Тренинг с элементами арт-терапии: «Использование приемов арт-терапии для профилактики синдрома эмоционального у педагогов»
план-конспект по психологии
Материал может быть полезен педагогам-психологам для профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов образовательных учреждений с целью практического освоения участниками психологических методов и упражнений для улучшения психического состояния, повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области арт-терапии, а также снятия эмоционального напряжения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art-terapevticheskoe_zanyatie_dlya_pedagogov.docx | 36.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг с элементами арт-терапии: «Использование приемов арт-терапии для профилактики синдрома эмоционального у педагогов» Тухикова С.М. – педагог-психолог ГКУСО РО Мясниковского центра помощи детям
Цель: улучшить физическое и эмоциональное состояние педагогов, открыть творческий потенциал, повысить работоспособность и укрепить позитивное отношение к профессии. Задачи:
2.Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы. Ожидаемые результаты:
Продолжительность: 120 минут. Вступительное слово: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Очень рада вас видеть. В воспитании детей самое главное – это значимый взрослый и его собственное состояние. Здесь можно привести в пример пункт из инструкции о безопасности пилотов: «В случае разгерметизации салона наденьте сначала кислородную маску на себя, затем на ребёнка». Потому что, если взрослый не сможет нормально дышать, ребёнку уж точно никто и ничто не поможет. Профессия педагога – это одна из немногих профессий, которая приводит к чрезмерным психоэмоциональным нагрузкам и, как следствие, эмоциональному выгоранию. Под психическим выгоранием понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия мы сегодня с Вами будем использовать элементы арт-терапии, активное слушание, диагностические методики. Как известно арт-терапия - один из самых мягких и в то же время глубоких методов воздействия на состояние человека, особенно на его эмоциональное состояние. Арт-терапевтические методы позволяют снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться, не имеют ограничений и противопоказаний.
Цель: установление принципов работы в группе; создание ощущения защиты; осознание особенностей общения в группе, содействие организации эффективного пространства для личностного развития педагогов. Для свободного обсуждения и принятия ведущим предлагаются правила работы в группе:
Цель упражнения: Знакомство группы. Описание упражнения: Первый участник называет свое имя и прилагательное, характеризующее его, которое начинается на первую букву его имени. Следующий участник повторяет имя предыдущего участника и прилагательное и называет свое и т.д. Заканчивает круг ведущий, повторив имена всех участников и добавив своё. Ведущий: Для того, чтобы мы с вами немного расслабились и почувствовали себя более комфортно и спокойно, предлагаю вам упражнение, основанное на тактильных ощущениях. Тактильные ощущения являются составной частью межличностной коммуникации, так называемой невербальной. Тот, кто привык держаться на психологической дистанции, и чужие прикосновения вызывают отрицательные эмоции, может воспользоваться правилом «СТОП».
Цель: релаксация, развитие чувства эмпатии. Инструкция: Участники стоят по кругу друг за другом, они «превращаются» в деревья в лесу, слушают текст и выполняют движения по тексту. «В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (поднимаемся на носочки, высоко поднимаем руки, перебирая пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (раскачиваемся в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (участники лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди). Дождик стучит всё сильнее и сильнее (усиливаем движение пальцев по спине), дождь переходит в сильный ливень (похлопывающие движения по спине ребрами ладоней). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (проводим ладошками по спине стоящего впереди). Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни». Что вы ощутили? Какие чувства и эмоции вызвало у вас это упражнение? Ведущий: А теперь перейдем к вопросу о работе. В самом начале, мы сказали, что профессия педагога, находится в группе риска. Работа тяжелая физически и морально. Но есть ведь и положительные моменты в нашей работе.
Цель: развитие саморефлексии, повышение доверия участников друг к другу. Я предлагаю Вам, сейчас, написать на ваших листочках несколько предложений, продолжив фразу «Я люблю свою работу за…». Какие ощущения и мысли вызвало у вас это упражнение? Постарайтесь зафиксировать у себя в голове эти положительные мысли о работе. Постарайтесь не выкидывать этот листочек, а повесить его у себя над столом, чтобы вы не забывали о том, что не все так плохо в вашей работе, и эти плюсы весомый аргумент, чтобы работать на этом месте как можно дольше и продуктивнее.
Цель: изучить ценностно-мотивационную сферу личности участников. Замысел этого приема в том, что анализировать свои жизненные приоритеты удобно с помощью рисунка, где основные направления и ценности жизни представлены как радиусы жизненного круга. Как создавать Колесо жизни? Колесо состоит из сегментов. Для каждого сегмента колеса определите, как выглядела бы ваша жизнь, если эта шкала была бы прокачана на 10 баллов из 10. Например, при 10 баллах на шкале творчества у меня своя мастерская в центре города. Я выставляю работы в галерее и выпустил книгу с репродукциями. Есть ли правильная версия Колеса жизни (колеса жизненного баланса)? - Единой, подходящей для всех версии - нет, но есть разные модели, подходящие под те или иные целевые аудитории. Бизнесмены примут один Круг, домохозяйки - другой... У разных людей свой список ценностей и свои приоритеты, и психолог может подбирать тот или иной круг под разные аудитории и разные задачи.
Заполнили, ответили на вопросы? Теперь обработка результатов. Соедините все ваши пометки плавной линией и посмотрите, какую фигуру вы получили. Представьте: ваша телега с такими колесами. Как она поедет по жизни? Два основных показателя — это насколько полученная вами фигура гармонична, похожа все-таки на колесо, и каков диаметр этого колеса. Посмотрите внимательно, если по основным осям у вас высокие, сильные показатели, но по какому-то одному пункту — провал, то знайте и будьте готовы, что каждый неприятный случай будет вас больно бить в этом месте… Теперь заштрихуйте ваше сегодняшнее Колесо. Дома вы можете нарисовать, как оно должно будет выглядеть через 3 месяца. Через 1 год. Через 3-5-10 лет. Но учтите, что большинство людей переоценивают свои возможности в планах на год и недооценивают, что они могут сделать в своей жизни за 5-10 лет. Поэтому внимательно все обдумайте. А теперь на обратной стороне листа закончите предложение: «Глядя на Колесо моей жизни, я думаю, что мне стоит…» Что добавить, что себе подарить, чтобы ваша жизнь стала и бодрее, и гармоничнее? С какого направления, с какой оси сделать самые первые шаги? На чем сконцентрироваться после этого, чтобы поддержать изменения? А чтобы все это начать делать, чем себя конкретно озадачить в ближайшие дни? Запишите три своих решения, что вы решаете изменить в ближайшее время в своей жизни. И список конкретных действий, каким образом вы собираетесь эти решения реализовывать.
Инструкция: «Нарисуйте человека, который срывает яблоко с дерева». Материалы: Бумага формата А4, набор фломастеров или карандашей 12 цветов, включая серый и черный. Итоговая беседа: Инструкция к заданию оставляет высокую степень свободы для испытуемого и позволяет моделировать предложенную ситуацию по собственному желанию. Это означает, что проблема и уровень трудности ее решения, по сути, задаются самим исполнителем рисунка. К примеру, можно вообразить и нарисовать любое дерево подходящей высоты, достаточное количество яблок на нем, растущих настолько низко, как это необходимо для элементарного решения задачи, а также человека соответствующего роста. Количество изображенных плодов равно числу решаемых проблем, находящихся в активной проработке, а упавшие яблоки свидетельствуют о проблемах уже решенных. Тем не менее, большинство испытуемых (и детей, и взрослых) изображают не просто человека, срывающего яблоко с дерева, а человека, оказавшегося в крайне сложной ситуации, которому для выполнения задачи необходимо преодолеть немалые трудности. Так, довольно часто встречаются рисунки, на которых изображенный субъект изо всех сил, встав «на цыпочки», тянется за яблоком или трясет дерево; сбивает плоды палкой; влезает на лестницу; карабкается по стволу; даже покоряет горную вершину, причем, с неизвестным для зрителя результатом. Что же побуждает испытуемых моделировать ситуацию как проблемную, трудноразрешимую или неразрешимую вовсе? Чем определяется количество затраченных воображаемых усилий для достижения цели? Язык рисунка, символов сравнивают с голосом бессознательного, звучащего в те моменты, когда сознанию не хватает слов. Интерпретация приоткрывает самобытность душевного мира рисовальщика. Без сомнения, каждое изображение «человека, срывающего яблоко» глубоко индивидуально. Вместе с тем разнохарактерные рисунки формально могут быть систематизированы по следующим основаниям: 1) по содержанию (сюжету), наличию заданных инструкцией объектов (человек, дерево, яблоко), полноте или фрагментарности изображения этих объектов; 2) по способу действия (что изображено: подготовка к действию, само действие или конечный результат?); 3) по результату (какие усилия приложены человеком для достижения цели, насколько успешен результат: сорвано ли яблоко?).
