"Семейное неблагополучие как социально- педагогическая проблема».
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo.doc | 170.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом объединении
«Семейное неблагополучие как социально- педагогическая проблема».
Семья является первым воспитательным институтом, взаимосвязь с которым человек испытывает в течение всей жизни. Именно в семье зарождаются основы нравственности и морали человека, формируются нормы поведения, проявляются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Таким образом, в семье происходит первичная социализация ребенка.
Термины «неблагополучная семья», «семейное неблагополучие» давно уже стали привычными и прочно вошли в нашу речь. Мы уже давно не задумываемся, а что, собственно, это такое? Какую семью можно назвать неблагополучной? Семью, где родители беспробудно пьют? Или ту, где родители все время работают, а ребенок целыми днями на улице? Сегодня многие специалисты утверждают, что семья, в которой мать или отец (а то и вместе) пьют, лишь немногим хуже той, где взрослые не страдают вредными привычками, кроме одной - им нет дела до собственных детей.
Неблагополучная семья для ребенка - это не синоним асоциальной семьи. Существует великое множество семей, о которых ничего плохого не скажешь с формальной точки зрения, но, тем не менее, для данного ребенка эта семья является неблагополучной.
ТИПЫ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
Выделяют следующие типы неблагополучных семей:
Конфликтная семья - наиболее распространенный тип (до 60%), с преобладанием конфронтационного стиля отношений. К конфликтным супружеским союзам относят такие, в которых между супругами имеются сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания постоянно приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоции.
Аморальная семья - семья, которую характеризует забвение всяких моральных и этических норм (пьянство, драки, сквернословие, наркотизм и др.).
В конфликтной и аморальной семьях положение детей оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного.
Педагогически несостоятельная семья - семья с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры. Для нее характерны не только ошибки и дефекты в воспитании детей, но и нежелание что-либо изменять в содержании и методах воспитания. Такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на игнорирование общественных норм и требований, на конфронтацию с миром.
Асоциальная семья - семья, в которой дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и делинквентного поведения.
На ВШУ мы ставим семью 2 типа, т.к. одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка, является алкоголизм родителей. Оно может отрицательно влиять не только в момент зачатья и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка
Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
Основными критериями при определении семей этой категории являются:
- неисполнение родителями своих обязанностей по обеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);
- отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и др.)
- вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.);
- жестокое обращение с людьми со стороны родителей;
- отсутствие контроля над воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка);
- семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.
Этапы работы социального педагога с семьёй,
находящейся в социально опасном положении.
В начале каждого учебного года социальный педагог на основе полученной информации от классных руководителей составляет социальный паспорт школы, в который вносятся все семьи группы риска. Это и многодетные, и малообеспеченные и семьи с потерей кормильца и матери- одиночки и т.д.
И, конечно, асоциальные.
В дальнейшем эти семьи всегда находятся под пристальным контролем. Со всеми категориями этих семей я провожу работу. Но, в основном, работа носит характер помощи (предоставление льготных мест в школьный лагерь, новогодние подарки, билеты на елку, снабжение вещами и канц. товарами, оказание консультативной помощи на оформление бумаг, направление ходатайств в различные организации и т.д.)
С асоциальными семьями проводится работа иного характера:
Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:
Советник – информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.
Консультант – консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
Защитник – защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.
Вся работа с семьей должна носить системный характер. Если даже на небольшое количество времени вы выпускаете семью из вида- начинайте все сначала.
1 этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью
Получение информации о семье возможно:
- от классного руководителя, педагогов ребенка;
- анализа социального паспорта класса;
- из бесед с ребенком, другими его родственниками, сверстниками;
- при непосредственном контакте с семьей (посещение на дому, приглашение на беседу в образовательное учреждение);
- через диагностические исследования
- через наблюдение за ребенком в школе (дошкольном учреждении), особенностями его взаимоотношений со сверстниками и педагогами, изучение его социального статуса в группе сверстников, анализ особенностей учебной, игровой деятельности, поведения.
