Социально-педагогическая реабилитационная программа по формированию семейных ценностей «Истоки»
методическая разработка на тему
Новизна данной программы заключается в комплексном подходе к формированию семейных ценностей, которые реализуются через использование психологических и педагогических методов. Активно используется кинотерапия - это творческий процесс самопознания, вслед за которым возникает возможность перехода к сознательной коррекции своих действий, помогает подросткам лучше понимать себя и окружающих, учит управлять своей жизнью.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство социального развития и труда Астраханской области
ГСКУ АО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга»
Социально-педагогическая реабилитационная программа по формированию семейных ценностей
«Истоки»
Составитель программы:
Кинжегараева О.Х.
Астраханская область
Володарский район
с. Козлово
2013год
Пояснительная записка
Путь к обновлённой педагогике –
это мобилизация всех культурных ресурсов.
Е. А. Ямбург
В современной России одной из задач продиктованных состоянием демографической ситуации, является сохранение института семьи. Существуют специальные государственные программы, например «Молодая семья», ориентированные на решение данного вопроса. Это свидетельствует о том, что проблемы семейного воспитания становятся краеугольными, острыми. И в первую очередь они касаются детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. По данным статистики - это свыше 500 тысяч детей, живущих в условиях нарушения естественного процесса социализации, изолированности от важнейших институтов воспитания: семьи, внешкольных учреждений, моделирующих систему отношений человек-общество.
Актуальность
Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов, она способствует появлению у личности образа своего "Я".
От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Подросток очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.
Несовершеннолетние, поступающие в центр находятся в трудной жизненной ситуации, что деформирует их социальное и индивидуальное развитие, формирует негативное мировосприятие.
Педагогическая целесообразность программы.
На первый план выходит вопрос о формировании у детей и молодежи семейных духовно-нравственных ценностей, как общей культуры в аспекте брачно-семейного поведения. Семейные духовно-нравственные ценности – это мировоззренческие представления и нравственные установки, основанные на понимании института семьи, отношений людей в семье, ответственного брачного и семейного поведения индивида в традиционной духовно-нравственной культуре народов России, обеспечивающие культурное и демографическое воспроизводство народов России, российского общества и государства.
В исследованиях отечественных ученых установлено, что ценность семьи и семейных отношений у подрастающего поколения падает в связи с формированием у них новой системы ценностей, основанной на приоритете индивидуалистического «Я», утрате семейных традиций и обычаев, нарушении семейного уклада, низком уровне представлений о базовой социально-психологической функции человека – родительстве (материнство или отцовство).
Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства: нарушены процессы формирования у детей духовно-нравственной сферы; наблюдается духовно-нравственная некомпетентность, отсутствуют у подрастающего поколения четкие представления о пороке и добродетели, ответственности перед своей семьей, обществом, нацией и государством. Нарушение процессов формирования духовно-нравственной сферы приводят к таким негативным последствиям в поведении детей и подростков, как проституция, наркомания, алкоголизм, криминал, гражданская пассивность, уход из семьи.
Сегодняшние реалии, данные социологических и психологических исследований подтверждают, что назрела необходимость подготовки старшеклассников к будущей семейной жизни, воспитания у детей ценностного отношения к семье. Особенно сенситивным в формировании семейных духовно-нравственных ценностей является возраст среднего и старшего школьника, стоящего на пороге жизненного самоопределения, так как ценнейшим социально-психологическим приобретением юности является открытие своего внутреннего мира, приобретения жизненно важных ценностей и взаимоотношений с окружающими, близкими, самим собой.
Задача педагогов - направить процесс формирования на духовное просвещение, актуализацию семейных ценностей, чтобы старшеклассники и уже учащиеся среднего звена, идентифицировали себя с будущей ролью ответственного семьянина.
Новизна данной программы заключается в комплексном подходе к формированию семейных ценностей, которые реализуются через использование психологических и педагогических методов. Активно используется кинотерапия - это творческий процесс самопознания, вслед за которым возникает возможность перехода к сознательной коррекции своих действий, помогает подросткам лучше понимать себя и окружающих, учит управлять своей жизнью.
Цель программы:
Воспитание личности подростка интегрированного в современное общество и обладающего определенным набором присвоенных семейных духовно-нравственных ценностей и семейных ценностей, готового к освоению роли будущего родителя.
Задачи программы:
1. Способствовать формированию у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей как духовно-нравственных ориентиров, отражающих в сознании детей сущность, понимание этих ценностей, принимаемых ими в качестве стратегических ценностно-целевых жизненных установок и поведенческих ориентиров.
а) формирование абсолютных (заглавных) ценностей: любовь, добро, уважение, целомудрие, истина, культура, благо, вера, надежда, красота, соборность через обращение к национальным традициям произведениям отечественной и мировой литературы.
б) формирование общественно-государственных ценностей: Родина, гражданственность, свобода и равенство, безопасность, правда, достоинство, мир;
в) формирование культурно-национальных кровных ценностей семьи: кровное родство, дети, мать (материнство), отец (отцовство), дом (домашний очаг), здоровье, семейный уклад, традиции, обычаи, обряды.
2. Сохранение положительного отношения к своему прошлому и своей семье. Ребенку помогают понять личностные особенности и мотивы поведения родителей, способствуют формированию более адекватного мнения о себе. Накопление знаний об истории семьи, родственниках, семейных традициях, формирование стремлений и умений к гармоническим отношениям в семье
4. Профилактика девиантного поведения подростка в семье, формирование романтических представлений о полоролевом поведении. Осознание социальной сущности семьи. Поощрение товарищества, развитие чувства дружбы, тактичное отношения к проявлению романтических любовных чувств. Формирование осознаваемого поло-ролевого поведения.
