Программа родительского клуба
рабочая программа
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА
«Родители – дети - любовь»
направление: психолого-педагогическое
для родителей (законных представителей)
Срок реализации: 1 год
Составила: Карпова С.С.,
педагог-психолог
2018-2019 уч. г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо всё время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Непрерывное образование становится потребностью. Потребность в знаниях проникает во все сферы жизни – профессиональную, семейную, досуговую, общественную, социальная грамотность – важный феномен сознания.
Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, сексологических, педагогических, психологических, юридических, экономических и пр. Решение семейных проблем требует от супругов зрелости и компетентности, а значит, волевых усилий, способности взять на себя дополнительную нагрузку. Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт их собственных родителей. И нередко возникновение в семье задач, которых не было в их родительской семье, приводит к семейной дисгармонии: нет образцов того, как справиться с проблемой. Ощущение несостоятельности болезненно для большинства людей. В этом случае непрерывное образование взрослых выступает фактором поддержки социальной грамотности и компетентности. Деятельность педагогического коллектива образовательной организации не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. При взаимодействии с семьёй должны учитываться современные подходы к этой проблеме. Главная задача ФГОС, поставленная перед работниками школы, - образовывать родительскую общественность.
Среди разнообразных форм взаимодействия педагога-психолога школы с родителями одной из наиболее популярных является родительский клуб.
Результатом работы родительского клуба можно считать обогащение опыта, представлений каждого за счёт активного и творческого участия в процессе мероприятия всех участников.
Критерием эффективности деятельности специалистов школы по взаимодействию с семьями учащихся в форме встреч родительского клуба:
- Изменение характера вопросов родителей к учителям, руководителю и психологу организации как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желания их совершенствовать.
- Рост посещаемости родителями, встреч родительского клуба. Стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.
- Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребёнка, анализу своих достижений и ошибок; использование родителями психолого-педагогической литературы; участие родителей в смотрах, конкурсах, праздниках, организуемых руководством школы. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи школе в педагогической работе.
- Изменение представлений родителей о воспитании школьников.
Программа работы родительского клуба «Родители – дети – любовь» предназначена для работы педагогов-психологов, учителей, стремящихся к установлению позитивного взаимодействию с родителями учащихся, формированию взаимопонимания между членами семьи и подведению родителей к пониманию позиций ребёнка в межличностных отношениях в семье. Программа представлена в разнообразных формах проведения встреч: игротеки, дискуссионные вечера, семинары-практикумы, совместное творчество, деловые игры, практикумы. Удобство программы заключается в том, что её можно трансформировать и компоновать, парциально используя те или иные игры и упражнения, под определённую проблему и тему.
При реализации данного вида деятельности необходимо знать возрастные особенности развития детей, владеть техниками диагностики, педагогическими технологиями, грамотно анализировать и интерпретировать результаты, владеть навыками психолого-педагогического консультирования и проведения тренинга, уметь находить общий язык с широкой аудиторией, быть корректным в общении с воспитанниками, их законными представителями, родителями, коллегами, грамотным специалистом в области возрастной и общей психологии и педагогики.
Основные принципы, определяющие концептуальные положения взаимодействия психолога и семьи учащегося по созданию единого пространства развития ребёнка.
- Принцип преемственности, согласованных действий.
Состояние взаимопонимания семьи и образовательного учреждения – этого единого пространства, этой объективной реальности, состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребёнку, распределения обязанностей и ответственности».
- Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и учреждения.
Принцип взаимоотношений семьи и учреждения на основе гуманности, толерантности, то есть признание достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого; доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.
- Принцип открытости.
- Принцип индивидуального подхода к каждой семье.
Разные семьи были и всегда будут. Эта разность зависит от многих факторов: от родительской и человеческой культуры, традиций семьи, социального положения, особенностей здоровья членов семьи, её состава, жилищных условий, образовательного ценза, внутрисемейных отношений, наличие животных в семье, образа жизни и многого другого.
- Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и учреждения.
Формы выбираются в соответствии с религиозными, культурно-историческими, социально-экономическими, социально-психологическими условиями, интересами семьи, возможностями учреждения и др. При выборе форм осмысливаются и вводятся в воспитательный процесс модусы – общение, понимание, диалог, сострадание, сопереживание, встреча, любовь и т.п., то есть всё то, сохраняет саму жизнь.
- Принцип обратной связи.
Она необходима для того, чтобы изучить мнение родителей по разным вопросам воспитания, деятельности учреждения.
Одной из форм взаимодействия педагога-психолога с родителями учащихся является организация родительского клуба «Родители-дети-любовь».
Основная задача психологической деятельности родительского клуба – способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений через повышение педагогической и родительской компетентности.
Психологическое воздействие направлено:
- на изменение неадекватных родительских позиций;
- расширение осознанности мотивов воспитания;
- выбор оптимального стиля воспитания;
- оптимизацию форм родительского воздействия в процессе воспитания;
- профилактику школьных трудностей.
Основным содержанием деятельности родительского клуба становится создание концентрированного эмоционального опыта взаимоотношений в семье.
