Развитие режиссерской игры у дошкольников с общим недоразвитием речи на примере лексической темы: «Зимующие и перелетные птицы»
методическая разработка

Своеобразие речевого общения, характерное для детей с речевой патологией делает необходимым поиск  способов его   активизации, эффективной коррекции.  Одним из результативных средств  коррекционно-развивающей работы    может стать режиссерская  игра. В материале представлена   работа по развитию режиссерской игры дошкольников с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivizatsiya_rezhisserskoy_igry.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Анищенко Ирина Олеговна

учитель- логопед

МДОБУ ЦРР –

детский   сад № 32 «АБВГДейка»

Арсеньевского городского округа Приморский край

Развитие режиссерской игры у дошкольников с общим недоразвитием речи на примере лексической  темы:  «Зимующие  и перелетные   птицы»  

 Своеобразие речевого общения, характерное для детей с речевой патологией делает необходимым поиск  способов его   активизации, эффективной коррекции.  Одним из результативных средств  коррекционно-развивающей работы    может стать режиссерская  игра.

При удачном включении учебного содержания в состав игровой деятельности и  при соблюдении условий, необходимых для разворачивания полноценной детской игры решение этого вопроса выглядит вполне  перспективным.

В основе педагогической технологии по формированию  режиссерской игры у старших дошкольников с общим недоразвитием речи следующие составляющие:

  • ознакомление с окружающим в активной деятельности детей;
  • обучающие игры, способствующие обогащению игрового опыта детей, развитию речевого творчества;
  • предметно-развивающая  среда, способствующая  реализации детской активности в игре и коррекции речевого развития;
  • проблемное общение взрослого с детьми в процессе их самостоятельной игры;
  • игровая  деятельность, соответствующая  интересам ребенка; постепенное  освоение ребенком позиции субъекта  режиссерской игры;
  • коррекция речевого развития; постепенное  освоение ребенком  субъектной позиции речевой деятельности.

Приведу пример технологической карты по лексической теме «Зимующие  и перелетные   птицы»:

 

Составляющие педагогической

технологии

Краткое описание образовательных ситуаций

Ознакомление с окружающим в активной

деятельности детей

  • Экскурсия    в парк. Наблюдение за птицами. Какие птицы живут в парке? Рассматривание картины «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Журавли летят» А. Степанова.
  • Наблюдения   за птицами на участке д/с. Подкормка птиц зимой,  наблюдение за их повадками.
  • Беседы: «Что мы знаем о перелетных птицах»; «О зимующих  птицах в наших краях».
  • Чтение художественной литературы:   «Серая шейка» -Мамин – Сибиряк,  «Воробьишко» М. Горький,  «Синичкин календарь» В. Бианки,  «Грачи прилетели» Н. Сладков, В. Золотов «Глухарь», Демьяненко «Птенцы научились летать», Г. Андерсен «дикие лебеди», В. Гаршин «Лягушка –путешевственница», Н. Сладков «Ласточка, ласточка», В. Бианки «Молодая ворона», Е. Чарушин «Срва, тетерев, Дятел», Б. Заходер «Птичья школа», В. Жуковский «Жаворонок», «Птичка», стихи В. Бианки «Чей нос лучше», «Кто чем поет», Пословицы и поговорки о птицах, загадки о птицах, р.н.с «Гуси –лебеди».
  •  Просмотр  мультфильма «Гуси-лебеди», «Лягушка –путешественница».
  • Ручной труд:  изготовление атрибутов для режиссерской игры «Гуси –лебеди»:
  • Макет  леса, избушка ( техника оригами)
  • Лебеди ( техника оригами)
  • Имитационные игры:   предложить детям представить события из сказки, какое время года было в сказке?,  Как жили герои?, какие они были (черты  характера, добрые, злые, находчивые, глупые и т.д.) изобразить героев сказки при помощи мимики, движений и т.д.
  • Игры на развитие эмоционально-волевой сферы:  
  • Пантомима «Изобрази голубя, синицу, воробья, лебедя, ворону.
  • Показать этюд «девочка соскучилась, расстроилась, обрадовалась»….

