«Дополнительное образование как средство поддержки и развития творческого потенциала обучающихся"
статья на тему
Дополнительное образование увеличивает постранство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность. Педагоги дополнительного образования помогают обучающимся реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые остаются невостебованными в пространстве школы. Система работы с одаренными обучающимися и их педагогами в СП ДОД "Вдохновение".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
do_kak_sredstvo_podderzhki_odarennosti_obuchayushchikhsya.doc | 158.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ВДОХНОВЕНИЕ» ГБО СОШ №11 г. КИНЕЛЯ
«Дополнительное образование как средство поддержки и развития творческого потенциала обучающихся»
Выполнила: Мирошниченко Наталья Александровна, методист СП ДОД «Вдохновение» ГБОУ СОШ №11 г. Кинеля Самарской области |
2014г.
Введение
Теоретическое обоснование.
Изучение педагогического опыта деятельности учреждений дополнительного образования детей Российской Федерации подтверждает, что целью их деятельности является обновление содержания дополнительного образования и поиск таких педагогических технологий, которые способствуют развитию творческих способностей обучающихся.
Известно, что можно выделить два уровня способностей:
- репродуктивный;
- творческий.
Ребенок, находящийся на первом уровне, быстро овладевает определенной деятельностью и осуществляет ее по образцу. На втором уровне учащийся создает новое, оригинальное при помощи самостоятельной деятельности.
Говорить о развитии личности можно только тогда, когда она проявляет себя в креативной (творческой) деятельности.
Творчество проявляется в какой-либо деятельности. Вне деятельности не может быть творчества. С. Рубинштейн отмечал: «Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, он в них создается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть направлением его деятельности можно определить и формировать его самого... В творчестве созидается и сам творец». (С. Рубинштейн. Принципы творческой самодеятельности./ Вопросы психологии. - 1986. - №4. - с. 106). Из сказанного выше ясно, что творчество - особенного рода сверхдеятельностное отношение субъекта к миру и к себе самому, отношение ко всему сущему, как могущему быть иным.
В соответствии с этим творческая деятельность - поиск оригинальных решений поставленной задачи. Творческой деятельностью, пишет Л.С. Выготский, мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно – будет ли это вещью мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Творческая деятельность - это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, расширяющая пределы человеческих возможностей.
Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляемого действительностью материала создать новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. (Философский словарь).
Творчество, по замечанию Л.С. Выготского, есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека.
Творчество, как считает Н.В. Кларин, способность образовывать новые сочетания идей, отвечающих той или иной цели, направленность на достижение творческого результата.
Исходной точкой творчества является активность и самостоятельность, оригинальность и гибкость, склонность и умение фантазировать, способность человека направлять свою внутреннюю энергию на решение каких-либо проблемных задач, способность самостоятельно ставить новые задачи.
«Деятельность учащихся, когда они в процессе работы что-то изменяют, дополняют, комбинируют, делают «открытие для себя», представляет собой творчество» (Развитие технического творчества младших школьников. Книга для учителя./Под ред. П.Н. Андрианова, Н.А. Галагузовой. – М.: Просвещение, 1990, с. 10).
Проблема. Противоречия.
Работа с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования. В практике работы с одаренными детьми, как правило, основное внимание уделяется детям, в той или иной степени уже проявившими свои способности. Но существуют и нереализованные возможности, лежащие в основе одаренности, имеются у каждого ребенка, очень большая часть детей с непроявленными или скрытыми способностями оказывается вне внимания специалистов и поэтому не получает необходимой для развития помощи и поддержки.
Цель: выявление, поддержка и развитие творческого потенциала обучающихся СП ДОД «Вдохновение», их самореализация, профессиональное самоопределение в соответствии со способностями, обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов.
Ожидаемые результаты:
- созданные условия для выявления, поддержки и развития творческого потенциала обучающихся СП ДОД «Вдохновение»
Критерии оценки результатов:
- положительная динамика количества участников, победителей и призеров конкурсов, выставок, соревнований и пр. различного уровня
- разработка и апробация новых программ для работы с одаренными детьми
- увеличение числа педагогов, владеющих современными методиками работы
СП ДОД «Вдохновение» ГБОУ СОШ №11 г. Кинеля предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей, создает условия для достижения обучающимися успехов безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.
Индивидуально-личностная основа деятельности нашего учреждения позволяет удовлетворить запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени. Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области, формирование практических действий на пути к мастерству.
Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из направлений работы СП ДОД «Вдохновение».
Главными принципами создания благоприятных условий для развития способностей ребенка являются:
- забота о душевном состоянии ребенка;
- выявление творчески мыслящих и одаренных детей;
- установление доверительных отношений с ребенком, подростком, с семьей воспитанника;
- снятие депрессивного состояния;
- организация ребенку «ситуации успеха»;
- осуществление связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка;
- влияние на разумную организацию досуга;
- включение обучающихся в различные виды полезной деятельности;
- возможность индивидуализации темпов прохождения образовательных программ, их обогащение и углубление
Условия успешной работы с одаренными обучающимися
- Постоянное совершенствование методической системы.
В работе с педагогами используются следующие формы методической работы: обучение через курсы повышения квалификации, методическое объединение педагогов, тематические педсоветы, практические и теоретические семинары, круглые столы, авторские семинары, открытые занятия, творческие недели, индивидуальные консультации. Развивается школа передового опыта, школа молодых педагогов, наставничество, самообразовательная деятельность педагогов.
- Включение в работу с одаренными детьми в первую очередь педагогов, обладающих определенными качествами- это должен быть компетентный специалист, с творческим началом, педагог, стремящийся к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работающий над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.