5. Создать условия для формирования у воспитанников совокупности знаний, представлений и убеждений относительно себя как будущего семьянина, формирования «педагогической компетенции родителей» с точки зрения благополучия своей будущей семьи.
6. Познакомить воспитанников с произведениями выдающихся писателей, поэтов, художников, композиторов, кинорежиссеров, которые своими сочинениями способствуют эмоциональному и оценочному формированию у детей совокупности знаний, представлений и убеждений относительно себя как будущего семьянина.
7. Используя в общении с детьми культурологический подход в объяснении нового материала и инновационные технологии обучения (театральной педагогики, информационно-коммуникативные, художественно-образного преподавания), способствовать развитию и удовлетворению познавательного интереса у воспитанников, раскрытию их творческих способностей.
8. Способствовать получению и усвоению опыта продуктивного поведения в процессе решения проблемных ситуаций в семье, таким образом, способствуя, в свою очередь, профилактике зависимого поведения и предупреждению в будущем конфликтных ситуаций, созданию благоприятного психологического климата в семье.
Условия реализации программы
Программа рассчитана от трех до шести месяцев (реабилитационный период)
Занятия повторяются один раза в неделю по одному астронамическому часу, не исключая каникулярное время.
Участники программы – несовершеннолетние в возрасте от 12 до 18 лет, попавшие в трудную жизненную ситуацию, являющиеся воспитанниками социально-реабилитационного центра
Формы работы:
Групповые занятия
Индивидуальное консультирование и анализ конкретных ситуаций
Диагностирование (анкетирование, тестирование, опрос)
Акции, эксперимент
Конкурсы, выставки, литературные гостиные.
Беседы, дискуссии,
Часы общения, диспуты, просмотр фильмов
Экскурсии, встречи, вечера
Ролевые и деловые игры,
Социальное проектирование (коллективные и индивидуальны
проекты)
Практические занятия
Содержание программы:
Диагностический (совместно с психологом)
На этом этапе проводится анкетирование «Что такое семья», тестирование «Метод незаконченных предложений», использование проективных рисуночных тестов для выявления всевозможных проблем, связанных с семьёй, для оценивания знаний о самом себе.
Основной
На этом этапе даётся полный объём знаний, предусмотренный программой, освещение вопросов, интересующие детей. Воспитанники обучаются давать анализ собственных взаимоотношений с семьёй, с окружающими. Проводится коррекция взаимоотношений друг с другом, формирование у подростков культуры взаимодействий между полами идентификация себя по половой принадлежности. Практические занятия помогут почувствовать собственную значимость в обществе, ориентировать ребёнка на сохранение семейных ценностей.
Оценочный
На этом этапе оценивается качество полученных знаний. Анкетирование, тестирование, опрос помогут выявить у детей объём знаний и качество полученной информации.
Программа построена на принципах:
Принцип научности обучения - ведущий ориентир при проведении содержания образования в соответствии с уровнем развития медицины и психологии.
Принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения направлен на закрепление полученных ранее знаний, умений и навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование, формирует целостное мировоззрение.
Принцип наглядности обучения основан на закономерностях познания
окружающей действительности и развитие мышления от конкретного к
абстрактному.
Принцип активности и сознательности обучающихся отражает активную роль воспитанника в педагогическом процессе. Активность направляется на процесс обсуждения и выбор полученной информации.
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся предусматривает изучение уровень актуального развития, воспитанности и социальной зрелости. Требует, чтобы содержание, формы, методы организации деятельности обучающихся не оставались неизменными на разных возрастных этапах.
Методы используемые в работе
Метод моделирования проблемных ситуаций. Погружение ребенка в ситуацию свободного выбора с целью развития в нем многовариативности подходов к действительности.
Метод психологической адаптации. Выработка непосредственного отношения к явлениям жизни.
Метод сотворчества, позволяющий педагогам быть не только организатором мероприятия, но и его активным участником.
Метод отслеживания. Отслеживаются дети, которые по выходу из детского дома создали благополучные семьи, через социальные интернет-сети.
Прогнозируемый результат
В результате освоения образовательной программы «Семейный очаг» воспитанники должны знать:
- историю развития института семьи и брака в России;
- семейный уклад, традиции, обычаи, обряды разных культур;
- нравственные нормы брака ;
- произведения выдающихся писателей, поэтов, художников, композиторов, кинорежиссеров, посвященных теме семьи, родительства, гражданской позиции человека;
приобрести:
- опыт продуктивного поведения в процессе решения проблемных ситуаций в семье;
- опыт проектной и исследовательской деятельности по теме реабилитационной программы;
- определенный набор присвоенных семейных духовно-нравственных ценностей: любовь, добро, уважение, целомудрие, истина, культура, благо, вера, надежда; свобода и равенство, достоинство, мир; мать (материнство), отец (отцовство);
быть нацеленными:
- на чувства любви, уважения, взаимной моральной ответственности между членами семьи;
- на официальный брак;
- на рождение и воспитание детей в полной семье;
- на ответственное выполнение родительской функции (материнства или отцовства);
- выполнение основных бытовых обязанностей (ведение совместного хозяйства, создание семейного бюджета и т.п.);
- на взаимосвязь с родительскими семьями, ориентацию на ценности семьи и рода;
демонстрировать:
- уважение к родителям, другим членам семьи;
- выполнение в родительской семье основных бытовых обязанностей;
- готовность к созданию полной семьи, рождению и воспитанию детей.
