КОНСПЕКТ НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ»
план-конспект по теме
КОНСПЕКТ НОД
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА
И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_1_raspechatat.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ НОД
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА
И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ»
Подготовила: учитель-логопед
Козлова Инна Владимировна
Цели:
коррекционно-образовательные:
- обогащать и активизировать словарь по теме «Транспорт»;
- закреплять умение составлять описательные рассказы об автомобилях, используя опорную схему;
- закреплять названия профессий людей, управляющих различными видами транспорта, виды транспорта;
- активизировать в речи прилагательные и закреплять навык согласования прилагательных с существительными;
- закреплять умение образовывать существительные множественного числа;
- учить составлять предложения со сложноподчиненным союзом «чтобы»;
- закреплять усвоение глагола «ехать» с различными приставками;
- закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;
коррекционно-развивающие:
- развивать умение строить распространенные предложения путем введения второстепенных членов предложения;
- развивать навыки овладения операциями обобщения, классификации, навыки слогового анализа;
- развивать общую и мелкую моторику;
- стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления;
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать коммуникативные навыки, уважение к труду шофера;
- воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу;
Оборудование:
- предметные картинки с изображением разных видов транспорта;
- силуэт грузовика и детали к нему;
- «водительское удостоверение» на каждого ребенка;
- игрушечные автомобили;
- волшебный ящик с двойным дном;
- «волшебный поезд» с кармашками для картинок и слоговых схем;
- слоговые схемы;
- плакат-схема движения грузовика;
- контурные картинки на тему «транспорт»;
- опорная схема для описательных рассказов;
- листы бархатной бумаги с контурами разных машин;
- клубки ниток на каждого ребенка;
- грамзапись гудка поезда;
- сладкие мармеладные машинки (призы);
Ход занятия:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
- Загудел паровоз и картинки нам привез. (Запись гудка поезда).
- К каждой картинке нужно подобрать схему с соответствующим количеством слогов. (Трактор, самолет, поезд, автобус, велосипед, корабль).
ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ
- Посмотрите на картинки и скажите, о чем мы будем говорить.
- Правильно, о транспорте.
- О людях какой профессии эта загадка?
«Встаем мы очень рано, ведь наша забота - всех по утрам отвозить на работу».
- Правильно, это шофер (водитель).
- Какие это люди по характеру?
(Добросовестные, трудолюбивые, старательные, вежливые, ответственные, смелые, умелые, зоркие, дисциплинированные).
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАЗОВИ ПРОФЕССИЮ»
(Выставляются на наборном полотне картинки по теме «транспорт»).
- Я буду задавать вопрос, а вы отвечать по моему образцу: Кто водит автобус? - Автобус водит внимательный шофер.
- Кто летает на самолете? (На самолете летает смелый летчик).
- Кто управляет поездом? (Поездом управляет зоркий машинист).
- Кто летает на ракете? (На ракете летает умелый космонавт).
- Кто водит трамвай? (Трамвай водит старательный вагоновожатый).
- Кто управляет кораблем? (Кораблем управляет отважный капитан).
- Кто ездит на мотоцикле? (На мотоцикле ездит храбрый мотоциклист).
- Кто летает на вертолете? (На вертолете летает отважный летчик).
- Назовите одним словом, что это? (Транспорт).
- Какие виды транспорта вы знаете? (Водный, воздушный, наземный, подземный).
ЗАГАДЫВАНИЕ ЗАГАДКИ
Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.
И горят в глазах жука два блестящих огонька. (Машина).
- Большая машина, а маленькая... (Машинка).
- У нас в группе была красивая маленькая машинка, но случилась беда. К нам с планеты «Поломай» повадился прилетать злой звездный воин. Он грозится разломать все наши игрушки. Посмотрите, что он сделал с нашим грузовиком. (Показ плоскостной модели грузовика). Он его просто раздавил. Но вы ведь умелые ребята. Давайте снова соберем грузовик из частей.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СБОРКА ГРУЗОВИКА»
(Дети по очереди берут детали автомобиля и накладывают на изображение грузовика).
- Какие детали есть у грузовика? (Кабина, мотор, кузов, фары, колеса, номер, бензобак, сиденье, руль, бампер).
(В конце игры один ребенок перечисляет все детали грузовика).
- Какая машина красивая получилась, только с ней неудобно играть. Почему? (Она плоская, детали могут рассыпаться).
- У меня есть волшебный ящик, может он нам поможет? Давайте проверим. Поместим в ящик наш грузовик. Абра-кадабра, сим-соловим, плоская машинка в настоящий грузовик превратись! (Логопед достает игрушечную машину).
