Программа дополнительного образования "Школьник-исследователь" для 10-11 классов
рабочая программа (11 класс) по теме

Представленная программа дополнительного образования "Школьник-исследователь" рассчитана на учащихся 10-11 классов. Программа была опробирована в течение 2 лет 2010-2011гг. За время реализации программы ребята научились работать с информацией, различного рода источниками, представлять свои работы на аудиторию, что является формированием компетентностного подхода, о котором много говорят в последнее время.  В старших классах все перечисленное особенно необходимо. Результаты говорят сами за себ: все учащиеся, представившие свои работы-проекты стали либо призерами, либо лауреатами тех или иных конкурсов, а в дальнейшем студентами ВУЗов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Shkolnik_-_issledovatel.doc247.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТАМБОВА

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Школьник - исследователь»

(для учащихся 10-11 классов МОУ гимназии №7

им. св. Питирима, епископа Тамбовского)

ТАМБОВ

2010-2011


Допущено

комитетом образования

администрации города Тамбова

ШКОЛЬНИК - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

(название программы)

Автор: Долгова Светлана Алексеевна – учитель истории и обществознания высшей категории МОУ гимназии №7

                                                                им.св.Питирима, епископа Тамбовского

Рецензенты:

Акользина М.К. – к.и.н., доцент кафедры всеобщей истории Академии   гуманитарного и социального образования ТГУ им.Г.Р.Державина

        Орлова В.Д. – к.и.н., доцент кафедры Российской истории Академии гума-

        нитарного и социального образования ТГУ им. Г.Р.Державина


Пояснительная записка

Одним из путей творческого восприятия современной исторической науки является систематическая научно-исследовательская работа по актуальным вопросам. Она направлена  на реализацию формирования у учащихся основ  историко-познавательной и информационной компетенций.

Представленная программа дополнительного образования относится к интеллектуально-познавательной направленности. Для 10-11-классников, избравших гуманитарное направление, преподаются углубленые курсы по всемирной и отечественной истории с древнейших времен до наших дней. В рамках этой программы заложена ориентация на активизацию самостоятельной деятельности учащихся, которая позволяет широко организовать их поисковую, исследовательскую деятельность, развить их творческие способности, которые невозможно полноценно развивать в ходе учебного процесса. Поэтому данная программа  рассчитана на сильных и любознательных учащихся. Работа в условиях углубленного изучения истории, участие школьников в разного уровня конференциях, приобщение их к началам исследовательской деятельности, но вместе с тем и нехватка времени на уроках явилась причиной создания данного курса.

Особенностью представленного курса является ориентация на овладение школьниками базовыми приемами и навыками интеллектуальной деятельности, необходимыми не только для проведения исследования, но и вообще для успешного обучения. Реализация этой особенности возможна в рамках НОШ (научного общества школьников) гимназии, секции общественных наук.

Цель программы – творческое развитие начинающих исследователей, овладение необходимым интеллектуальным инструментарием для самостоятельной учебной и исследовательской деятельности.

Современная система образования и науки предъявляет очень жесткие требования к представлению и оформлению материалов научного исследования, в связи с этим встает задача - научить школьников следовать этим требованиям и в соответствии с ними выполнять работу, приобретать опыт сотрудничества с различными организациями при написании работы, культуре работы с различными видами исторических источников, продуманной аргументации и культуре рассуждения. Все это и составляет практическую полезность представленного курса.

Основные задачи программы: 

-формирование мыслительных умений и навыков;

-формирование умений и навыков работы с различными источниками;

-формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;

-создать условия для формирования и развития у учащихся владения специальной терминологией.

Программа предусматривает аудиторную, творческо-исследовательскую и самостоятельную работу.

В результате изучения курса у обучающихся должны сформироваться общекультурная, учебно-познавательная и информационная компетенции.

Общекультурная компетенция продолжит формирование опыта деятельности с документами по проблемам национальной и общечеловеческой культуры.