Программа предполагает определенную вариативность. Программа также предполагает возможность изменения объема материала в разделах, содержания, последовательности тем. Каждая тема включает в себя ряд отдельных мероприятий, проводимых индивидуально, в группе, а также общие мероприятия. Можно исключить отдельные темы, внести новые, повторно обратиться к некоторым из них.
Формы работы, а так же содержание программы, отвечают возрастным особенностям воспитанников, ориентируют их на систему ценностей, в которой важнейшее место занимают такие категории, как «любовь», «добро», «уважение», «целомудрие», «духовно-нравственные ценности», «культура», «здоровье», «семья», «материнство», «отцовство», «семейные традиции православной культуры», «нравственность», «ответственность» и др.
- Тематическое планирование
№ | Дата | Тема занятия | Цель | Форма проведения | Кол-во часов |
1 | Смысл жизни | развивать умение размышлять, задумываться над поступками людей; способствовать развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развитие нравственных качеств и творческих способностей | Беседа с использованием компьютерной презентации. Организация дискуссии «В чем смысл человеческой жизни?» Правила заполнения Книги жизни Анкетирование | 1ч | |
2 | Мои корни | помощь в осознании влияния прошлого на нашу жизнь; отказ от стереотипов поведения, которые мешают личностному росту детей. | Организация дискуссии «Что значит «духовно-нравственная жизнь семьи»?» Тренинговое занятие совместно с психологом | 2ч | |
3 | Мудрость народного воспитания | показать значение семьи, домашнего тепла; интегрировать знания детей о себе и своей родословной; развивать речь, умение рассуждать; воспитывать уважение к родным, желание заботиться о близких людях, дорожить ими. | «Тепло родного дома» Стихи, рассказы, пословицы о семье, детях и родителях. | 1ч | |
4 | Моя семья | анализ установок, осознание собственного отношения к семейной жизни. | Занятие, направленное на осознание установок, осознание собственного отношения к семье. | 1 | |
5 | Роли в семье | установление позитивного взаимодействия в малой группе, осознание ролевых функций членов семьи, мотивация участников на социально значимые семейные ценности | Ролевая игра «Моя семья» Показать роль каждого члена семьи в достижении гармонии семейных взаимоотношений | 2ч | |
6 | Семейные традиции, праздники. Мудрость традиции разных народов | воспитать у детей любовь к родителям, уважение к старшим, к семейным традициям. | Занятие с использованием компьютерной презентации. Занятие-игра «Примерь роль» | 2ч | |
7 | Историческое развитие семьи и брака. | предоставление информации о семейных ценностях в Древней Руси | Занятие-лекция, использование презентации. | 1ч | |
8 | Я выбираю здоровье | формирование убеждения о необходимости приобщения к здоровому образу жизни. | Занятие-викторина по приобщению к здоровому образу жизни. | 2 ч | |
9 | Вредные привычки | Оформление тематических информационных стендов по проблемам наркомании, табакокурения, алкоголизма | 1ч | ||
10 | Встреча с наркологом | формирование убеждения о необходимости приобщения к здоровому образу жизни | Беседа о влиянии наркотических веществ на организм человека | 1ч | |
11 | Курить или не курить -решай сам | выработать у подростков негативное отношение к курению; информировать подростков о вредном влиянии никотина на организм человека; формировать умение противостоять давлению сверстников и среды в приобщении к курению. | Занятие, направленное на выработку негативного отношения к курению. | 2ч | |
12 | Сила слова или яд сквернословия | формирование навыков здорового образа жизни.Расширить знания детей о вредных привычках, воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества, побуждать к нравственному самосовершенствованию | Интерактивная викторина с использование презентации | 1ч | |
13 | Конфликт. Пути решения | познакомить детей с общими представлениями о конфликтах, их видах, причинах возникновения и возможных способах их разрешения; развить воображение, устную речь, умение формулировать и отстаивать свою точку зрения. | Суть, теория и разрешение конфликта. Кинотерапия «Все не правы» | 1ч | |
14 | Дружба | Воспитывать у детей дружеские, товарищеские взаимоотношения, учить уступать друг другу. Формировать выдержку, уравновешенность, показывать свое отношение к положительному нравственному направлению, создать особую установку на работу всех участников беседы: живой, эмоциональный, насыщенный контакт. | Обыгрывание разных ситуаций. Выявить сформированность понятия «дружба», формировать нравственность | 1ч | |
15 | Первая любовь. Культура проявления чувств | сформировать правильное отношение к любви как высшей человеческой ценности, определить понятие любви; раскрыть ее сущность | Беседа. Определить понятие любви, раскрыть ее сущность | 1ч | |
16 | На пороге взрослой жизни. Манеры поведения. | ознакомить подростков с возможными аргументами против раннего начала сексуальных отношений. | Беседа: Контаргументы и аргументы против раннего начала сексуальных отношений. | 1ч | |
17 | Этика сексуальной культуры. | ознакомить учащихся с нравственными основами сексуальных взаимоотношений мужчины и женщины. | Женский и мужской мир, работа с текстом. Тестирование. Дружба мальчиков и девочек. | 1 | |
18 | Любовь и нравственные опасности. | воспитание таких нравственных качеств будущего семьянина как верность, взаимоуважение к представителям противоположного пола, ответственнос ть за свои поступки. | Воспитание качеств будущего семьянина. Использование презентации. | 1ч | |
19 | Кто в доме главный? | сформировать правильное представление о роли «главы» семьи; показать предназначение мужчины и женщины в семье; познакомить с христианским взглядом на семейную иерархию | Самостоятельное составление схемы, отражающей иерархию ценностей в семье. | 1ч | |
20 | Беседа о душе | выявить общий уровень знаний и представлений детей о душе, познакомить с генезисом понятия “душа”, способствовать рефлексии над собственным внутренним миром, выявить общий уровень развития психологической культуры личности | Использование литературы, написание сочинения. | 2ч | |
21 | Будьте добрыми и милосердными | поговорить о лучших качествах человека, показать, что милосердие, терпении, доброта – первооснова человека, основа человеческих и семейных отношениях | Дискуссия о лучших качествах человека | 1ч | |
22 | Я сам строю свою жизнь | усвоение детьми основных нравственных принципов, которыми должны руководствоваться все люди, формировать у воспитанников потребность следовать нравственным нормам поведения, требованиям общества. | Занятие с элементами тренинга (совместно с психологом) | 1.5 | |
23 | Кинотерапия «То, что можно изменить» 10 правил счастливой жизни. | Мягкое влияние на поведение подростка | Просмотр фильма, выработка рекомендации. Заполнение Книги жизни Подготовка и проведение анкетирования среди подростков и молодежи по теме «Отношение современной молодежи к семье и браку» | 2ч | |
24 | Подведение итогов. | Обработка анкет, оформление результатов | 2ч |
Приложение№1
Анкета исследовательской темы
«Отношение современной молодежи к семье и браку»
1. Ваш пол?
