Программа родительского клуба
рабочая программа на тему
Программа направлена на поддержку семей, воспитывающих детей с ОВЗ, на активное использование новых форм работы педагогов по взаимодействию с семьей и сотрудничеству с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_roditelskogo_kluba_.docx | 28.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа родительского клуба
«Вдохновение»
для семей, воспитывающих детей
с ограниченными возможностями здоровья.
Авторский коллектив:
педагог-психолог Мартынова Эльвира Михайловна
педагог-психолог Жестовская Дарья Александровна
учитель-логопед Зубцова Тамара Николаевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время в мире по различным причинам рождается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и количество их постоянно увеличивается.
Семья, имеющая ребенка с особыми нуждами - это семья, где происходит дезинтеграция семейных отношений. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье. Возникают неровные, конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Также, появление в семье ребенка с ОВЗ может вызвать стремление родителей к изоляции от общества.
Родители затрудняются определить свою роль в новых сложных условиях, они не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализовываться. Самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию многие семьи не способны. Родителю, не включенному в коррекционный и абилитационный процесс, сложно изменить сложившиеся стереотипы своего взаимодействия с ребенком, что тормозит сам процесс коррекции и абилитации. При оказании своевременной психолого-педагогической помощи повышаются шансы успешной адаптации детей с ОВЗ и их семей к общественной жизни и укрепления морального и психологического климата в таких семьях.
Поэтому считаем целесообразным развивать сотрудничество специалистов с родителями, активизировать формы работы по взаимодействию МБОУ «СОШ №23» с семьей, совершенствовать систему комплексного психолого-педагогического сопровождения.
Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку адекватно взаимодействовать друг с другом.
В программу включены мероприятия, направленные на поддержку семей, воспитывающих детей с ОВЗ, на развитие системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их родителей в условиях МБОУ «СОШ №23», на активное использование в деятельности специалистов новых форм работы по взаимодействию с семьей и сотрудничеству с родителями.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Цель: повышение педагогической компетенции родителей, оптимизация взаимодействия школы и родителей, привлечение родителей к коррекционно-абилитационному и воспитательному процессу. Помощьродителям в социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи клуба:
• оказание психологической и коррекционно-педагогической помощи воспитания
и обучения ребенка, поддержки семьям в вопросах обучения и развития детей;
• формирование родительских навыков содержания и воспитания ребенка, в том числе охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации;
• формирование взаимного доверия в системе отношений между образовательным учреждением и семьёй;
• просветительская работа по проблемам нарушений развития детей и их коррекции;
• пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
Целевая группа – родители, воспитывающие детей с ОВЗ в возрасте от 6 до 17 лет.
Сроки реализации:
- 2 раза в учебную четверть (8 заседаний).
- Продолжительность занятия – 2 часа.
Формы и методы работы:
- Количество участников в группе не более 15 человек.
- Методы работы: семинар, лекции, групповой тренинг, практические занятия в группах.
- Все занятия проходят в кабинетах педагога-психолога, учителя-логопеда и сенсорной комнате, в целях создания наиболее благоприятной и доверительной атмосферы.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- Осознание роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ.
- Создание условий для обеспечения психологической безопасности семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями.
- Повышение уровня знаний о состоянии развития и здоровья детей с ОВЗ, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе.
- Овладение навыками коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком.
- Формирование эмоционального принятия индивидуальности ребенка с ОВЗ и изменения уровня родительских притязаний.
Основные требования к реализации программы:
Цели родительского образования и просвещения в образовательном учреждении значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль родителей как главных союзников в образовательном учреждении в ряду других субъектов воспитательного процесса.
Взаимодействие с родителями – совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости. Образованию родителей свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, этапность, что определяет и специфику форм работы родительского всеобуча, и особенности контингента слушателей, и формы проводимых занятий.
Образование и просвещение родителей детей с ОВЗ ориентировано на актуальные проблемы жизнедеятельности ребенка с множественными нарушениями, на психологическую безопасность (безопасная семья, безопасная школа, социальное окружение) семьи и ее взаимодействия с ОУ.
Следует учитывать, что наибольший эффект достигается тогда, когда обучение соединено с решением практических задач воспитания детей с особыми потребностями с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей.
Для успешной организации обучения нужны специалисты, педагоги, которые будут проводить эту работу. В реализации программы принимают участие специалисты разного профиля: педагоги-психологи, учитель-логопед, которые помогут расширить знания родителей в отдельных вопросах социальной адаптации, интеграции, развития детей с множественными нарушениями.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Тема мероприятия | Кол-во часов | Организационная форма | Задачи мероприятия |
1. | Вводное заседание клуба. | 2 | Беседа с элементами тренинга. | Знакомство родителей с содержанием работы родительского клуба. Ознакомление родителей с комнатой психологической разгрузки и оборудованием БОС (биологической обратной связи). |
2. | Психофизиологические особенности учащихся с ОВЗ. Псхолого-медико-педагогического сопровожденияв ОУ. | 2 | Семинар с элементами тренинга | Повышение уровня родительской компетентности в вопросах обучения и воспитания детей, выработка единого взгляда образовательного учреждения и семьи на сущность процесса психолого-медико-педагогического сопровождения с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка. |
3. | Роль семьив развитии и воспитании ребенка с ОВЗ | 2 | Лекция | Познакомить родителей с типами семейного воспитания. Сформировать адекватную самооценку роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ. |
4. | Детский мир глазами взрослого. | 2 | Групповой тренинг (родители в роли детей) | Способствовать формированию осознанияролевых различий между внутренним миром ребенка и взрослого.Приобретение коммуникативных навыков для выстраивания благоприятного стиля семейных взаимоотношений. |
5. | Родители меня не понимают | 2 | Семинар-практикум | Ознакомление с особенностями принимающего и непринимающего поведения родителей и детей. |
6 | Тренинг «Родительская эффективность» | 2 | Групповой тренинг | Повышение психолого-педагогической грамотности родителей, закрепление новых навыков общения в семье, основанных на доверии и взаимопонимании. |
7 | Тематический практикум«Класс родительского мастерства» «Развитие коммуникативной сферы у детей с ОВЗ» «Формирование психических процессов у детей с ОВЗ» | 2 | Практическоезанятие | Формирование практических навыков развития психических процессов в обучении и воспитании детей c ОВЗ. |
8 | Копилка родительских советов | Аукцион | Обмен родительским опытом. Рефлексия. |
На протяжении всех занятий участникам программы предоставляются информационно-методические материалы и памятки для закрепления и изучения материала самостоятельно.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Мероприятие 1. Вводное заседание клуба.Презентация программы.
