Лексические темы по тематическому плану.
учебно-методический материал

Наумова Надежда Анатольевна

Тема: «Моя семья ».

 

Развитие речи:

          Рассмотреть  иллюстрации  или семейные фотографии с изображением  дедушки, бабушки, мамы, папы, дочери, сына. Назвать их фамилию, имя, отчество.

             Игра с мячом «Кто как трудится в вашей семье?»  

Ходит на работу - …; зарабатывает деньги - …; готовит пищу - …;

убирает - …;  моет посуду - …; стирает - …; гладит - …; шьёт - …;

ходит в магазин за покупками - …;  учит уроки - …; проверяет уроки - …; ухаживает за цветами - …; вытирает пыль - …

        Игра: «Подбери признаки».

Мама (какая?) – добрая,  ласковая,  трудолюбивая, заботливая,  нежная, красивая…

Папа (какой?) -  сильный, смелый, мужественный, трудолюбивый, строгий,

Заботливый…

Семья (какая?) – большая, дружная, трудолюбивая, крепкая, весёлая, здоровая, спортивная и т.д.

 

Тексты, рекомендуемые для чтения детям:

Благинина Е. «Вот какая мама», «Научу обуваться я братца»; Барто А. «Всё на всех», «Помощница»; Бродский А. «Мой брат»;  Капутикян С. «Моя бабушка»; Пермяк Е. «Как Маша стала большой»; Коваль Ю. «Дед, баба и Алёша»; Яковлев Ю. «Мама»;  Мошковская Э. «Обида»;  Шим Э. «Брат  и младшая сестра».

ФЭМП

Количество и счёт:

  Соотнесение количества, числа, цифры.

Упражнение «Посчитай членов своей семьи и поставь нужную цифру».

 

Ориентировка в пространстве:

  Использование  и употребление предлогов «в», «на», «за», «под», «перед»

Упражнение  «Куда спрятался  малыш?»:  (в шкаф, за кресло, под стол и т.д.)

 

Развитие тонкой моторики:

 Учить пользоваться различными изобразительными средствами: мелками, красками, карандашами, фломастерами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Развитие речи:

Рассмотреть с детьми иллюстрации зимующих птиц.

Повторить названия птиц: воробей, сорока, ворона, дятел, синица, голубь.

Закрепить в словаре обобщающее понятие «зимующие птицы»

 

 Понаблюдать за птицами на прогулке. Побеседовать о том, почему этих птиц называют зимующими, почему они остаются зимовать, как взрослые и дети помогают птицам пережить холодную зиму?

 

 Показать части тела птиц:  туловище, голову, клюв, крылья, ноги, хвост.

 

Разгадывание загадок о зимующих птицах:

 

Всех за день я навещу,                           Птичка  - невеличка

Всё, что знаю - растрещу.                    Ножки имеет, а ходить не умеет.

(сорока)                                                   Хочет сделать шажок     -           

Чернокрылый, красногрудый,          Получается прыжок.

И зимой найдёт приют:                                (воробей)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

(синичка)

 Окраской – сероватая,

 Повадкой – вороватая,

 Крикунья хрипловатая,

 Известная  персона. Кто она?

    (ворона)

 

 

           ТЕКСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ.

Стихотворение «Накормите птиц зимой», «Лесные домишки» Бианки.

ФЭМП

Количество и счёт:

Выделение из множества «1» и много.

Восприятие формы:

 Упражнение: «Выкладывание зимующих птиц из плоскостных геометрических форм».

 Узнавание геометрических фигур в окружающем.

Временные понятия:

  Уточнить и систематизировать представления о частях суток: утре, дне, вечере, ночи (характерных особенностях дня и ночи зимой и летом).

Развитие тонкой моторики:

  Выкладывание птиц из крупы риса, гречки, пшена на пластилине.

 

Обведение трафаретов (зимующих птиц), работа по контурам с последующим   раскрашиванием

 

 

 

Тема «Одежда».

 

Задание 1. Родителям рекомендуется:

- объяснить ребенку, почему человек меняет одежду в зависимости от времени года. При этом следует внимательно рассмотреть, ощупать одежду и головные уборы, определить их назначение;

- во время прогулки будет полезно обратить внимание ребенка на то, как одеты люди;

-в качестве экскурсии посетить магазины, где продают одежду и головные уборы.