Обучающие игры, способствующие

обогащению игрового опыта детей,

развитию игрового  и речевого творчества

  • Использование приемов совместного  припоминания  сказки  «Гуси-лебеди»:
  1. Разложи иллюстрации сказки по порядку.
  2. «Вспомни героев сказки» (дети стоят в кругу, передают волшебную палочку и называют героев сказки.
  3. Последовательно называть места, где происходят события сказки; перечислить персонажей сказки, которые помогают девочке разыскать братца.
  4. Кто помог обмануть Бабу Ягу и почему?
  • Эмоционально-выразительные показы-инсценировки   «Гуси-лебеди»
  • Предложить детям совместно со взрослым    разыграть сюжет сказки «Гуси-лебеди» на полифункциональном макете педагог вступает в ролевое взаимодействие в режиссерской игре, активизирует ролевой диалог детей, задает вопросы: «Как девочка просила печку подсказать куда полетели гуси-лебеди?», « Как девочка ответила печке и другим персонажам сказки?», «Что девочке предложила сделать печка, яблоня, речка?» и  т.д., педагог активизирует игровое  взаимодействие детей.
  • Расширение  количества персонажей игры:  педагог вводит в сюжет, разыгрываемый вместе с детьми новые препятствия (дремучий лес, глубокое озеро и т.д.)  предложить детям придумать как смогла девочка их преодолеть. Предложить детям придумать, как девочка будет заботиться  о братце после возвращения, чтобы опять гуси-лебеди не похитили мальчика?
  • «Расшатывание» устоявшихся сюжетов,  педагог предлагает ситуацию: позвала девочка братца, а вместо братца прибежал Домовенок «кузька» и т.д.

Предметно-развивающая  среда,  способствующая   реализации детской

активности в игре и коррекции  речевого

развития

  • Полифункциональный игровой макет,  позволяющий создать картину села, леса.
  • Игрушки – герои сказки  персонажи сказки; дополнительные персонажи
  • Предметы-заместители:  дома из конструктора; деревья изготовленные из картона, конструктора  или готовые; плоскостные изображения печи, яблони, реки.
  • Совместное изготовление и подбор необходимого игрового материала для игры.  Необходимые для развития и «расшатывания» сюжета персонажи и объекты изготавливаются по ходу игры.

Проблемное общение взрослого с детьми

в процессе их самостоятельной игры

  • Рассматривание полифункционального материала, позволяющий  создать сюжет сельской жизни, лес.
  • Создание проблемной  ситуации :  Где жила девочка с родителями и братцем? (необходимо изготовить домик) Где искала братца? (обустройство полифункционального игрового макета: дорожки, полянка, болото, деревья)
  • Игровые задачи:  введение неожиданного события:
  • На пути девочки встречается не яблоня, а куст  шиповника…не печка, а корова и т.д.
  • В лесу девочка повстречала лесных птиц. Каких? Как помогли птицы  найти братца?

Коррекция речевого развития; постепенное  освоение ребенком  субъектной позиции речевой деятельности

  • Детям предлагается придумать рассказ о том, что могло бы произойти с героями игры дальше,  если  девочка обратилась за помощью к птицам? К Лешему?
  • Предложить детям закончить сказку по-новому: кого из сказочных героев можно пригласить в сказку?
  • Кого из сказочных героев могла встретить девочка, когда возвращалась домой?
  • У кого из сказочных героев могла попросить помощи?
  • Как сказочные герои помогли девочки?
  • Совместные игры –придумывания :
  • Педагог предлагает детям ситуацию: Представьте, что это вы потеряли братца (сестру). Как бы вы поступили? К кому обратились за помощью?
  • Задание: Составить рассказ про себя.
  • Пересказ сказки от имени героя (Бабы Яги, лебедей, печки, братца и т.д.)
  • Д/и  «Найди двух одинаковых птиц», «Кто, что ест летом и зимой», сл. Игра «Хлопни в ладоши, услышь слово, подходящее воробью (вороне, дятлу, синице…) / «Птицы. Какие они?
  • «Закончи предложение»
  • «Кто как голос подает?  

       

Таким образом, с психологической точки зрения – коррекционная  задача в режиссерской  игре  никак не представлена ребенку. Ребенок не осознает «дидактизм взрослого» в  игре, ничего не знает об учебной цели, коррекционных задачах, поэтому игра, в которой взрослый  решает дидактические цели, как она есть изнутри, глазами ребенка, есть обычная детская игра. Таким образом,  дидактические цели коррекции речевого развития дошкольников эффективно решаются  в   режиссерской  игре дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творчества у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в изобразительной деятельности.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельнос...

Развитие фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи

Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи и базируется на способности слышать, узнавать и различать речевые звуки. Иными словами, особенность формирования речи напрямую за...

Формирование лексико-грамматического строя речи через игру у дошкольников с общим недоразвитием речи

Учитывая возрастные, характерологические особенности дошкольников с ОНР, речевой негативизм, сниженную эмоциональную активность, важно уже с первых занятий создавать у ребенка хороший настрой, желание...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ЛОГОРИТМИКИ».

в данной статье рассматривается влияние логоритмики на развитие общей и мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также эффективность логоритмических занятий....

Развитие творчества у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в изобразительной деятельности.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельнос...