Социально-педагогический проект "Клуб семейного чтения"
проект
Работа с семьей является одним из главных направлений школы, ведь именно в семье закладываются нравственные основы, прививаются духовные ценности, зарождаются истоки детской души и основы мировоззрения. Одной из возможностей сохранения, укрепления и развития семейных традиций и ценностей является семейное чтение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_klub_semeynogo_chteniya.docx | 37.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Начальная школа с. Айон"
Юридический адрес:
689425, ЧАО,Чаунский р-н,
с. Айон, ул. Островная, 20
тел. (раб.) 8 (42737) 93-3-31
E-mail: ajonschool@rambler.ru
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
КЛУБ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ
Руководитель проекта:
Ерофеева Наталья Алексеевна,
учитель начальных классов
МБОУ НШ с. Айон
2024 год
Содержание
1. | Актуальность темы, проблемный анализ…………………………….3 |
2. | Цель, задачи проекта…………………………………………………..3 |
3. | Основы деятельности проекта………………………………………...5 |
4. | Этапы работы над проектом…………………………………………..6 |
5. | Предполагаемые результаты реализации проекта………………….10 |
6. | Система управления проектом……………………………………….10 |
7. | Список использованной литературы………………………………...11 |
8. | Приложения…………………………………………………………...12 |
Актуальность темы
Основанием для разработки данного проекта послужил анализ результатов мониторингов внутренней и внешней оценки. Внутренние исследования указывают на то, что увеличивается доля детей, вообще не читающих или читающих лишь от случая к случаю, утрачиваются традиции семейного чтения.
В наше время в большинстве семьях книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Снижение интереса к книге, замена чтения просмотром телевизионных программ и компьютерными играми у детей и заботой о хлебе насущном у взрослых приводят к снижению общего культурного уровня населения России в целом, нашего поселка в частности.
Происходит утрата традиций семейного чтения, совместного общения по поводу прочитанного, что сближало членов семьи, объединяло их духовно. А ведь именно в дошкольном и младшем школьном возрасте у ребенка пробуждается интерес к чтению, в его сознании закладываются такие важные понятия, как добро и зло, сочувствие и милосердие.
Одной из возможностей сохранения, укрепления и развития семейных традиций и ценностей является семейное чтение.
Чтение способствует такому общению и реализует целый спектр разнообразных семейных функций: эмоциональное единение; обмен информацией; передача жизненного опыта от старших к младшим.
Все эти данные побудили к созданию в МБОУ НШ с. Айон Клуба семейного чтения.
Место и роль школы в обществе во многом зависит от их способности отвечать запросам сегодняшнего дня, поэтому модернизация и совершенствование деятельности является для школы процессом постоянным. МБОУ НШ с. Айон выполняет функции единственного центра детства в селе. В нашем селе проживает около 250 человек, детей – дошкольников - 15, младших школьников – 11. Каждый родитель желает видеть своего малыша смышлёным и творческим, открытым и уверенным в себе.
Социально-педагогический мониторинг выявил, что актуальной для каждого родителя была тема «Как заставить ребенка читать?», но мы должны понимать, что если чтение будет из – под «палки», то ничего не получится.
Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. XXI век для человечества считается информационным. Родился «виртуальный» мир, который имеет всеобщую доступность информации. Стремление к быстрой конкретной информации, недостаточный уровень знаний ведет к снижению интереса к книге, что мешает детям успешно окончить начальную школу и продолжить обучение в основной и средней школе, формированию активного гражданского поведения детей.
Что можно изменить в своей работе, чтобы обучающиеся к концу 4 класса имели оптимальную скорость чтения, которая является необходимым условием хорошей учёбы в средней школе?
Проблема
Возрождение традиции семейного чтения представляется нам очень важным. Важнейшая роль в формировании личности принадлежит книге. В.А.Сухомлинский писал: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки и семьи.
Работа с семьей является одним из главных направлений в МБОУ НШ с. Айон, ведь именно в семье закладываются нравственные основы, прививаются духовные ценности, зарождаются истоки детской души и основы мировоззрения.
Одной из возможностей сохранения, укрепления и развития семейных традиций и ценностей является семейное чтение.