а) мужской б) женский
2. Ваш возраст?
а) от 13-18 лет б) от 18-20 лет
3. Место вашего рождения?
а) поселок б) город
4.Какие формы брака для вас приемлемы?
а) по договору
б) по расчету
в) только по любви
5. Как вы относитесь к гражданскому браку?
а) положительно
б) отрицательно
6. Одобряете ли вы то, что парни вступают в брак чтобы «откосить» от армии?
а) да, если деваться некуда
б) это несерьёзно
в) я категорически против
7. В каком возрасте, как вы считаете, нужно вступать в брак?
а) 18-20 лет
б) 20- 30 лет
в) от 30 лет и старше
8. Кто, по-вашему, должен быть главой семьи?
а) мужчина
б) женщина
в) совместно
г) не думал об этом
9. Кто в семье должен приносить основной доход?
а) мужчина
б) женщина
в) в равной степени
г) по обстоятельствам
10. Из-за чего может распасться семья?
а) скука
б) измена
в) материальные проблемы
г) не сошлись характерами
д) другие причины
11. Обязательно ли брак должен основываться на любви?
а) да б) не обязательно в) не знаю
12. Как вы относитесь к браку (не вашему) в раннем возрасте (до 18лет)?
а) нормально
б) нормально, но это не на долго
в) отрицательно
г) затрудняюсь ответить
13. Хотели бы вы вообще вступать в брак?
а) да б) нет в) не знаю
Приложение №2
Книга жизни
В течение всего пребывания в центре «Радуга» ведется «Книга жизни». Эта книга является историей самого ребенка. Книга хранится в месте, которое ребенок считает безопасным. Ребенок знает, где находится его «Книга жизни» и кто имеет доступ к ней. Без ведома хозяина никто не имеет права смотреть её. «Книга жизни» - это откровенная летопись того, что действительно произошло и почему. По возможности необходимо сделать все, чтобы ребенок узнал как можно больше о своем прошлом (например, поехать в те места, которые играли важную роль в его прошлом, и чтобы такие места сфотографировали). Желательно делать копии рисунков или записей ребенка. Иногда ему полезно уничтожить эти рисунки или записи, но с другой стороны, они могут ему понадобиться в будущем для установления фактов из его прошлого и помогут лучше понять свои собственные эмоции. По этой же причине надо хранить копии фотографий членов семьи. Каждый ребенок сам выбирает форму ведения книги. У кого-то это письменный рассказ, у других - наглядные материалы, у третьих - сочетание того и другого.
Оформление и содержание Книги Жизни
Обложка: Моя книга обо Мне.
Эта книга принадлежит ________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
(Белый квадрат соответствует размерам фотографии ребенка.)
Стр. 1. Об этой книге
Добро пожаловать в эту книгу!
Моя книга обо Мне.
Заполняй её информацией о Себе и о Своей жизни.
Раскрашивай её там, где ты хочешь.
Стр.2. Обо Мне
Меня зовут _______________________________________________________
Мне _______ лет и _________месяцев.
Мой день рождения _______________________
Мой рост _____________
Мой вес ____________
Мои глаза _________________________________
Мои волосы ________________________________
Моя кожа ____________________________
Я начал (а) заполнять эту книгу ______________________
(дата)
Стр. 3. Ещё обо Мне
То, что мне нравится ________________________________________________
Моя любимая передача по ТV ________________________________________
Больше всего мне нравится __________________________________________
Мой любимый человек ______________________________________________
Мой любимый цвет _________________________________________________
Моя любимая еда ___________________________________________________
Моя любимая игра __________________________________________________
Моё любимое животное _____________________________________________
Мой любимый напиток ______________________________________________
Но мне не нравится ходить в (на) _____________________________________
Стр.4. Моя собственная семья
Члены моей семьи __________________________________________________
Моя семья живет ___________________________________________________
Номер телефона моей семьи __________________________________________
Другие члены моей семьи живут ______________________________________
Свою фотографию или фото своей семьи можно приклеить
здесь
Моя новая семья (группа) ____________________________________
Меня приняли в свою группу _________________________________________
У меня _________ друзей. Их зовут ___________________________________
У меня _________ братьев. Их зовут ___________________________________
У меня _________сестер. Их зовут ____________________________________
Наш адрес _________________________________________________________
Почему я здесь живу ________________________________________________
Стр.6, 7, 8. Мои фотографии
Стр.9, 10, 11. Жизнь в срц «Радуга»
(На одной из страниц дается подробная информация о том, кто из взрослых работает с ребенком)
Стр. 12. Моя школа.
