Школьный театр, как средство поддержки и развития талантливых учащихся
статья на тему
Предварительный просмотр:
ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР, КАК СРЕДСТВО ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ТАЛАНТЛИВЫХ УЧАЩИХСЯ.
(Из практики работы с театральным коллективом по развитию творческих способностей, с использованием психофизического тренинга С. В. Клубкова).
Скловская Е.Е.
Г. Покачи
Современный период развития общества характеризуется многочисленными преобразованиями в экономической, политической, духовной и других сферах жизни человека. Однако эти перемены внесли не только позитивные изменения, но и способствовали девальвации таких вечных ценностей, как добро, честность, порядочность, милосердие и др. Кризис духовных ценностей, социальное расслоение общества на богатых и бедных, невостребованность молодежи, подавление духовных потребностей материальными, ориентир на западные ценности, война и терроризм привели к разгулу преступности, пьянству, наркомании, детской проституции, беспризорности, распространению цинизма, жестокости, агрессивности среди детей. Другой причиной вышеназванных явлений, по мнению исследователя С.А. Иванова, явилось то, что часть людей не сумела полностью раскрыть себя и самореализоваться как личность в сложившейся социально-экономической ситуации, другая часть нашла способ самореализации в негативном, антиобщественном направлении.
В современных социально-экономических условиях возникла острая потребность в деятельных, творчески мыслящих людях, способных осуществлять осмысленные и ответственные жизненные выборы, решать проблему собственной самореализации в обстановке жестких рыночно-конкурентных отношений. Основополагающие образовательные документы Российской Федерации акцентируют внимание на необходимости создания специально организованной образовательной среды, способствующей жизненному и профессиональному самоопределению школьников, созданию условий для их самореализации.
В настоящее время создание таких условий является важным направлением деятельности системы дополнительного образования детей, которая располагает большими возможностями в плане развития и воспитания многогранной личности, удовлетворения ее потребностей, интересов, стремления к творчеству. Ценность этого вида образования состоит в том, что оно функционирует на основе социального заказа, отличается отсутствием жесткой регламентации деятельности, широким спектром образовательных услуг, гуманистическим взаимодействием участников образовательного процесса, что создает атмосферу, максимально благоприятную для самореализации.
Дополнительное образование детей - неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг, как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательных учреждениях.
Дополнительное образование в школе достаточно эффективно развивается, если оно оформлено в самостоятельную организационную структуру, но существует в тесной взаимосвязи и на равных правах с учебно-воспитательным процессом. Его успех зависит также от сотрудничества педагогов дополнительного образования с классными руководителями, воспитателями, вожатыми, социальными педагогами, психологами, а также с теми учителями, чей предмет связан в какой-то степени с содержанием работы того или иного кружка, секции, клуба.
На мой взгляд, миссия дополнительного образования в школе - создание условий для позитивного восприятия главных ценностей основного образования, а также компенсирование его недостатков.
Я считаю, что в театральном искусстве как раз и заложен определенный набор нравственных ценностей. Именно театральное искусство успешнее всего реализует развитие толерантности, способности к сотрудничеству, ответственности; формирует умение принимать решения и осуществлять их; позволяет учащемуся реально оценивать собственные ресурсы, осознанно выбирать сферу применения имеющихся способностей.
Критериями личностного развития учащихся средствами театрального искусства являются следующие новообразования: переход к новому уровню мышления, новым способам деятельности и формам поведения; рост уровня активности, самостоятельности, самоорганизации, самореализации, развитие физического потенциала, физиологических функций организма; приобретение личного опыта; развитие уверенности в себе; предотвращение различных психологических комплексов, мышечных зажимов. Показателями личностного развития являются проявления субъективности: становление внутреннего мира и внутренних механизмов саморегуляции личности, ее деятельности и поведения.
Ведь театр – вечно юный и добрый, загадочный и неповторимый.
