"Семейное неблагополучие как социально- педагогическая проблема».
статья

Головина Жанна Владимировна
Данная статья посвящена рассмотрению такой социальной проблемы, как неблагополучные семьи, и их влиянию на развитие социального сиротства и девиантного поведения среди детей. Рассмотрена сущность понятия «семейное неблагополучие», рассмотрены типы неблагополучных семей, проанализированы причины семейного неблагополучия, а также влияние неблагополучной семьи на отклоняющее поведение ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo.doc170.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении

«Семейное неблагополучие как социально- педагогическая проблема».

 

Семья является первым воспитательным институтом, взаимосвязь с которым человек испытывает в течение всей жизни. Именно в семье зарождаются основы нравственности и морали человека, формируются нормы поведения, проявляются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Таким образом, в семье происходит первичная социализация ребенка.

Термины «неблагополучная семья», «семейное неблагополучие» давно уже стали привычными и прочно вошли в нашу речь. Мы уже давно не задумываемся, а что, собственно, это такое? Какую семью можно назвать неблагополучной? Семью, где родители беспробудно пьют? Или ту, где родители все время работают, а ребенок целыми днями на улице? Сегодня многие специалисты утверждают, что семья, в которой мать или отец (а то и вместе) пьют, лишь немногим хуже той, где взрослые не страдают вредными привычками, кроме одной - им нет дела до собственных детей.

Неблагополучная семья для ребенка - это не синоним асоциальной семьи. Существует великое множество семей, о которых ничего плохого не скажешь с формальной точки зрения, но, тем не менее, для данного ребенка эта семья является неблагополучной.

ТИПЫ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

Выделяют следующие типы неблагополучных семей:

Конфликтная семья - наиболее распространенный тип (до 60%), с преобладанием конфронтационного стиля отношений. К конфликтным супружеским союзам относят такие, в которых между супругами имеются сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания постоянно приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоции.

Аморальная семья - семья, которую характеризует забвение всяких моральных и этических норм (пьянство, драки, сквернословие, наркотизм и др.).

В конфликтной и аморальной семьях положение детей оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного.

Педагогически несостоятельная семья - семья с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры. Для нее характерны не только ошибки и дефекты в воспитании детей, но и нежелание что-либо изменять в содержании и методах воспитания. Такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на игнорирование общественных норм и требований, на конфронтацию с миром.

Асоциальная семья - семья, в которой дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и делинквентного поведения.

На ВШУ мы ставим семью 2 типа, т.к. одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка, является алкоголизм родителей. Оно может отрицательно влиять не только в момент зачатья и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка

Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

Основными критериями при определении семей этой категории являются:

  • неисполнение родителями своих обязанностей по обеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);
  • отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и др.)
  • вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.);
  • жестокое обращение с людьми со стороны родителей;
  • отсутствие контроля над воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка);
  • семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.

Этапы работы социального педагога с семьёй,

находящейся в социально опасном положении.

В начале каждого учебного года социальный педагог на основе полученной информации от классных руководителей составляет социальный паспорт школы, в который вносятся все семьи группы риска. Это и многодетные, и малообеспеченные и семьи с потерей кормильца и матери- одиночки и т.д.

И, конечно, асоциальные.

В дальнейшем эти семьи всегда находятся под пристальным контролем. Со всеми категориями этих семей я провожу работу. Но, в основном, работа носит характер помощи (предоставление льготных мест в школьный лагерь, новогодние подарки, билеты на елку, снабжение вещами и канц. товарами, оказание консультативной помощи на оформление бумаг, направление ходатайств в различные организации и т.д.)

С асоциальными семьями проводится работа иного характера:

Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:

Советник – информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.

Консультант – консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.

Защитник – защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.

Вся работа с семьей должна носить системный характер. Если даже на небольшое количество времени вы выпускаете семью из вида- начинайте все сначала.

1 этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью

Получение информации о семье возможно:

  • от классного руководителя, педагогов ребенка;
  • анализа социального паспорта класса;
  • из бесед с ребенком, другими его родственниками, сверстниками;
  • при непосредственном контакте с семьей (посещение на дому, приглашение на беседу в образовательное учреждение);
  •  через диагностические исследования
  • через наблюдение за ребенком в школе (дошкольном учреждении), особенностями его взаимоотношений со сверстниками и педагогами, изучение его социального статуса в группе сверстников, анализ особенностей учебной, игровой деятельности, поведения.