Учебно-познавательная компетенция включает развитие креативных навыков продуктивной деятельности: получение информации на основе сравнительного анализа документов, умения участвовать в эвристической беседе на основе документальной информации.

Информационная компетенция сформирует систему умений: отбор информации необходимой для решения учебной проблемы; преобразование содержания документа на частично-поисковом и творческом уровне деятельности.

Основные виды и методы изучения программы:

1) лекционные и семинарские занятия по тематическому планированию, практикумы;

2) выявление проблемы с последующим разрешением, в т.ч. составлением алгоритма её решения;

3) анализ биографий, документов, материалов СМИ и т.п.

4) устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;

5) работа над проектом (использование ИКТ);

6) выполнение домашних заданий и их проверка, публичная защита в рамках творческо-исследовательской лаборатории;

7) защита письменной (исследовательской) работы, в ходе которой проверяется степень овладения учениками требуемыми умениями и навыками.

В ходе работы учитель осуществляет контролирующие функции.

Формы подведения итогов:

- контрольное занятие, исследовательская работа учащихся, защита презентаций обучающихся;

- выступление на конференции НОШ гимназии (пленарное, секционное);

- участие (выступление) в конкурсах и конференциях различного уровня (в т.ч. научно-практической конференции «Грани творчества», региональном конкурсе «Моя земля, мои земляки…», городском конкурсе исследовательских работ по краеведению им. И.И.Дубасова, всероссийском конкурсе «Человек в истории. Россия ХХ век» и др.)

 Структура программы:

Программа рассчитана для обучающихся 10-11 классов. Общее количество часов – 72 часа в год (144 часа). Продолжительность обучения 2 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Курс представлен пояснительной запиской, учебно-тематическим планом, содержанием программы, методическим обеспечением и рекомендациями с ресурсным материалом, списком литературы для учителя и учащихся.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год

10 класс (72 часа)

п/п

Наименование раздела/темы

Всего часов

В том числе

Теоретические занятия

Практические занятия

лекции

семинары

практикумы,

самостоятельная

работа

Тема1

Введение

2

2

Тема

2

Организация учебной деятельности как основы школьного исследования

2

2

Тема

3

Знакомство с деятельностью НОШ, в т.ч. секции общественных наук гимназии

1

1

Тема

4

Сущность и роль информации в учебном процессе

4

2

2

Тема

5

Методы и приемы ускоренного чтения

4

1

3

Тема

6

Работа с текстом как элемент исследования

16

4

4

8

Тема

7

Написание различных текстов научного стиля по истории

12

2

3

7

Тема

8

Как работать с документом.

11

2

1

8

Тема

9

Виды документов.

20

6

4

10

Итого

72 часа

2 год

11 класс

(72часа)

Тема

10

Тема: её обоснование, актуальность

2

2

Тема

11

Цели и задачи исследования

6

2

4

Тема

12

Структура работы

Составление плана

8

2

6

Тема

13

Литература: основные источники, поиск и оформление

10

2

8

Тема

14

Итоги исследования

10

1

9

Тема

15

Презентация исследования

10

2

2

6

Тема

16

Оформление буклетов, стендового доклада

14

4

10

Тема

17

Защита творческих проектов, исследовательских работ, презентаций обучающихся по темам.

12

1

11

Итого

72 ч

Содержание программы

10 КЛАСС (72 ЧАСА)

Тема 1. Введение (2 часа)

Тема 2. Организация учебной деятельности как основы школьного исследования (2 часа)

Виды учебной и внеучебной работы. Роль исследовательской работы  в учебном процессе старшеклассника (на уроках истории, обществознания, права и во внеурочной деятельности – при работе над рефератом, проектом и т.п.). Слушание и восприятие научной информации. Приемы работы с записями (на уроке, в библиотеке, архиве и т.п.). Практическое применение знаний и умений. Конспектирование: цели и задачи, организация. Составление резюме текста. Виды конспекта: план-конспект, проблемный, сплошной. Использование таблиц, системы сокращений и выделений. Обработка конспекта. Ведение тетради для конспектов. Конспект-выписки, конспект-карточки и т.п.

Тема 3. Знакомство с деятельностью НОШ гимназии (1 час)

Цели, задачи, специфика работы гимназической секции общественных наук НОШ. Общие требования.

Тема 4. Сущность и роль информации в учебном процессе (4 часа)

Информация как источник знаний, тенденции ее развития. Основные направления исследования проблем информации. Некоторые проблемы работы с научной и учебной информацией в курсе истории Отечества, краеведения. Библиотеки, архивы, периодическая печать. Подбор литературы по выбранной проблематике: история Отечества, родного края, моей семьи.

Практика. Библиография истории Отечества и родного края.

Тема 5. Методы и приемы ускоренного чтения (4 часа)

Виды чтения (предварительное общее ознакомление с текстом, чтение-просмотр, ознакомительное чтение, углубленное сплошное чтение, выборочное чтение). Чтение научной литературы по выбранному направления (история России ХIХ-ХХвв.,Тамбовский край в прошлом). Отработка на конкретных примерах полученных знаний.

Тема 6. Работа с текстом как элемент исследования (16 часов)

Проблема понимания текста. Выделение ключевых слов и ключевых фраз. Структурирование текста. Простой и развернутый план текста. «Свертывание» информации текста. Составление тезисов к тексту. Пометки и выделения в тексте. Закладки. Отдельные выписки. Приемы повышения эффективности работы с текстом. Отработка полученных знаний на практике при работе с монографией, мемуарами, периодической печатью по истории России и краеведению (индивидуальный подбор материала за рамками учебного материала по истории Отечества).

Практика. Работа с монографией, мемуарами, периодической печатью.

Тема 7. Написание различных текстов научного стиля по истории (12 часов)

Виды текстов научного стиля: вспомогательные (план, тезис, конспект) и собственно научные (реферат, доклад, эссе).

Реферат и доклад в учебном процессе: общее и особенное. Виды рефератов. Требования к оформлению и содержанию реферата. Структура реферата. Формулировка проблемы. Этапы работы над рефератом по истории.

Отбор литературы. Процесс написания. Способы преподнесения материала.

Эссе как жанр письменной творческой работы. Использование проблемных тем и парадоксов при написании эссе. Эссе по истории, его особенности и виды.

Практика. Эссе, сообщение по проблеме истории россии с древнейших времен до конца ХХ века, реферат.

Тема 8. Как работать с документом. (11 часов)

Необходимость изучения терминов и понятий для работы с документами различного рода, в т.ч. с историческими. Алгоритм работы при работе с понятиями: вычленение существенных признаков из определений понятий, подбор сходных, родственных понятий для анализа.

Последовательное изучение текста источников. Выделение основополагающих идей и положений из текста. Анализ упоимнаемых авторами фактов, событий. личностей. Соотнесение основных идей документа с событиями в жизни страны (исторический опыт России).

Этапы изучения источника (на примере источникв по истории России с древнейших времен до конца ХХ века): 1.Подготовительный – понимание терминологии, причин и исторических условий создания документа, разбор фактов, персоналий, включенных в документ; 2.Выделение основных вопросов и моментов источника, его положений идей, оформление конспекта; 3.Выполнение практических заданий.

Особенности изучения исторических персоналий. Различные оценки одной и той же исторической личности. Прозвища и реальность в русской истории –  Олег Вещий, Ольга Святая, Игорь Старый, Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый, Андрей Боголюбский, Юрий Долгорукий и др.

Практика. Исторический документ – алгоритм работы и выводы. (история Древней Руси)

Тема 9. Виды документов (20 часов)

Виды документов: документы государственного (грамоты, указы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий и т.д.), международного характера (договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка), документы, связанные с политической борьбой (программы, послания, речи политиков, прокламации, декларации), документы исторического характера (хроники, летописи, исторические сочинения), документы личностного характера (мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев).

Практика. Работа с текстами документов по истории России и родного края.