Задание 2. Внимательно рассмотреть верхнюю одежду И назвать ее детали (воротник, карман, пуговицы, рука­ва, манжеты,....).

Задание 3. Игра «Мой, моя, моё, мои».

Мой - плащ, свитер,….

Моя – кофта, юбка,….

Моё – платье, пальто,….

Мои – носки, варежки, брюки,….

Задание 4. «Большой - маленький»

Рубашка – рубашечка куртка - курточка

Кофта – кофточка плащ - плащик

Юбка – юбочка свитер - свитерок

Футболка – футболочка шарф - шарфик

Носок – носочки майка – маечка

Задание 5. Игра «Один- много»

Рубашка – рубашки куртка - куртки

Кофта – кофты плащ - плащи

Юбка – юбки сарафан – сарафаны

Футболка – футболки варежка - варежки

Носок – носки майка – майки

Задание 7. Игра «Подбери признак».

Куртка (какая?) — красная, теплая, кожаная ... .

Перчатки (какие?) — коричневые, шерстяные, пушистые, кожаные ... .

Шарф (какой?) — шерстяной, теплый, мягкий ....

Пальто (какое?) — драповое, зимнее, детское ....

Задание 8. Вырезать и вклеить в тетрадь картинки с изображением одежды.

Задание 9. «Подскажи» словечко, закончи стишок. Раскрась этотпредмет. Какую одежду ты видишь?

Дождик, посильнее плачь. Я надену новый...

hello_html_m1b37e179.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема «Обувь»

 

Задание 1. Родителям рекомендуется:

- повторить с ребенком, одежду, головные уборы, обувь. При этом следует внимательно рассмотреть, ощупать одежду и головные уборы, обувь определить их качества и назначение.

 

Задание 2.Пальчиковая гимнастика(выучить).

Посчитаем в первый раз, сколько обуви у нас: (попеременно хлопают в

ладоши и стучат кулачками)

Туфли, тапочки, сапожки, для Наташи и Сережки, (загибают поочередно все

Да еще ботинки для нашей Валентинки. пальчики)

А вот эти валенки для малышки Галеньки.

Задание 3. Игра «Один — много»

сапог-сапоги; туфля - туфли;

валенок - валенки; шарф - шарфы;

шапка - ...; перчатка - ...;

носок - ...; юбка - …;

платье - …; рубашка - …;и т.п.

 

Задание 4. Игра «Большой — маленький»

сапоги – сапожки; тапки – тапочки;

туфли – туфельки; шапка — шапочка;

юбка — ...; пальто — ...;

куртка — ...; кепка — ... и т.д.

 

Задание 5. Игра «Подбери признак».

Валенки (какие?) — теплые, ... . Сапоги (какие?) — коричневые, кожаные, ...

 

Задание 6. Отгадай загадку и раскрась отгадку. Какую обувь ты видишь?

И по снегу, и по льду

В них в любой мороз пройду.

 

 

hello_html_m1ea2bac4.jpg   

 

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://nukadeti.ru/content/images/essence/color/202/231.jpg

 

 

Тема: «Мой дом.   Мой город.  Моя страна. Моя планета.»

Развитие речи:

1.   Побеседовать с детьми о том, на какой планете мы живём? (Земля. Мы земляне.) В какой стране?  (Россия.  Мы  - россияне.) Назвать столицу России.

Познакомить с гимном и гербом  и флагом, президентом  России. В каком городе? Рассмотреть герб города Коркино.

 

2.   Провести экскурсию по одной из улиц города (Проспект Горняков, улица Цвиллинга). Обратить внимание на проезжую часть улицы, тратуары, сквер. Познакомить с достопримечательностями : зданиями Дворца Культуры «Горняк», бассейном, стадионом, шахматным клубом  и т.д.

 

3.   Упражнение «Сосчитай до «5»:

Один большой город, два больших города,…пять больших городов.

Одна старая деревня, две старые деревни,…пять старых деревень.

Одно красивое здание, два красивых здания… пять красивых зданий.

 

 

4.  Предложить детям составить  небольшой рассказ по следующему плану:

 - Назвать адрес по которому ты живёшь.

 - Почему нужно знать свой адрес?

 - Кому можно говорить свой адрес, а кому нет?

 

5.   Упражнение  «Какое слово не подходит?»

Дом, домашний, дым, домовой.

Река, речка, рука, речной.

Город, городской, горох, горожанка.

Улица, переулок, улочка, улитка.

 

6.   «Что общего и чем отличается?

Сквер и улица.

 

 

7.   Игра: «Кто больше назовёт улиц города?»

 

 

8.   Игра:  «Кто больше назовёт достопримечательностей города?»

 

 

9.   Упражнение «Скажи наоборот»

Эта речка мелкая, а эта …(глубокая).

Эта школа близкая, а  эта…(далёкая).

Это здание высокое, а это …(низкое).

Этот магазин большой, а этот…(маленький).

ФЭМП.

Количество и счёт:

1.    Упражнение «Поезд с вагонами».

Учить располагать предметы в указанном порядке и определять пространственные отношения: между, перед, за.

 

2.    Упражнения: «Какого числа не хватает», «Домино».

Учить раскладывать числа первого десятка на 2 меньших, а из 2х меньших составлять одно целое (по числовым карточкам).

 

3.    Упражнение «Считаем парами».

Закрепить умение считать по «2».

 

4.     Упражнение «Составь, реши и запиши»

Учить составлять задачи всех видов по картинкам в пределе «10».

 

 

Развитие зрительного восприятия и логического мышления:

1.     Дидактическая игра «Измени цвет».

2.     Упражнение  «Найди и назови»

Формировать умение различать основные цвета и их оттенки.

3.     Упражнение «Четвёртый лишний»(по  форме, цвету, размеру).

 

Восприятие  формы:

1.     Упражнение «Измени форму», «Разложи правильно».

Соотнесение одинаковых и разных  по форме предметов, на основе практических действий.

Составление групп  предметов, одинаковых по форме и различных по другим признакам.

 

Восприятие величины:

1.    Упражнение «Что лишнее и почему?»

2.    Упражнение «Продолжи ряд».

Учить выявлять  общий признак расположений ряда фигур и продолжать ряд по заданному признаку (величина).

 

Развитие тонкой моторики:

1.   Учить проводить волнистые линии различной конфигурации.

 

2.  Писать печатные буквы: Я, Ю, Ё. Печатать слова с изученными буквами.

 

3.  Писать цифры от «1» до «10», записывать примеры и задачи, решать их (в тетради и на доске).

 

4.  Упражнять детей в написании графических диктантов (по клеточкам).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksika.docx1.03 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство со звуком «н» на материале лексической темы «Перелётные птицы» ,« Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы»

Занятие №1 Цель: Знакомство со звуком «н»; Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы»Занятие №2(Продолжение) - Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах; - Формировать нав...

Учебно-методический материал по биологии (10 класс) по теме: Каледарно-тематический план по Биологии 10 класс

Календарно-тематический план по биологии 10 класс к учебнику общая биология под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. 2 часа в неделю...

Тематическое планирование на год по лексическим темам

Планирование по основным лексическим темам по всем разделам с указанием игр, упражнений, заданий....

План-конспект НОД в подготовительной группе. Тема. Гласная буква Ю. Закрепление. Лексическая тема «Космос»

Цель. Закрепить знания детей о букве Ю.Задачи.1.Коррекционно-образовательная.Закрепить  понятие о том, что  гласная буква  «Ю» обозначает два звука.2.Коррекционно-развивающи...

План конспект интегрированной образовательной деятельности на материале лексической темы "Зимние забавы"

Данная образовательная организованная деятельность проводилась в старшей  группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.В данном занятии представлена интеграция двух...

Конспект занятия по коррекции лексической стороны речи по лексической теме «Овощи» с использованием отечественной мультипликации

Конспект занятия по коррекции лексической стороны речи по лексической  теме «Овощи»Цель: Коррекция развития лексико-грамматических средств языка и связного вы­сказывания с использ...