Театр в состоянии выявить и подчеркнуть индивидуальность, неповторимость, единственность человеческой личности, независимо от того, где эта личность находится – на сцене или в зале.
Осмыслить мир, увязывая прошлое, настоящее и будущее в целостный опыт человечества и каждого человека, установить закономерности бытия и предвидеть грядущее, ответить на вечные вопросы: “Кто мы?”, “Зачем и для чего живем на Земле?” – всегда пытался театр.
Драматург, режиссер, актер говорят зрителю со сцены: “Вот как мы это ощущаем, как чувствуем, как мыслим. Объединись с нами, воспринимай, думай, сопереживай – и ты поймешь, что такое на самом деле жизнь, которая окружает тебя, что ты есть на самом деле и каким ты можешь и должен стать”.
С античных времен человечество использовало театр и формы театрального действа в целях образования и развития личности и воспитания общественного сознания. Более того, эти формы использовались для передачи знаний и опыта человечества еще в те времена, когда театра, как обособленного института, не существовало вовсе. Дети принимали участие в древних обрядах, посвященных богам плодородия, света и тепла, и так приобщались к культуре своего народа.
История театра, где играют дети, непрерывна. Но в ней есть особенно яркие взлеты. Они всегда приходятся на переломные эпохи, на то время, когда становится особенно важным реализовать две взаимообусловленные идеи. Первая заключается в том, чтобы передать молодому поколению культурные ценности прошлого в наиболее яркой, незабываемой форме, передать так, чтобы они вошли в плоть и кровь, стали личностно значимыми. Вторая идея заключается в воспитании поколения свободных творцов, способных генерировать принципиально новые идеи. Одно без другого, как показывает исторический опыт, невозможно.
Особенное развитие детское театральное творчество получает в Западной Европе в эпоху Средневековья, откуда на рубеже 15-16 века попадает сначала на Украину, а затем в Россию. Школьный театр включается в учебные планы всех образовательных учреждений, сначала духовных, а затем и светских. Он играет огромную роль в воспитании молодого поколения.
История приобщения детей к искусству театра в России начинается с 17 века, так же, как и вся история Русского театрального искусства, поскольку в первых придворных театрах при царях Алексее Михайловиче и Петре Алексеевиче играли дети, подростки. История становления Русского профессионального театра тесно связана также с историей школьных театров, возникших в первых высших учебных заведениях России: Славяно-греко-латинской и Медицинской Академиях и Шляхетском корпусе.
В современной педагогике возможности школьного театра трудно переоценить. Этот вид учебной деятельности широко и плодотворно использовался в школьной практике прошлых эпох, известен как жанр от Средневековья до Нового времени. Школьный театр способствовал решению целого ряда учебных задач: обучение живой разговорной речи; приобретение известной свободы в обращении; “приучение выступать перед обществом в качестве ораторов, проповедников”. Школьный театр был “театром пользы и дела и только попутно с этим - театром удовольствия и развлечения”.
В 20-х годах XVIII века возник школьный театр в Петербурге, в школе Феофана Прокоповича, который пишет о значении театра в школе с ее строгими правилами поведения и суровым режимом интерната: “Комедии услаждают молодых человек житие стужительное и заключению пленническому подобное”.
Таким образом, школьный театр как особая проблема имеет свою собственную историю в отечественной и зарубежной педагогической мысли и практике.
Театр может быть и уроком, и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием неизвестных граней современности. Он помогает усваивать в практике диалога нравственные и научные истины, учит быть самим собой и “другим”, перевоплощаться в героя и проживать множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера. Иными словами, театральная деятельность – путь ребенка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего народа.