2 этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи

3 этап: знакомство с членами семьи и ее окружением, изучение личностных особенностей членов семьи, беседа с детьми, оценка их условий жизни

4 этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод

5 этап: изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций

6 этап: составление карты семьи

7 этап: составление программы работы с неблагополучной семьей

8 этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.)

9 этап: текущие и контрольные посещения семьи

10 этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьей

На каждом этапе я использую различные методы и формы работы

В сложном процессе социально- педагогической поддержки неблагополучных семей нельзя довольствовать какой- то одной формой организации. Важно применять разнообразные формы, адекватные конкретной ситуации.

Существует множество классификаций методов работы социального педагога. Классификация общих методов деятельности может иметь следующую структуру:

методы формирования сознания подопечного (объяснение, разъяснение, внушение, беседа, диспут, дискуссии, метод примера, работа с литературой и т.д.);

методы организации деятельности и формирования позитивного социального опыта подопечного (приучение, упражнение, требование, создание воспитывающих ситуаций, инструктаж и т.д.);

методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения подопечного (эмоциональное воздействие, поощрение, наказание, игровые методы и т.д.);

методы контроля эффективности социально-педагогического процесса (диагностика, анализ результатов деятельности подопечных, социально-педагогический мониторинг, самоанализ и др.).

С учетом основных направлений профессиональной деятельности социального педагога выделяют следующие методы:

диагностика социальных ценностей личности (наблюдение, беседа, анкетирование, интервью, экспертная оценка, мониторинг, биографический метод и др.);

профессиональное взаимодействие с подопечным (убеждение, внушение, информирование, консультирование, гуманизация условий учебы, труда и быта, включение в социально полезную, трудовую деятельность, создание условий для реализации творческих возможностей личности, использование созидательного потенциала обычаев и традиций и др.);

организация социально-педагогического процесса (организация профессионального взаимодействия со специалистами различных служб, индивидуальная, групповая, коллективная работа с подопечными и др.);

- социально-экономические (денежная помощь, установление льгот, единовременных пособий, компенсаций, патронаж и др.);

организационно-управленческие (регламентирование, нормирование, метод требования, критики и самокритики, контроля и проверки выполнения).

Основными методами работы социального педагога с детьми из семей группы риска являются следующие:

убеждение (разъяснение) и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка;

моральная поддержка - по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным;

вовлечение в интересную деятельность - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы;

готовность сопереживать - это часто отсутствует в неблагополучных семьях;нравственное упражнение по формированию нравственных качеств.

В реальных условиях социально-педагогической деятельности методы работы социального педагога выступают в сложном единстве. На каком-то определенном этапе социально-педагогического процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде, но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними невозможно достичь соответствующей цели. 

Направления и формы работы с неблагополучной семьей

Формы работы с неблагополучной семьей можно подразделить на 4 группы:

  • диагностика семейного неблагополучия
  • индивидуальные
  • групповые
  • профилактика семейного неблагополучия

Направления работы с неблагополучной семьей

Формы работа с неблагополучной семьей.

1

Диагностика семейного неблагополучия.

  • наблюдения специалистов;
  • анкетирование детей и родителей;
  • опросники, тесты;
  • интервью узких специалистов;
  • мини-консилиумы, тренинги;
  • анализ продуктов детского творчества;
  • анализ документации паспортно-визовой службы;
  • сбор списков неблагополучных семей;
  • составление социально-психологических паспортов семьи (микрорайона);
  • протоколы КДН и ЗП;
  • заявки семьи на оказание помощи;
  • анализ состояния здоровья детей;
  • анализ развития, успеваемости.

2

Индивидуальная помощь неблагополучной семье.

  • советы по преодолению сложных жизненных ситуации;
  • консультации специалистов;
  • семейная терапия,  психотерапия;
  • индивидуальные беседы;
  • индивидуальный социальный патронаж семей;
  • родительские собрания на дому.

3

Групповая работа с родителями из неблагополучных семей.

  • группы риска;
  • спортивные группы;
  • тренинговые группы;
  • консультирование;
  • семейные вечера.

4

Профилактика семейного неблагополучия.

  • родительский всеобуч;
  • ознакомление с психолого-педагогической литературой;
  • обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей;
  • семинары для учителей и родителей;
  • лектории для подростков;
  • устройство на работу;
  • летний лагерь, летняя площадка;
  • постановка на учет ОВД, КДН и ЗП;
  • дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе.

Диагностические методы:

Чтобы правильно построить работу я, прежде всего использую методы диагностики

Приступая к работе с семьей группы риска я использую пакет документов, разработанные (Шакуровой М.В.) включающий:

1) Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания (Шакурова М.В.), которая оформляется на основе патронажа и дает представление о жилищно-бытовых условиях проживания, материальном положении, общие сведения обо всех членах семьи, тип семьи и т.д.

Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка

п\п

Социальные характеристики

балл

1.

Состав семьи ребенка

 

 

Мать, отец, дедушка, бабушка

5

 

Только мать и отец

4

 

Мать и отчим, отец и мачеха

3

 

Одна мать, один отец

2

 

Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники

1

2.

Школьная успеваемость

 

 

Хорошая

5

 

Удовлетворительная

4

 

Неудовлетворительная

3

 

Оставил школу, работает

2

 

Оставил школу, не работает

1

3.

Здоровье ребенка

 

 

Практически здоров

5

 

Часто болеет в пределах нормального развития

4

 

Имеет хронические болезни

3

 

Отставание в умственном развитии

2

 

Имеет врожденные патологии, нервно-психические болезни

1

4.

Санитарно-жилищные условия жизни семьи

 

 

Благоустроенная отдельная квартира

5

 

Отдельная квартира с родителями супругов

4

 

Более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами

3

 

Комната в коммунальной квартире с удобствами

2

 

Комната в общежитии, в бараке без удобств

1

5.

Доход семьи

 

 

Могут практически ни в чем себе не отказывать

5

 

Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут кредит или в долг

4

 

На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности

3

 

Живут от зарплаты до зарплаты

2

 

Денег до зарплаты не хватает

1

6.

Уровень социального благополучия семьи

 

 

Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви

5

 

Здоровый образ жизни, без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут "по привычке"

4

 

В семье ссоры, скандалы, один из родителей склонен к выпивкам

3

 

Судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих родителей

2

 

 

Стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение

1

7.

Поведение ребенка в школе

 

 

Хорошее

5

 

Удовлетворительное

4

 

Неудовлетворительное

3

 

Неоднократно был замечен в асоциальном поведении

2

 

Стоит на учете в ОДН, КДН

1

8.

Внешкольное общение ребенка

 

 

На основе постоянных совместных занятий в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересов

5

 

Несистемное досуговое общение по интересам, разовые встречи для совместного проведения свободного времени

4

 

Общение на основе пустого времяпрепровождения, отсутствие позитивных целей

3

 

Асоциальные группы с ориентацией на выпивку, мелкое хулиганство, драки, токсичные вещества

2

 

Криминогенные группы, состоящие на учете в ОДН, с направленностью интересов на мелкие кражи, угоны транспортных средств, наркотики

1

9.

Жизненные цели ребенка

 

 

Четко определенные, конструктивные жизненные планы, стремление к достижению поставленных целей

5

 

Позитивная ориентация в формулировании жизненных целей, но представление о путях и средствах их достижения расплывчаты, неопределенны

4

 

Отсутствие определенных целей планов на будущее или наличие нереальных планов, социальная незрелость, инфантилизм, надежда на "авось"

3

 

Ориентации на цели носят, скорее, негативную окраску, примитивны, бездуховны, референтная группа – сверстники с асоциальной направленностью интересов

2

 

Явно негативные, асоциальные ориентации на жизненные цели, отсутствие установки на общественно полезный труд. Интересы ограничены, отмечаются правонарушения, стоит на учете в ОДН

1

10.

Эмоциональные отношения родителей с детьми

 

 

Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия

5

 

Слепая любовь, гиперопека

4

 

Для родителей первична собственная жизнь, но отношения к детям доброжелательное, заинтересованное

3

 

Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы

2

 

Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям

1

Инструкция по определению обобщенного показателя социального благополучия ребенка:

Матрицу заполняет классный руководитель на основе собираемой информации о ребёнке. Матрица позволяет своевременно выявить семьи группы риска для принятия профилактических мер   определения путей индивидуальной работы с ними.

            Общая сумма баллов – 100

При анализе характеристик  конкретного ребенка набор баллов:

         Ниже 30 – предполагает принадлежность ребенка к группе повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);

         От 31 до 40 –социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы;

         Более 40 – высокий уровень социального благополучия ребенка (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия).

2) Анкета «О взаимоотношениях в семье» (Шакурова М. В), которая помогает определить наличие конфликтов, ссор и их причины, способы разрешения конфликтов, по мнению семьи, бывают ли дети свидетелями конфликтов и как они на это реагируют, как часто семья собирается вместе и т.д.

Предлагаемая анкета поможет определить взаимоотношения в семье, выявить семейные конфликты и наметить пути их устранения.

1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:

очень хорошими;

хорошими;

З) не очень хорошими;

плохими;

не очень плохими.

2. Считаете ли вы свою семью дружным семейным коллективом?

1) да;

2) не совсем;

3) нет.

3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи?

(перечислите эти традиции)

4. Как часто ваша семья собирается вместе?

ежедневно;

по выходным дням;

редко.

5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?

решаете сообща жизненные проблемы;

занимаетесь семейно-бытовым трудом;

работаете на приусадебном участке;

вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;

обсуждаете вопросы учебы детей;

делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;

каждый занимается своим делом;

8) допишите...

6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?

1) да

часто;

иногда;

редко;

не бывают.

7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?

1) непониманием членами семьи друг друга;

2) нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.);

3) отказом участвовать в семейных делах, заботах; разногласиями в вопросах воспитания детей;

злоупотреблением алкоголем;

другими обстоятельствами (укажите какими).

8. Каковы способы разрешения нравственных конфликтов в вашей

примирение;

обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения;

прекращение конфликтов на некоторое время;

обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);

конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер.

9. Бывают ли дети свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?

1) да;

2) нет;

3) иногда.

10. Как реагируют дети на семейные конфликты?

переживают, плачут;

становятся на сторону одного из родителей;

пытаются помирить;

уходят из дома;

замыкаются в себе;

относятся безразлично;

становятся озлобленными, неуправляемыми;

пытаются найти поддержку в других людях.

11. Что вы намерены делать для укрепления семейно-бытовых отношений и улучшения микроклимата в вашей семье?

3) тест для родителей "Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка? " (Р.В. Овчарова)

Цель: Определить тип семейного воспитания.

1. Ребенок капризничает. Не ест суп, хотя всегда ел, Вы:

а) дадите ему другое блюдо;

б) разрешите выйти ему из-за стола;

в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест все.

2. Ваш ребенок во дворе «крупно» поссорился со сверстниками. Вы:

а) идете во двор и «разбираетесь» с детьми;

б) советуете ребенку самому уладить конфликт;

в) предлагаете остаться дома.

3. Ваш ребенок смотрит фильм, вместо того, чтобы делать уроки. Вы:

а) начинаете его ругать, кричать;

б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядете рядом и разберете вместе с ним домашнее задание;

в) без слов выключите телевизор.

4. Ваш ребенок скрыл от Вас полученные двойки. Вы:

а) в гневе и за двойки и за их сокрытие, запрещаете все, кроме уроков;

б) пытаетесь помочь исправить положение;

в) физически или как-нибудь иначе наказываете подростка.

5. Ваш сын (дочь) гораздо позже назначенного времени вернулся домой. Вы:

а) не выяснив причины, начинаете ругать;

б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался, и договоритесь, что впредь опозданий не будет;

в) накажете.

4) "Незаконченное предложение (Н.Е. Щуркова)

Цель: определение отношения ребёнка к своей семье.

Детям предлагался ряд незаконченных предложений, конец которых он должен придумать сам. Ребёнок должен вести себя свободно и говорить все, что приходит ему в голову. Нельзя обсуждать ответы.

 

Предложение

Ответ ребенка.

1. Каждый день я должна

1. Помогать маме.

2. Когда я сердита, то я

2. Злюсь.

3. Если бы вы знали меня.

3. Я бы вам понравилась.

4. Моя мама всегда

4. Кричит на меня.

5. Мой отец часто

5. Заботиться обо мне.

6. Для меня самое лучшее время

6. Когда я одна или с друзьями.

7. Когда я иду домой

7. Никогда сразу не иду.

8. Мне кажется мой брат

8. Любит меня

9. Мне нравится, когда все семья

9. Ужинает.

10. Семейный праздник - это

10. Когда все вместе, и никто не ругается

 

Индивидуальные формы работы

Одна из форм работы с семьями группы риска, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке является социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь .

Патронаж может проводиться со следующими целями:

диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;

контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;

адаптационно-реабилитационные оказания конкретной образовательной, посреднеческой, психологической помощи.

Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.

Правила, которые должен соблюдать социальный педагог при посещении семьи.

Посещение семьи на дому начинается с налаживания контакта. Семья намного лучше воспринимает человека, который готов выслушать, понять. Задачи первого визита в семью: показать, что вы как специалист настроены на результативное сотрудничество; снять напряжённость, которая может возникнуть при посещении социального педагога их дома. Основные элементы первого визита – знакомство. Представляясь, надо быть доброжелательной, спокойной и, если получится, уверенной в себе.

Социально – психологическая беседа.

Из моего опыта я поняла, что если волнуюсь, чувствую, что сама или члены семьи не готовы к содержательной части диалога, в этом случае договариваюсь о времени следующего визита и прощаюсь.

Содержательная часть.

Начиная беседу:

  • надо объяснить, что хорошего может получить семья от общения с вами как с профессионалом;
  • спросить, согласна ли семья сотрудничать. Помнить, что отказ семьи от сотрудничества не является окончательным;
  • обязательно проверить, как члены семьи вас поняли и как восприняли;
  • оценить качество контакта с семьёй. Спокойно выслушать ответы членов семьи, принять их за основу вашего будущего диалога. Ответы семьи могут и не понравиться, но они являются той первоначальной базой, на которой придётся налаживать отношения.

Во время второго визита:

  • не надо сосредотачивать особое внимание на проблемах семьи;
  • не надо чувствовать себя скованно;
  • не надо «включать негативное программирование»;
  • не надо говорить, что правильно, что неправильно, прежде чем узнаешь причину проблемы;
  • не надо противопоставлять себя семье;
  • не надо форсировать события: семья может оказаться не готовой и будет защищаться;
  • не надо сомневаться в собственном профессионализме.

Для установления хорошего контакта во время первого визита в семью необходимо:

  • настроить себя на сотрудничество;
  • активизировать профессиональную установку на оказание социально педагогической помощи;
  • быть уверенным, что совместно возможно улучшить ситуацию в семье.

Наряду с патронажем следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач. Работая с семьей, можно использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини-тренинги и пр. 

Наряду с индивидуальными формами работы с родителями в последние годы в практике социальных педагогов всё чаще используются групповые формы работы

Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.

Групповая работа с родителями может быть организована на

  • родительском собрании, где социальный педагог, кроме информирования по определённой теме организует обсуждение конкретных ситуаций, показывает видеоматериалы, предлагая родителям высказаться, проводит небольшие ролевые игры и др.

В результате беседы родители делятся своим жизненным опытом и прислушиваются к советам других родителей

  • групповое родительские семинары и лектории.
  • консультирование
  • Организация спортивных праздников и соревнований;
  • тренинги, направленные на развитие умений и навыков, которые помогают семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия.
  • деловая игра, направленная на повышение и расширение знаний родителей в области семейного воспитания.
  • Вовлечение во внеклассные мероприятия.
  • Участие в мастер- классах
  • Организованы встречи с участковым инспектором по мере необходимости;

Профилактика семейного неблагополучия.

  • «Стенд для родителей», где изложены основные положения касающиеся воспитания детей, представлена информация о возможной помощи, а так же описание работы социального педагога по работе с семьей: основные направления, формы и методы его работы и обязательно график работы
  • родительский всеобуч;
  • ознакомление с психолого-педагогической литературой;
  • обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей;
  • семинары для учителей и родителей;
  • лектории для подростков;
  • устройство на работу;
  • летний лагерь, летняя площадка;
  • постановка на учет ОВД, КДН и ЗП;
  • дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе.

