Выступление на РМО социальных педагогов и педагогов-психологов на тему: «Связь образа семьи и семейной идентичности с эмоциональным благополучием детей, повышение социально-педагогической компетентности родителей»
материал на тему
Предварительный просмотр:
Выступление на РМО
социальных педагогов и педагогов-психологов
на тему:
«Связь образа семьи и семейной идентичности
с эмоциональным благополучием детей,
повышение социально-педагогической
компетентности родителей»
Подготовила
социальный педагог
МБОУ лицей №4 г. Данкова
Новикова О.А.
2018 г.
Все мы стремимся к отношениям, которые дарят нам радость и тепло. Человек по своей природе всегда стремится к комфорту и благополучию, и старательно обходит то, что может доставить ему неприятность, дискомфорт и боль. Отношения между людьми устанавливаются и удерживаются на основе симпатии друг к другу. С теми, кто нам приятен, мы стараемся больше общаться, проводить время вместе, интересуемся его жизнью, переживаем за его неудачи. Безразличное отношение к другому человеку не вызывает у нас тяги к общению с ним, нам бывает всё равно как он живёт, чем занимается, а с тем же кто нам неприятен мы будем старательно избегать встреч. Находясь в любом коллективе человек, оценивает, как он себя в нём чувствует, комфортно или нет, какова психологическая атмосфера этого коллектива, то есть мы, прежде всего, ощущаем эмоциональный фон этой группы людей.
Семья и отношения внутри неё, формируют свой, определённый эмоциональный фон, который оказывает значительное влияние не только на отношения супругов между собой, отношения родителей и детей, но и на то, как ребёнок будет развиваться, каким он станет. Чем же является семья, в развитии ребёнка?
Семья является тем местом, где закладываются основы личности. В ней так же, как и в любом коллективе, формируется свой психологический климат. Но в жизни семьи это явление имеет большее значение, чем в жизни другой группы, так как именно семья формирует личность ребёнка. И от характера психологического климата в семье зависит, в первую очередь, будущая сущность человека. Характер психологического климата в семье непосредственно сказывается на психическом и физическом здоровье личности человека, на настроении и на его деятельности.
В семейных отношениях наиболее легко реализуется важная потребность, которую испытывает человек, вступающий в общение: получить от партнера по общению «поглаживание», т. е. сочувствие, одобрение как подтверждение общего расположения к себе. Это — весьма важное условие для обеспечения общего душевного спокойствия и уверенности в себе. По данным психологов, человеку для ощущения эмоционального благополучия необходимо не менее восьми «поглаживаний» в день.
Именно семья является основным источником сочувствия и поддержки и может оказать их своевременно, тонко и ненавязчиво. Однако родители, не всегда понимают, что ребенок часто обращается к ним не за конкретным советом, а именно за пониманием. Ведь каждый человек нуждается не столько в оценке успешности или не успешности своих действий, сколько в поддержке и утешении, которые важны для становления личности ребенка. «Поглаживания» могут затрагивать положительную оценку поведения, внешности, взглядов, результатов труда, характера и способов деятельности и т. д. Человек (особенно в подростковом возрасте) обычно обостренно реагирует на негативную оценку своих успехов, болезненно воспринимает ее принижение, поэтому именно домашние отношения часто являются главным средством компенсации успехов или недооценки окружающих вне семьи.
К проблемам, оказывающим негативное влияние на развитие личности в семье, относятся конфликты между супругами и ближайшими родственниками; несогласованность, противоречивость позиций в воспитании, воспитательных приемов; чрезмерная занятость родителей, влекущая за собой замену неспешного доброжелательного общения с детьми на контролирующую функцию, подавляющую личность и эксплуатирующую ее как предмет реализации родительских амбиций; чрезмерная опека, тревожность, недоверие к возможностям и силам ребенка, заброшенность детей в силу асоциального образа жизни родителей либо в силу предпочтения ими собственных проблем, связанных с карьерой, конфликтами, здоровьем.
Семья – первоисточник формирования межличностных отношений ребенка, а родители – образцы для подражания. Именно в семье закладывается основа характера человека, предопределяется его отношение к труду, моральным и культурным ценностям, формируется его психическое здоровье.
Требования, предъявляемые к жизни родителями, и форма, в какой эти требования осуществляются, выбор слов, организация в семье досуга, отношения с ребенком, друзьями и соседями, и разговоры об этом – все это, в том или ином смысле, приобретает для ребенка особое значение именно потому, что он услышал, увидел и почувствовал это от людей, которым доверяет. Если внутрисемейные взаимоотношения построены на любви, поддержке и на взаимоуважении членов семьи, то ребенок такой стиль общения переносит и в среду своих сверстников, так как опыт ребенка, приобретенный непосредственно в семье, становится подчас единственным критерием его отношения к окружающему социуму, людям.
Зачастую в условиях семьи (даже внешне благополучной) воспитание может быть деформированным. Это обусловлено следующими факторами:
- Психолого - педагогическая некомпетентность родителей;
- отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы;
- частые конфликтные ситуации в семье;
- аморальный образ жизни родителей;
- отсутствие взаимопонимания и любви между родителями и детьми.