Детство и юность нуждаются не только и не столько в модели театра, сколько в модели мира и жизни. Именно в «параметрах» такой модели способен молодой человек наиболее полно осознать и проверить себя как личность. Соединяя такие тонкие и сложнейшие явления, как театр и детство, необходимо стремиться к их гармонии. Сделать это можно, строя с детьми не «театр» и не «коллектив», а образ жизни, модель мира. В этом смысле задача школьного театра совпадает с идеей организации целостного образовательного пространства школы как культурного мира, в котором он, школьный театр, становясь художественно-эстетическим образовательным действом, проявляет свою неповторимость и глубину, красоту и парадоксальность.
Само собой разумеется, что полихудожественная театральная среда способствует развитию подрастающего поколения: театр приобщает детей к музыке, литературе, изобразительному искусству – ко всему богатству культуры. Но это не единственная сильная сторона театрального образования.
Может быть, гораздо важнее, что театр помогает социальной и психологической адаптации детей, их личностному росту. Театр – коллективное искусство. Он приучает ребенка к совместной продуктивной театральной деятельности. При этом театральная деятельность подразумевает не только актерское творчество, но и навыки самого разнообразного труда. Это и пошив костюмов, и разнообразные навыки, необходимые для изготовления реквизита и умения обращаться с электроаппаратурой, и навыки, необходимые для организационной и административной работы. Что же касается собственно театрального творчества, то здесь важно понимать, что оно развивает ребенка во всей его психофизической целостности. Обучение актерскому мастерству обеспечивает равномерные физические, интеллектуальные и духовные нагрузки, способствует формированию и физического и духовного здоровья. Таким образом, в театральной деятельности могут найти и реализовать себя дети, ориентированные на самые разные виды деятельности.
Но для чего бы, ни предназначались программы детского театрального образования, на что бы они, ни были ориентированы, в них отмечаются одни и те, же черты театрального искусства, позволяющие обращаться к нему, как к универсальной образовательной модели. Еще раз назовем эти черты.
Театр – синтетический вид искусства. Знакомясь с языком театра, ребенок погружается в мир литературы, музыки, изобразительного и других видов искусства.
Театр – коллективное творчество. Занимаясь театром, ребенок учится плодотворному взаимодействию с большими и малыми социальными группами, овладевает навыками коллективного творчества.
Основной язык театрального искусства – действие, основные видовые признаки – диалог и игра, понимаемые в самом широком смысле. Эти особенности делают театральное искусство особенно близким для детей, потому что игра и общение являются для младших школьников и подростков ведущей психологической деятельностью.
Театр – искусство, обращенное к самым различным и самым широким социальным слоям. В процессе работы театр привлекает к сотрудничеству работников самых разных специальностей: плотников и художников, инженеров и электриков, администраторов и актеров. Поэтому детская театральная студия может объединить под своей крышей детей с самыми разными интересами и способностями, а плоды работы могут быть интересны широкому кругу юных и взрослых зрителей.
Занятие театральным искусством включает в работу физический, эмоциональный и интеллектуальный аппарат человека, театр обращается к ребенку, как к целостной личности. Благодаря этому занятия театром эффективно помогают восстановить утраченный баланс, помогают активизировать затрудненные процессы общения, сделать их радостными и плодотворными.
Театральная студия – это дом, где найдется место и дело по душе любому ребенку и подростку. Театр – это, с одной стороны, универсальное искусство, где конечный результат, произведение, создается трудами различных художников: драматургов, артистов, режиссеров, композиторов, живописцев. С другой стороны, только совместные усилия людей разных профессий, их коллективный труд могут воплотить в жизнь чудо театрального спектакля. Не случайно так велик интерес и детей, и взрослых и к театру, и к студийной деятельности. Не только просмотр спектаклей в профессиональном театре, но и желание самому воплотить на сцене образ другого человека, выйти на театральные подмостки, поучаствовать в создании спектакля – желание прикоснуться к миру театра – знакомо, наверное, каждому.
Работа со студийцами проводится по развивающим и обучающим программам, которые отличаются друг от друга, прежде всего основными целевыми установками и способами отслеживания результатов. Работа в развивающих программах оценивается по показателям сравнительного личностного роста: интеллектуального, эмоционального, социального, физического. Работа в обучающих программах оценивается по абсолютным критериям овладения предметом. Во всех группах проводятся занятия и по развивающим, и по обучающим программам, однако если в младшей группе преобладают развивающие программы, то для старших групп (а также внутри каждой группы по годам обучения) акцент постепенно смещается в сторону увеличения доли обучающих программ.
В основе моей деятельности лежит система обучения актерскому мастерству, основы, которой были заложены К.С.Станиславским и развиты его учениками и последователями. Так же включены элементы современных методик и тренингов, применяемых в различных странах.
Внимание.
Сценическое внимание – это основа внутренней техники актера, это самый важный элемент творческого состояния актера, главное условие правильного внутреннего сценического самочувствия. Внимание – это начало любого действия. Без развитого внимания актер не может играть, не может действовать в предлагаемых обстоятельствах, он все время будет отвлекаться на свои собственные (бытовые) мысли и переживания. Кроме того, не внимательный актер – беда для режиссера.
Поэтому, воспитание будущих актеров нужно начинать именно с воспитания внимания.
Начинать работу над развитием внимания нужно с самых простых упражнений – упражнений, основанных на наблюдениях. Эти упражнения, особенно те, которые связанные с внутренней сосредоточенностью, с ассоциативностью мышления, такие, как «…вспомните и расскажите, как вы провели ваш вчерашний день», «что привлекло ваше внимание по дороге из школы домой», «какие особенности вы заметили у проходящих мимо людей» - дают материал для того, чтобы судить об особенностях и характере внимания и памяти. В этих упражнениях проявляются внутренние качества ребят, особенности их мышления, характер фантазии. Ведь если ребята научатся видеть прекрасное вокруг себя, улавливать в каждом человеке какую-то ценность, то богаче станет и их творческий круг, больше и шире их возможности отражать жизнь на сцене.
Внимание всегда имеет объект. Будущие актеры должны овладеть умением, сосредотачиваться на чем-то (на объекте) и отключать все мешающее, научиться по своей воле, переносить внимание с предмета на предмет (с объекта на объект). Другими словами – развить у себя управляемое внимание, гибкое и послушное, цепкое и активное. Внимание, способное переключаться в нужный момент с одного объекта на другой. Для развития этого внимания хороши упражнения типа: «Слушаем тишину», «Осёл», «Вопрос – ответ» «Десять секунд» и другие.
Кроме того, студийцам необходимо действенное, устойчивое концентрированное внимание, при котором группа максимально сосредоточена только на одном объекте и действует, как одно целое. Такое внимание можно развить упражнениями типа: «Поймай хлопок», «Зеркало», «Много ниточек или Большое зеркало», «Коса, бревно» и т.д. Эти упражнения помогают еще, и «собрать» группу в единое целое и «разогреть» детей. Именно после таких упражнений группа работает собраннее, внимательнее, четче. Подобными упражнениями нужно начинать все репетиции. Потому что они (упражнения) помогают ребятам отключиться от повседневных забот, собраться и настроиться на рабочий лад. Кроме того, если вы видите, что в середине репетиционного дня дети уже устали, стали работать хуже, потеряли «блеск в глазах», то просто необходимо взбодрить, встряхнуть группу именно этими упражнения на внимание. И у ребят откроется «второе дыхание».
Воображение. Фантазия.
«В процессе творчества воображение является передовым, которое ведет за собой артиста.… Воображать, фантазировать, мечтать означает, прежде всего, видеть внутренним зрением то, о чем думаешь.… Каждое наше движение на сцене, каждое слово должно быть результатом верной жизни воображения…» (К. С. Станиславский)
Воображение должно быть и у актера, и у режиссера, и у зрителя. Без воображения нет, и не может быть развитой личности.
Для того чтобы поверить в предлагаемые обстоятельства, отнестись к ним, как к реальным жизненным условиям нужно развивать воображение, при помощи которого можно поставить себя на место героя, перенестись в любую обстановку, представить себе, что произошло бы, если бы я оказался действительно в тех обстоятельствах, которые предлагаются мне на сцене. Воображение не только позволяет поверить в предлагаемые обстоятельства, но и обладает даром пробуждать в нас активность, вызывать порыв к действию. В самом деле, если предлагаемые обстоятельства «заживут» для нас, то немедленно возникает цель и потребность действовать, добиваться осуществления этой цели.
Воображение может успешно развиваться лишь в процессе активной творческой работы. Ребенок вдохновляется новыми заданиями и впечатлениями, обогащается знакомством с новыми произведениями искусства. Все это дает толчок воображению. Поэтому, развитию воображения нужно уделять большое внимание т.к. без воображения нет ни актера, ни спектакля. Помогают развить воображение упражнения типа: «Скульптор и глина», «Чугунный шар», «Замороженный», «Перевоплощение» (в животных, насекомых, рыб и др.) и т.п. Но в этих упражнениях нужно добиваться от ребят подлинной правды.
Упражнения на развитие воображения тесно связанны с фантазией. «Воображение создает то, что есть, что бывает, что мы знаем, а фантазия – то, чего нет, чего в действительности мы не знаем, чего никогда не было…. Фантазия…. все может. Фантазия, как и воображение, необходима художнику» (К. С. Станиславский)
Упражнения на развитие воображения должны воспитать способность верить, что заданное событие действительно может со мной произойти. И здесь помогает магическое «если бы»: «если бы я был тем-то или тем-то, то что бы я делал»? (Главный вопрос, который ставит себе актер). Эти упражнения позволяют актеру научиться «пропустив» через себя предлагаемые обстоятельства жить в них правдиво. А это большое подспорье в работе над будущим спектаклем, т.к. очень не просто отрешась от сегодняшнего дня представить себя, например, Гамлетом или фантастическим существом другого мира. Эти упражнения еще учат жить «здесь и сейчас», подлинно переживать именно этот момент «жизни», хотя ты прекрасно знаешь, что будет дальше. Это умение тоже необходимо актеру, т.к. актер всегда должен переживать на сцене все как в первый раз. Эти упражнения сложны в выполнении т.к. ребята либо торопятся их выполнять и делают все схематично, либо стараются «играть» чувства, а не переживать их. Правдивее всего проходят упражнения типа «Взятие снежного городка» или «Песочница», где даже взрослые актеры начинают перевоплощаться в детей и правдиво переживать согласно этим предлагаемым обстоятельствам.
Общение. Взаимодействие.
«Зарождение процесса общения дает сильный толчок всей творческой природе артиста… Сценическое общение, сцепка, хватка требуют участия всего внутреннего и внешнего творческого аппарата артиста…» (К. С. Станиславский)
Актер должен овладеть подлинным общением, научиться взаимодействовать с партнером по законам жизни. Вступая в общение, мы всегда добиваемся от человека чего-то, воздействуем на него и, в свою очередь, подвергаемся воздействию с его стороны. Общение складывается из восприятия, оценки и действия. От того, как мы воспринимаем и оцениваем действия партнера, зависит и наше воздействие на него. В общении ярче всего проявляется импровизационная сущность действия.
Общение – самый активный вид действия. Внимание в общении должно быть обостренным, воображение работать активно: ведь все время приходится обдумывать действия партнера и пытаться их предугадать и предупредить. Оценка предлагаемых обстоятельств тоже оказывается мгновенной и точной, так как поведение партнера все время меняется.
Так как общение почти всегда предполагает, работу в парах или группах (взаимодействие с партнером), то самым действенным оказывается работа над этюдами. Этюды могут быть как импровизационные (есть, дается только тема этюда или предлагаемые обстоятельства, а участники сами разрабатывают свою линию поведения, определяют свои задачи, пути взаимодействия и т.д.) так и этюды по литературным произведениям (книгам или фильмам, здесь участники действуют в заранее определенных предлагаемых обстоятельствах). Импровизационные этюды наиболее интересны, так как они лучше раскрывают способности актеров к общению друг с другом (взаимодействию), способности к импровизации.
Кроме того, этюды могут быть парные или групповые, массовые. В массовом этюде не должно быть «героев» и «толпы». Каждый исполнитель имеет свою задачу, свои собственные предлагаемые обстоятельства (помимо тех, которые относятся ко всем участвующим в этюде), свою линию действия. В то же время этюд строится так, что, то одна, то другая группа участников действует активно, а остальные не прекращая действия, занимаются какими-то спокойными делами, не привлекая к себе внимания.
Работая над этюдами, ребята овладевают умением жить на сцене, не прерывая линии действия на те моменты, когда на них не смотрит зритель, когда они не должны привлекать внимание; умением «пристраиваться» друг к другу, подыгрывать друг другу, то есть умением общаться.
Общению учат и упражнения типа: «Поводырь и слепец», «Импульсы», «Слепые», «Кукловод и кукла», «Вдох – выдох», «Встреча», «Цепочка», «Бег в резинке», «Машина» и др.
Эти упражнения проходят наиболее интересно и правдиво потому что, ребятам нравится общаться, взаимодействовать друг с другом, и они не задумываются над истинной целью этих упражнений.
В строгом смысле слова общением мы называем взаимодействие партнеров. Но есть более широкое значение этого понятия, которое применял Станиславский, - соприкосновение человека через его органы чувств со всем, что его окружает, включая неодушевленные предметы. То есть, даже если актер находится на сцене совсем один, только с декорациями, то и здесь у него происходит процесс общения. И общение, в широком смысле этого слова, тоже нужно развивать вовремя тренинговых упражнений. Возьмем, к примеру, упражнения на воображение, типа «Перевоплощение». Участник, перевоплощаясь в неизвестное животное или в амебу, начинает «жить» жизнью этого существа, взаимодействовать, то есть общаться с окружающей средой, с тем же полом или стенами в зале, с воздухом, наконец. Это воображаемое существо начинает видеть, слышать, обонять и т.д. То есть идет процесс взаимодействия, общения. И возможно этот процесс, в чем-то, гораздо важнее взаимодействия с партнером. Потому, что взаимодействие с людьми происходит в жизни на каждом шагу, оно более обыденно, привычнее. Детей нужно учить взаимодействию с окружающей средой, неодушевленными предметами. И тогда на сцене не будет людей, которые не знают, что им делать во время массовых сцен.
Мышечная свобода.
Способ избавления от напряжения мышц и пути к воспитанию мышечной свободы заключается в создании «мышечного контролера» - способности быстро находить, в какой группе мышц создалось излишнее напряжение, и убирать его, приводя себя в состояние мышечной свободы, при котором на каждое действие затрачивается ровно столько мышечной энергии, сколько нужно. «Это процесс самопроверки и снятия излишнего напряжения должен быть доведен до механической, бессознательной приученности» (К. С. Станиславский).
Создание «контролера» начинается с изучения напряжения мышц своего тела и освобождения их, чему могут помочь такие упражнения как: «Марионетка», «Напрягись – расслабься», «Спагетти» и др.
Актер должен уметь управлять своим телом: мгновенно расслаблять и напрягать по своей воле нужные мышцы. Это достигается ежедневными тренингами, упражнениями на расслабление и напряжение мышц.
Иногда, некоторые ребята принимают расслабленность за свободу мышц. Это различие необходимо разъяснить, так как расслабленность, будучи таким же препятствием, как и излишнее напряжение, лишает всякой инициативы и способности действовать. Свобода мышц эта та степень мускульного напряжения, которая необходима для данного действия. Лучше всего ребята поймут разницу при выполнении упражнений типа: «Взрыв», «Взрыв – расслабление», «Мельница», «Ртутный шарик», «Пластилиновые куклы», «Упор» и др.
Упражнения на напряжения и расслабления мышц нужно продолжать до тех пор, пока ребята не научатся по требованию педагога моментально напрягать и освобождать любую мышцу. Но создание «контролера» (способности механически находить и убирать излишнее напряжение) возможно только при длительной и кропотливой работе. На начальной стадии необходимо помочь ребятам научиться определять, где у них излишнее напряжение, убирать его, оставляя напряжения столько, сколько нужно для данной позы или действия. В этом могут оказаться полезными следующие упражнения: «Расслабление по счету», «Построй позвоночник» и др.
Мышечная свобода и внимание находятся в тесной зависимости друг от друга. Если вы по-настоящему сосредоточены на каком-то объекте и одновременно отвлечены от других, вы непременно свободны. С другой стороны, отсутствие мышечной свободы не даст вам возможности полностью сосредоточить свое внимание на нужном объекте. Таким образом, внимание и мышечная свобода, тесно переплетаясь, сопровождают процесс сценического действия и являются необходимым условием актерского творчества. Поэтому, упражнения на внимание и мышечную свободу можно объединять.
Вера.
Вера актера в правду происходящих на сцене событий и оценка их является главными источниками воздействия актера на зрителя.
Без веры в предлагаемые обстоятельства нет театра, как какового. Актер, выходя на сцену, верит в предлагаемые обстоятельства, и зритель начинает верить актеру. Если актер делает что-либо на сцене или на тренинговых упражнениях и сам в это не верит, не верит, что сейчас он не Иванов или Сидоров, а ребенок на детской площадке или динозавр в древнем лесу (если он сам себе врет и «играет на публику»), то это уже не искусство, а игра в поддавки. Такое искусство не может тронуть зрителя, потому что зритель видит и фальшь, и ложь. Главное свойство актера – способность верить, наивность.
Во время тренинговых упражнений сразу видно, кто врет, а кто подлинно правдив, кто действительно верит в предлагаемые обстоятельства. Поэтому лучше всего начинать тренинговые занятия с тех упражнений, в которых нельзя солгать, по принципу: от сложного и неизвестного – к простому и понятному (от амебы – к птицам и животным). Ведь ребята не знают, как рождается амеба, что она чувствует, что видит, поэтому здесь они не могут и солгать. Вера актера в предлагаемые обстоятельства, его наивность приводят к правде. А ничего сильнее правды нет.
Кроме внимания и воображения актер должен развить в себе умение подлинным образом воспринимать и оценивать предлагаемые обстоятельства. Мгновенно и на самом деле откликаться на все, что предлагается ему на сцене. Ведь без ориентировки, без оценки предлагаемых обстоятельств не может быть целесообразности действия, а значит, оно не может быть подлинным. Оценка предлагаемых обстоятельств позволяет актеру жить на сцене сейчас, сию минуту, учитывая все мельчайшие перемены, которые возникают на каждом спектакле, на каждой репетиции.
Когда не удается поверить в предлагаемые обстоятельства и начать действовать органически, нужно сосредоточить внимание на каком-то одном объекте, на выполнении простейшего физического действия. Чувство правды легче всего возникает при выполнении простейших физических действий, а раз возникнув, оно переходит на более сложные, пробуждает наше воображение и помогает подлинному восприятию предлагаемых обстоятельств. Трудно заставить себя забыть об известном вам будущем, о событиях, которые вы сами придумали. Да этого и не нужно. Достаточно отвлечь себя от него при помощи воображения. Нужно не приказывать своей творческой природе, не насиловать ее, а вызывать на активные действия при помощи внимания, воображения и оценки предлагаемых обстоятельств.
