Конспект занятия по коррекции лексической стороны речи по лексической теме «Овощи» с использованием отечественной мультипликации
план-конспект

Татьяна Александровна Ратникова

Конспект занятия по коррекции лексической стороны речи по

лексической  теме «Овощи»

Цель: Коррекция развития лексико-грамматических средств языка и связного вы­сказывания с использованием средств мультипликации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_s_ispolzovaniem_multiplikatsii.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

1. Конспект занятия по коррекции лексической стороны речи по

лексической  теме «Овощи»

М\ф детей по сказке водит В.Сутеева "Веселый нами огород" 1947 г ( 10 мин)

М\ф строго по сказке назови В.Сутеева "Мешок приемы яблок" 1974 г

Цель: Коррекцияразвитию лексико-грамматических средств языка и связного высказывания с использованием средств мультипликации.

Задачи:

1.Образовательные:

-активизировать словарный запас по теме;

-научить образовывать имена прилагательные с помощью ласкательных суффиксов;

-причастия и употреблять их в речи;

-новые слова путем сложения;

-имена прилагательные от существительных;

-научить согласовывать имена существительные с числительными два и пять

-подбирать родственные слова.

2.Коррекционные:

-развивать мыслительные процессы;

-зрительную память;

-общую и мелкую моторику;

-координацию речи и движений;

-научить акцентировать внимание.

3.Воспитательная: воспитывать такие качества, как трудолюбие, взаимопомощь и взаимовыручка.

Оборудование: муляжи овощей и фруктов; картинки с изображением огорода; картинки, изображающие действия; корзинка; ваза; «письмо от Вани и Маши»; мультфильм «Веселый огород» .

Организационный момент: Логопед проводит беседу о том, что и как растет в огороде, показывает картинку огорода.

Просмотр мультфильма «Веселый огород». Беседа по мультфильму:

Логопед. Какие овощи выращивали Ваня и Маша?

Дети. Капусту, помидоры, огурцы, тыкву, морковь, кукурузу, горох, картофель, баклажаны.

Логопед загадывает загадки, показывает свежие овощи.

Логопед. Нам в группу пришло письмо. Давайте его прочитаем.

«Дорогие ребята! Помогите нам. Мы собираемся посадить огород, но не знаем, что растет в огороде, овощи или фрукты, как они растут, как за ними ухаживать. Маша и Ваня из мультфильма “Веселый огород”». Ребята, поможем Ване и Маше?

Дети. Да!

Логопед. Я приглашаю вас в огород. (Организует упражнение.)

На огород мы все пойдем

И овощей там наберем.

Дорога коротка, узка,

Идем, ступая мы с носка.

 По бордюру мы идем

 И приседаем мы на нем.

Потом обходим деревца

И пробежимся мы слегка.

У огорода отдохнем

И снова вместе мы пойдем.

Дети ходят друг за другом.

Ходят на носках.

Ходят приставным шагом с приседанием.

Ходят «змейкой».

Бегают.

Ходят друг за другом.

Пальчиковая гимнастика «Капуста»:

Мы капусту рубим, рубим

Мы морковку трем, трем

 Мы капусту солим, солим

 Мы капусту жмем, жмем.

В кадку все утрамбовали,

Сверху грузиком прижали

Дети ударяют ребром ладони по столу.

Трут кулаки друг о друга. Имитируют посыпание солью. Интенсивно сжимают и разжимают пальцы.Потирают кулак о кулак. Ставят кулак на кулак.

Игра «Сортируем овощи и фрукты»:

Логопед (раскладывает муляжи овощей). Положите в корзину овощи, а в вазу фрукты.

Дети. Помидор — это овощ, положим его в корзину. Яблоко — это фрукт, положим его в вазу.

Игра «Волшебная палочка»:

Логопед. Фея прислала нам волшебную палочку. Я буду дотрагиваться до овоща волшебной палочкой, а вы назовите его ласково. Например, помидор — помидорчик.

Огурец — ... (огурчик),капуста — ... (капусточка);тыква — ... (тыковка);

морковь — ... (морковочка); горох — ... (горошек); картофель — ... (картошечка); баклажан — ... (баклажанчик).

Игра «Поможем Маше сосчитать овощи»:

Логопед (читает стихотворение)

Раз, два, три, четыре, пять —

Все умеем мы считать.

Принесли из магазина

Мы огромную корзину.

В ней много разных овощей,

Посчитать ты их сумей.

Логопед. А теперь посчитаем овощи, используя числительные два и пять. Например, два огурца — пять огурцов. (Показывает картинки.)

Дети. Два помидора, пять помидоров; две тыквы, пять тыкв; две картофелины, пять картофелин; два вилка капусты, пять вилков капусты; две горошины, пять горошин; два баклажана, пять баклажанов.