Цель проекта: Формирование читательской грамотности у младших школьников посредством новых форм взаимодействия родителей, учителя, ученика.
Объект исследования: формы взаимодействия учителя, родителей, ученика, современные приемы и технологии.
Предмет исследования: процесс улучшения читательской грамотности у младших школьников.
Задачи проекта:
- подобрать эффективные формы взаимодействия учителя, родителей, ученика и современные приемы, направленные на развитие читательской грамотности у младших школьников;
- апробировать данные формы и приемы в своем классе;
- развивать потребность в чтении посредством использования разнообразных форм в урочное и внеурочное время;
- повысить читательскую грамотность обучающихся;
- поддержка и развитие интереса к чтению, как к увлекательному и творческому процессу;
- формирование ориентации жителей поселка к чтению как к важному ресурсу развития, инструменту повышения интеллектуального и культурного потенциала общества;
- Возрождение традиций семейного чтения через совместную деятельность школы и семьи, организация досуга детей и молодых родителей. Приобщение детей и родителей к совместному чтению и регулярному посещению Клуба семейного чтения.
- формирование позитивного имиджа школьной библиотеки, представление о ней, как о важном и необходимом элементе жизни для подрастающего поколения поселка
Гипотеза: при целенаправленном использовании новых приемов взаимодействия учителя, родителей, ученика, библиотекаря, внедрение новых технологий у воспитанников повысится интерес к чтению, а также возрастет уровень коммуникативных и творческих возможностей обучающихся.
Научная новизна данного проекта заключается в том, что известные технологии и приемы перерабатываются и применяются при тесном неформальном взаимодействии, для достижения оптимального результата, отклика используются методики педагогического экспромта и импровизации.
Этапы работы над проектом
Реализация проекта предполагает три этапа, каждый из которых имеет свои задачи. Проект рассчитан на один год: с января 2024 г. по декабрь 2024 г.
I этап –подготовительный (январь-февраль 2024 г)
Задачи:
1. Анализ результатов и выявление проблемы.
2. Поиск новых технологий, методов и приемов.
3. Подбор методик и разработка проекта.
Содержание работы:
1. Выявление проблем.
Цель: выявление проблем, требующих решения.
Ожидаемый результат: понимание важности рассматриваемой проблемы.
На данном этапе проекта анализируются проблемы, которые требуют особого решения.
2. Поиск новых форм, позволяющих решить данную проблему.
Цель – изучение научно-методической литературы по проблеме.
Ожидаемый результат: определение необходимых технологий, методик, приемов для организации эксперимента.
На данном этапе происходит изучение теоретических основ проекта с целью обобщения данных научно-методической литературы. Рассматриваются формы взаимодействия учителя и родителей, учителя и библиотекаря по проблеме. Рассматривается методика "Хорошее время читать", имеющая практику применения в разных областных центрах России, приемы семейного чтения, групповой проектный метод.
3. Подбор методик и разработка проекта.
Цель – подбор необходимых технологий, выбор методов и приемов для эксперимента.
Ожидаемый результат: отобрана и переработана технология "Хорошее время читать", необходимая для эксперимента.
Данная технология построена на модели "поощрения". Реализация методики позволяет создать условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой конкретной и понятной для ребенка форме (жетон для участия в лотерее). Заработанные жетоны становятся позитивным подкрепляющим стимулом, способствующим положительной модификации поведения ребенка форме (жетон для участия в лотерее). Элемент соревнования (больше жетонов – больше шансов) позволяют успешно поддерживать читательскую активность на протяжении продолжительного времени. Оптимальная продолжительность работы по данной методике: 3 - 6 месяцев. Методика допускает участие детей с разным уровнем читательского развития.
Данную методику переработала для малокомплектной школы.
1. Определение круга чтения и рекомендованный список литературы формируем совместно с библиотекарем и родителями (10 книг), перечень заданий (1 задание для 1 книги) (Приложение 1).
Подготовка выставки книг, Читательского экрана - готовим совместно с родителями и ребятами.
2. Наличие Читательских дневников (Читательских портфелей) - имеются, имеем опыт работы с ними. Дополняем их заданиями.
3. Жетоны для участия в лотерее, призовой фонд (ручки, блокноты и т.д.) - готовят родители.
4. Чтение по интересам - семейное чтение. Научить родителей, как читать с ребенком. Подготовка правил семейного чтения - готовит учитель.
5. Систематическое собеседование с детьми о прочитанных книгах - планируем совместно с библиотекарем на библиотечных уроках, на классных беседах.
6. Учитель и библиотекарь выдают лотерейные билеты в обмен на выполненные задания прочитанных книг.
7. В конце года проходит квест-игра по прочитанным книгам. Организуется выставка Портфелей читателя, разыгрывается призовой фонд совместно с библиотекарем.
Ожидаемый результат: переработаны методы семейного чтения, оформлена памятка "Умейте читать с ребенком" (Приложение 2). Данные приемы рассматриваются на родительском собрании и памятки вручаются родителям. Родитель может испробовать разные формы семейного чтения. В дальнейшем планируется обсуждение на других встречах с родителями об использованных приемах семейного чтения.
Ожидаемый результат: доработан мини-проект "В объективе - библиотека". Данный проект мы разработали и реализовали в прошлом году в апреле-мае 2019 года. В рамках эксперимента продолжаем тесное взаимодействие с библиотекой через реализацию социально-значимых практик (Приложение). Дети не просто участвуют в социальных делах, но и организуют с библиотекарем выставки тех произведений, которые изучаются на литературном чтении в 3 классе. На выставке могут быть книги из школьной или районной детской библиотеки, книги могут принести дети из дома.
Кроме этого для повышения читательских навыков на каждом уроке в течение всей недели и года в целом организуется перед уроком "Читательская 5-минутка". Это позволит в непринужденной форме детям читать вслух в течение 25 минут каждый день, тем самым повысить читательские навыки младших школьников.
Данный эксперимент организуется с ноября 2019 по май 2020 года.
В 2020-2021 году, если эксперимент будет иметь положительные результаты, предполагается расширить социальное пространство - включить в него другие классы, а результаты организовывать в школьной библиотеке.
В своем же классе разбить родителей и детей на группы по интересам (сказки, детские журналы, стихи и песни, книги о природе, детские энциклопедии). Каждая группа читает интересующую их литературу. Через определенный срок презентует проект по своему направлению "В мире Книги " по следующей схеме:
1. Название проекта.
2. Чем интересны книги о...
3. Что успели прочитать и что узнали нового.
4. Важность книги в жизни каждого человека (можно творческий подход с продуктами - рисунки, плакаты, шаржи, песни, стихи и т.д.).
Данный мини-проект позволит повысить, в первую очередь, значение Книги в жизни каждого человека, повысит интерес к чтению интересующей литературы, читательскую грамотность, расширит кругозор участников проекта, сплотит родителей и ребят, реализуются творческие способности, разовьются коммуникативные навыки.
II этап – основной «Применение» (март-ноябрь 2024 г.)
Цель: внедрение собственных разработок технологии "Хорошее время читать", приемов семейного чтения, приемов совместной деятельности библиотекаря и класса.
Задачи:
1. Применение переработанных приемов технологии "Хорошее время читать" в жизни школьников.
2. Организация родительских встреч по применению приемов семейного чтения.
3. Реализация мини-проекта "В объективе - библиотека".
4. Проведение педагогом и библиотекарем промежуточных мониторингов (Квест - игра), отслеживание интереса к чтению, повышения читательской грамотности.
Содержание работы:
1. Применение переработанных приемов технологии "Хорошее время читать" в жизни школьников.
Цель – повысить престижность чтения среди младших школьников, развить навыки семейного чтения.
Ожидаемый результат: формируется литературный вкус, осваиваются навыки рефлексивного чтения, создается атмосфера внимания к книге и чтению, создается привлекательный имидж читающего сверстника в глазах товарищей, привлечение мало читающих детей, повышается профессиональный уровень у родителей по применению семейного чтения.
На данном этапе проводится эксперимент по внедрению технологии "Хорошее время читать".
Что делают дети?
- Читают книги.
- В процессе и после чтения выполняют одно из заданий на выбор, оформляя его в «отчетном листе» (1 задание на 1 книгу).
- Отчетный лист предъявляют координатору и получают лотерейный билет «бук».
- Оформляют «портфели».