Название, № моей школы ____________________________________________
Предметы у нас следующие __________________________________________
Больше всего мне нравятся ___________________________________________
В моём классе учатся _______________________________________________
Мою учительницу зовут _____________________________________________
Другие учителя, которые меня учат ___________________________________
Я иду по дороге в школу _____________________________________________
мимо _____________________________________________________________
Стр. 13. В школе мне не нравится __________________________________________________________________
Стр. 14. Друзья
Эти люди мне нравятся ______________________________________________
Приложение №3
Занятие:
«Смысл жизни»
Цель: развивать умение размышлять, задумываться над поступками людей; способствовать развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развитие нравственных качеств и творческих способностей.
Ход занятия
- Организационный момент
Ребята сидят в кругу, ведущий предлагает поменяться местами тем,
· кто знает тему нашего занятия;
· кто прочитал надписи на доске;
· кто считает, что его настоящая жизнь ещё не началась;
· кто хоть раз задумывался над тем, зачем человек живет;
· кто согласен с М.Ю.Лермонтовым, что жизнь – «такая пустая и глупая шутка»;
· кто размышлял и говорил с друзьями о смысле жизни;
· кому понравилась хоть одна надпись на доске.
Основной этап
- Итак, тема нашего урока «Смысл жизни». Имеет ли жизнь вообще смысл?(ответы) Какой? (ответы)А может быть жизнь бессмысленна? (ответы) – Наверное, нет человека, который хоть раз не задумался бы о том, зачем он живет. Для чего? От ответа на этот вопрос зависит многое в жизни человека. В чем же он, этот смысл жизни? Для разных людей он в разном. Для одного это любовь, для другого – дом, дача, квартира, для третьего – любимая работа, для кого-то – семья. Кто-то живет для других, кто-то из любопытства. Одни стремятся к власти, другие живут в общении.
- «Четвертая планета»
– Есть такой фильм «Четвертая планета». В этом фильме космонавты попали на Марс и столкнулись с чем-то (или кем-то), что исполняло их самые заветные желания, это нечто проникало в мозг космонавтов и само выбирало то, чего им хотелось больше всего. Причем желания эти в реальном земном мире были неисполнимыми. Например, один из героев фильма встретился с дедушкой, который уже умер, другой получил возможность изменить свое прошлое. Я прошу вас подумать, а что выполнило бы это нечто для вас.
(Учащимся дается время подумать. Желающие делятся своими мыслями.)
3. В чём видите вы смысл своей жизни?
(ответы детей)
Так повелось, что люди, в своем большинстве, усматривают смысл жизни:
• в богатстве;
• в славе;
• в стремлении к власти;
• в труде;
• в наслаждении;
• в любви;
• в продлении рода (т.е. в детях);
• в служении Богу;
• в служении другим людям;
• в творчестве.
Но кто бы, что ни говорил, в конечном итоге, цель и смысл жизни человека, (с позиции самого человека), это его личное счастье, в чем бы это счастье ни заключалось.
Какой смысл в достижении какой-либо цели, если это не приносит счастья и удовлетворения.
Кто-то вообразит себе что, став миллионером, он обязательно будет счастливым. Но, заработав один, второй, третий миллион, счастье почему-то так и не приходит. А вместо этого гонка за богатством рано или поздно сменяется страхом потерять нажитое. Что еще больше усугубляет недовольство жизненными обстоятельствами.
Итак, что же такое Счастье? И как стать Счастливым? (ответы)
- Педагог читает стихотворение Э. Асадова «Счастье».
Что же такое счастье?
Одни говорят: «Это страсти:
Карты, вино, увлечения –
Все острые ощущения».
Другие верят, что счастье –
В окладе большом и власти,
В глазах секретарш плененных
И трепете подчиненных.
Третьи считают, что счастье –
Это большое участье:
Забота, тепло, внимание
И общность переживания.
По мненью четвертых, это –
С милой сидеть до рассвета,
Однажды в любви признаться
И больше не расставаться.
Еще есть такое мнение,
Что счастье – это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлета!
А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека.
- Давайте попробуем поразмышлять над некоторыми из этих существующих смыслов жизни.
1) Я прошу вас разбиться на 4 группы. После жеребьевки, каждая группа стремится защитить ту точку зрения, которая ей досталась, независимо от того, как вы сами к ней относитесь. Постарайтесь привести как можно больше аргументов в ее пользу.
Через 15-20 минут идет общее обсуждение в кругу.
- Счастье людей заключается в том, чтобы любить делать то, что они должны делать. К. Гельвеций
- Родиться мало - надо еще состояться. Ксенокрит
- Надо ловить каждый момент, каждую возможность сделать свою жизнь ярче и интереснее. Л. Ландау
- Позавчера уже нету. И завтра нету. Есть сегодня. И надо прожить его так, чтобы оно было самым счастливым. Д. Гранин
- Успешно прожить один день - с этого начинается искусство жить. Белоус
- Просмотр видео «Смысл жизни - семья»
Анализ, высказывание мнений.
- Подведение итогов
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение, трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много семейной работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
«Какая хорошая это семья!»
«Моя семья»
Цель: анализ установок, осознание собственного отношения к семейной жизни.