Система работы СП ДОД «Вдохновение»
Развитие творческого потенциала обучающихся предполагает системную работу.
Такая система условно включает в себя 3 уровня:
1 уровень. первоначальный уровень.
Он реализуется в практических видах деятельности, у обучающихся формируется интерес к выбранному предмету, ребенок приобретает знания, овладевает умениями и навыками , достаточными для самовыражения на данном уровне. Этот уровень предполагает педагогическую диагностику, выявление склонностей и способностей обучающихся.
Этот уровень обеспечивает широкий охват детей и подростков дополнительным образованием.
2 уровень. Уровень специализации.
Обучение на этом уровне ведется по предметной системе с преподаванием теории и истории изучаемой образовательной области. Уровень предполагает глубокую заинтересованность обучающегося предметом, ребята познают широкий спектр способов творческой деятельности, углубляют свой социальный опыт.
3 уровень. Работа с одаренными детьми
Этот уровень предполагает индивидуальную, дифференцированную работу педагога с обучающимися; совместную продуктивную и творческую деятельность; проектную деятельность обучающихся.
На каждом из уровней обучающиеся имеют возможность поучаствовать в конкурсах, выставках, соревнованиях, научно-практических конференциях. От уровня к уровню изменяется и уровень конкурсов, выставок и соревнований – от учрежденческих и городских до областных, всероссийских и международных.
Таким образом, данная система обеспечивает доступность дополнительного образования для детей с различным уровнем развития и способностями.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Безусловно, функционирование такой системы работы с детьми удается наладить творческим педагогам, которые реализуют долгосрочные дополнительные образовательные программы.
Сравнительный анализ достижений обучающихся СП ДОД «Вдохновение» ГБОУ СОШ №11 г. Кинеля за 2 года
2012-2013 учебный год | 2013-2014 учебный год | ||||||
Всероссийский уровень | Областной уровень | Окружной Уровень* | Международный уровень | Всероссийскийуровень | Областной уровень | Окружной Уровень* | |
Лауреаты | 5 | 8 | |||||
1 место | 2 | 6 | 6 | 7 | 12 | 6 | |
2 место | 2 | 5 | 1 | 1 | 6 | 8 | |
3 место | 2 | 9 | 7 | 2 | 8 | 1 | |
4 место | 1 | ||||||
5 место | 2 | ||||||
Благодарственное письмо | 1 | 7 | 2 | 2 | 10 | 3 | |
Сертификат участника | 1 | 2 | 12 | 11 | 6 | 10 | 15 |
Диплом участника | 5 | 6 | 1 | 2 | |||
итого | 18 | 35 | 29 | 24 | 8 | 56 | 33 |
Как видно из приведенной таблицы, работа системы развития творческого потенциала обучающихся СП ДОД «Вдохновение» ГБОУ СОШ №11 г. Кинеля достаточно успешна.
Мы гордимся успехами наших воспитанников, но самое главное для нас – передать им мастерство, научить общаться, уважать друг друга. Некоторые наши воспитанники выбирают профессии, схожие по профилю с тем, чему они обучались в наших объединениях. Но даже если ребенок выберет совершенно иную профессиональную область, знания и умения, которые он получил в учреждении дополнительного образования, останутся с ним на всю жизнь.
Таким образом, дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, педагоги дополнительного образования помогают обучающимся реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.
Обучающиеся клуба славянской культуры «Добрыня»- призеры международной олимпиады боевых искусств «Восток-Запад»
Обучающийся объединения «Художественная обработка дерева» Глебов Константин – победитель городского конкурса «Талантливые дети- 2012» в номинации «Культура и искусство»
Список литературы
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Книга для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991
- Развитие технического творчества младших школьников. Книга для учителя./Под ред. П.Н. Андрианова, Н.А. Галагузовой. – М.: Просвещение, 1990,
- С. Рубинштейн. Принципы творческой самодеятельности./ Вопросы психологии. - 1986. - №4.
- Система работы с одаренными детьми: опыт и перспективы: сборник материалов под ред. Т.И. Кобелевой – Самара: ООО «Артель», 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Интеграция предметов технологии и эстетического цикла как средство развития творческого потенциала обучающихся».
В статье «Интеграция предметов технологии и эстетического цикла как средство развития творческого потенциала обучающихся» рассматриваются методы формирования творчески активной личности, способной к ц...
«Дополнительное образование как средство выявления, поддержки и развития творческого потенциала одарённых детей»
В данной работе представлены принципы специализации образовательных программ дополнительного образования детей разного возраста, описаны основные направления, проблемы, принципы, формы и методы органи...
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ (из опыта работы клуба внеурочной деятельности "Английский театр")
В этой статье рассказывается об опыте работы школьного клуба внеурочной деятельности на английском языке "Английский театр"...
«Развитие творческого потенциала обучающегося через духовно-нравственное воспитание в системе дополнительного образования»
Нравственность и творчество в системе образования личности неотделимы. В каждом созданном ребенком продукте творческой деятельности, будь-то танец, или песня, или мягкая игрушка, или модель самолета,п...
Проектный метод как средство развития творческого потенциала обучающихся (обобщение личного опыта) ( ДОКЛАД)
Выступление на МО...
Дополнительное образование как средство выявления, поддержки и развития творческого потенциала одаренных детей.
Выступление на муниципальной конференции....
«Развитие творческого потенциала обучающегося через духовно-нравственное воспитание в системе дополнительного образования»
В каждом созданном ребенком продукте творческой деятельности, будь-то танец, или песня, или мягкая игрушка, или модель самолета, просматривается личностное начало, духовное и материальное воплощение в...