С каждым годом возрастает количество семей находящихся в социально опасном положении, попавших в трудную жизненную ситуацию, растет число и правонарушений среди подростков.
Семья способна обеспечить ребенку психологический комфорт или, наоборот, порождает чувство ненужности, заброшенности. Социологи установили, что на воспитание детей у родителей ежедневно остается всего лишь 17 минут. За 17 минут родители успевают вынести только порицания за плохое поведение или полученную отрицательную отметку. А трагедия человека – с юных лет почувствовать себя обреченным неудачником, способным совершать лишь негативные действия. Необратимые последствия влечет за собой равнодушие и нелюбовь родителей, так как их мнение для ребенка имеет большое значение.
Благодаря эмоциональной связи, родители, любящие детей и понимающие свои обязанности, с малых лет формируют у ребенка нормы и стиль поведения, объясняют ему мир человеческих ценностей. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с социально – психологическим здоровьем детей. Поэтому от характера внутрисемейных отношений, от стиля воспитания, от проявления безусловной разумной любви родителей к своим детям, зависит психическое состояние ребенка, его эмоциональное здоровье, его отношение к жизни.
Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни, а в конце жизненного пути родители и дети становятся духовно все более близкими. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственно жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь — источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей — это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.
Процесс воспитания, как известно, является органичной частью социального потока, он вплетен в историю социума и присущ лишь человеческому обществу. Основными институтами, которые всегда были напрямую связаны с процессом формирования личности являлись семья и образовательные учреждения. На протяжении веков отношения этих социальных институтов претерпевали различные преобразования, связанные с изменением социально-экономических и политических условий. Соответственно убывала или возрастала ценность образования, роль семьи; менялся также образ идеального «продукта» воспитательных усилий. Какова же реальная ситуация, сложившаяся в современном обществе? Анализ самых различных источников информации позволил сделать вывод о том, что, несмотря на инновационные процессы, происходящие в сфере образования сегодня, родителей эти процессы практически не затрагивают. Одним из наиболее серьезных факторов, повышающих уровень конфликтности поколений, все больше становится низкая педагогическая компетентность родителей. Методы, которыми пользовались бабушки и дедушки, не всегда дают положительный эффект: и время другое, и дети, и общество.
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи, укреплению и повышению ее роли и значимости в воспитании детей; с другой же стороны, все более обозначаются социальные проблемы: падение жизненного уровня, увеличение числа неполных семей и семей, имеющих одного ребенка. Естественно, что в таких сложных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Решать проблему развития личности школьника можно только в процессе взаимодействия педагогов и родителей.
Участие родителей в образовательном процессе - неотъемлемая часть развития нашего общества. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей позволяет быть им полноправными участниками образовательного процесса. Повышение уровня компетентности родителей (формирование у них необходимых знаний, обучение их навыкам общения с детьми, разрешению конфликтных ситуаций, улучшение стиля родительского поведения и т.п.) – одно из направлений помощи семье.
Взаимодействие с семьей – одна из самых актуальных и сложных проблем в работе школы в целом и педагога в отдельности. Многие семьи сегодня беспокоит, прежде всего, экономическое благополучие, большую часть дня родители проводят на работе, особенно те, кто работает удаленно от места жительства. Дома родители предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Все это отрицательно отражается на содержании воспитательного процесса, отсутствует психологическая культура в семье.
К сожалению, увеличивается число неполных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Из-за недостаточности родительского внимания у детей происходит снижение учебно-познавательной мотивации, в некоторых семьях отсутствует забота о ребенке, непонимание его духовных потребностей. Многих родителей винить в этом нельзя, так как у них нет элементарной педагогической культуры, не хватает знаний.
Важную роль в повышении психолого - педагогической компетентности родителей играет просвещение - процесс информирования родителей об особенностях развития личности ребенка и способах взаимодействия с ним. В процессе освоения педагогических знаний развивается и личность самих родителей. Лектории, в отличие от консультирования, относятся к коллективным формам сотрудничества, что позволяет повышать уровень информированности большего количества участников и наиболее простая в организации форма.
В современных условиях все большее значение приобретает использование ресурсов виртуального пространства для психолого-педагогического просвещения родителей. Сайт лицея используется для различных форм повышения психолого-педагогической компетентности родителей: размещение обучающих материалов; размещение ссылок на полезные интернет-ресурсы; фото и видеоотчеты наших мероприятий и т.д.
Также на сайте можно организовать различные варианты обратной связи с родителями: проведение онлайн-опросов, сбор вопросов или комментариев. Через интернет возможна совместная проектная деятельность, когда педагоги обсуждают с родителями то или иное мероприятие, обмениваются вариантами сценариев и викторин по электронной почте.
Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако на встречи в виде отчетов и поучающих бесед родители приходят неохотно, не проявляют активности. Поэтому методы проведения собрания постепенно меняются. Педагоги все чаще строят общение не на монологе, а на диалоге. Конечно, такой метод требует от педагогов более длительной и тщательной подготовки, но и результат становится значительно лучше. Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его проведения. Важную роль играет опрос родителей, который позволяет выявить наиболее интересующую проблему, которую необходимо раскрыть и обсудить. К предварительной подготовке относятся так же подготовка выставки совместных работ, подборка и нарезка видеофильмов, запись ответов детей на вопросы по темам, изготовление на собрание приглашений, памяток, оформление благодарностей. Собрания проходят в форме круглых столов, дискуссий, тренингов, посиделок и т.д. Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. На моих родительских собраниях становится традицией просмотр слайд-шоу из фотографий с прошедших мероприятий. На фотографиях родители зачастую видят на лицах совершенно новые для них эмоции. Не зря мы часто говорим, что дома дети одни, а в школе- другие.
С целью повышения родительской компетентности обсуждения не редко происходят в сопровождении педагога-психолога. Родительский практикум также под руководством педагога-психолога позволяет детям и родителям научиться взаимодействовать друг с другом, решать проблемные ситуации.
Еще один возможный формат работы - это семейные праздники. Их основная задача - обеспечить семье опыт эмоционально позитивного взаимодействия. Для повышения родительской компетентности, наиболее эффективный формат семейного праздника - продуманная презентация заранее подготовленных проектов. Совместная работа родителей и детей над проектами объединяет их общим делом. В результате такой кропотливой, совместной, творческой работы, многие родители переосмыслят свою роль в воспитании детей, осознают себя субъектами воспитания, начинают понимать своих подрастающих детей, адекватнее их оценивать, верить в их творческие возможности. Это однозначно отразится на уровне их общей культуры и педагогическом мировоззрении. Возрастет потребность родителей в самообразовании, направленном на сближение интересов детей и родителей, детей – педагогов, родителей – педагогов.Совместная деятельность всей семьи по подготовке к такому празднику имеет огромный развивающий и воспитательный потенциал. (Пример проект «Моя семья»).
Тренинги детско-родительских отношений в семье под руководством психолога позволяют родителям взглянуть на себя глазами ребенка, скорректировать взгляды некоторых родителей на воспитание собственных детей.
Задачей детско-родительских мероприятий является показать родителям возможности ребенка в общении, акцентировать наиболее значимые для них в том или ином возрасте темы. Но не менее важной является появляющаяся у родителей возможность увидеть других детей класса, чтобы понять место своего ребенка среди них, а также через сравнение с другими точнее рассмотреть ресурсы и трудности сына или дочери.
В лицее на родительских собраниях затрагиваются различные вопросы воспитания и обучения детей, вопросы оптимизации детско – родительских взаимоотношений, корректируются отношения между участниками образовательного процесса, создается атмосфера доверия и поддержки. Таким образом родители, повышая уровень своей педагогической компетентности, систематизировав и обновив имеющиеся знания о семейном воспитании, становятся более уверенными в собственных силах, в осознании своих прав и потребностей. Это отразжается на уровне их общей культуры и педагогическом мировоззрении.
Многие проблемы конечно же остаются не решенными, но наш педагогический коллектив и социально-психологическая служба непрерывно двигаются по путь к сближению и пониманию, что немало важно в современном образовательном пространстве.
Список литературы:
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: Речь, 2002. 260 с.
- Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2002.
- Перекатьева О.В., Подгорная С.Н. Современная работа с родителями в начальной школе. М.; Ростов н/Д.: МарТ, 2004.- 190 с.
- Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с родителями. М.: Генезис, 2008.
- Миносянц Н.Г. Повышение компетентности родителей в условиях дистанционного образования. Современные практики работы. // Развитие родительских компетенций. Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием (25-27 июня 2015 г). - Часть I / Отв. ред. Т.А. Семенова.– М.: Изд. «Спутник+», 2015. – 220 с.
- http://festival.1september.ru/articles/101218/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Циклограмма совместной работы социального педагога с педагогом-психологом, классными руководителями и учителями-предметниками
Документ, помогающий социальному педагогу регламентировать свою ежедневную работу....
Внедрение технологий здоровьесбережения с использованием ИКТ в работе социального педагога и педагога-психолога школы.
Данная работа показывает возможности использования ИКТ при психолого-педагогической диагностики уровня школьной тревожности, сравнительном анализе результатов психологической диагностики и КМСЗ, выявл...
Взаимодействие социального педагога и педагога психолога. Работа с семьями СОП.
Программа комплексной реабилитации семей, находящихся в социально-опасном положении...
План РМО социальных педагогов и педагогов-психологов на 2018-2019 год
План РМО социальных педагогов и педагогов-психологов на 2018-2019 год...
План работы ПГ социальных педагогов и педагогов-психологов на 2018-2019 год
План работы ПГ социальных педагогов и педагогов-психологов на 2018-2019 год...
Выступление на РМО социальных педагогов и педагогов-психологов «Взаимодействие семьи и школы по профилактике употребления ПАВ детьми»
Профилактика употребления психоактивных веществ школьниками....