Школьный театр - эффективное средство формирования метапредметных компетенций
статья

Дамбиева Зинаида Чимитовна

Методика преподавания английского языка посредством театра является одной из самых эффективных средств обучения. В процессе внеурочной деятельности происходит дальнейшее расширение и углубление знаний по иностранному языку, развитие навыков и умений, необходимых для формирования коммуникативной компетенции учащихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Международная Ярмарка социально-педагогических инноваций – 2022

БУДУЩЕЕ НАЧИНАЕТСЯ СЕГОДНЯ

Тема проекта: Школьный театр - эффективное средство

формирования метапредметных компетенций

Номинация: Успех каждого ребёнка

Автор: Дамбиева Зинаида Чимитовна,

учитель английского языка

первой квалификационной категории

Дамбиева Зинаида Чимитовна,

учитель английского языка МБОУ Загустайская СОШ

РБ, Селенгинский район, улус Тохой

Школьный театр - эффективное средство формирования метапредметных компетенций

Каждый учитель свою задачу видит в том, чтобы добиться положительной мотивации обучающихся при изучении иностранного языка. Для нас крайне актуальной становится проблема формирования метапредметных и личностных результатов школьников. Методика преподавания английского языка посредством театра является одной из самых эффективных средств обучения. В процессе внеурочной деятельности происходит дальнейшее расширение и углубление знаний по иностранному языку, развитие навыков и умений, необходимых для формирования коммуникативной компетенции учащихся. Английский язык носит метапредметный характер, так как предполагается изучение всех сфер жизнедеятельности, связанных с применением речевых средств и возможностью межличностной коммуникации. Поэтому метапредметные и личностные аспекты изначально вписываются во внеурочную деятельность с применением языка. Театр учит юных актеров выражать свои чувства и доносить их до зрителей, развивать фантазию и творческие способности каждого, приучая их работать в коллективе. Театр выполняет огромную воспитательную роль, в конечном счете, формируя навыки soft skills, необходимые для жизни в современном обществе. Такие занятия способствуют развитию навыков устной речи, закреплению, повторению и расширению лексического запаса, более прочному усвоению различных грамматических явлений. Подготовка, постановка спектаклей, их музыкальное оформление, изготовление декораций помогают развивать чувство «прекрасного», приобщает детей к доступному труду, расширяет их кругозор.

25 января 2019 года в рамках школьного методического объединения вниманию зрителей был представлен спектакль «Золушка» на английском языке по мотивам сказки Шарля Перро, в котором приняли участие 35 учащихся 2-10 классов.

Целью данного мероприятия явилось создание творческой среды во внеурочной деятельности, способствующей гармоничному развитию личности и приобщению учащихся к устной речи.

Задачи:

Образовательные:

- формировать основы сценической культуры

- обеспечить усвоение обучающимися ЛЕ (лексических единиц), знание которых необходимо для постановки сказки на английском языке.

Развивающие:

- развивать память, мышление и творческое воображение;

- развивать артистические способности;

- развивать речь и коммуникативные навыки.

Воспитательные:

- воспитывать эстетический вкус, коммуникативную культуру, умение работать в группе;

- воспитывать мотивы учения, положительное отношение к знаниям;

- обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки театральных постановок.

Работа над данным спектаклем включала несколько этапов:

  1. Осмысление содержания.

Работа над пьесой началась с чтения и анализа текста, что давало возможность лучше понять и осмыслить содержание. Индивидуальное чтение: чтение про себя дает каждому ученику возможность познакомиться с пьесой. Коллективно: каждый читает реплики какого-либо персонажа. Экспрессивное чтение всего отрывка с интонациями, характерными для каждого персонажа.

  1. Работа над характеристикой персонажей:

На этом этапе участники выражают свое мнение о самом сюжете пьесы, о персонажах, высказывают соображения о том, где и когда происходит действие.

  1. Работа над интонациями:

Подобные упражнения напоминают юным актерам о том, что в зависимости от интонации одна и та же фраза может передать различные чувства. В процессе работы над произношением и интонациями легко запоминается и сам текст: предлагается произнести несколько раз одну и ту же фразу, но с различными интонациями, с тем чтобы выразить разные чувства (гнев, изумление, сомнение, разочарование). Преподаватель и учащиеся могут менять интонации (робость, нервозность, презрение, усталость) независимо от смыслового содержания реплик. Этот разрыв между интонацией и значением слов сделает текст интересным и привлечет внимание учащихся. Для того чтобы связать текст, речь и движения, учащиеся могут передвигаться во время чтения. Один из них читает свою реплику вслух и, шагая, дотрагивается до плеча другого участника, который, в свою очередь, читая свою реплику, касается плеча следующего участника и т. д.

