Развитие связной речи на примере лексической темы "Осень"
методическая разработка

Углова Ирина Александровна

Обучающий семинар для родителей младших школьников, в котором дается представление о лексической теме как способе активизации словаря, показано применение речевого материала лексической темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Обучающий семинар для родителей младших школьников с ОВЗ, имеющих в анамнезе задержку речевого развития и логопедическое заключение «Общее недоразвитие речи II-III уровня»

Углова И.А., учитель-логопед

МБОУ Шалинская СОШ №45»

Тема: Расширение, уточнение, обогащение словарного запаса детей на примере лексической темы «Осень».

Цель: познакомить родителей со способами работы над изучаемыми лексическими темами.

Задачи:

- дать представление о лексической теме как способе активизации словаря;

- показать способы применения речевого материала лексической темы;

- сформировать интерес к совместной коррекционной работе.

Ход работы:

  1. Приветствие родителей.

-Добрый день, уважаемые родители. Сегодня мы встретились с вами для того, чтобы вместе научиться помогать детям в освоении речевых навыков. Тема сегодняшнего занятия «Расширение, уточнение, обогащение словарного запаса детей на примере лексической темы «Осень». Для того, чтобы наш семинар прошел успешно и осмысленно, я попрошу вас ответить на следующие вопросы:

Что я ожидаю от сегодняшней встречи?

Что может мне помочь достичь ожидаемого? Что может помешать?

(Раздаются листочки с написанными на них вопросами и полем для ответа, дается 5 минут для формулировки и записи ответов. Опрос анонимный.)

- Отложите пока в сторону ваши ответы, в конце занятия мы к ним обязательно вернемся.

  1. Постановка проблемной ситуации:

- Каждый из вас занимается дома со своим ребенком – помогает в освоении учебного материала, выполняет домашние задания, данные логопедом или психологом, оказывает помощь в выполнении проектов… Как это обычно происходит? (время для ответа) Что обычно бывает эффективным? (время для ответа) Что не удается? (задача логопеда выяснить, бывает ли неудача связана с собственными трудностями родителя в объяснении материала или с речевыми затруднениями ребенка, может быть еще с чем-то)

Вывод: для того, чтобы выполнять задания качественно, необходим достаточный уровень владения средствами языка. Один из способов достичь этого уровня – построение занятий по развитию речи с использованием лексических тем.

  1. Теория вопроса.

- Часто в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, учителя-логопеды применяют принцип тематического подбора учебного материала. Сосредоточение на определенной лексической теме учебных заданий, дидактических игр и упражнений дает возможность сформировать у ребят навыки обобщения, обогатить и активизировать словарный запас, развить прочные навыки словообразования и словоизменения. Взрослый учит с ребенком стихи, отгадывает загадки, выполняет упражнения, способствующие общему развитию в рамках одной лексической темы.

Для чего нужны лексические темы?

- Логопеды планируют свою работу таким образом, что определенный отрезок времени дошкольники и младшие школьники обучаются по какой-то одной лексической теме.

Содержание всей коррекционной работы строится на постепенном расширении кругозора детей, углублении и расширении объема знаний в контексте темы. Слова, с которыми знакомятся на занятии (или вспоминают их), повторяются во время игр, в различных бытовых ситуациях, в семье при выполнении домашних заданий. Обучение проходит гораздо успешнее, если используются дидактические игры и упражнения по определенной лексической теме.

Посредством игр и упражнений у детей формируются навыки образования и изменения слов. Способность образовывать слова разными способами является в речевом развитии очень важной, так как овладевая ею, ребенок учится выделять значимую часть в словах (корень), видеть схожие части в разных словах (приставки, суффиксы, окончания). Этому навыку способствуют такие игры как «Скажи ласково», «Один-много», «Какой, какая, какое», «У кого что», «Назови семейство».

Игры «Из чего сделали», «Скажи наоборот», «Придумай загадку», «Я начну, а ты закончи» способствуют закреплению знаний о предметах, их особенностях, уточняют знания детей, формируют видовые и родовые понятия.

Еще ряд игр и упражнений направлен на то, чтобы сформировать у детей правильно согласовывать слова в роде, числе, падеже «Мой, моя, мое, мои», «Посчитай», «Чего не стало» и другие.

Эти игры – эффективный способ повторения и закрепления грамматических навыков, полученных детьми. Все они развивают мышление и память, способствуют увеличению объема внимания. Благодаря любознательности и эмоциональности детей можно повторить одну и ту же игру неоднократно, повторяя нужные слова и закрепляя их в речи.