- Участвуют в выставке «портфелей».
- Участвуют в лотерее.
Что делают учитель/библиотекарь?
- Распространяют информацию, проводят разъяснительную работу среди детей и родителей.
- Участвуют в организации «старта» и «финала».
- Проверяют выполнение заданий по книгам.
- Проводят собеседование по книге.
- Выдают лотерейные билеты.
- Ведут учет.
- Организовывают выставки «портфелей».
- Выявляют и награждают лучших читателей.
- Подготавливают призовой фонд.
- Проводят розыгрыш лотереи.
- Создают и поддерживают положительный эмоциональный настрой класса.
По каким признакам можно судить, что реализация методики идет успешно? Неуспешно?
- количество участников не уменьшается;
- активность стабильна;
- общий эмоциональный фон позитивный.
Какие возможны ошибки при использовании?
- принудительный характер участия;
- формальное отношение к заданиям и собеседованию;
- недооценка роли родителей;
Какие отклонения возможны? Что делать, если они возникли?
Спад интереса:
- активизация внимания на успешном опыте чтения;
-организация сменной наглядности.
2. Организация родительских встреч по применению приемов семейного чтения.
Цель – научить родителей навыкам семейного чтения.
Ожидаемый результат: сплоченность родителей и учителя по развитию интереса к чтению у школьников, умение родителей применять эффективные приемы семейного чтения, умение беседовать с детьми о прочитанном.
3. Реализация мини-проекта "В объективе - библиотека"
Цель – приобщение детей к книжной культуре, повышение интереса к стремлению получать знания через книгу, воспитывать любовь и бережное отношение к книгам, озеленение библиотеки и создание условий для вовлечения учащихся в общественно значимую трудовую деятельность, оказание посильной помощи школьной библиотеке.
Ожидаемый результат: воспримут посещение в библиотеку как приятное времяпрепровождение, поднимется приоритет чтения как формы культурного досуга; приобретут дополнительные навыки работы с выставкой, фондом; смогут самореализоваться и повысить свой авторитет среди сверстников; приобретут навыки коллективной (командной) работы; почувствуют значимость своего вклада в общее дело в пополнении фонда библиотеки, в формировании и сохранении книг, а также в создании благоприятной обстановки.
Данная социальная практика поможет еще больше приобщиться к значимости книг в жизни человека, развить навыки командной работы, повысить нравственные качества каждого участника проекта.
4. Проведение педагогом и библиотекарем промежуточных мониторингов (Квест - игра), отслеживание интереса к чтению, повышения читательской грамотности"
Цель – проверка знаний, обучающихся по прочитанным книгам.
Ожидаемый результат: расширение кругозора участников эксперимента, коммуникативных, читательских навыков, командной работы, успех каждого ребенка (подъем на новый уровень чтения).
На данном этапе организуется квест - игра, которая позволит подвести итоги организации эксперимента. Разыгрывается беспроигрышная лотерея. Проверяются читательские способности каждого участника эксперимента.
5. Реализация мини-проекта родителей и обучающихся "В мире Книги".
Цель – повышение читательской грамотности младших школьников через чтение художественной литературы по интересам совместно с родителями.
Ожидаемый результат: расширение кругозора детей и родителей, умение работать в команде родителей и детей, повышение престижа чтения, Книги, сплочение участников проекта.
На данном этапе будут внедряться приемы семейного чтения, развивать командная работа при подготовке к защите проектов, повышаться читательская грамотность каждого участника эксперимента. В марте 2021 года организуется большой праздник - защита проектов "В мире Книги", подводятся итоги, проводится мониторинг читательских навыков младших школьников.
III этап – «обобщение» (ноябрь-декабрь 2024)
На данном этапе проекта предполагается проанализировать и обобщить результаты реализации проекта. Проанализировать результативность каждого ученика. Выявить проблемы, возникшие при организации эксперимента, спланировать пути их решения, произвести корректировку.