2 этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи
3 этап: знакомство с членами семьи и ее окружением, изучение личностных особенностей членов семьи, беседа с детьми, оценка их условий жизни
4 этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод
5 этап: изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций
6 этап: составление карты семьи
7 этап: составление программы работы с неблагополучной семьей
8 этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.)
9 этап: текущие и контрольные посещения семьи
10 этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьей
На каждом этапе я использую различные методы и формы работы
В сложном процессе социально- педагогической поддержки неблагополучных семей нельзя довольствовать какой- то одной формой организации. Важно применять разнообразные формы, адекватные конкретной ситуации.
Существует множество классификаций методов работы социального педагога. Классификация общих методов деятельности может иметь следующую структуру:
методы формирования сознания подопечного (объяснение, разъяснение, внушение, беседа, диспут, дискуссии, метод примера, работа с литературой и т.д.);
методы организации деятельности и формирования позитивного социального опыта подопечного (приучение, упражнение, требование, создание воспитывающих ситуаций, инструктаж и т.д.);
методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения подопечного (эмоциональное воздействие, поощрение, наказание, игровые методы и т.д.);
методы контроля эффективности социально-педагогического процесса (диагностика, анализ результатов деятельности подопечных, социально-педагогический мониторинг, самоанализ и др.).
С учетом основных направлений профессиональной деятельности социального педагога выделяют следующие методы:
диагностика социальных ценностей личности (наблюдение, беседа, анкетирование, интервью, экспертная оценка, мониторинг, биографический метод и др.);
профессиональное взаимодействие с подопечным (убеждение, внушение, информирование, консультирование, гуманизация условий учебы, труда и быта, включение в социально полезную, трудовую деятельность, создание условий для реализации творческих возможностей личности, использование созидательного потенциала обычаев и традиций и др.);
организация социально-педагогического процесса (организация профессионального взаимодействия со специалистами различных служб, индивидуальная, групповая, коллективная работа с подопечными и др.);
- социально-экономические (денежная помощь, установление льгот, единовременных пособий, компенсаций, патронаж и др.);
организационно-управленческие (регламентирование, нормирование, метод требования, критики и самокритики, контроля и проверки выполнения).
Основными методами работы социального педагога с детьми из семей группы риска являются следующие:
убеждение (разъяснение) и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка;
моральная поддержка - по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным;
вовлечение в интересную деятельность - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы;
готовность сопереживать - это часто отсутствует в неблагополучных семьях;нравственное упражнение по формированию нравственных качеств.
В реальных условиях социально-педагогической деятельности методы работы социального педагога выступают в сложном единстве. На каком-то определенном этапе социально-педагогического процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде, но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними невозможно достичь соответствующей цели.
Направления и формы работы с неблагополучной семьей
Формы работы с неблагополучной семьей можно подразделить на 4 группы:
- диагностика семейного неблагополучия
- индивидуальные
- групповые
- профилактика семейного неблагополучия
№ | Направления работы с неблагополучной семьей | Формы работа с неблагополучной семьей. |
1 | Диагностика семейного неблагополучия. |
|
2 | Индивидуальная помощь неблагополучной семье. |
|
3 | Групповая работа с родителями из неблагополучных семей. |
|
4 | Профилактика семейного неблагополучия. |
|
Диагностические методы:
Чтобы правильно построить работу я, прежде всего использую методы диагностики
Приступая к работе с семьей группы риска я использую пакет документов, разработанные (Шакуровой М.В.) включающий:
1) Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания (Шакурова М.В.), которая оформляется на основе патронажа и дает представление о жилищно-бытовых условиях проживания, материальном положении, общие сведения обо всех членах семьи, тип семьи и т.д.
Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка
№п\п | Социальные характеристики | балл |
1. | Состав семьи ребенка |
|
| Мать, отец, дедушка, бабушка | 5 |
| Только мать и отец | 4 |
| Мать и отчим, отец и мачеха | 3 |
| Одна мать, один отец | 2 |
| Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники | 1 |
2. | Школьная успеваемость |
|
| Хорошая | 5 |
| Удовлетворительная | 4 |
| Неудовлетворительная | 3 |
| Оставил школу, работает | 2 |
| Оставил школу, не работает | 1 |
3. | Здоровье ребенка |
|
| Практически здоров | 5 |
| Часто болеет в пределах нормального развития | 4 |
| Имеет хронические болезни | 3 |
| Отставание в умственном развитии | 2 |
| Имеет врожденные патологии, нервно-психические болезни | 1 |
4. | Санитарно-жилищные условия жизни семьи |
|
| Благоустроенная отдельная квартира | 5 |
| Отдельная квартира с родителями супругов | 4 |
| Более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами | 3 |
| Комната в коммунальной квартире с удобствами | 2 |
| Комната в общежитии, в бараке без удобств | 1 |
5. | Доход семьи |
|
| Могут практически ни в чем себе не отказывать | 5 |
| Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут кредит или в долг | 4 |
| На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности | 3 |
| Живут от зарплаты до зарплаты | 2 |
| Денег до зарплаты не хватает | 1 |
6. | Уровень социального благополучия семьи |
|
| Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви | 5 |
| Здоровый образ жизни, без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут "по привычке" | 4 |
| В семье ссоры, скандалы, один из родителей склонен к выпивкам | 3 |
| Судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих родителей | 2 |
| Стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение | 1 |
7. | Поведение ребенка в школе |
|
| Хорошее | 5 |
| Удовлетворительное | 4 |
| Неудовлетворительное | 3 |
| Неоднократно был замечен в асоциальном поведении | 2 |
| Стоит на учете в ОДН, КДН | 1 |
8. | Внешкольное общение ребенка |
|
| На основе постоянных совместных занятий в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересов | 5 |
| Несистемное досуговое общение по интересам, разовые встречи для совместного проведения свободного времени | 4 |
| Общение на основе пустого времяпрепровождения, отсутствие позитивных целей | 3 |
| Асоциальные группы с ориентацией на выпивку, мелкое хулиганство, драки, токсичные вещества | 2 |
| Криминогенные группы, состоящие на учете в ОДН, с направленностью интересов на мелкие кражи, угоны транспортных средств, наркотики | 1 |
9. | Жизненные цели ребенка |
|
| Четко определенные, конструктивные жизненные планы, стремление к достижению поставленных целей | 5 |
| Позитивная ориентация в формулировании жизненных целей, но представление о путях и средствах их достижения расплывчаты, неопределенны | 4 |
| Отсутствие определенных целей планов на будущее или наличие нереальных планов, социальная незрелость, инфантилизм, надежда на "авось" | 3 |
| Ориентации на цели носят, скорее, негативную окраску, примитивны, бездуховны, референтная группа – сверстники с асоциальной направленностью интересов | 2 |
| Явно негативные, асоциальные ориентации на жизненные цели, отсутствие установки на общественно полезный труд. Интересы ограничены, отмечаются правонарушения, стоит на учете в ОДН | 1 |
10. | Эмоциональные отношения родителей с детьми |
|
| Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия | 5 |
| Слепая любовь, гиперопека | 4 |
| Для родителей первична собственная жизнь, но отношения к детям доброжелательное, заинтересованное | 3 |
| Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы | 2 |
| Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям | 1 |
Инструкция по определению обобщенного показателя социального благополучия ребенка:
Матрицу заполняет классный руководитель на основе собираемой информации о ребёнке. Матрица позволяет своевременно выявить семьи группы риска для принятия профилактических мер определения путей индивидуальной работы с ними.
Общая сумма баллов – 100
При анализе характеристик конкретного ребенка набор баллов:
∙ Ниже 30 – предполагает принадлежность ребенка к группе повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);
∙ От 31 до 40 –социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы;
∙ Более 40 – высокий уровень социального благополучия ребенка (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия).
