Знакомство со звуком «н» на материале лексической темы «Перелётные птицы» ,« Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы»
план-конспект занятия по теме
Занятие №1 Цель: Знакомство со звуком «н»; Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы»
Занятие №2(Продолжение) - Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах; - Формировать навык звукового анализа и синтеза; - Активизировать словарь по теме: «Перелётные птицы»;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perelyotnye_ptitsy.docx | 25.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие №1
Конспект НОД учителя – логопеда с детьми старшей группы компенсирующей направленности
Тема: Знакомство со звуком «н»
на материале лексической темы «Перелётные птицы».
Цель: Знакомство со звуком «н»;
Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы».
Задачи:
- учить детей правильной формулировке характеристики изученного звука;
- развивать навык звукового анализа (определение наличия звука «н» в прямых и обратных слогах, в словах);
- учить правильно употреблять окончания существительных в Р.П.;
- развивать психические процессы;
Оборудование:
Игрушка Ворон, картинки с изображением реки, леса, болота , озера, предметные картинки с изображением перелётных птиц, символ звука «н», символы гласных звуков, картинка с изображением лесного перекрёстка.
Ход занятия:
- Дети, у нас сегодня в гостях Мудрый Ворон. Он рассказал мне, что, пролетая над лесом, не увидел ни одной птицы, опустели болота, не слышны птичьи голоса на озёрах и реках (см. картинку с изображением леса, озера, реки, болота).
- Как вы думаете, куда исчезли птицы?
- Улетели в тёплые края.
- Мудрый Ворон спрашивает, а знакомы ли вы с птицами, всех ли птиц, которые улетают на юг ,вы знаете?
На картинку с изображением леса, болота, реки, озера выкладываются картинки с изображением перелётных птиц (например: чайки на картинку с изображением реки; утки, гуси – на картинку с изображением озера и т.д.)
Уточняем названия птиц и доказываем с детьми, что эти птицы перелётные.
Игра на развитие внимания: «Кто улетел в тёплые края?»
Дети закрывают глаза, одна картинка с изображением птицы убирается.
Дети определяют, кого нет, правильно употребив окончания существительных в родительном падеже.
- Дети, на лесном перекрёстке Ворон увидел конверт и принёс его в детский сад. Хотите посмотреть, что в конверте?
Из конверта логопед достаёт символ звука «н».
Рассматриваем звук «н», даём полную характеристику звуку (согласный, твёрдый, звонкий)
Определяем наличие звука «н» в слогах, словах.
Кисть руки имитирует клюв птицы.
- Если услышите звук «н», «открываем» клюв, если звука «н» нет – клюв закрыт;
Подведение итогов:
- С какими птицами познакомились? (Ответы детей)
- Какой звук нам подарил Мудрый Ворон? (Ответы детей)
Занятие №2(Продолжение)
Конспект НОД учителя – логопеда Мартыновой Анны Владимировны
с детьми старшей группы компенсирующей направленности
Тема: « Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале
лексической темы «Перелётные птицы» .
Цели:
- Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах;
- Формировать навык звукового анализа и синтеза;
- Активизировать словарь по теме: «Перелётные птицы»;
Оборудование: игрушка Мудрый Ворон, птички с изображением на них предметов со звуками «н», «нь», гнёзда синего и чёрного фонов, пересечённые лесные дорожки, символы звуков, синее полотно, прищепки синего и жёлтого цветов, контуры тучи и солнца
Орг. момент: Детям предлагается вспомнить историю о Мудром Вороне. Чему он был удивлён, когда пролетал над лесом, болотом, прудом, рекой? Куда улетели птицы? Какой звук нашёл Ворон на перекрёстке лесных дорог? (Ответы детей)
- «Вчера мы познакомились со звуком «н» (артикуляция звука ). У звука «н» есть «мягкая» парочка – звук «нь» (артикуляция звука и сравнительная характеристика). Но не все птицы улетели в тёплые края. Я предлагаю внимательно рассмотреть птиц. На каждой птичке картинка со звуками « н», «нь». Если твёрдый звук, птичка полетит в чёрное гнёздышко. Если звук – мягкий, в синее гнёздышко». (Совместная деятельность логопеда с детьми)
- «Ворон предлагает почитать».
( На перекрёстке выставляется звук «н», гласные звуки в конце лесных дорожек. Гласные звуки «едут» по дорожкам к звуку «н» и в обратном направлении. Дети ориентируются при чтении на клюв Ворона, читают прямые и обратные слоги: он, ан, ин, ын, эн, на, но, ну, ны, ни).
Ворон предлагает найти в окружающей обстановке предметы, про которые можно сказать: он, она, они, оно. Логопед совместно с детьми находят предметы и доказывают, что их можно заменить тем или иным местоимением.
- «Вы знаете, что по одному птицы не улетают. Крупные птицы выстраиваются клином, во главе стаи летит вожак. Это самая старая, сильная, мудрая птица. Она знает путь. Мелкие птицы собираются в стайки или летят вереницей, караваном, т.е. друг за другом. Мы тоже поможем улететь нашим птицам».
(Логопед расстилает синее полотно, дети собирают лучики для солнышка с помощью жёлтых прищепок и тучку с помощью синих прищепок. Создаём картину неба. Логопед совместно с детьми выстраивают птиц клином. Ещё раз проговариваются новые слова. Затем дети «превращаются» в птиц, выстраиваются вереницей и отправляются в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по лексической теме "Перелётные птицы"
Фотокартинки с загадками....
Закрепление произношения звука [Р] на материале лексической темы «Птицы (зимующие и перелетные)».
Тема: Закрепление произношения звука [Р] на материале лексической темы «Птицы (зимующие и перелетные)».Цель занятия: Автоматизация звука [Р] в спонтанной речи.Задачи: Коррекционно-образова...
Рекомендации родителям для преодоления общего недоразвития речи у ребёнка по лексической теме" Перелётные птицы"
Для родителей представлен материал по развитию детского словаря в рамках данной тематики , игры и упражнения для совершенствования грамматического строя речи, алгоритм для составления описательн...
1.10. Старшая группа. Методические рекомендации для родителей по изучению лексической темы "Зимующие птицы. Звук и буква Н"
Старшая группа компенсирующей направленности (для детей с ТНР), программа Н.Е. Нищевой...
Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” - “Ль”. Логопедическая викторина”. Лексическая тема «Приключения Колобка».
Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” - “Ль”. Логопедическая викторина”. Лексическая тема «...
Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизации звука [р] на материале лексической темы «Собаки»
В современном материальном мире в первую очередь необходимо формировать гармонично развитую личность, закладывать в детях понятия о добре, милосердии, справедливости, развивать в детях духовность, люб...
Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука Р на материале лексической темы "Ранняя весна"
План-конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Р у ребенка 6 - 7 лет с ОНР (III уровень речевого развития)....