Все пройденное: внимание, мышечная свобода, воображения, вера в предлагаемые обстоятельства – являются основой творческой импровизации.
Хочется отметить, что ни один элемент Системы не действует сам по себе. Не может быть упражнений только на развитие воображения или только на развитие памяти. Все элементы Системы тесно взаимосвязаны и разделяются только теоретически.
Театральная студия не ставит своей целью подготовку к поступлению в театральные ВУЗы, но дает подросткам возможность познакомиться с профессией актера, получить теоретическую и практическую подготовку и достаточный творческий опыт, который в дальнейшем позволит им работать в любительском театре на высоком уровне, продолжить образование в высшем учебном заведении или использовать полученные знания и навыки в рамках других профессий. Также старшие студийцы привлекаются к работе с более младшими, что позволяет им приобрести опыт педагогической работы.
Кроме того, искусство театра — искусство чудесного общения души с душою, сердца с сердцем... На всю жизнь в сердце Достоевского сохранилось то потрясение, что было пережито им в десятилетнем возрасте в Малом театре на представлении «Разбойников» Шиллера с участием великого Мочалова.
Вот что значит театр в жизни человека!
И я горжусь тем, что моя работа, мои воспитанники тесно связаны с этим великим живым искусством, которое так много значит в жизни людей. И перефразируя классика, хочется сказать: «театр может – убить, театр может – спасти, театр может – войска за собой повести!».
Список литературы.
1. К. С. Станиславский «Работа актера над собой», М.
2. К. С. Станиславский «Моя жизнь в искусстве», М.
3. Беседы К. С. Станиславского «Труд актера», М. «Сов. Россия» 1990.
4. Н. А. Крымова «Станиславский – режиссер», М. «Искусство», 1984.
5. Н. В. Киселева и В. А. Фролов «Основы Системы Станиславского», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2000.
6. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка», М., РАН, 1999.
7. П. М. Ершов «Технология актерского искусства», М. ТОО «Горбунок», 1992.
8. М. Кипнис «Драмотерапия», М., «Ось-89», 2002.
9. В. И. Немирович-Данченко «Рецензии. Очерки. Статьи. Интервью. Заметки. 1877-1942», М. ВТО 1980.
10. С. В. Клубков. Лекции.
11. С. В. Клубков «Уроки мастерства актера. Психофизический тренинг». М. Репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств» № 6(46) 2001.
12. Сборник «Театр, где играют дети». М. «Владос» 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Театр,как средство воспитания и развития творческих навыков у детей".
Методическая разработкао роли предметов художественно-эстетического циклана творческое развитие и становление личности ребёнка....
«Дополнительное образование как средство поддержки и развития творческого потенциала обучающихся"
Дополнительное образование увеличивает постранство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность. Педагоги дополнительного образования помогают обучающимся реализовы...
Школьный музей как средство воспитания гражданственности и патриотизма учащихся.
Статья из опыта работы по созданию школьного музея....
Школьный музей – как средство патриотического и нравственного воспитания учащихся.
Патриотическое воспитание в школе - одно из основных направлений воспитательной работы. Первая школа в г. Новом Осколе является старейшим учебным заведением города. С 1995 года унас работает музей "ис...
Школьный театр как средство воспитания
Значимая роль театральной деятельности в воспитательном процессе неоспорима. Участие в театральной деятельности позволяет решать ряд воспитательных задач и развивать познавательные психические процесс...
«Школьный театр, как средство формирования ключевых компетенций учащихся школы».
В данной статье описан механизм развития ключевых компетенций в процессе приобщения детей к театральной деятельности в школьном театре, таких какценностно-смысловые;общекультурные;саморазвитие;креатив...
Школьный театр - эффективное средство формирования метапредметных компетенций
Методика преподавания английского языка посредством театра является одной из самых эффективных средств обучения. В процессе внеурочной деятельности происходит дальнейшее расширение и углубление знаний...