2) Анкета «О взаимоотношениях в семье» (Шакурова М. В), которая помогает определить наличие конфликтов, ссор и их причины, способы разрешения конфликтов, по мнению семьи, бывают ли дети свидетелями конфликтов и как они на это реагируют, как часто семья собирается вместе и т.д.
Предлагаемая анкета поможет определить взаимоотношения в семье, выявить семейные конфликты и наметить пути их устранения.
1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:
очень хорошими;
хорошими;
З) не очень хорошими;
плохими;
не очень плохими.
2. Считаете ли вы свою семью дружным семейным коллективом?
1) да;
2) не совсем;
3) нет.
3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи?
(перечислите эти традиции)
4. Как часто ваша семья собирается вместе?
ежедневно;
по выходным дням;
редко.
5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?
решаете сообща жизненные проблемы;
занимаетесь семейно-бытовым трудом;
работаете на приусадебном участке;
вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;
обсуждаете вопросы учебы детей;
делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;
каждый занимается своим делом;
8) допишите...
6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?
1) да
часто;
иногда;
редко;
не бывают.
7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?
1) непониманием членами семьи друг друга;
2) нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.);
3) отказом участвовать в семейных делах, заботах; разногласиями в вопросах воспитания детей;
злоупотреблением алкоголем;
другими обстоятельствами (укажите какими).
8. Каковы способы разрешения нравственных конфликтов в вашей
примирение;
обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения;
прекращение конфликтов на некоторое время;
обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);
конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер.
9. Бывают ли дети свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?
1) да;
2) нет;
3) иногда.
10. Как реагируют дети на семейные конфликты?
переживают, плачут;
становятся на сторону одного из родителей;
пытаются помирить;
уходят из дома;
замыкаются в себе;
относятся безразлично;
становятся озлобленными, неуправляемыми;
пытаются найти поддержку в других людях.
11. Что вы намерены делать для укрепления семейно-бытовых отношений и улучшения микроклимата в вашей семье?
3) тест для родителей "Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка? " (Р.В. Овчарова)
Цель: Определить тип семейного воспитания.
1. Ребенок капризничает. Не ест суп, хотя всегда ел, Вы:
а) дадите ему другое блюдо;
б) разрешите выйти ему из-за стола;
в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест все.
2. Ваш ребенок во дворе «крупно» поссорился со сверстниками. Вы:
а) идете во двор и «разбираетесь» с детьми;
б) советуете ребенку самому уладить конфликт;
в) предлагаете остаться дома.
3. Ваш ребенок смотрит фильм, вместо того, чтобы делать уроки. Вы:
а) начинаете его ругать, кричать;
б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядете рядом и разберете вместе с ним домашнее задание;
в) без слов выключите телевизор.
4. Ваш ребенок скрыл от Вас полученные двойки. Вы:
а) в гневе и за двойки и за их сокрытие, запрещаете все, кроме уроков;
б) пытаетесь помочь исправить положение;
в) физически или как-нибудь иначе наказываете подростка.
5. Ваш сын (дочь) гораздо позже назначенного времени вернулся домой. Вы:
а) не выяснив причины, начинаете ругать;
б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался, и договоритесь, что впредь опозданий не будет;
в) накажете.
4) "Незаконченное предложение (Н.Е. Щуркова)
Цель: определение отношения ребёнка к своей семье.
Детям предлагался ряд незаконченных предложений, конец которых он должен придумать сам. Ребёнок должен вести себя свободно и говорить все, что приходит ему в голову. Нельзя обсуждать ответы.
Предложение | Ответ ребенка. |
1. Каждый день я должна | 1. Помогать маме. |
2. Когда я сердита, то я | 2. Злюсь. |
3. Если бы вы знали меня. | 3. Я бы вам понравилась. |
4. Моя мама всегда | 4. Кричит на меня. |
5. Мой отец часто | 5. Заботиться обо мне. |
6. Для меня самое лучшее время | 6. Когда я одна или с друзьями. |
7. Когда я иду домой | 7. Никогда сразу не иду. |
8. Мне кажется мой брат | 8. Любит меня |
9. Мне нравится, когда все семья | 9. Ужинает. |
10. Семейный праздник - это | 10. Когда все вместе, и никто не ругается |
Индивидуальные формы работы
Одна из форм работы с семьями группы риска, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке является социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь .
Патронаж может проводиться со следующими целями:
диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;
адаптационно-реабилитационные оказания конкретной образовательной, посреднеческой, психологической помощи.
Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.
Правила, которые должен соблюдать социальный педагог при посещении семьи.
Посещение семьи на дому начинается с налаживания контакта. Семья намного лучше воспринимает человека, который готов выслушать, понять. Задачи первого визита в семью: показать, что вы как специалист настроены на результативное сотрудничество; снять напряжённость, которая может возникнуть при посещении социального педагога их дома. Основные элементы первого визита – знакомство. Представляясь, надо быть доброжелательной, спокойной и, если получится, уверенной в себе.
Социально – психологическая беседа.
Из моего опыта я поняла, что если волнуюсь, чувствую, что сама или члены семьи не готовы к содержательной части диалога, в этом случае договариваюсь о времени следующего визита и прощаюсь.
Содержательная часть.
Начиная беседу:
- надо объяснить, что хорошего может получить семья от общения с вами как с профессионалом;
- спросить, согласна ли семья сотрудничать. Помнить, что отказ семьи от сотрудничества не является окончательным;
- обязательно проверить, как члены семьи вас поняли и как восприняли;
- оценить качество контакта с семьёй. Спокойно выслушать ответы членов семьи, принять их за основу вашего будущего диалога. Ответы семьи могут и не понравиться, но они являются той первоначальной базой, на которой придётся налаживать отношения.
Во время второго визита:
- не надо сосредотачивать особое внимание на проблемах семьи;
- не надо чувствовать себя скованно;
- не надо «включать негативное программирование»;
- не надо говорить, что правильно, что неправильно, прежде чем узнаешь причину проблемы;
- не надо противопоставлять себя семье;
- не надо форсировать события: семья может оказаться не готовой и будет защищаться;
- не надо сомневаться в собственном профессионализме.
Для установления хорошего контакта во время первого визита в семью необходимо:
- настроить себя на сотрудничество;
- активизировать профессиональную установку на оказание социально педагогической помощи;
- быть уверенным, что совместно возможно улучшить ситуацию в семье.
Наряду с патронажем следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач. Работая с семьей, можно использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини-тренинги и пр.
Наряду с индивидуальными формами работы с родителями в последние годы в практике социальных педагогов всё чаще используются групповые формы работы
Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.
Групповая работа с родителями может быть организована на
- родительском собрании, где социальный педагог, кроме информирования по определённой теме организует обсуждение конкретных ситуаций, показывает видеоматериалы, предлагая родителям высказаться, проводит небольшие ролевые игры и др.
В результате беседы родители делятся своим жизненным опытом и прислушиваются к советам других родителей
- групповое родительские семинары и лектории.
- консультирование
- Организация спортивных праздников и соревнований;
- тренинги, направленные на развитие умений и навыков, которые помогают семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия.
- деловая игра, направленная на повышение и расширение знаний родителей в области семейного воспитания.
- Вовлечение во внеклассные мероприятия.
- Участие в мастер- классах
- Организованы встречи с участковым инспектором по мере необходимости;
Профилактика семейного неблагополучия.
- «Стенд для родителей», где изложены основные положения касающиеся воспитания детей, представлена информация о возможной помощи, а так же описание работы социального педагога по работе с семьей: основные направления, формы и методы его работы и обязательно график работы
- родительский всеобуч;
- ознакомление с психолого-педагогической литературой;
- обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей;
- семинары для учителей и родителей;
- лектории для подростков;
- устройство на работу;
- летний лагерь, летняя площадка;
- постановка на учет ОВД, КДН и ЗП;
- дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе.