Цель: управление состояние мышечного напряжения и расслабления. Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены). Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжили» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя и теплотой в руках, а у кого-то и во всем теле.
В моей руке маленький камешек. Представьте себе, что такой камешек попал в ваш ботинок. Что вы будете чувствовать? Возможно, сначала это камешек не будет для вас сильно мешать, и вы даже забудете вытащить, когда придете домой и разуетесь. Но если камешек так и останется в ботинке, то через некоторое время ноге станет больно, и этот маленький камешек уже будет казаться большим. Тогда вы разуетесь и вытряхните его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка, и маленькая проблема станет большой - теперь уже придется лечить ногу. Как думаете, как мы эту ситуацию можем связать с жизненными ситуациями? Так и в жизни, когда мы обижены, злимся или взволнованы, то сначала это может показаться маленьким камешком в ботинке. Если мы вовремя вытащим его оттуда, нога останется целой и невредимой. Если же нет - могут возникнуть проблемы, и немалые. Поэтому всегда полезно говорить о своих проблемах сразу, как только вы это почувствовали. Если вы скажете кому то из коллег по работе, например: «У меня камешек в ботинке», то он будет знать, что вам что-то мешает, и будет готов вас выслушать. Здесь мы можем ввести некое правило «Чтобы маленькая обида не превратилась в большую, о своих неприятных ощущениях надо говорить сразу».
Возьмите лист бумаги и ручки. Один за другим быстро отвечайте на вопросы. Просто записывайте первую всплывшую в голове мысль. Только после того, как закончите отвечать на все вопросы – мы перейдем к результатам.
РЕЗУЛЬТАТЫ. Написали? Отлично! А теперь посмотрите, что под каждым из вопросов подразумевал великий психоаналитик Зигмунд Фрейд:
Этот тест прекрасно нам говорит о том, что нам нужно всегда обращаться к нашим внутренним чувствам, чтобы понимать себя и свои желания, а не накапливать и подавлять любые недовольства, злость, обиду. Он показывает важность нашего правильного и конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.
Цели: развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам, развитие способности конструктивного взаимодействия. Техника проводится в парах. Необходимые материалы: краски, кисточки, карандаши, мелки, бумага, стаканчики для воды, цветная бумага, ножницы, клей. Ход работы: группа делиться по парам, каждой паре раздаются необходимые материалы. Инструкция: «Сейчас мы будем рисовать в парах. Двое рисуют на одном листе бумаги какую-то единую композицию или образ. При этом есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы. После того, как рисунки будут готовы, проводится обсуждение и выставка работ. Можно выбрать самую гармоничную, самую необычную или самую конфликтную работу и задать вопросы авторам, что им помогало, как они действовали, как договаривались на невербальном уровне, что именно будут рисовать и т.д. Так же обсуждается и негативный опыт взаимодействия в процессе парного рисования. Чтобы мы были психологически здоровы, в первую очередь необходимо:
10. Упражнение «Рисуем круги» Цель: развитие спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, его положение в группе; выявляет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, имеет потенциал для формирования групповой сплоченности. Оптимальное число участников — 14-16 человек (две малые группы). Арт-терапевтическое пространство организуется следующим образом: два больших стола (можно составить ученические парты), вокруг которых расставлены стулья и стол психолога (арт-терапевта). Материалы: Два листа ватмана, разнообразные изобразительные материалы и средства в достаточном количестве: карандаши, фломастеры, краски, восковые мелки, масляная пастель, гуашь, кисти, баночки с водой, ластик, скотч. (Выбор изобразительных средств определяется самостоятельно каждым участником). Для этой техники выбран именно круг как мифологический символ гармоний. Считается, что круг из-за отсутствия острых углов – самая «доброжелательная» из всех геометрических фигур, означающая одобрение, дружеское отношение, сочувствие, мягкость, чувственность. Работа в круге активизирует интегративное, эмоциональное, интуитивное (правополушарное) мышление, а также объединяет, стабилизирует группу, способствует формированию благоприятных межличностных отношений. Ход упражнения: Группа садится вокруг