11 класс (72 час)

Тема 10. Тема: её обоснование, актуальность. (2 часа)

Тема исследовательской работы по истории: формулировка, обоснование ее актуальности. Формулировка проблемы. Индивидуальные консультации по проблема выбора темы по истории России, родного края, семьи и т.п.

Практика. Формулировка темы, проблемы реферата. (индивидуальные консультации)

Тема 11. Цели и задачи исследования. (6 часа)

Что такое цель. Задачи исследования. Формулировка в тексте.

Носит индивидуальный характер.

Практика. Постановка целей и задач исследования по выбранной тематике.

Тема 12. Структура работы . Составление плана. (8 часов)

Значение введения, его обязательные элементы. Варианты структуры основной части работы. Работа над заключением к исследовательской работе.

Практика. Составление плана индивидуальной работы.

Тема 13. Литература: основные источники, поиск и оформление.(10 часов)

Источниковедческая база исследовательской литературы по истории (библиотеки, архивы, музеи и др.).  Библиография по краеведению. Методика работы с историческими источниками. Работа в библиотеках, архивах. Информация в Интернете.

 Практика. Работа с документами, мемуарами, монографиями и др. источниками. Консультации преподавателя по выбранной проблематике. Основная часть работы носит индивидуальный и самостоятельный характер.

Тема 14. Итоги исследования. (10 часов)

Требования к оформлению результатов исследования. Критерии его оценки (для каждого конкурса носят индивидуальный характер). В основном носит самостоятельный характер.

Практика. Работа с материалами исследования. Консультации преподавателя. Основная часть работы носит индивидуальный и самостоятельный характер.

Тема 15. Презентация исследования.(10 часов)

Что такое презентация? Цели, задачи, структура презентации. Знакомство с основами презентации исследовательской работы. Использование ИКТ. В основном носит индивидуальны и самостоятельный характер.

Практика. Создание презинтаций и их представление. Работа по индивидуальному плану учащегося.

Тема 16. Оформление буклетов, стендового доклада (14 часов)

Буклет: его предназначение, структура, оформление (с использованием ИКТ). Стендовый доклад: предназначение, структура, оформление.

Практика. Создание буклета и стендового доклада к реферату. Индивидуальные консультации, самостоятельная работа учащихся.

Тема 17. Защита творческих проектов, исследовательских работ, презентаций обучающихся по темам (12 часа)

Обсуждение подготовительных работ, рекомендации для школьной конференции, выступлений на конференциях городского, областного и других уровней.

Практика. Индивидуальные консультации. Выступление на НОШ.

Учебно-методическое обеспечение программы:

№ п/п

Компоненты

Содержание

Наименование раздела

Тема 1.

Введение (2часа)

формы занятий

лекция

методы и приемы

учитель

обучающийся

  1. Беседа, рассказ, демонстрации;
  2. проведение индивидуальной (дифференцированной) работы с учащимися.
  1. слушание, комментирование,
  2. конспектирование;
  3. работа с печатным материалом;

дидактический материал

Демонстрация рефератов, эссе и т.п.

техническое оснащение

Компьютер, мультимедийный проектор

формы проведения итогов

Конспект занятия

Тема 2.

Наименование раздела

Организация учебной деятельности как основы школьного исследования (2 часа)

формы занятий

лекция

методы и приемы

учитель

обучающийся

  1. беседа, демонстрации;
  2. проведение индивидуальной (дифференцированной) работы с учащимися.
  1. слушание;

дидактический материал

Рефераты учащихся

техническое оснащение

Компьютер, мультимедийный проектор

формы проведения итогов

Выбор направления работы учащимся

Тема 3.

Наименование раздела

Знакомство с деятельностью НОШ гимназии (1 час)

формы занятий

Лекция, практические занятия

методы и приемы

учитель

обучающийся

  1. Беседа, рассказ, объяснение, демонстрации;

  1. слушание;
  2. конспектирование.

дидактический материал

Папка НОШ гимназии

техническое оснащение

Компьютер, мультимедийный проектор

формы проведения итогов

Выбор направления работы учащимся 

Тема 4.

Наименование раздела

Сущность и роль информации в учебном процессе (4 часа)

формы занятий

Лекция, семинры, практические занятия.

методы и приемы

учитель

обучающийся

  1. лекция,
  2. руководство самостоятельной работой учащихся;
  1. слушание;
  2. упражнения (практические);

дидактический материал

Папка НОШ гимназии

техническое оснащение

Компьютер, мультимедийный проектор

формы проведения итогов

выполнение заданий

 Тема 5.

Наименование раздела

Методы и приемы ускоренного чтения (4 часа)

формы занятий

Лекция, семинар

методы и приемы

учитель

обучающийся

  1. рассказ, объяснение, инструктаж, лекция, демонстрации;
  2. использование дидактического материала;
  3. руководство самостоятельной работой учащихся;
  4. проведение индивидуальной (дифференцированной) работы с учащимися.
  1. слушание;
  2. работа с печатным словом;
  3. упражнения (практические);

дидактический материал

Тексты СМИ, фрагменты документов, мемуаров и т.п.

техническое оснащение

Компьютер, мультимедийный проектор

формы проведения итогов

Индивидуальная работа, по группам выполнение заданий

Тема 6.

Наименование раздела

Работа с текстом как элемент исследования (16 часов)

формы занятий

Лекция, семинар, самостоятельная работа

методы и приемы

учитель

обучающийся

  1. рассказ, объяснение, инструктаж, лекция,
  2. использование дидактического материала;
  3. руководство самостоятельной работой учащихся;
  4. проведение индивидуальной (дифференцированной) работы с учащимися.
  1. слушание, комментирование, объяснение;
  2. работа с печатным словом;
  3. упражнения (письменные, устные, практические);

дидактический материал

Тексты СМИ, фрагменты документов, мемуаров и т.п.

техническое оснащение

Компьютер, мультимедийный проектор

формы проведения итогов

Индивидуальная, групповая работа.

Тема 7.

1.

Наименование раздела

 Написание различных текстов научного стиля (12 часов)

2.

формы занятий

Лекция, семинар,самостоятельная работа

3.

методы и приемы

учитель

обучающийся

  1.  инструктаж, лекция;
  2. руководство самостоятельной работой учащихся;
  3. проведение индивидуальной (дифференцированной) работы с учащимися.
  1. слушание, конспектирование;
  2. упражнения (практические);

4.

дидактический материал

Рефераты учащихся

5.

техническое оснащение

Компьютер, мультимедийный проектор

6.

формы проведения итогов

Индивидуальная работа, выполнение заданий (написание эссе)

Тема 8.

1.

Наименование раздела

Как работать с документом. (11 часов)

2.

формы занятий

Лекция, практикум,самостоятельная работа

3.

методы и приемы

учитель

обучающийся

  1. рассказ, объяснение, инструктаж, лекция,
  2. использование дидактического материала;
  3. руководство самостоятельной работой учащихся;
  4. индивидуальной аналитическая

(дифференцированной) работы с учащимися.

  1. слушание, комментирование, объяснение;
  2. работа с документом;
  3. упражнения (письменные, устные, практические);

4.

дидактический материал

Тексты СМИ, фрагменты документов, мемуаров и т.п.

5.

техническое оснащение

Компьютер, мультимедийный проектор

6.

формы проведения итогов

Индивидуальная работа.

Тема 9.

1.

Наименование раздела

 Виды документов.(20 часов)

2.

формы занятий

Лекции, семинары, практические занятия, индивидуальная работа

3.

методы и приемы

учитель

обучающийся

  1. рассказ, объяснение, инструктаж, лекция,
  2. использование дидактического материала;
  3.  руководство самостоятельной работой учащихся;
  4. проведение индивидуальной работы с учащимися.
  1. слушание,
  2. аналитическая работа;
  3. работа с документом;
  4. упражнения (письменные, устные, практические);

4.

