Реализация мероприятий по выявлению, поддержке и развитию талантливой молодежи
статья

Выступление учителя на районной августовской конференции с темой " Обобщение опыта: Реализация мероприятий по выявлению и поддержки талантливой молодежи в ОО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_meropriyatiy_po_vyyavleniyu_od_v_shkole.docx36.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Реализация мероприятий по выявлению, поддержке и развитию талантливой молодежи МБОУ СОШ №1 с. Вольно-Надеждинское».

Докладчик:

заместитель директора по УВР, учитель истории

   МБОУ СОШ №1 имени А. А. Курбаева            

                                                                     Шайтер Нины  Михайловны

«Мы воспитываем не для настоящего, а для будущего. Поэтому в воспитании одаренного ребенка особенно важно пробудить его творческие способности и тем самым заложить краеугольный камень его жизни, который, возможно станет одним из краеугольных камней лучшего мира».   Эрика Ландау, психотерапевт

В настоящее время значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одарёнными детьми является крайне необходимой. Развитие интеллектуального потенциала ребёнка во многом зависит от школы. Работа с  детьми с признаками одаренности требует понимания природы «одарённости» и, следовательно, требует целостного подхода к обучению, воспитанию, развитию. Работа с одарёнными детьми крайне необходима в нашем образовательном учреждении. Выявление  детей с признаками одаренности должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельностинашей  школы.

Давайте для себя определим, какого ребенка мы называем одаренным и что мы понимаем под одаренностью.

Одаренный ребенок – это ребенок, который  выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов  в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренность  – это стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, креативности, настойчивости, плюс  эрудиция и  благоприятные условия  окружающей среды

Одаренные дети отличаются друг от друга. Говоря о своей работе, мы будем говорить о детях с признаками одаренности, потому что мы обыкновенная образовательная школа.

В нашей школе имеются большой потенциал  для работы с детьми с признаками одаренности. Этой работе в образовательной организации всегда уделялось много внимания, но в системе мы стали работать с 2012г. когда нам предложили принять  участие в региональном конкурсе программ по выявлению, развитию и поддержки ОД. Мы стали победителями этой программы и получили статус  базовой площадкой Регионального центра по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью Приморского края

Цель программы: создание условий для выявления, развития и поддержки  творческого потенциала учащихся; формирование устойчивой мотивации к творческой, исследовательской и экспериментальной деятельности.

Задачи:

1. создать условия для реализации  учащимися личных творческих способностей в процессе поисковой и научно-исследовательской деятельности;

2. использовать современные образовательные, информационно-коммуникационные технологии в работе с одаренными учащимися;

3. стимулировать творческую, исследовательскую и экспериментальную деятельность учащихся и педагогов;

4. обеспечить результативное участие учащихся школы в олимпиадах различного уровня, интеллектуальных соревнованиях и конкурсах;

5. воспитывать сознательного гражданина России, способного внести свой вклад в ее развитие и процветание.

В работе с детьми с признаками одаренности мы используем различные принципы:

  • Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • Принцип возрастания внеурочной деятельности
  • Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
  • Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя
  • Принцип свободы выбора дополнительных образовательных услуг. Помощи, наставничества

Свою работу мы строим по направлениям:

1. Выявление одаренных и талантливых детей:

  • создание банка данных детей с признаками одаренности;
  • портфолио достижений школьников;
  • диагностика потенциальных возможностей

Для реализации этого направления используем различные формы работы с детьми:

  • индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
  • дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;
  • участие в олимпиадах различного уровня;
  • проектная деятельность учащихся;
  • посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий, клубов по интересам;
  • работа НОУУ, МАУУ;
  • конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;
  • создание детских и учительских портфолио.
  • индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;
  • работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества;
  • очно-заочные школы;
  • каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;
  • систему творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
  • детские научно-практические конференции и семинары.
  1. Работа с родителями детей с признаками одаренности

Совместная практическая деятельность ребенка, родителей и учителя

  1.  Работа с педагогическим коллективом
  • желание работать нестандартно;
  • поисковая активность;
  • готовность работать с талантливыми детьми;
  • знание психологии талантливых детей.
  1. Взаимодействие школы с другими структурами социума:

ФОК

ЦКД

Для выявления детей с признаками одаренности в образовательной организации предоставляется много возможностей:

В школе создано и работает  Научное Общество Учителей и Учащихся (НОУУ) ( с 2009г.) - добровольное творческое объединение учеников школы, стремящихся совершенствовать свои знания, развивать интеллект, приобретать навыки исследовательской деятельности; а также учителей школы, которые желают совершенствовать свое педагогическое мастерство с помощью новых технологий, руководитель общества учитель истории и обществознания Красноплахтова Н. Б.

