Программа родительского клуба " Югорская семья - компетентные родители "
методическая разработка

Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности подростка. Именно семья служит проводником человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Сегодня перед семьёй остро стоит проблема её дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы “родители-ребёнок”, взаимным отчуждением детей и родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_roditelskogo_kluba.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Программа родительского клуба " Югорская семья - компетентные родители "


Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности подростка. Именно семья служит проводником человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Сегодня перед семьёй остро стоит проблема её дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы “родители-ребёнок”, взаимным отчуждением детей и родителей. Недостаточная осознанность, а порой и стихийность воспитательного воздействия родителей, которые чаще всего воспитывают ребёнка так же, как воспитывали их, либо пытаются это делать полностью противоположным образом, часто становятся причинами серьёзных проблем в детско-родительских отношениях.

Как свести к минимуму затруднения родителей и повысить уровень сотрудничества семьи и образовательного учреждения, создать вокруг подростков общее педагогическое “поле”? Предлагаем программу, которая поможет родителям повысить их воспитательскую компетентность посредством участия в тематических встречах родительского клуба “Югорская семья - компетентные родители”. Гарантом эффективности работы клуба с родителями являются:

  • установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками;
  • доброжелательное отношение к ребёнку и родителям;
  • заинтересованность педагогов в решении проблем подростка;
  • системный характер работы с родителями.

Тематика родительского клуба должна учитывать современные подходы к воспитанию подростков в семье. Главная задача – заинтересовать родителей и дать им возможность понять то, что им действительно необходимо: педагогические, медицинские, правовые, культурно-просветительские или сексуальные знания.

Мотивы и потребности у родителей могут быть различными, но все они требуют определённого подхода и владения неуклонными принципами работы, такими как:

  • отказ от критики участников клуба;
  • обеспечение свободы мнений;
  • уважение жизненных позиций и семейных традиций;
  • удовлетворение жизненного интереса и интеллектуального спроса.

До тех пор, пока взрослому хватает знаний для успешного взаимодействия с ребёнком, сомнений по поводу значимости собственного жизненного опыта у него не возникает. Новые же знания вводят взрослого человека в другую социальную реальность, дарят новое видение подростковых проблем.

Цель программы: повышение психолого-педагогической компетентности родителей, оказание образовательных услуг взрослым посредством обмена практическим опытом воспитания детей в условиях неформального общения.

Задачи:

  • наладить взаимодействие между педагогами, родителями и подростками;
  • помочь родителям научиться содержательному общению со своим ребёнком, понимать его интересы и потребности, адекватно оценивать уровень его развития, достижения;
  • вовлечь родителей в жизнь образовательного учреждения на принципах сотрудничества.

Продолжительность реализации: в течение двух учебных лет

Участники: родители учащихся, объединённые в группы согласно их запросам по образовательным темам. Формирование группы осуществляется на добровольной основе (по возрасту детей, по актуальным темам), количество участников от 5-10 человек до 20 человек и более при расширенных заседаниях.

Работа клуба предусматривает 1 заседание в месяц, продолжительность встречи 1,5 – 2 часа

Формы занятий:

  • семинар;
  • лекция;
  • вечер вопросов и ответов;
  • совместный досуг взрослых и детей;
  • круглый стол;
  • кинопросмотр;
  • мини-тренинг.

Форма общения - свободная. Участники вырабатывают и принимают правила взаимодействия в клубе. После каждой встречи проводится короткое обсуждение её результативности.

Методические средства, используемые на занятиях:

  • групповая дискуссия – способ организации общения участников группы, который позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон;
  • анализ ситуаций стимулирует к опыту других, стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на обсуждаемые вопросы;
  • информирование-это психологическое вмешательство, при котором ведущий подсказывает и помогает участникам, если они сталкиваются с трудностями, предоставляет им обратную связь и поддерживает их в процессе взаимодействия;
  • тренировка эффективных методов педагогического взаимодействия
  • диагностические процедуры (анкеты, рисунки и т.д.) используются как средство получения участниками новой информации о себе и о своих детях.

Рекомендуемое оборудование и оснащение:

  • фотоаппарат или видео;
  • проектор, компьютер;
  • канцелярские принадлежности;
  • наглядные пособия;
  • раздаточный материал.

Помещение для работы должно позволить расставить стулья для участников по кругу. При небольших группах (7-10 человек) и обсуждении определённых тем целесообразно устраивать чаепитие.

Прогнозируемый результат:

В процессе встреч в родительском клубе родители становятся более внимательными к своим детям, приобретают навыки безоценочного, толерантного отношения к ним, создавая атмосферу принятия, в которой подросток может чувствовать себя в достаточной безопасности.

У родителей повышается мера уважения к чувствам детей, осознанное признание необходимости автономии подростков, укрепление уверенности в собственных воспитательных возможностях.

Работа в совместных детско-родительских группах, подчинение взрослых и детей единым правилам дают возможность подростку почувствовать свою значимость, а родителям – сойти с позиции всегда правильного и недосягаемого, побыть в роли своего ребёнка.