Ход занятия
Введение в проблематику занятия
Вы активно взрослеете и, возможно скоро, у вас появится желание завести собственную семью, или наоборот, вы предпочтете какое-то время жить в одиночестве. В любом случае, вероятно, у каждого извас уже есть собственное мнение по поводу вашей родительской семьи, и некоторые представления о
том, как может выглядеть идеальная семья. Однако жизнь весьма разнообразна, нет ни одного похожего человека, ни одной похожей судьбы, и ни одной похожей семьи. Семьи различны по составу, образужизни, они могут в данный момент переживать не лучшие времена. Сегодня мы поговорим о том, что такое семья, какие роли существуют в семье, как семья развивается, с какими сложностями приходится
сталкиваться каждому члену семьи, какие задачи выполнять. Надеемся, в конце нашего занятия вам удастся лучше понять, готовы ли вы создать семью и какой бы вы ее хотели видеть.
Участникам предлагается передавать мяч по кругу, называть свое имя и свободнуюассоциацию со словом «семья».
Разогрев «Ветер перемен»:
Ведущий предлагает поменяться местами тем участникам, которые имеют нечто общие, например, опыт или мнение. Например, вопросы могут быть следующими: «Поменяться местами те, кто…
• Хочет в будущем выйти замуж (жениться)
• Хочет выйти замуж (жениться) до 20 лет
• Хочет выйти замуж (жениться) до 30 лет
• Хочет выйти замуж (жениться) после 40 лет
• Считает, что до женитьбы нужно закончить учебу
• Считает, что до женитьбы нужно построить карьеру
• Хотел бы пожить в гражданском браке
• Хотел бы зарегистрировать свой брак, прежде чем начинать жить с человеком».
Упражнение «Мифы и легенды о семье»
Ведущий зачитывает утверждение, участники делятся, согласно своему мнению, на 3 группы: те, которые согласны с утверждением, те, которые не согласны, и те, которые сомневаются в правильности утверждения или согласны частично. Затем представитель от каждой группы высказывается. После этого ведущий говорит правильный вариант.
Утверждения:
• Семья – ячейка общества, призванная трудиться на благо человечества, производить здоровое потомство, тем самым улучшать демографическую обстановку Земли».
• Глава семьи – мужчина.
• Полноценная семья состоит из мужчины, женщины и их детей.
• Молодая семья должна подчиняться правилам и традициям родительской семьи.
• Женщина в семье должна быть в первую очередь матерью, именно она несет ответственность за воспитание детей и уход за ними.
• Брак должен быть зарегистрирован.
Упражнение «Образ будущих взаимоотношений в семье»
Ведущий выкладывает перед участниками картинки с разными семьями и предлагает их рассмотреть. После этого детей приглашают выбрать 1 карту, которая ассоциировалась бы у него с характером взаимоотношений между супругами в его родительской семье, и 1 карту представляющую собой образ желаемых отношений между супругами в его будущей семье. Ведущий предлагает участникам рассказать в общем круге, почему они выбрали ту или иную карту.
Примерный перечень вопросов:
• Почему ты выбрал такую карту для того, чтобы проиллюстрировать отношения между твоими родителями? Какими ты видишь эти отношения?
• Как ты относишься к тем отношениям, которые сложились между твоими родителями? Что для тебя есть в них ценного, что бы ты в своей семье сделала по-другому?
• Почему ты выбрал такую карту для того, чтобы проиллюстрировать отношения в твоей будущей семье?
• Что самое важно было бы для тебя в твоих семейных отношениях?
«Багаж с наследством»
Вспомогательные материалы: листы А4 с контурами чемодана, карандаши, фломастеры.
Ведущий раздает участникам листы с контурами чемодана и просит изобразить внутри него в виде символов или написать словами то хорошее и ценное, что они хотели бы взять из родительской семьи в свою будущую семью. Это может быть характер отношений, семейные традиции, навыки ведения хозяйства или воспитания детей.
Затем ведущий просит разбиться участников по парам и поделиться друг с другом содержанием своих чемоданчиков. Сначала рассказывает один член пары, задача другого – выслушать, а затем рассказать, что из «багажа» партнера понравилось больше всего, и что бы ему хотелось позаимствовать. Затем участники меняются ролями.
Упражнение «А я привык по-другому!»
Вспомогательные материалы: карточки с ситуациями
Из группы выбираются добровольцы, которые хотели бы поучаствовать в разыгрывании сценок на тему семенных конфликтов, остальные внимательно наблюдают. Каждому «актеру» раздается листочек с описанием ситуации и роли.
Ситуации:
• Утро. Супруг просыпается и собирается на работу. Супруга сладко спит. Супруг пытается разбудить жену для того, чтобы она встала и приготовила для него завтрак, объясняя это тем, что в его семье женщины всегда ухаживали за мужчинами: готовили еду, стирали,убирались, а для мужчины главное – это работа. Женщина говорит, что в ее семье каждый ухаживал за собой сам и поставить чайник на плиту не так уж сложно, что до свадьбы он был другим, приносил кофе в постель и т.п.
• Молодые супруги прогуливаются по скверу, где также проводит время много взрослых людей с детьми. Им нравится наблюдать за игрой детей, обсуждать это. По приходу домой супруг заводит разговор о том, что хорошо бы и им завести ребенка, ведь какая же семья без детей? Жена говорит о том, что она не хочет иметь детей, т.к. дети отнимаюточень много времени и им придется посветить жизнь. А смысл своей жизни она видит в любимой, но трудной работы. Мужчина отвечает, что его родители с нетерпением ждут внуков, т.к. главная цель семьи – создать здоровое потомство. Жена упрекает мужа внепонимании ее, а в результате и нелюбви к ней. Назревает конфликт.
• Муж в который раз приходит домой поздно с работы. Супруга начинает ворчать, говорит, что ей не хватает внимания, заботы, любви мужа и что с работы нужно приходит вовремя, совсем не обязательно задерживаться. Супруг отвечает, что для мужчины работа – это главное.