дидактический материал

Документы по истории и креведению, хрестоматии.

5.

техническое оснащение

Компьютер, мультимедийный проектор

6.

формы проведения итогов

Индивидуальная работа

2 год

11 класс

(72 часа)

Тема 10.

1.

Наименование раздела

Тема: её обоснование, актуальность. (2 часа)

2.

формы занятий

Лекция, практические занятия.

3.

методы и приемы

учитель

обучающийся

  1. рассказ, объяснение, инструктаж, лекция,
  2. использование дидактического материала;
  3. руководство самостоятельной работой учащихся;
  4. индивидуальной аналитическая

(дифференцированной) работы с учащимися.

  1. слушание, комментирование, объяснение;
  2. индивидуальная работа по выбранной тематике

4.

дидактический материал

Рефераты учащихся

5.

техническое оснащение

Компьютер

6.

формы подведения итогов

Индивидуальная работа

Тема 11.

1.

Наименование раздела

 Цели и задачи исследования. (12 часа)

2.

формы занятий

самостоятельная работа

3.

методы и приемы

учитель

обучающийся

  1.  руководство самостоятельной работой учащихся;
  2. проведение индивидуальной (дифференцированной) работы с учащимися.
  1. практическая работа;

4.

дидактический материал

Рефераты учащихся

5.

техническое оснащение

Компьютер, мультимедийный проектор

6.

формы проведения итогов

Индивидуальная работа

 Тема 12.

1.

Наименование раздела

Структура работы. Составление плана. (8 часов)

2.

формы занятий

самостоятельная работа

3.

методы и приемы

учитель

обучающийся

  1.  лекция,
  2. использование дидактического материала;
  3. руководство самостоятельной работой учащихся;
  4. индивидуальной аналитическая

(дифференцированной) работы с учащимися.

  1. слушание,
  2. практическая самостоятельная работа по составлению плана исследовательской работы;

4.

дидактический материал

Рефераты учащихся (призеры прошлых лет различных конкурсов)

5.

техническое оснащение

Компьютер, мультимедийный проектор

6.

формы проведения итогов

индивидуальная работа.

Тема 13.

1.

Наименование раздела

Литература: основные источники, поиск и оформление. (10 часов)

2.

формы занятий

самостоятельная работа

3.

методы и приемы

учитель

обучающийся

  1. руководство самостоятельной работой учащихся;
  2. индивидуальная

работа с учащимися.

  1. работа с документами, мемуарами,монографиями и т.п.;

4.

дидактический материал

Рефераты учащихся

5.

техническое оснащение

Компьютер, мультимедийный проектор

6.

формы проведения итогов

Индивидуальная  работа.

Тема 14.

Наименование раздела

 Итоги исследования(10 часов)

формы занятий

Лекция, индивидуальная работа

методы и приемы

учитель

обучающийся

  1. лекция;
  2. нструктаж,
  3. руководство самостоятельной работой учащихся;
  4. проведение индивидуальной работы с учащимися.
  1. слушание,
  2. аналитическая работа;
  3. работа с материалами исследования

дидактический материал

Рефераты учащихся

техническое оснащение

Компьютер, мультимедийный проектор

формы проведения итогов

Индивидуальная работа с текстовым материалом

 Тема 15.

1.

Наименование раздела

Презентация  исследования(10 часов)

2.

формы занятий

Лекция, самостоятельная работа

3.

методы и приемы

учитель

обучающийся

  1. лекция с использованием ИКТ
  2.  руководство самостоятельной работой учащихся;
  3. проведение индивидуальной (дифференцированной) работы с учащимися.
  1. практическая работа;

4.

дидактический материал

Презентации прошлых лет

5.

техническое оснащение

Компьютер

6.

формы проведения итогов

Индивидуальная работа, создание презентации по исследовательской работе и их представление.

Тема 16.

1.

Наименование раздела

Оформление буклетов, стендового доклада (14 часов)

2.