Предполагаемые результаты реализации проекта:
- Использование новых образовательных технологий при тесном взаимодействии участников проекта позволит развить читательскую грамотность, творческие способности учащихся;
- Изучение лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы сверх программы будет способствовать формированию читательского вкуса;
- Выполнение неиспользованных ранее заданий по текстам произведений поможет освоить навыки рефлексивного чтения;
- Повысится уровень выполнения комплексной работы в 2-4 классе при работе с текстом;
- Читающий сверстник будет иметь привлекательный имидж в глазах одноклассников;
- Личностные качества учителя и повышение мотивации к чтению станут ступенью к возникновению устойчивого интереса к чтению в период обучения и после него.
Любая экспериментальная деятельность предполагает определение качественных параметров результатов. Отслеживая этапы внедрения данного проекта, я планирую не только повысить читательскую грамотность младших школьников, но и активизировать их познавательную деятельность. Обучающиеся научатся любить и понимать книги, станут активными читателями. Приемы взаимодействия с библиотекой позволят использовать в будущем новые подходы для решения проблемы чтения.
Система управления проектом
Цель: повысить эффективность деятельности педагога и всех участников образовательного процесса при работе над проектом.
Педагог координирует и управляет проектом, накапливает опыт по реализации данного проекта, распространяет результаты реализации проекта на ШМО, совещаниях, РМО, НПК.
Заместитель директора осуществляет внутришкольный контроль реализации инновационного проекта.
Список использованной литературы
- Голубева Е.И. Поддержка семейного чтения - общая задача специалистов. // Недетские проблемы детского чтения. - М.: Российская государственная детская библиотека, 2002
- 2.Громова О.М. Откуда берутся начинающие взрослые. // Библиотека в школе. - 2008. - № 1. - с. 2-9.
- 3.Дети и книга: простые приемы привлечения к чтению. - М.: Чистые пруды,2007. - 32 с. -
- 4.Карпова, Н.Л. Семейное чтение - семейная библиотерапия // Школьная библиотека. - 2004. - № 5. - С. 53-57.
- 5.Родительское собрание по детскому чтению: метод. Пособие / / сост. Т.Д. Жукова. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. - 288 с. - (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря, Сер. 1; Вып. 7-8).
- 6.Россинская, С.В. Подружить ребенка с книгой: к вопросу о снижении интереса к чтению, о семейном чтении и роли библиотек в воспитании личности . // Библиотечн. дело. - 2007. - № 15. - С. 35-36.
- 7.Холодницкая, Т. Возрождение традиций семейных чтений и их роль в формировании личности ребенка, воспитании нравственности и культуры.// Новая библиотека. - 2003. - № 9. - С. 16 - 19.
- 8.Худякова, С.Н. Семейные тайны. Как вырастить читающего ребенка. // Библиотечн. дело. - 2007. - № 7. - С. 33-35.
- По материалам сайта http://www.edu.rin.ru. Игры-занятия, способствующие обучению чтению/eduhmao).
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
- www.ezhva-licey.ru/itogi_uroka/
Система работы по выработке сознательного отношения к чтению и повышению качества обучения. Читательский дневник для учащихся 1 класса: «Что и как читать?». festival@1september.ru
- Электронные ресурсы http://iem.adm.nov.ru/mentor/0107_nitalimova.html
http://festival.1september.ru/articles/416798/
13. Татьяна Галактионова. Успешное чтение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально педагогический проект "Семейный клуб"
Социально педагогический проект...
Роль социально-педагогического партнерство школы и музея в приобщении младших подростков к чтению.
«Сердце, воображение и разум — вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой».Константин Георгиевич Паустовский«Культура — это не количество прочитанных книг, а количество понятых».Фазил...
Социально-педагогическая реабилитационная программа по формированию семейных ценностей «Истоки»
Новизна данной программы заключается в комплексном подходе к формированию семейных ценностей, которые реализуются через использование психологических и педагогических методов. Активно используется кин...
Занятие с родителями «Семейные традиции - семейное чтение»
Тренинговое занятие с родителями "Семейные традиции-семейное чтение"...
"Семейное неблагополучие как социально- педагогическая проблема».
Данная статья посвящена рассмотрению такой социальной проблемы, как неблагополучные семьи, и их влиянию на развитие социального сиротства и девиантного поведения среди детей. Рассмотрена сущность пон...
Социально-педагогическая работа в сфере профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия
Деятельность социального педагога по профилактике и преодолению социального сиротства....