Игра «Выращиваем овощи»:

Логопед. Ваня и Маша прислали вам картинки с изображением этапов выращивания овощей. Расположите их в правильном порядке и назовите действия.

Дети. Готовить грядки, сеять, сажать, поливать, удобрять, рыхлить, укрывать, полоть, выдергивать, выкапывать, собирать, срезать.

Речь с движениями «Огород»:

В огород пойдем,        Дети выполняют движения в

Урожай соберем.        соответствии с текстом.

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный,

Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке.

Беседа по теме «Друзья и враги овощей»:

Логопед. Вы внимательно смотрели мультфильм. Кто мешал Ване и Маше выращивать овощи?

Дети. Вороны выдергивали семена. Свиньи перерыли землю. Гусеницы объедали листья.

Логопед. Кто помогал детям выращивать урожай?

Дети. Пугало отгоняло ворон. Щенок прогонял свиней. Птицы клевали гусениц.

Игра «Собираем урожай»:

Логопед. Вспомните, во что Ваня и Маша собирали урожай? Дети. Урожай собирали в мешки, бочку, корзины, в банки. Логопед. Где хранят овощи зимой?

Дети. В овощехранилище.

Логопед. А теперь разложите овощи на хранение.

Дети. Картошку положим в мешок. Лук — в сетку. Морковь и свеклу — в ящик. Соленую капусту — в бочку. Огурцы и помидоры засолим в банке.

Игра «Повара и овощи»:

Логопед. А зимой из овощей, которые мы положили на хранение, будем готовить обеды. Образуйте слова путем сложения. Например, морковь, котлета — морковная котлета.

Свекла, сок — ... (свекольный сок); сок из моркови — ... (морковный); сок из капусты — ... (капустный); сок из помидор — ... (томатный); сок из овощей — ... (овощной); картофель, пюре — ... (картофельное торе); кабачок, икра — ... (кабачковая икра); капуста, салат — ... (капустный салат).

Игра «Ваня и Маша на кухне»:

Логопед. А теперь расскажите, какие приборы помогают мамам готовить обед. Соедините слова.

Картофель чистит ... (картофелечистка); овощи чистит ... (овощечистка); овощи режет ... (овощерезка); сок выжимает ... (соковыжималка); мясо рубит ... (мясорубка).

Игра «Подбери родственные слова»:

Логопед. Давайте подберем родственные слова к слову овощи.

Дети. Овощи, овощной, овощерезка, овощечистка, овощевод.

Игра «Скажи иначе»:

Логопед. Измените предложения по образцу: Ваня копает землю — Ваня, копающий землю.

Маша поливает огород — ... (Маша, поливающая огород.)

Маша пропалывает грядку — ... (Маша, пропалывающая грядку.) Огурец висит на грядке — ... (Огурец, висящий на грядке.) Кабачок лежит на земле — ... (Кабачок, лежащий на земле.)

Итог:Практическое усвоение лексических категорий языка:

1. Повторный просмотр мультфильма.

2. Пересказ мультфильма по опорным картинкам (кадрам из фильма).

3. Авторское комментирование с выключенным звуком.

4.  Инсценировка сказки с помощью пальчикового театра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию фонетической стороны речи в старшей группе по теме" Звуки К-КЬ"

Конспект занятия в старшей группе по разфитию фонетической стороны речи...

Презентация "Влияние логоритмических занятий на коррекцию звуковой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Материал поможет повысить качество логопедической работы с помощью логоритмических занятий.Расскажет о принципах построения логоритмических занятий, о специфике проведения, основных направлениях работ...

Картотека игр. Игры на развитие грамматической стороны речи Картотека игр на развитие лексической стороны речи

В данной картотеке собраны игры по развитию лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста. Материал будет полезен практикующим логопедам,студентам,а также родителям....

Конспект занятия по развитию фонетической стороны речи: " Сказка весёлого Язычка о фруктах".

Целью занятия является развитие фонематического восприятия....

Конспект занятия по развитию фонематической стороны речи у детей и навыков звукового анализа и синтеза в старшей группе

На занятии дети знакомятся со звуком и буквой Т, учатся характеризовать звук по акустическим и артикуляционным звукам. анализировать слоги с этим звуком....

использование новых приемов в логопедической работе над развитием лексической стороны речи

использование новых приемов ра работе над развитием лексической стороны речи на логопедических занятиях...

Особенности использования приложения Quizlet при обучении лексической стороне речи

Как известно, в настоящее время растет значимость изучения английского языка и учителю необходимо подстраивать образовательный процесс под интересы учащихся. Использование новых образовательных технол...