютер, мультимедийный проектор | |
6. | формы проведения итогов | Индивидуальная работа. | |
Тема 9. | |||
1. | Наименование раздела | Виды документов.(20 часов) | |
2. | формы занятий | Лекции, семинары, практические занятия, индивидуальная работа | |
3. | методы и приемы | учитель | обучающийся |
|
| ||
4. | дидактический материал | Документы по истории и креведению, хрестоматии. | |
5. | техническое оснащение | Компьютер, мультимедийный проектор | |
6. | формы проведения итогов | Индивидуальная работа | |
2 год 11 класс | (72 часа) | ||
Тема 10. | |||
1. | Наименование раздела | Тема: её обоснование, актуальность. (2 часа) | |
2. | формы занятий | Лекция, практические занятия. | |
3. | методы и приемы | ||
учитель | обучающийся | ||
(дифференцированной) работы с учащимися. |
| ||
4. | дидактический материал | Рефераты учащихся | |
5. | техническое оснащение | Компьютер | |
6. | формы подведения итогов | Индивидуальная работа | |
Тема 11. | |||
1. | Наименование раздела | Цели и задачи исследования. (12 часа) | |
2. | формы занятий | самостоятельная работа | |
3. | методы и приемы | учитель | обучающийся |
|
| ||
4. | дидактический материал | Рефераты учащихся | |
5. | техническое оснащение | Компьютер, мультимедийный проектор | |
6. | формы проведения итогов | Индивидуальная работа | |
Тема 12. | |||
1. | Наименование раздела | Структура работы. Составление плана. (8 часов) | |
2. | формы занятий | самостоятельная работа | |
3. | методы и приемы | учитель | обучающийся |
(дифференцированной) работы с учащимися. |
| ||
4. | дидактический материал | Рефераты учащихся (призеры прошлых лет различных конкурсов) | |
5. | техническое оснащение | Компьютер, мультимедийный проектор | |
6. | формы проведения итогов | индивидуальная работа. | |
Тема 13. | |||
1. | Наименование раздела | Литература: основные источники, поиск и оформление. (10 часов) | |
2. | формы занятий | самостоятельная работа | |
3. | методы и приемы | учитель | обучающийся |
работа с учащимися. |
| ||
4. | дидактический материал | Рефераты учащихся | |
5. | техническое оснащение | Компьютер, мультимедийный проектор | |
6. | формы проведения итогов | Индивидуальная работа. | |
Тема 14. | |||
Наименование раздела | Итоги исследования(10 часов) | ||
формы занятий | Лекция, индивидуальная работа | ||
методы и приемы | учитель | обучающийся | |
|
| ||
дидактический материал | Рефераты учащихся | ||
техническое оснащение | Компьютер, мультимедийный проектор | ||
формы проведения итогов | Индивидуальная работа с текстовым материалом | ||
Тема 15. | |||
1. | Наименование раздела | Презентация исследования(10 часов) | |
2. | формы занятий | Лекция, самостоятельная работа | |
3. | методы и приемы | учитель | обучающийся |
|
| ||
4. | дидактический материал | Презентации прошлых лет | |
5. | техническое оснащение | Компьютер | |
6. | формы проведения итогов | Индивидуальная работа, создание презентации по исследовательской работе и их представление. | |
Тема 16. | |||
1. | Наименование раздела | Оформление буклетов, стендового доклада (14 часов) | |
2. | формы занятий | Лекция, самостоятельная работа | |
3. | методы и приемы | учитель | обучающийся |
|
| ||
4. | дидактический материал | Работы учащихся (призеры прошлых лет различных конкурсов) | |
5. | техническое оснащение | компьютер | |
6. | формы проведения итогов | презентация работ. | |
Тема 17. | |||
1. | Наименование раздела | Защита творческих проектов, исследовательских работ, презентаций обучающихся по темам (12 часа) | |
2. | формы занятий | самостоятельная работа | |
3. | методы и приемы | учитель | обучающийся |
|
| ||
4. | дидактический материал | Рефераты учащихся | |
5. | техническое оснащение | компьютер | |
6. | формы проведения итогов | Защита исследовательской работы |
Список литературы для учителя:
- Вяземский,Е.Е. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: практ. Пособие/Е.Е.Вяземский, О.Ю.Стрелова. – М., 2001
- Гецов, Г. Как читать книги, журналы, газеты. 7-е изд. М.,1998
- Гора, П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе/ П.В.Гора. – М,: Просвещение, 1988.
- Доблаев, Л.П. Анализ и понимание текста. Саратов, 1987
- Журавлева, О.Н. Учимся писать реферат по истори. СПб., 2001
- Карекцкая, А.М., Баранова, А.Н. Методические рекомендации по обучению гимназистов началам научного исследования. М., 2001.
- Лезер, Ф. Рациональное чтение. М., 1980
- Минько, Э.В., Минько, А.Э. Ускоренное конспектирование и чтение. СПб.. 2003
- Митрофанов, К.Г., Шаповал, В.В. Как правильно написать реферат и эссе по истории. М., 2003
- Соловьева, Н.Н. Основы научной деятельности и оформление её результатов. М., 2003
- Шаповал, В.В., Митрофанов, К.Г. Как быстро и правильно написать конспект. М., 2001
Список литературы для обучающихся:
- Большая детская энциклопедия. — М.: Русское энциклопедическое общество, 2000.
- Григорьева, Н.А. История. Тренировочные задания повышенной сложности. Работа с историческими документами/ Н.А.Григорьева, Н.И. Чеботарева. - Волгоград, 2003
- Отечественная история. Документы и справочные материалы/ под общ. Ред. А.О.Чубарьяна. _ м.: Просвещение, 2005
- Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2004.
- http://www.hronos.km.ru/ - сайт «Хронос» содержит сведения по отечественной и всемирной истории.
- http://el.inegrum.ru – на сайте размещен электронный архив исторических документов.
- http://www.mtu-net.ru/shdows/projekt/ - сайт содержит материалы по истории России с древности до 1917г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования детей 7 - 8 классов "Конструирование и моделирование одежды"
Программа имеет экспертное заключение...
Авторская образовательная программа дополнительного образования детей для 3 класса «Путешествие в мир английского языка»
Авторская образовательная программа дополнительного образования детей для 3 класса «Путешествие в мир английского языка» Правильно организованная система дополнительного образования представляет ...
Примерный тематический план программы дополнительного образования в 4-5 классах.
Данный материал может использоваться для дополнительного образования учащихся 4-5 классов во второй половине дня....
Программа дополнительного образования. Баскетбол 7-9 класс Разработал Бурсин Д.Л.
Представленна программа дополнительного образования по баскетболу, 7-9 класс, с календарно-тематическим планированием....
Модифицированная программа дополнительного образования детей 2-3 класса «Внеклассное чтение»
Настоящая программа создана на основе образовательной программы дополнительного образования для детей И.Н. Верещагиной, К.А. Бондаренко «Внеклассное чтение 2-3» и предназначена для использования в раб...
Рабочая программа дополнительного образования для 3-4 классов
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных, общеучебных умений, творческих способностей у обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и ф...