формы занятий

Лекция, самостоятельная работа

3.

методы и приемы

учитель

обучающийся

  1.  лекция,
  2. использование дидактического материала;
  3. руководство самостоятельной работой учащихся;

  1. слушание,
  2. практическая самостоятельная работа по созданию и оформлению буклетов, материалов стендового доклада

4.

дидактический материал

Работы учащихся (призеры прошлых лет различных конкурсов)

5.

техническое оснащение

компьютер

6.

формы проведения итогов

презентация работ.

Тема 17.

1.

Наименование раздела

Защита творческих проектов, исследовательских работ, презентаций обучающихся по темам (12 часа)

2.

формы занятий

самостоятельная работа

3.

методы и приемы

учитель

обучающийся

  1.  руководство самостоятельной работой учащихся;

  1. практическая самостоятельная работа над исследовательской работой;

4.

дидактический материал

Рефераты учащихся

5.

техническое оснащение

компьютер

6.

формы проведения итогов

Защита исследовательской работы

Список литературы для учителя:

  1. Вяземский,Е.Е. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: практ. Пособие/Е.Е.Вяземский, О.Ю.Стрелова. – М., 2001
  2. Гецов, Г. Как читать книги, журналы, газеты. 7-е изд. М.,1998
  3. Гора, П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе/ П.В.Гора. – М,: Просвещение, 1988.
  4. Доблаев, Л.П. Анализ и понимание текста. Саратов, 1987
  5. Журавлева, О.Н. Учимся писать реферат по истори. СПб., 2001
  6. Карекцкая, А.М., Баранова, А.Н. Методические рекомендации по обучению гимназистов началам научного исследования. М., 2001.
  7. Лезер, Ф. Рациональное чтение. М., 1980
  8. Минько, Э.В., Минько, А.Э. Ускоренное конспектирование и чтение. СПб.. 2003
  9. Митрофанов, К.Г., Шаповал, В.В. Как правильно написать реферат и эссе по истории. М., 2003
  10. Соловьева, Н.Н. Основы научной деятельности и оформление её результатов. М., 2003
  11. Шаповал, В.В., Митрофанов, К.Г. Как быстро и правильно написать конспект. М., 2001

Список литературы для обучающихся:

  1.  Большая детская энциклопедия. — М.: Русское энциклопедическое общество, 2000.
  2. Григорьева, Н.А. История. Тренировочные задания повышенной сложности. Работа с историческими документами/ Н.А.Григорьева, Н.И. Чеботарева. - Волгоград, 2003
  3. Отечественная история. Документы и справочные материалы/ под общ. Ред. А.О.Чубарьяна. _ м.: Просвещение, 2005
  4. Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2004.
  5. http://www.hronos.km.ru/ - сайт «Хронос» содержит сведения по отечественной и всемирной истории.
  6. http://el.inegrum.ru – на сайте размещен электронный архив исторических документов.
  7. http://www.mtu-net.ru/shdows/projekt/ - сайт содержит материалы по истории России с древности до 1917г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей для 3 класса «Путешествие в мир английского языка»

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей для 3 класса «Путешествие в мир английского языка» Правильно организованная система дополнительного образования представляет ...

Примерный тематический план программы дополнительного образования в 4-5 классах.

Данный материал может использоваться для дополнительного образования учащихся 4-5 классов во второй половине дня....

Программа дополнительного образования. Баскетбол 7-9 класс Разработал Бурсин Д.Л.

Представленна программа дополнительного образования по баскетболу,  7-9 класс, с календарно-тематическим планированием....

Модифицированная программа дополнительного образования детей 2-3 класса «Внеклассное чтение»

Настоящая программа создана на основе образовательной программы дополнительного образования для детей И.Н. Верещагиной, К.А. Бондаренко «Внеклассное чтение 2-3» и предназначена для использования в раб...

Рабочая программа дополнительного образования для 3-4 классов

       Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных, общеучебных умений, творческих способностей у обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и ф...