• Супруг проспал работу, жена «спасая» мужа звонит его начальнику и говорит, что он заболел и на работу, к сожалению, сегодня выйти не сможет. Директор в ответ выливает свои негативные эмоции, говорит о том, что ее благоверный сорвал важное мероприятие. Женщина «срывается» насупруге, крича о том, что роль спасительницы уже надоела, т.к. за два года совместной жизни онавытаскивала его из милиции, не один раз «отмазывала» у начальства, всячески препятствовала тому, чтобы он влез в драку, зная его вспыльчивый характер и т.д. и т.п.Мужчина в ответ заявляет, что она его жена, и это ее обязанность выручать его; если не она, то кто еще ему поможет?
• Наступает Новый год. Супруга готовиться к встрече его в теплом семейном кругу с молодым мужем. Родители мужа уверены в том, что молодая семья придет к ним, т.к. Новый год – это семейный праздник, а они и есть дружная семья! Жена считает, то родительская семья – это уже не их семья, они свободные люди и где хотят встретить праздник, там это и будет. Муж согласен с мнением его родителей и не хочет отступать от своих принципов. После разыгрывания, каждая ситуация обсуждается в общем круге.
Примерный перечень вопросов:
• Почему конфликт произошел, в чем была его суть?
• Как вы считаете, кто, по-вашему, был прав?
• Как в похожих ситуациях принято поступать в вашей родительской семье?
• Как можно было бы решить возникшие разногласия?
«За и против»
Вспомогательные материалы: листы бумаги А4, ручки.
Каждому участнику предлагается разделить лист бумаги пополам, на одной части написать аргументы в пользу заведения детей, а на другой – аргументы против. Затем участники читают по кругу аргументы за и противпо очереди, то есть, первый участник читает аргумент за, аследующий по кругу пытается подобрать подходящий контраргумент из своего списка.
В конце упражнения участникам предлагается обсудить занятие
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Тест-карта оценки готовности подростков
к семейной жизни
Укажите ваш пол. Выберите, пожалуйста, свой вариант ответа
1. Как вы отреагируете на неприятнос ти в семье у вашей девушки (вашего юноши):
а) спокойно и дружелюбно, утешая и разделяя огорчение;
б) с упреками в неумении ладить с родными;
в) сопереживая, проявляя нежность, стремясь успокоить и поддержать .
2. Встречая гостей – родственников, друзей вы:
а) без особого энтузиазма накрываете чайный с тол и включаетесь в обсуждение новостей;
б) принимаете гостей без признаков должного уважения, в разговоре порой проскальзывает недовольство;
в) принимаете в торжес твенной обстановке, с празднично накрытым столом, любимыми кушаньями гостей, культурно - развлекательной программой.
3. Вы считаете, что супруги должны:
а) совместно делать покупки;
б) один из супругов должен давать распоряжение, а другой их выполнять;
в) безучастно относиться к данному мероприятию.
4. Заботясь об уюте дома, эстетике быта, чистоте одежды, хозяйственных обязанностях вы считаете что:
а) в доме следует поддерживать идеальный порядок, но так как вам одним с
этим не справиться, то супруг (а) должен помогать;
б) в доме должен быть порядок, но заниматься этим у вас нет никакого желания;
в) предпочитаете сами заниматься домоводством, однако будете адекватно
реагировать на доброжелательную критику и пожелания. 95
5. Задумываясь о своих будущих детях, вы рассуждаете:
а) «Ребенок в семье нужен, но хочу не более одного»;
б) семья должна иметь как можно больше детей;
в) для полноценной семьи достаточно иметь двоих-троих детей.
6. С целью самосовершенствование в рамках семьи вы полагаете, что необходима:
а) забота о всестороннем развитии каждого, индивидуальное овладение мастерством, выработка активной жизненной позиции;
б) развитие в старринге (все только вдвоем, вместе), взаимное ограничение
социальной активности;
в) поощрение свободного времяпровождения, досуг без целевых устремлений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И КНИГИ
О СЕМЬЕ (ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ)
- Государыня императрица Александра Феодоровна Романова. Дивный свет. – М.: «Русский паломник», 2004.
- Домострой – М.: ОБРАЗ, 2007.
- Зеньковский В. В. На пороге зрелости. – М., 1991.
- Культура семьи: Учебное пособие. / Сост. Н.Г. Храмова, Г.Г.
- Кравцова М. Воспитание детей на примере святых царственных мучеников. – М.: «Благо», 2002.
- Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010 (урок 27. Христианская семья)
- Латышина Д. И. Традиции воспитания детей у разных народов. М.: «Школа Пресса», 2004.
- Мы и наша семья: Книга для молодых супругов/ Сост. В.И.Зацепин, В.Д.Цимбалюк. – М.: Молодая гвардия, 1983.
- Половое развитие и воспитание: книга для учителя. Психологическая наука - школе / Ю.М. Орлов. – Москва: Просвещение, 1993.
- Скурат К. Е. Православные основы культуры в памятниках литературы Древней Руси. – М.: «Покров», 2003.
- Сухомлинский В.А. Письма к сыну. – М.: «Просвещение», 1979.
- Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни: Учеб. Пособие для учащихся ст. классов / Сост. И.В. Гребенников, Л.С. Ковинько. – М.: Просвещение, 1987.
- Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности. Учебное пособие для школьников и студентов.– М., 2000.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И КНИГИ О СЕМЬЕ (ДЛЯ ПЕДАГОГОВ)
- Государыня императрица Александра Феодоровна Романова. Дивный свет. – М.: «Русский паломник», 2004.