О взаимодействии с заинтересованными лицами, структурами социума по улучшению положения ребенка в семье

Кроме того, социальный педагог выступает в качестве посредника между семьей и специалистами, работающими с ней.

Привлечение социальным педагогом различных специалистов происходит для осуществления помощи семье: информационной, посреднической, досуговой, социальной и педагогической.

Во-первых, это педагогический коллектив школы, в лице классных руководителей, администрации и школьного психолога.

Во-вторых специалисты микросоциума.

Социальный педагог сотрудничает с инспектором по делам несовершеннолетних, органами социальной защиты населения, органами опеки и попечительства, учреждениями дополнительного образования, органами по делам молодежи, комиссией по делам несовершеннолетних, медицинскими работниками.

Памятка социальному педагогу по работе с неблагополучными семьями

1.     Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.

2.     Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить её в том, что Ваши цели — это, прежде всего, их цели.

3.     Не берите все на себя, предоставьте семье самостоятельность, не обязательно контролировать и оценивать каждый их шаг.

4.     Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели.

5.     Социальный педагог обязан поощрять успехи, замечать даже незначительные рост и достижений действий семьи.

6.     Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.

7.     Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, хорошего мнения о ней, не смотря на оплошности родителей.

8.     Социальный педагог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменять в соответствии нравственным нормам жизни.

9.     Не показывайте, что Вы пришли и семью перевоспитывать родителей. Действуйте в логике системы “перспективных линий” — от дальней перспективы к средней и от нее к сегодняшней.

10.   Социальный педагог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость, во, что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время. Надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией.

11.    Для получения разносторонних сведений об учащихся, налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты. Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести коррективы в воспитательные воздействия родителей на ребенка, нужно помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать как протест и нанести трудно поправимый вред. Ведь каждый родитель воспитывает своих детей так, как считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений.

12.   Преимуществом индивидуальной работы является то, что находясь наедине с социальным педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы ни сказали при посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно разглашаться.

13.  Очень внимательно следует относиться к просьбам родителей. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может нанести вред ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогическая проблема современной школы:агрессивное поведение учащихся.

Выступление на НПС: "Актуальные проблемы взаимодействия образовательного учереждения и семьи в усдовиях введения ФГОС:теория и практика."...

методический семинар на тему "Буллинг как социально - педагогическая проблема"

Тема данного методического семинара посвящена глобальной и массовой проблеме - буллингу. Здесь раскрыты как причины буллинга, так и его последствия, а также как с ним можно бороться....

Презентация к защите диплома "Отклонения в поведении ребенка как социально-педагогическая проблема"

Предоставляю Вашему вниманию презентацию к защите диплома "Отклонения в поведении ребенка как социально-педагогическая проблема" и тестовые вопросы для проведения диагностики детей (этика поведения, ж...

Организация благотворительных акций с детьми из неблагополучных семей, как социально – педагогическая проблема

 Исследование основ благотворительности  в настоящее  время  играет важную роль, так как сегодня  происходит   возрождение не только  благотворительной  помощи государственных, но и частных организаци...

Организация благотворительных акций с детьми из неблагополучных семей, как социально – педагогическая проблема

 Исследование основ благотворительности  в настоящее  время  играет важную роль, так как сегодня  происходит   возрождение не только  благотворительной  помощи государственных, но и частных организаци...

Семья «группы риска», как социально-педагогическая проблема.В данной статье приведена классификация, которая помогает упорядочить мои знания в области социальной педагогики. Возможно и вы откроете для себя что-то новое благодаря этому материалу.

Семья, как уже отмечалось – первичная ячейка социализации ребенка, именно в ней закладываются основы его будущих мировоззрении, взглядов, традиции. Именно от семьи зависит, чтобы родившаяся &laq...

Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства в рамках программы "Школа - второй дом"Основные цели современной школы - не только научить, но и воспитать достойного гражданина нашего общества

Основные цели современной школы - не только научить, но и воспитать достойного гражданина нашего общества. Однако достичь поставленной цели можно только строя свою работу в тесном взаимодействии с сем...