  1. Тело и пространство:

Актер должен освоить сцену, то есть то место, которое будет принадлежать ему во время представления. С помощью предлагаемых ниже упражнений участники смогут понять, как возможно физически заполнить собою пространство, точнее, как подчинить пространство своему телу: упражнение под названием «ходьба — остановка». Участники разгуливают по сцене обычной походкой. По знаку преподавателя они начинают ходить то быстрее, то медленнее, то застывают в неподвижной позе. Застывшая поза должна быть совершенно четкой: обратите внимание на разворот головы, направление взгляда. Главное, чтобы участники не сбивались в кучки по углам сцены, а располагались бы по всей сцене. Упражнение простое, но требует концентрации. Каждый этап упражнения можно мотивировать следующим образом: быстрая ходьба — спешим домой; медленная ходьба — мы космонавты на луне; застывшая поза — мы замерли от ужаса.

  1. Работа над реквизитом, подготовкой декораций и костюмов.

Ведущей формой организации занятий являлась групповая работа. Во время занятий осуществлялся индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Была проведена большая работа над кастингом будущих актеров, чтением и анализом текста, эскизами декораций и костюмов, над разучиванием песни и танца.

В том же году спектакль был представлен на районный конкурс театральных коллективов, где стал призером 2 степени.

Воодушевленные успехом, в марте 2020 года наша школа представила программу художественно-эстетической направленности лингвокультурологического театра-студии «Нэрын гэршэ» (в переводе с бурятского языка «визитная карточка») и стала победителем республиканского конкурса на получение субсидии на создание новых мест в дополнительном образовании. Целью театра является создание поликультурного образовательного пространства для формирования полиязычной и поликультурной личности через приобщение к искусству театра.

Театр-студия — это возможность попробовать свои силы в роли актера, сценариста, режиссера, художника, декоратора.

Театр-студия — это возможность культурного развития, расширение кругозора, знакомства с произведениями английских и бурятских авторов.

Театр-студию посещают учащиеся 2-9х классов, всего 75 детей.

В первом полугодии 2020-2021 учебного года началась работа над спектаклем на бурятском языке «Федорын гашуудал» (Федорино горе) по мотивам сказки К.Чуковского, и 19 марта 2021 года состоялась премьера спектакля на сцене актового зала нашей школы.
А в начале апреля 2022 года воспитанники театра-студии стали обладателями диплома II степени Городского фестиваля-конкурса детских театральных коллективов «Серебряная маска», представив спектакль «Сказка о Попе и о работнике его Балде».

Весной 2021 года театр стал участником продвинутого уровня Всероссийского проекта «Школьная классика», организатором которого выступила Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников».  На суд компетентного жюри была представлена сказка «О попе и о работнике его Балде» по произведению Александра Пушкина.

Для нас метод театрализации явился открытием и, несомненно, обогатил наш педагогический опыт: в результате насыщенной и плодотворной совместной работы над спектаклем учащиеся сплотились, научились работе в коллективе, многие обнаружили и проявили скрытые творческие способности. Театр помог оптимизировать изучение бурятского и английского языков, овладеть языковыми навыками, познакомить с образцами мировой литературы и театрального жанра.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральная миниатюра для школьного театра "Сцены из школьной жизни"

"Сцены из школьной жизни" - сценарий миниютюры, состоящей из пяти сценок про учеников и учителей. Миниатюру актуально показывать на День учителя....

Проект школьного театра исторической реконструкции "Исторический театр - развитие,гармония,будущее"

Проект содержит программу работы школьного театра. Работа получила гранд, в данное время в нашей школе идет реализация проекта....

Формирование культуроведческой компетенции во внеурочной деятельности. Школьный театр как одна из форм формирования гармонически развитой личности.

Формирование культуроведческой компетенции во внеурочной деятельности. Школьный театр как одна из форм формирования гармонически развитой личности....

Мастер-класс «Метод контраста на уроках литературы в старших классах как один из эффективных методов формирования ключевых (или метапредметных) компетенций».

Мастер-класс был подготовлен для учителей средней школы.Материал состоит из двух файов: текстовой части (doc) и визуальной - презентации (ppt)....

«Школьный театр, как средство формирования ключевых компетенций учащихся школы».

В данной статье описан механизм развития ключевых компетенций в процессе приобщения детей к театральной деятельности в школьном театре, таких какценностно-смысловые;общекультурные;саморазвитие;креатив...