- Разминка. Упражнение «Снежный ком».
- Ознакомление с целями и задачами клуба, утверждение графика работы.
- Понятие психолого-медико-педагогического сопровождения.
- Семья и образовательное учреждение – взаимодействие в воспитании и развитии ребенка.
- Знакомство с сенсорной комнатой и оборудованием БОС- психофизиологический.
- Рефлексия.
Мероприятие 2.Семинар с элементами тренинга - Психофизиологические особенности учащихся с ОВЗ. Псхолого-медико-педагогического сопровождения в ОУ.
- Классификация видов нарушений в развитии детей.
- Возрастные особенности обучающихся с ОВЗ.
- Психологическая безопасность (безопасная семья, безопасная школа, социальное окружение) - необходимое условие нормального развития ребенка.
- Рефлексия.
Мероприятие 3.Роль семьи в развитии и воспитании ребенка с ОВЗ
- Типы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка.
- Основные периоды развития семьи и функции членов семьи.
- Упражнение («Герб нашей семьи»).
- Рефлексия.
Мероприятие 4тренинг Детский мир глазами взрослого.
- Разминка «Цветок настроения».
- Упражнение арт-терапия«Сквозь призму детства».
- Презентация «Герб нашей семьи».
- Рефлексия.
- Самостоятельная работа с бланком анкеты «Внутренний мир».
- Информативный блок.
- Упражнение «Пойми чувства ребенка».
- Упражнение «Я-сообщение».
- Рефлексия, обратная связь.
- Домашнее задание.
Мероприятие 5. Семинар-практикум «Родители меня не понимают».а
- Разминка «Лучи Добра».
- Характеристика принимающего и непринимающего поведения ребенка и взрослого.
- Практическая работа с детскими высказываниями, рисунками. Проигрывание проблемных ситуаций (Ребенок-Взрослый-Родитель).
- Рефлексия.
Мероприятие 6. Тренинг «Родительская эффективность»
- Разминка «Комплимент».
- Информационный блок.
- Создание проблемных ситуаций.
- Упражнение «Послушай»
- Рефлексия чувств.
Мероприятие 7. Тематический практикум«Класс родительского мастерства»
- Разминка. Упражнение «Никто не знает, что…».
- Упражнения на формирование психических процессов у детей.
- Упражнения на формирование учебной мотивации у детей.
- Рефлексия.
Мероприятие 8. Аукцион «Копилка родительских советов».
- Разминка-приветствие.
- Аукцион.
- Рефлексия по работе клуба за год.
- Планирование дальнейшей работы.
Список использованной литературы:
- Агеева И.А. «Коррекционные техники в школе». Издательство «Речь». СПб. 2004.
- Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. «Справочник по групповой психокоррекции», Ростов на Дону, «Феникс», 2006.
- Козлов Н.И. «Психологос», изд. «Эскимо», 2016.
- Костромина С.Н., «Учиться на пятерки по русскому языку КАК?», изд. МОСКВА, Санкт-Петербург прайм-еврознак, 2008.
- Кэррол Э. Изард, «Психология эмоций», изд. «Питер», СПб. 2003.
- Левина Р.Е., «Нарушения речи и письма у детей», изд. АРКТУИ, Москва, 2005.
- Пахальян В.Э., «Групповой психологический тренинг»,СПб. 2006.
- Соколова Е.В., Гуляева К.Ю. «Предупреждение и коррекция поведенческих расстройств у детей», изд. НИПКи ПРО, Новосибирск, 2003.
- Фопель К., «Энергия паузы», М.: Генезис, 2005.
- Фопель К., «Создание команды», М.: Генезис, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о открытиии родительского клуба. Статьи о работе нашего клуба.
Наш клуб открылся 1 сентября 2012 года называется он "Семейный очаг"...
Программа детско-родительского клуба "Радуга"
Данная программа предназначена для работы с родителями и обучающимися начальных классов...
программа родительского клуба воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья « Гармония»
Программа рассчитана на родителей детей с ограниченными возможностями здоровья....
программа родительского клуба воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья « Мы рядом, мы вместе»
Данная программа расчитана на родителей детей с ограниченными возможностями....
программа "Родительский клуб"
Семья является той естественной средой, которая обеспечивает гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка.Ребенок – это вселенная, которая развивается и растет по определенным законам. Ре...
Программа родительского клуба
Программа родительского клуба...
Программа родительского клуба " Югорская семья - компетентные родители "
Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности подростка. Именно семья служит проводником человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Сег...