О взаимодействии с заинтересованными лицами, структурами социума по улучшению положения ребенка в семье
Кроме того, социальный педагог выступает в качестве посредника между семьей и специалистами, работающими с ней.
Привлечение социальным педагогом различных специалистов происходит для осуществления помощи семье: информационной, посреднической, досуговой, социальной и педагогической.
Во-первых, это педагогический коллектив школы, в лице классных руководителей, администрации и школьного психолога.
Во-вторых специалисты микросоциума.
Социальный педагог сотрудничает с инспектором по делам несовершеннолетних, органами социальной защиты населения, органами опеки и попечительства, учреждениями дополнительного образования, органами по делам молодежи, комиссией по делам несовершеннолетних, медицинскими работниками.
Памятка социальному педагогу по работе с неблагополучными семьями
1. Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
2. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить её в том, что Ваши цели — это, прежде всего, их цели.
3. Не берите все на себя, предоставьте семье самостоятельность, не обязательно контролировать и оценивать каждый их шаг.
4. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели.
5. Социальный педагог обязан поощрять успехи, замечать даже незначительные рост и достижений действий семьи.
6. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.
7. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, хорошего мнения о ней, не смотря на оплошности родителей.
8. Социальный педагог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменять в соответствии нравственным нормам жизни.
9. Не показывайте, что Вы пришли и семью перевоспитывать родителей. Действуйте в логике системы “перспективных линий” — от дальней перспективы к средней и от нее к сегодняшней.
10. Социальный педагог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость, во, что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время. Надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией.
11. Для получения разносторонних сведений об учащихся, налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты. Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести коррективы в воспитательные воздействия родителей на ребенка, нужно помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать как протест и нанести трудно поправимый вред. Ведь каждый родитель воспитывает своих детей так, как считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений.
12. Преимуществом индивидуальной работы является то, что находясь наедине с социальным педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы ни сказали при посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно разглашаться.
13. Очень внимательно следует относиться к просьбам родителей. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может нанести вред ребенку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-педагогическая проблема современной школы:агрессивное поведение учащихся.
Выступление на НПС: "Актуальные проблемы взаимодействия образовательного учереждения и семьи в усдовиях введения ФГОС:теория и практика."...
методический семинар на тему "Буллинг как социально - педагогическая проблема"
Тема данного методического семинара посвящена глобальной и массовой проблеме - буллингу. Здесь раскрыты как причины буллинга, так и его последствия, а также как с ним можно бороться....
Презентация к защите диплома "Отклонения в поведении ребенка как социально-педагогическая проблема"
Предоставляю Вашему вниманию презентацию к защите диплома "Отклонения в поведении ребенка как социально-педагогическая проблема" и тестовые вопросы для проведения диагностики детей (этика поведения, ж...
Организация благотворительных акций с детьми из неблагополучных семей, как социально – педагогическая проблема
Исследование основ благотворительности в настоящее время играет важную роль, так как сегодня происходит возрождение не только благотворительной помощи государственных, но и частных организаци...
Организация благотворительных акций с детьми из неблагополучных семей, как социально – педагогическая проблема
Исследование основ благотворительности в настоящее время играет важную роль, так как сегодня происходит возрождение не только благотворительной помощи государственных, но и частных организаци...
Семья «группы риска», как социально-педагогическая проблема.В данной статье приведена классификация, которая помогает упорядочить мои знания в области социальной педагогики. Возможно и вы откроете для себя что-то новое благодаря этому материалу.
Семья, как уже отмечалось – первичная ячейка социализации ребенка, именно в ней закладываются основы его будущих мировоззрении, взглядов, традиции. Именно от семьи зависит, чтобы родившаяся &laq...
Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства в рамках программы "Школа - второй дом"Основные цели современной школы - не только научить, но и воспитать достойного гражданина нашего общества
Основные цели современной школы - не только научить, но и воспитать достойного гражданина нашего общества. Однако достичь поставленной цели можно только строя свою работу в тесном взаимодействии с сем...