- Домострой – М.: ОБРАЗ, 2007.
- Дружинин В. Н. Психология семьи.- Екатеринбург, 2000.
- Евмений, игумен. Аномалии родительской любви. Изд. 2-е. «Свет православия», 2008
- Ильин И. А. Путь духовного обновления: О семье / Сост. Лисица Ю. Т., СОБР. соч. в 10 тт., Том 1. – М.: «Русская книга», 1996.
- Зеньковский В. В. На пороге зрелости. – М., 1991.
- Зорин К. В. И будут два одной плотью. – М.: «Русский хронограф», 2004.
- Кравцова М. Воспитание детей на примере святых царственных мучеников. – М.: «Благо», 2002.
- Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010 (урок 27. Христианская семья)
- Мы и наша семья: Книга для молодых супругов/ Сост. В.И.Зацепин, В.Д.Цимбалюк. – М.: Молодая гвардия, 1983.
- Половинкин А.И. Православная духовная культура. – М., ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003
- Половое развитие и воспитание: книга для учителя. Психологическая наука - школе / Ю.М. Орлов. – Москва: Просвещение, 1993.
- Скурат К. Е. Православные основы культуры в памятниках литературы Древней Руси. – М.: «Покров», 2203
- Сурова Л.В. Открытый урок: Статьи по духовному воспитанию», 2006.
- Сухомлинский В.А. Письма к сыну. – М.: «Просвещение», 1979.
- Флоренская Т. А. Мир дома твоего: Этика и психология семейной жизни. – М.: «Школа-пресс», 1999.
V. СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРА
- Актуальные проблемы современного детства. Сборник научных трудов / Под ред. Е. М. Рыбинского. - М., 1993.
- Захаров, А. И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей // Вопросы психологии. - 1982, № 1.
- Захарова, Л. Н. Дитя в очереди за лаской. / Л.Н. Захарова. - М., 1991.
- Книга для приемных родителей / Под ред. Г. И. Гусаровой. – Самара, 1998.
- Кондратьев, М. Ю. Подросток в замкнутом круге общения. / М.Ю. Кондратьев. – М., 1997.
- Лаврентьева, З.И., Горбачев, С. А. Роль воспитателей в восстановлении семейных связей детей, оставшихся без попечения родителей // Теория и методика социальной педагогики: Сборник научных трудов / Под ред. З. И. Лаврентьевой. – Новосибирск, 2000.
- Прихожан, А. М., Толстых, Н. Н. Дети без семьи. / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - М., 1990.
- Программа Никольского детского дома по подготовке детей к жизни в современном обществе.
- Рыбинский, Е. М. Сиротливое детство России. Что делать? / Е.М. Рыбинский. - М., 1997.
- Сафонова, Т. Я., Цымбал, Е. И., Ярославцева, Н. Д. и др. Реабилитация детей в приюте. / Т.Я. Сафонова, Е.И. Цымбал, Н.Д. Ярославцева. – М., 1995.
- Сысоева, Г. М. Культурно-просветительная деятельность как фактор социальной адаптации воспитанников детских домов: Автореф. дис. канд. пед. наук. / Г.М. Сысоева. – Л., 1990.
- Тимина, Н. В. Поверь в себя: Программа занятий по развитию мотивации к успеху у учащихся выпускных классов с элементами психологического тренинга // Журнал заместителя директора школы по воспитательной работе.
- Шульга, Т. Социальная адаптация воспитанников интернатных учреждений. / Т. Шульга. - М., 1998.
- Абраменкова В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе //
- Вопросы психологии. 1987. № 5.
- Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М., 2000
- Кон И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей. М., 1975.
- Кон И. С. Психология старшеклассника М , 1980
- Устименко С.Ф. Межличностные отношения трудных подростков // Вопросы психологии. 1984,№ 1.
- Селиванова З.К. Смысложизненные ориентации подростков // СоцИс.- 2001.- № 2
- ШелегЛ.А. Неблагополучнаясемьякакобъектсоциально-педагогическойдеятельност //Психологические проблемы современной российскойсемьи. Тезисы конференции, 3часть, М., 2005.
- ФлоренскаяТ.А. Мирдоматвоего. Духовно-нравственные основы семьи: психология,культура, традицииМ. 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И СЕМЕЙНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ - ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА ЦЕНТРА «СЕМЬЯ»
Семья — это общество в миниатюре, от целостности и надёжности которого зависит благополучие детей и взрослых населения всей России. Это маленькое сообщество кровно близких люд...
Исследовательская работа "Формирование семейных ценностей, изучаемых в курсе литературы 5-7 классов"
Роль семьи велика в формировании нравственных ценностей подрастающего поколения.Одной из задач, которую ставит перед собой педагогический коллектив – формирование у учащихся нравственных и духовных це...
Проектная деятельность учащихся как один из способов формирования семейных ценностей. Методическая статья.
Данная методическая статья дает возможность представить, как проектная деятельность в школе может объединить учителя, учеников и их родителей. Каким образом можно повысить эффективность учебно-воспита...
Формирование семейных ценностей на уроках обществознания
Методические рекомендации по формированию семейных ценностей на уроках обществознания в коррекционной школе....
Презентация "Взаимодействие школы и семьи. Формирование семейных ценностей".
Презентация раскрывает основные составляющие взаимодействия семьи и школы....
Результаты проведения опроса «Проявление семейных ценностей в поведении супругов» (диагностика формирования семейных ценностей у подростков). Мартынова М.В., Тихонова Е.В., методисты ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района СПб
Из опыта работы. Диагностика формирования семейных ценностей у подростков....