В процессе общения родители и дети помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений.

Этапы реализации программы:

  1. Формирование групп, знакомство.
  2. Тематические занятия.
  3. Итоговое занятие, рефлексия.

Тематическое планирование работы клуба “ Югорская семья - компетентные родители ”

Тематика

Форма проведения

Прежде всего мы родители

Круглый стол

Я и мой ребёнок: поиск взаимопонимания

Семинар-практикум

Мир детский и мир взрослый

Психологическая гостиная

Путь доверия. Все мы чем-то похожи

Мини-тренинг

Воспитание без наказания

Ток-шоу

Если дороги вам ваши дети - проблема детской алкоголизации

Душевный разговор

Самооценка в старшем подростковом возрасте

Проблемная лекция

Компьютер ребёнку друг?!

Круглый стол

Роль отца в воспитании детей

Конференция пап

Неразлучные друзья: взрослые и дети

Психологическая игра

Невидимая связь

Деловая игра

Изменение стереотипов

Вечер вопросов и ответов

Права детей и родителей

Брейн-ринг

Семья года

Конкурсная программа

Умеем ли мы общаться

Тренинг

Копилка родительских советов

Аукцион

Родители меня не понимают

Просмотр социальных роликов

“Улыбка, спорт, здоровье - нам в жизни ценное подспорье”

Вечер семейного отдыха

Положение о родительском клубе “ Югорская семья - компетентные родители

1. Общие положения

  1. Настоящее положение направлено на реализацию целей и задач деятельности клуба и образовательного учреждения.
  2. Положение регулирует деятельность родительского клуба.
  3. Положение определяет направление деятельности родительского клуба и взаимодействие всех участников.
  4. Клуб обеспечивает оказание психолого–педагогических услуг, руководствуясь законом РФ “Об образовании”, Семейным кодексом, потребностями и интересами родителей с учётом традиций семейного воспитания.

2. Основные функции клуба

  1. Обеспечение условий для обмена педагогическим опытом.
  2. Содействие развитию педагогической компетентности родителей.
  3. Создание условий для неформального общения родителей и педагогов.
  4. Взаимодействие педагогов с семьёй для полноценного развития подростка.

3. Организация деятельности.

  1. Клуб организуется при наличии санитарно-гигиенических условий в месте проведения собраний, соблюдений правил пожарной безопасности, а также психолого-педагогических требований к этому виду работы, определяемых нормативными документами о деятельности психолога в образовании.
  2. Клуб для родителей создаётся на основе социального заказа, по согласованию с администрацией образовательного учреждения.
  3. Режим работы клуба определяется условиями и возможностями учреждения, участников клуба, потребностями родителей.
  4. Руководителем клуба может быть социальный педагог, педагог-психолог либо другой компетентный, прошедший специальную подготовку педагог образовательного учреждения.
  5. Длительность встреч регулируется программой, тематикой, условиями работы и составляет 1,5 – 2часа 1 раз в месяц.
  6. Зачисление в клуб осуществляется руководителем клуба на основании устной заявки родителей.
  7. Наполняемость (численность участников) от 5 до 20 человек (в зависимости от содержания, тематических встреч).
  8. Содержание работы клуба регулируется через тематические встречи различных форм согласно перспективному планированию и программой, утверждённой руководством сетевого клуба, запросами участников клуба.
  9. Деятельность клуба может быть прекращена по инициативе администрации образовательного учреждения или в связи с отсутствием социального заказа.

4. Функции руководителя родительского клуба.

  1. Руководящая – ведущий осуществляет методическое обеспечение, предлагает программу.
  2. Экспертная – ведущий помогает участникам провести анализ работы, происходящего, конкретной ситуации.
  3. Аналитическая – ведущий обобщает и комментирует происходящее.
  4. Посредническая – организация общения родителей друг с другом
  5. Мобилизующая – ведущий мобилизует усилия родителей на решение проблем, создаёт в группе условия для эффектного взаимодействия.
  6. Консультативная – обеспечение родителей необходимо информацией, ответы на их вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий родительского клуба «Дружная семья» 2013-2014 учебный год

План мероприятий родительского  клуба «Дружная  семья» 2013-2014 учебный год...

Родительский клуб «Здоровая семья» в ДОУ.

План работы в ДОУ родительского клуба «Здоровая семья»...

программа родительского клуба воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья « Гармония»

Программа рассчитана на родителей детей с ограниченными возможностями здоровья....

программа родительского клуба воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья « Мы рядом, мы вместе»

Данная программа расчитана на родителей детей с ограниченными возможностями....

программа "Родительский клуб"

Семья является той естественной средой, которая обеспечивает гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка.Ребенок – это вселенная, которая развивается и растет по определенным законам. Ре...

Программа родительского клуба

Программа направлена на поддержку семей, воспитывающих детей с ОВЗ, на активное использование новых форм работы педагогов по взаимодействию с семьей и сотрудничеству с родителями....