стола, им предлагаются ватман, простые карандаши, краски, кисточки, глянцевые журналы и клей. Каждый из участников рисует фигуру круга, а так же может дорисовывать чужие рисунки, писать пожелания друг другу. По окончании работы участники делятся впечатлениями о совместной работе, показывает собственные рисунки, рассказывает о замысле, сюжете, чувствах, зачитывает, при желании, вслух добрые пожелания, которые ему написали другие участники. Инструкция: Займите место за одним из столов. При желании свое местоположение можно изменить. Вы вправе свободно передвигаться вокруг стола и работать на любой территории. Нарисуйте кружок желаемого размера понравившимся цветом. Затем нарисуйте на листе еще один-два круга любого размера и цвета. Обведите контуры рисунков. Соедините линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились. Представьте, что прокладываете дороги. Заполните пространство каждого из своих кругов сюжетными рисунками, значками, символами, т.е. придайте им индивидуальность. Далее походите вокруг листа-картины, внимательно рассмотрите рисунки. Если вам очень хочется дорисовать что-либо в кругах других участников, попробуйте с ними об этом договориться. С согласия авторов напишите добрые слова и пожелания около рисунков, которые вам понравились. Будьте бережны к пространству и чувствам других! Зарисуйте оставшееся свободное пространство листа узорами, символами, значками и др. Прежде всего, договоритесь с другими участниками о содержании и способах создания фона для коллективного рисунка. Вопросы для обсуждения:
Затем психолог обращается к участникам с предложением написать на выданных им листах бумаги то, что они имеют право делать, чтобы чувствовать себя счастливыми, при этом могут чувствовать, о чем думать, как себя вести. Сначала психолог предлагает написать имя участника, дату и выполнять работу. Как думаете, важно ли любить себя? Любовь к себе зарождает счастье. Каждый человек заслуживает быть счастливым. Главное позволить, разрешить себе себя любить и быть счастливым. После завершения работы психолог просит участников перевернуть листы, на которых они писали. Там (заранее) уже сделана надпись: «Лицензия на счастье». Пожалуйста, сразу не выкидывайте эти листочки, возвращайтесь к ним, чтобы прочитать, что вы имеете право делать, чтобы быть счастливыми. Это Ваша лицензия на счастье. Таким образом, каждый участник получает собственную лицензию на счастье.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД с детьми логопедической подготовительной к школе группы с элементами арт- терапии ОО Познание, Художественное творчество, «Путешествие по временам года». Педагог- психолог: Токарева Инна Александровна
Конспект НОД с детьми логопедической подготовительной к школе группы с элементами арт- терапии ОО Познание, Художественное творчество, «Путешествие по временам года».Педагог- психолог: Токарева ...
Родительское собрание-обсуждение по "Программе тренингов по профилактике асоциального поведения подростков (с основами правовых знаний и элементами арт-терапии)".
За основу представляемой родителям системы взята информация с сайта: http://psinovo.ru/knigi_po_psichologii_i_pedagogike/makarticheva_g_i_trening_dlya_podrostkov_profilaktika_asotsialnogo_povedeniya.С...
Практическое занятие с использованием методов и приемов танцевальной терапии «На одной волне»
Цели занятия: самосовершенствование с помощью заданных или произвольных танцевальных движений, сопровождающихся музыкальным оформлением, а также выражение и проработка эмоций через спонтанные движения...
Использование приемов музыкальной терапии для развития познавательной активности у учащихся с ОВЗ
Статья посвящена актуальной на сегодняшней день проблеме – поиску методов и средств развития познавательной активности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в урочной и внеурочной де...
Тренинг с элементами арт-терапии
Одна из форм взаимодействия с родителями...
"Психолого-педагогический интерактив: использование элементов арт-терапии в работе педагога дополнительного образования"
quot;Психолого-педагогический интерактив: использование элементов арт-терапии в работе педагога дополнительного образования"...
Практическое занятие с элементами тренинга для специалистов «Профилактика профессионального выгорания методами арт-терапии».
Цель данного практического занятия для педагогов и специалистов по социальной работе развитие навыков психоэмоциональной саморегуляции для эффективного функционарования...