Знакомство со звуком «н» на материале лексической темы «Перелётные птицы» ,« Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы»
план-конспект занятия по теме

Мартынова Анна Владимировна

Занятие №1 Цель: Знакомство со звуком «н»; Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы»

Занятие №2(Продолжение) - Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах; - Формировать навык звукового анализа и синтеза; - Активизировать словарь по теме: «Перелётные птицы»;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perelyotnye_ptitsy.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие №1

Конспект НОД учителя – логопеда с детьми старшей группы компенсирующей направленности

Тема: Знакомство со звуком «н»

на материале лексической темы «Перелётные птицы».

Цель: Знакомство со звуком «н»;

           Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы».

Задачи:

            - учить детей правильной формулировке характеристики изученного звука;

          - развивать навык звукового анализа (определение наличия звука «н» в прямых и обратных слогах, в словах);

           - учить правильно употреблять окончания существительных в Р.П.;

          - развивать психические процессы;

Оборудование:

     Игрушка Ворон, картинки с изображением реки, леса, болота , озера, предметные картинки с изображением перелётных птиц, символ звука «н», символы гласных звуков, картинка с изображением лесного перекрёстка.

 Ход занятия:

   -  Дети, у нас сегодня в гостях Мудрый Ворон. Он рассказал мне, что, пролетая над лесом, не увидел ни одной птицы, опустели болота, не слышны птичьи голоса на озёрах и реках (см. картинку с изображением леса, озера, реки, болота).

      - Как вы думаете, куда исчезли птицы?

     - Улетели в тёплые края.

    - Мудрый Ворон спрашивает, а знакомы ли вы с птицами, всех ли птиц, которые улетают на юг ,вы знаете?

  На картинку с изображением леса, болота, реки, озера выкладываются картинки с изображением перелётных птиц (например: чайки на  картинку с изображением реки; утки, гуси – на картинку с изображением озера и т.д.)

       Уточняем названия птиц и доказываем с детьми, что эти птицы перелётные.

   Игра на развитие внимания: «Кто улетел в тёплые края?»

  Дети закрывают глаза, одна картинка с изображением птицы убирается.

   Дети определяют, кого нет, правильно употребив окончания существительных в родительном падеже.

    - Дети, на лесном перекрёстке Ворон увидел конверт и принёс его в детский сад. Хотите посмотреть, что в конверте?

Из конверта логопед достаёт символ звука «н».

 Рассматриваем звук «н», даём полную характеристику звуку (согласный, твёрдый, звонкий)

  Определяем наличие звука «н» в слогах, словах.

Кисть руки   имитирует клюв  птицы.

 - Если услышите звук «н», «открываем» клюв, если звука «н» нет – клюв закрыт;

   Подведение итогов:

   - С какими птицами познакомились?  (Ответы детей)

 - Какой звук нам подарил Мудрый Ворон? (Ответы детей)

                                                                             Занятие №2(Продолжение)

  Конспект НОД учителя – логопеда Мартыновой Анны Владимировны

 с детьми старшей группы компенсирующей направленности

Тема: « Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале

 лексической темы «Перелётные птицы» .

Цели:

 - Учить  детей  различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах;

 - Формировать навык звукового анализа и синтеза;

 - Активизировать словарь по теме: «Перелётные птицы»;

  Оборудование: игрушка Мудрый Ворон, птички с изображением на них предметов со звуками      «н», «нь», гнёзда синего и чёрного фонов, пересечённые лесные дорожки, символы звуков, синее полотно, прищепки синего и жёлтого цветов, контуры тучи и солнца

Орг. момент: Детям предлагается вспомнить историю о Мудром Вороне. Чему он был удивлён, когда пролетал над лесом, болотом, прудом, рекой? Куда улетели птицы? Какой звук нашёл Ворон на перекрёстке лесных дорог? (Ответы детей)

      - «Вчера мы познакомились со звуком «н» (артикуляция звука ). У звука «н» есть «мягкая» парочка – звук «нь» (артикуляция звука и сравнительная характеристика). Но не все птицы улетели в тёплые края. Я предлагаю внимательно рассмотреть птиц. На каждой птичке картинка со звуками « н», «нь». Если твёрдый звук, птичка полетит в чёрное гнёздышко. Если звук – мягкий, в синее гнёздышко».   (Совместная деятельность логопеда с детьми)

      - «Ворон предлагает почитать».

 ( На перекрёстке выставляется звук «н», гласные звуки в конце лесных дорожек. Гласные звуки «едут» по дорожкам к звуку «н» и в обратном направлении. Дети ориентируются при чтении на клюв Ворона, читают прямые и обратные слоги: он, ан, ин, ын, эн, на, но, ну, ны, ни).

Ворон предлагает найти в окружающей обстановке предметы, про которые можно сказать: он, она, они, оно. Логопед совместно с детьми находят предметы и доказывают, что их можно  заменить тем или иным местоимением.

     - «Вы знаете, что по одному птицы не улетают. Крупные птицы выстраиваются клином, во главе стаи летит вожак. Это самая старая, сильная, мудрая птица. Она знает путь. Мелкие птицы собираются в стайки или летят вереницей, караваном, т.е.  друг за другом. Мы тоже поможем улететь нашим птицам».

   (Логопед расстилает  синее полотно, дети собирают лучики для солнышка с помощью  жёлтых прищепок и тучку с помощью синих прищепок. Создаём картину неба. Логопед совместно с детьми выстраивают птиц клином. Ещё раз проговариваются новые слова. Затем дети «превращаются» в птиц,  выстраиваются вереницей и отправляются в группу.            

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закрепление произношения звука [Р] на материале лексической темы «Птицы (зимующие и перелетные)».

Тема: Закрепление произношения звука [Р]  на материале лексической темы «Птицы (зимующие и перелетные)».Цель занятия: Автоматизация звука [Р] в спонтанной речи.Задачи:  Коррекционно-образова...

Рекомендации родителям для преодоления общего недоразвития речи у ребёнка по лексической теме" Перелётные птицы"

Для родителей представлен материал по развитию детского словаря в рамках данной тематики ,  игры и упражнения для совершенствования грамматического строя речи, алгоритм для составления описательн...

1.10. Старшая группа. Методические рекомендации для родителей по изучению лексической темы "Зимующие птицы. Звук и буква Н"

Старшая группа компенсирующей направленности (для детей с ТНР), программа Н.Е. Нищевой...

Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” - “Ль”. Логопедическая викторина”. Лексическая тема «Приключения Колобка».

Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” - “Ль”.  Логопедическая викторина”. Лексическая тема «...

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизации звука [р] на материале лексической темы «Собаки»

В современном материальном мире в первую очередь необходимо формировать гармонично развитую личность, закладывать в детях понятия о добре, милосердии, справедливости, развивать в детях духовность, люб...

Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука Р на материале лексической темы "Ранняя весна"

План-конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Р у ребенка 6 - 7 лет с ОНР (III уровень речевого развития)....