Завершает работу НОУУ  Днями Науки: в марте День науки естественно-научных дисциплин- проходит районная валеологическая конференция естественно-научного цикла и в апреле День Науки гуманитарного цикла - научно-практическая конференция гуманитарного цикла, которая обычно приурочивается к памятным датам нашего государства.

 Научно – практические конференции гуманитарного цикла  имеют всегда проходят  тематически «И помнит мир спасенный», «История родного края», «Великая Победа», а валеологическая конференция на тему «Окружающая среда и здоровье человека». Уже сложилась традиция и очень приятно,  что в работе конференций принимают участие постоянно учащиеся МБОУ СОШ №4, МБОУ СОШ№5 (п. Тавричанка), МБОУ СОШ№9 (п.Кипарисово). МКОУ ООШ №8

Очень важным является в системе работы по выявлению детей с признаками одаренности- это преемственность. Поэтому работы начинается еще в начальной школе. Результатом стало создание научного общества учащихся «Малая академия наук»  (НОУ МАН), руководитель Звягинцева Т. Я. Научное общество учащихся работает по программе, разработанной на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС) Программа предназначена для работы с детьми 1-4 классов, 1 час в неделю.

В рамках работы научного общества используются различные формы проведения занятий: игра, диалог, практикумы, экскурсии, эксперимент, опыт, экспресс - исследование, коллективные и индивидуальные исследования, публичная защита проектов и исследовательских работ, самостоятельная работа, мини - конференция, консультация и т.д.

Свою работу научное общество завершило научно-практической конференцией «Открытие».

На базе  школы действует Морской экологический музей под руководством педагога дополнительного образования Звягинцевой Т. Я. Она ведет кружки «Юный эколог» и «Юный экскурсовод». У подопечных Татьяны Яковлевны очень много работ краевого и всероссийского уровня, а также постоянные публикации в научном журнале «Старт в науке».

В образовательной школе действует  Музей истории  под руководством ПДО Давыдовой Е. С. по направлениям «Краеведы» и «Юный исследователь». Участники этих кружков являются победителями краевых и всероссийских конкурсов.

И конечно,  работая в системе, мы достигли определенных  результатов. Приведем некоторые примеры.

Из года в год учащиеся  активно участвуют во Всероссийской олимпиаде школьников на школьном, муниципальном и региональном этапах.

В школе с 2014г. появилась новая  традиция -  проводить праздник «Школьный Олимп», на котором проходит торжественное награждение  учащихся и учителей, победителей школьного и муниципального этапа ВОШ.

Победители муниципального этапа ВОШ, выполнившие высокий процент работы, становятся участниками регионального этапа ВОШ: Степаненко Арина, ученица 10 класса была участницей регионального этапа по биологии,  Коваль Андрей, ученик 11 класса, участник  регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике и призер информатике, Попова Валерия, ученица 9 класса, призер регионального этапа ВОШ по обществознанию.

 Учащиеся активно принимают участие в конкурсах различного уровня.

По результатам работы наши учащиеся не раз были участниками стипендии Губернатора Приморского края для одаренных детей (2017-2024гг.)

Работа педагога с детьми с признаками одаренности  – это сложный процесс. Он требует от учителя  личностного роста, знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с другими педагогами, администрацией. Это  труд, требующий огромных душевных, эмоциональных и физических затрат, но несомненно приносящий  удовлетворение. Сотрудничество учителя и одаренного ребенка ведет к взаимному обогащению.

Не всякий может в них поверить

Таланты надо воспитать,

Их надо развивать,

В них надо верить

Простую истину признать

Сумеет всякий… кто понятлив,,,

Таланты может воспитать

Наставник, если сам талантлив!!!

Восточная мудрость


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по выявлению, поддержке и развитию успешных детей. по учебной дисциплине «Математика: алгебра, начала анализа, геометрия»

Программа по выявлению, поддержке и развитию успешных  детей. по учебной дисциплине  «Математика: алгебра, начала анализа, геометрия»...

«Дополнительное образование как средство выявления, поддержки и развития творческого потенциала одарённых детей»

В данной работе представлены принципы специализации образовательных программ дополнительного образования детей разного возраста, описаны основные направления, проблемы, принципы, формы и методы органи...

Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их творческого и интеллектуального роста в сельской школе

В статье описано как можно создать условия для для  выявления,  поддержки  и развития   одаренных детей, их творческого и интеллектуального роста в сельской школе....

Создание условий для выявления, поддержки и развития творчески одаренных детей в МОУ ДО «Дом детского творчества» г. Каргополя.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с уче...

Доклад на тему: "Система выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей в сфере естественнонаучного образования в условиях реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка».

    В ноябре 2018 г. был утвержден федеральный  проект «Образование», в рамках которого  предусмотрена реализация        нацио...