При этом решаются приоритетные задачи:
- Объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, развития ребёнка.
- Изучение семьи и установление контактов с её членами для согласования воспитательных воздействий на ребёнка.
- Организация психолого-педагогического просвещения родителей.
- Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
- Оптимизация детско-родительских отношений.
Для решения поставленных задач необходимо провести подготовительную работу:
- подобрать теоретический и практический материал по теме, которая волнует родителей в большей степени;
- составить план и целостную структуру встречи;
- провести тестирование детей с целью обобщения результатов обследования и использования их в работе клуба;
- провести опрос родителей учащихся для выявления интересов, запросов и пожеланий в работе клуба;
- прорекламировать деятельность клуба и, в частности, каждую встречу.
В организации встреч участников родительского клуба используются следующие методы:
- индивидуальное ли групповое консультирование;
- привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности;
- анкетирование;
- опрос;
- беседы с членами семьи;
- наблюдение за ребенком;
- анализ детских рисунков и рассказов на заданную тему.
Основные принципы при организации работы с семьями в рамках родительского клуба:
- добровольное участие в работе клуба;
- учёт пожеланий и предложений участников клуба;
- взаимопонимание, взаимоуважение, эмпатия, толерантность в общении между участниками,
- творчество в работе клуба.
Этапы организации родительского клуба:
- Социально-педагогическая диагностика.
- Рефлексия трудностей в семейном воспитании.
- Проектирование совместных встреч.
- Мониторинг.
- Анализ.
На каждом этапе есть содержательная деятельность, которая помогает сделать эту форму конструктивной для разных субъектов взаимодействия, и работает ряд условий.
Условия организации родительского клуба:
- Необходимо научить участников клуба самостоятельно конструировать собственное поведение при взаимодействии с ребёнком.
- Родители должны почувствовать, что единственного способа разрешения той или иной проблемы не существует.
- При выборе тематики встреч учитываются возрастные особенности и типичные проблемы детей, а также наиболее актуальные проблемы детско-родительских взаимоотношений и, конечно, запросы родителей.
- Встречи участников родительского клуба проходят в помещениях школы, молодёжного центра.
- Встречи рационально проводить один раз в квартал.
- Участниками клуба могут быть все члены семьи учащегося. Родители учащихся, объединённые в группы согласно их запросам по образовательным темам. Формирование группы осуществляется на добровольной основе (по возрасту детей, по актуальным темам), количество участников от 5-10 человек до 20 человек и более при расширенных заседаниях.
- Формы проведения родительского клуба различны. Это семинары-практикумы, круглые столы, дискуссионные вечера, игротеки, совместное творчество, вечер вопросов и ответов, мини-тренинг, кинопросмотр и др.
- Рекомендуемое оборудование и оснащение. Это фотоаппарат или видео, проектор, компьютер, канцелярские принадлежности, наглядные пособия, раздаточный материал.
- Содержание каждой встречи необходимо трансформировать и компоновать, парциально используя те или иные игры и упражнения, под определённую проблему и тему.
Литература
- Байярд Роберт Т., Байярд Джин. Ваш беспокойный подросток. – М.: Семья и школа, 1995.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Мн.: Попурри, 1998.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: ЧеРо, 1998.
- Дрейкурс Р., Золц В. Счастье вашего ребенка. Книга для родителей. – М.: Прогресс, 1986.
- Зимбардо Ф. Застенчивость. Что это такое и как с ней справиться. – СПб.: Питер, 1996.
- Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии, - М.: Класс, 1998.
- Нельсон Д., Лот Л., Глен С. Воспитание без наказания. – ИнтерДайджест, 1997.
- Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт. – М.: Культура, 1994.
- Сатир В. Вы и ваша семья: Руководство по личностному росту. – М.: ООО «Апрель пресс» : ЭКСМО-пресс, 2000.
- Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть. – М.: Класс, 1995.
- Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии. – М.: Класс, 1997.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о открытиии родительского клуба. Статьи о работе нашего клуба.
Наш клуб открылся 1 сентября 2012 года называется он "Семейный очаг"...
программа родительского клуба воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья « Гармония»
Программа рассчитана на родителей детей с ограниченными возможностями здоровья....
программа родительского клуба воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья « Мы рядом, мы вместе»
Данная программа расчитана на родителей детей с ограниченными возможностями....
программа "Родительский клуб"
Семья является той естественной средой, которая обеспечивает гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка.Ребенок – это вселенная, которая развивается и растет по определенным законам. Ре...
Программа родительского клуба
Программа направлена на поддержку семей, воспитывающих детей с ОВЗ, на активное использование новых форм работы педагогов по взаимодействию с семьей и сотрудничеству с родителями....
Программа родительского клуба " Югорская семья - компетентные родители "
Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности подростка. Именно семья служит проводником человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Сег...
Рабочая программа родительского клуба " Ждет нас школа" 2024- 2025 учебный год.
Рабочая программа родительского клуба "Ждёт нас школа" 2024-2025 учебный год....