Существенную роль в работе по лексическим темам является художественная литература. Тексты для чтения и заучивания с детьми выбирают так, чтобы они были доступны пониманию ребенка. Заучивая стихи, дети при рассказывании закрепляют правильное употребление различных языковых форм. Художественная литература дает возможность научить их анализировать суть прочитанного, обогащает словарный запас детей.

  1. Практическая часть.

- Давайте разделимся на группы по 3 человека, один будет логопедом, другой-ребенком, третий – наблюдателем. Ваша задача – проработать в тройках предложенный материал. Если будут возникать вопросы или предложения – запишите, обсудим в конце занятия.

Логопед выдает каждой тройке ресурсный материал. На работу отводится 15-20 минут.

Ресурсный материал.

  • Знакомство с признаками осени. «Ребенку» показывается по одной предметной картинке и произносится начало предложения. «Ребенок» заканчивает его, опираясь на картинку. Затем повторяет предложение полностью.

Осенью бывает… (дождь). Осенью бывает… (листопад).

Осенью бывает… (холод). Осенью бывает… (ветер).

Осенью бывают… (овощи). Осенью бывают… (фрукты).

Осенью бывают… (грибы). Осенью бывают… (желтые листья).

Осенью бывают… (красные листья).

  • Заучивание стихотворения. «Ребенку» читается текст, выставляются «подарки осени». «Ребенок» с помощью взрослого и наглядности заучивает стихотворение.

Осень, осень к нам пришла!

Нам подарки принесла:

Желтые листочки,

Вкусные грибочки,

Овощи и фрукты,

Хлебные продукты!

  • Составление рассказа «Осень» по опорным предметным картинкам.

Наступила осень. Катя с папой пошли в лес. В лесу деревья желтые, красные. На земле много листьев. Папа нашел грибы. Катя положила их в корзинку. Хорошо в лесу осенью!

  • «Скажи ласково»

Дождь- дождик

Лист- листик

Гриб- грибок

Дерево- деревце

Птица- птичка

Зерно-зернышко

  • «Повтори потешки». «Ребенку» дается указание повторить фразу, не

потеряв и не перепутав слова.

Желтенький листочек улетел в садочек.

Птицы полетели, песенки запели.

Дима очень-очень рад: он увидел листопад.

  • Ритмическое упражнение: «ребенку» необходимо изобразить дождь,

отстукивая указательными пальцами по столу в такт стихотворению:

Дождь, дождь целый день

Барабанит в стекла.

Вся земля, вся земля

От воды размокла…

  • «Обведем листочек»: у «ребенка» лист бумаги и шаблон листа.

«Ребенок» за взрослым повторяет чистоговорку:

Ду-ду-ду, ду-ду-ду, карандашик я найду.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду, я листочек обведу.

Ой-ой-ой, ой-ой-ой, мой листочек небольшой.

Дуй-дуй-дуй, дуй-дуй-дуй, ветер, ветер, ты подуй!

Ай-ай-ай, ай-ай-ай, ты, листок, не улетай!

Вслед за этим приступает к обведению листа по шаблону.

  1. Обсуждение проделанной работы.

В ходе обсуждения родители высказывают свое мнение об эффективности заданий, степени трудности их выполнения, могут предложить свои варианты этих заданий или принципиально отличные задания и лексические темы. Чем плодотворнее пройдет этот этап, тем более логопед может быть уверен, что он приобретает в лице родителей союзников и помощников в коррекционной работе с детьми.

  1. Рефлексия.

На этом этапе необходимо вернуться к заполненным в начале семинара листочкам и ответить, оправдались ли ожидания от встречи, если нет, то почему, и сформулировать предложения на следующую встречу. Это позволит логопеду учесть специфику работы с именно этой группой родителей и создать атмосферу взаимной заинтересованности в результате дальнейшей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме "Транспорт": "Как купить машину".

Конспект занятия  по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи  в подготовительной группе для детей с ОНР по...

Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи

В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...

СЛОВАРНАЯ (ЛЕКСИЧЕСКАЯ) РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.

Задачи преподавания русского языка в школе заключаются в том, чтобы научить учащихся содержательно, логически последовательно, грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме , для чег...

КОНСПЕКТ НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ»

КОНСПЕКТ НОДПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКАИ РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ»...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи с ОНР 3 уровня (лексическая тема: «Одежда»).

Активизировать словарь по теме «Одежда», обучить составлению описательного рассказа по схеме....

Развитие связной речи младших школьников.Предложение.Текст.формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению.

Формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению....