Роль социально-педагогического партнерство школы и музея в приобщении младших подростков к чтению.
статья по теме

Шувалова Елена Сергеевна

«Сердце, воображение и разум — вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой».

Константин Георгиевич Паустовский

«Культура — это не количество прочитанных книг, а количество понятых».

Фазиль Искандер

Музей  как образовательный институт  обладает  богатым педагогическим потенциалом и  может оказать помощь не только в расширении кругозора детей  и  в приобщении  их к общекультурным духовно-нравственным ценностям и нормам, но и  к чтению, в том числе и  художественной литературы. Попадая в интерактивное  музейное пространство, включаясь в  увлекательную игру, театрализацию, занимаясь творчеством,  ребенок входит  в особый мир и,  если экскурсия в музее будет не формальным пересказом, а ярким событием для ребенка, то велика вероятность того, что, вернувшись домой,  он захочет взять в руки книгу и прочитать  об услышанном и увиденном гораздо больше.

Музеи сегодня, однако, слабо учитывают потребности и психологические особенности подростков. Важнейшая задача, стоящая перед современными музеями – создание полноценной  экспозиции для детей, той интерактивной среды, которая предполагает активное взаимодействие посетителей с  экспонатами: возможность отвечать на вопросы,  творчески самовыражаться, совершать собственные открытия.

Для реализации педагогических задач у музея имеется достаточное количество инструментов, таких как, например, музейные коллекции и экспозиции. Но эффективность этих средств значительно  повышается, если процесс формирование общекультурной компетенции младших подростков происходит при целенаправленной работе, выстраиваемой совместно  музеями и  классными руководителями и включает эти средства  в интерактивное пространство музея. Интерактивность выступает как  основной методологический прием в работе современного музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания. Интерактивный музей сегодня –  способ активного  взаимодействия личности с объектами культуры и искусства и различных культур в исторической перспективе.

Список литературы:

1. Галактионова Т.Г. Технологический инструментарий социально-педагогического взаимодействия в приобщении к чтению современных школьников // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - №59. - С. 21-27.

 

2. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология  креативного обучения / А.В. Хуторской. - М. : Издательство МГУ, 2003. - 416.

 

3. Юхневич  М.Ю. Я поведу тебя в музей. Учебное пособие по музейной педагогике / М.Ю. Юхневич. - М., 2001. - 233 с.

 

4. Ярмакеев Б.И. Развитие общей культуры учащихся с позиций компетентностного подхода // Вестник ТГГПУ. - 2010. - № 4. - С.  344-347.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль социально-педагогического  партнерство школы и музея в приобщении младших подростков к чтению.

Шувалова Елена Сергеевна

учитель хинди и английского языка ГБОУ СОШ №653 Калининского района Санкт-Петербурга

«Сердце, воображение и разум — вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой».

Константин Георгиевич Паустовский

«Культура — это не количество прочитанных книг, а количество понятых».

Фазиль Искандер

Музей  как образовательный институт  обладает  богатым педагогическим потенциалом и  может оказать помощь не только в расширении кругозора детей  и  в приобщении  их к общекультурным духовно-нравственным ценностям и нормам, но и  к чтению, в том числе и  художественной литературы. Попадая в интерактивное  музейное пространство, включаясь в  увлекательную игру, театрализацию, занимаясь творчеством,  ребенок входит  в особый мир и,  если экскурсия в музее будет не формальным пересказом, а ярким событием для ребенка, то велика вероятность того, что, вернувшись домой,  он захочет взять в руки книгу и прочитать  об услышанном и увиденном гораздо больше.

Музеи сегодня, однако, слабо учитывают потребности и психологические особенности подростков. Важнейшая задача, стоящая перед современными музеями – создание полноценной  экспозиции для детей, той интерактивной среды, которая предполагает активное взаимодействие посетителей с  экспонатами: возможность отвечать на вопросы,  творчески самовыражаться, совершать собственные открытия.

Для реализации педагогических задач у музея имеется достаточное количество инструментов, таких как, например, музейные коллекции и экспозиции. Но эффективность этих средств значительно  повышается, если процесс формирование общекультурной компетенции младших подростков происходит при целенаправленной работе, выстраиваемой совместно  музеями и  классными руководителями и включает эти средства  в интерактивное пространство музея. Интерактивность выступает как  основной методологический прием в работе современного музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания. Интерактивный музей сегодня –  способ активного  взаимодействия личности с объектами культуры и искусства и различных культур в исторической перспективе.

Список литературы:

1. Галактионова Т.Г. Технологический инструментарий социально-педагогического взаимодействия в приобщении к чтению современных школьников // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - №59. - С. 21-27.

2. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология  креативного обучения / А.В. Хуторской. - М. : Издательство МГУ, 2003. - 416.

3. Юхневич  М.Ю. Я поведу тебя в музей. Учебное пособие по музейной педагогике / М.Ю. Юхневич. - М., 2001. - 233 с.

4. Ярмакеев Б.И. Развитие общей культуры учащихся с позиций компетентностного подхода // Вестник ТГГПУ. - 2010. - № 4. - С.  344-347.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ МАТЕМАТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Статья посвящена вопросу сохранения здоровья подростков на уроках математики....

Условия успешной адаптации к школе. Возрастные особенности младших подростков. Роль семьи в учебной мотивации

Здравствуйте, уважаемые родители! Переход в среднее звено – это важный момент в жизни школьника.  Здесь у них  начнётся новая жизнь. Какой она будет – во многом зависит не только от школы, н...

"Роль семьи и школы в приобщении детей к здоровому образу жизни"

Проблема здоровья современного человека как никогда актуальна в нашем обществе.Известно, что на состояние здоровья людей влияют различные факторы: здоровье на 18-20% зависит от окружающей среды, на 20...

«Роль школы и семьи в приобщении детей и подростков к здоровому образу жизни»

Цель: Определить роль школы и семьи в приобщении детей и подростков к здоровому образу жизни....

«РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРИОБЩЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ, ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК»

laquo;РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРИОБЩЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ, ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК»...

Организация деятельности социального педагога по патриотическому воспитанию младших подростков в пространстве школьного музея

Педагоги школы стремятся развивать в обучающихся чувство патриотизма, любви к Родине и работа руководителя музея в течение нескольких лет направлена на поиск подхода к процессу музейного воспитания уч...

Патриотическое воспитание младших подростков в пространстве школьного музея

Школьные музеи могут быть эффективным средством воспитания патриотизма у младших подростков...