- Если звездный воин прилетит к нам еще раз, как нам с ним справиться? (Cделать грузовик невидимым, сделать грузовик большим, больше звездного воина, уменьшить звездного воина до очень маленьких размеров, чтобы он ничего не смог сделать).
УСВОЕНИЕ ГЛАГОЛА «ЕХАТЬ» С РАЗЛИЧНЫМИ ПРИСТАВКАМИ
- Давайте отправимся на нашем грузовике в путешествие в автомагазин.
(На мольберте - плакат-схема движения грузовика и маленький игрушечный грузовик).
Ехали мы, ехали, до горки... (доехали),
(Въехали, съехали) и дальше... (поехали).
Ехали мы, ехали и до ямы... (доехали),
Яму... (объехали) и дальше... (поехали).
Ехали мы, ехали, до речки... (доехали),
Мост... (переехали) и дальше... (поехали).
От моста... (отъехали) и дальше... (поехали).
Ехали мы, ехали, до дома... (доехали),
Во двор... (заехали), вот и... (приехали).
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УЗНАЙ ПО КОНТУРУ»
(Наложенные один на другой контуры транспорта).
А теперь все дружно пошли по улице гулять. Мимо нас проезжает много машин. Нужно угадать по контуру машину, обвести указательным пальцем и сказать, для чего нужна машина. (Составление предложения с союзом чтобы).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ШОФЁР»
Едем, едем на машине,
(движения рулем)
Нажимаем на педаль,
(сгибать и вытягивать ногу)
Газ включаем, выключаем,
(тянуть «рычаг» к себе, от себя)
Смотрим пристально мы вдаль.
(ладонь ко лбу)
Дворники счищают капли:
Влево, вправо - чистота.
(руки перед собой, сгибать их в локтях, ладони раскрыть, наклонять руки влево, вправо)
Волосы ерошит ветер.
(шевелить пальцами)
Мы шоферы хоть куда!
(поднять большой палец)
А сейчас заведем моторчики: «Р-р-р». Поехали. Едем, едем, не спешим прямо в автомагазин. (На витрине стоят игрушечные машины). Автомагазин - это магазин, где продаются машины.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ОДИН-МНОГО»
- На витрине грузовик, а в магазине... (грузовики).
- На витрине микроавтобус, а в магазине... (микроавтобусы).
- На витрине легковой автомобиль, а в магазине... (легковые автомобили).
- На витрине милицейская машина, а в магазине... (милицейские машины).
- На витрине спортивный самолет, а в магазине... (спортивные самолеты).
- На витрине мотоцикл, а в магазине... (мотоциклы).
РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ОПОРНОЙ СХЕМЕ
Для того, чтобы купить автомобиль и им управлять, необходимо иметь водительское удостоверение, права. Права получает тот, кто хорошо знает свою машину, сможет хорошо описать ее (по опорной схеме). Вам нужно объединиться в пары, выбрать понравившуюся машину. Я - продавец.
(Дети «покупают машину» и по парам составляют описательный рассказ по опорной схеме. Затем вручаются «водительские удостоверения» каждому за хороший рассказ).
РИСОВАНИЕ НИТЬЮ
(Листы бархатной бумаги с нарисованными контурами разных машин и клубки ниток на каждого ребенка).
Мы с вами задержались в автомагазине. Наверное, ваши родители ждут вас. Давайте сделаем им подарки. Нужно выложить машину по контуру нитью аккуратно, быстро.
ИТОГ
- Подарки готовы. Давайте позвоним нашим родителям и расскажем, что вам понравилось, что интересного вы узнали. (Дети прижимают кулачок к уху. Ответы детей).
- А вам звездный воин передал сладкие машинки и сказал мне по секрету, что больше никогда не будет ломать игрушки.
- -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме "Транспорт": "Как купить машину".
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по...
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тематический цикл «Дом, квартира, мебель».
Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель». Старшаяя...
Календарно-перспективный план по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей с ОНР
Календарно-перспективный план ...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий для детей старшей группы с ОНР 3 уровня по лексической теме «Дикие животные».
Занятие по лексической теме "Дикие животные" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий для детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня по лексической теме «Зима. Зимние забавы» (по сказке «Колобок»)
Занятие по лексической теме "Зима. Зимние забавы" для детей среднего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня...
конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической на тему "Зима. Составление рассказа по сюжетной картине".
dash; активизация словаря по теме;– учить составлять рассказ по сюжетной картине;– учить образовывать родственные слова;– учить образовывать существительные от прилагательных;&nda...