Тренинг с элементами арт-терапии
материал

Шапошникова Наталья Григорьевна

Одна из форм взаимодействия с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_s_elementami_art-terapii.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг с элементами арт-терапии, как одна из форм взаимодействия с родителями

«Счастливая семья»   

Подготовила и провела: педагог-психолог Шапошникова Н.Г.,

социально-реабилитационный центр «Надежда»

Цель: формирование доброго отношения в семье.

Задачи:

- создание в семьях доверительных отношений между родителями и ребенком;

- обучение родителей позитивным способам общения с ребенком;

- выработка навыков сотрудничества с ребенком.

- создание «герба Семьи».

Оборудование: макет сердца из бумаги, ручки, цветная бумага, клей, ножницы, прозрачная ваза, музыка, проектор, анкеты, слова песни.

Ход занятия.

Вводная часть.

Просмотр видеоролика «Притча о счастливой семье»

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашей встрече?

(о семье, о взаимоотношениях в семье)

 

- Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любить, заботиться и уважать других людей.  Сегодня я предлагаю вам  сделать один шаг к познанию своего ребенка.

Существует китайская поговорка:                                                                                                             «Расскажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь»

Надеюсь, что сегодняшняя встреча поможет кому – то из вас понять что-то и чему-то научиться.

Основная часть.

Упражнение «Ладошки» (звучит красивая, спокойная музыка)    

Музыка 1.

Закройте глаза, положите руки перед собой ладошками вверх. Вспомните самые нежные, самые ласковые и добрые слова. Мысленно пошлите их самым родным на свете людям - своим детям. Улыбнитесь и пошлите эту улыбку своему ребенку.

 Педагог подходит к любому родителю, кладет свои ладони на его ладони. Потом переходит к другому (подойти к 3-4 родителям).

- А сейчас поделитесь своими ощущениями те, к кому я подходила. Как изменялось ваше состояние в этот момент?

-Чему может научить нас это упражнение?

Вывод: Для детей очень важно почувствовать прикосновения близких людей, ощутить внимание к себе со стороны взрослых. Когда ладошки одного человека прикасаются к ладошкам другого, происходит контакт 2 людей, и третьего нет. Никто не может вмешаться в контакт родителя с ребенком: ни второй родитель, ни бабушка, ни другие дети.

Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесет
ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть и чувствовать ее. Наша задача — научиться проявлять любовь к ребенку, согревать его своей душевной добротой.

Упражнение «Ребенок в лучах солнца» (с элементами арт-терапии)
(Раздаются белые листы, цветные карандаши). 

  1. В центре листа нарисуйте круг и напишите имя  вашего ребенка.
  2. Нарисуйте лучики. Напишите на лучиках, какой ваш ребенок, его черты характера. (звучит спокойная музыка, родители работают) 

- А сейчас попробуем проанализировать, что у нас получилось. Кто желает рассказать о своем ребенке? (слушаем всех, кто хочет рассказать)
- А теперь каждый посмотрите на свой рисунок, это ваш ребенок, ваше солнышко. И каждый из вас должен его любить просто за то, что он есть, безусловной любовью.

- Сейчас мы с вами разделимся на 3 группы, каждая группа получит свое задание и 5 минут времени на его выполнение.

Упражнения в группах. Все группы получают свое задание, выполняют, потом идет совместное обсуждение. Время работы 5 минут. Звучит спокойная музыка.                

Задание для 1 группы.  Завершите предложения:

Добрые поступки – это …

Добро - это ...

Добро ассоциируется с ...

Добрый человек похож на ...

Вывод: Мы служим примером для детей.  Делая добрые поступки сами, мы этому учим детей. Делайте хорошие поступки вместе.  Пусть ребенок увидит, что кому-то помогать – это здорово, это приятно, это поднимает настроение.

Задание для 2 группы.

Определите «помощников» и «врагов»  душевных качеств человека. Составьте  ассоциативный ряд.

«Помощники» - это….

«Враги» - это ….

(«Помощники» - щедрость, помощь, благодарность, понимание ...

«Враги» - жадность, зависть, злость, безразличие ...)

Вопросы родителям: 

- Какие душевные качества вы цените в людях?

- Каких качеств больше у наших современных  детей? Почему?

«Помощники душевных качеств» - душевная теплота, взаимопонимание, доверие – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. 

«Враги»  – безразличие членов семьи друг к другу, равнодушное отношение делают ребенка жестокими, агрессивными, тревожными и т.д.

Вывод: в каждой семье ребенок должен видеть тепло, любовь и уважение.

Что же делает ребенка добрым, душевным, благородным, щедрым мы узнаем от 3 группы, которые создавали «Добрые советы – помощники в воспитании ребенка»

Задание для 3 группы.

Создайте несколько  «Добрых советов – помощников в воспитании ребенка».

- Вести себя так, чтобы другим было приятно с вами.

- Помогать слабым, больным, старым, а также тем, кто попал в беду и т.д.

Упражнение «Душа ребенка».

- На листе цветной бумаги нарисуйте сердечко и вырежьте его.

- Напишите на нем качество, которым вы хотите наделить вашего ребёнка, и поместите его в чашу.

 Вывод: Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! И такими же должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, не потускнела, а стала еще богаче?

Заключительная часть.

- А сейчас мы с вами вместе будем создавать герб семьи.  

- На листе цветной бумаги обведите свою ладошку и вырежьте ее.

- Напишите на ладошке ответ на вопрос:

«Что Я  делаю для того, чтобы мой ребенок стал СЧАСТЛИВЫМ?» 

Подписанные ладошки прикрепите к нашему родительскому сердцу (нарисовано на плакатеВремя работы 3 минуты.  

- Давайте взглянем на наши результаты!  Посмотрите, какое наше родительское сердце большое, доброе, яркое! Оно щедро дарит нашим детям свое тепло, ласку, любовь, не   выбирая время и место для этого.  А наши ладошки – это руки, которые мы протягиваем нашим детям, чтобы поддержать их, помочь им или просто обнять. И очень хочется, чтобы такое сердце было в каждом доме и  в каждой семье. 

Зажечь свечу.

- Существует древняя притча: 

«Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусочек.

- Что еще тебе слепить? - спросил Бог.

- Слепи мне счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил  человеку в ладонь оставшийся кусочек глины».

- Всё в наших руках. И счастье наших детей тоже в наших руках.

 Я хочу, что бы пламя этой свечи уничтожило все ваши печали и невзгоды, тепло этой свечи согрело ваши сердца и души, её свет озарил ваши лица улыбкой и любовью.  

А кусочек этого большого родительского сердца был в вашем доме всегда (раздать каждому родителю маленькое сердечко-магнит, как напоминание о встрече).

Давайте возьмемся за руки и мысленно поблагодарим друг друга за нашу работу, которая помогла нам вспомнить самые простые вещи, но которые так необходимы нашим детям: доброта, любовь, внимание, понимание, уважение.  

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

«Какая хорошая Ваша семья!».

- Мы с вами создали герб семьи, а существует еще и гимн семьи. И слова этой песни вам тоже знакомы (раздать слова песни, можно подпевать).

Просмотр видеоролика «Гимн семьи»

- Каждая семья уникальна. Каждая семья имеет свои ценности и законы. В каждой семье воспитывают детей по – разному. Но каждая семья хочет вырастить достойного ребенка.

 Анкета «Стиль воспитания в семье».

- Сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы анкеты (раздать бланки анкеты) и выяснить, какой стиль воспитания ребенка характерен для вашей семьи.

Время работы 5 минут.

Анкета для родителей

«Стиль воспитания в семье»

Перед вами 10 обыденных и часто встречающихся ситуаций, которые могут происходить с вашим ребенком. Решение вами этих ситуаций и определяет стиль воспитания ребенка в вашей семье. Дайте свой вариант ответа и подсчитайте очки.

1. Ваш ребенок любит пошалить, хлопот с ним бывает достаточно – то вернется домой с синяком, то в испорченной одежде. Вы…

а) расспрашиваете, что случилось, зашиваете штаны, прикладываете, если нужно, компресс – 3 балла;

б) оказываете помощь ребенку, но при этом постоянно внушаете ему, что это может плохо кончиться – 0 баллов;

в) делаете вид, что ничего не произошло, даете возможность ребенку самому справляться со случившимся – 5 баллов.

2. У вашего ребенка есть друзья, но они не слушаются своих родителей и, по вашему мнению, они плохо воспитаны. Вы…

а) беседуете с родителями друзей и просите их обратить внимание на поведение своих детей – 2 балла;

б) приглашаете этих детей к себе в дом, стараетесь положительно повлиять на них – 5 баллов;

в) объясняете своему ребенку, что эти друзья ему не пара – 0 баллов.

3. Ваш ребенок хочет быть лидером в общественных делах и играх и, если ему это не удается, он обижается и пытается бунтовать. Вы…

а) считаете, что умение проигрывать пойдет ему на пользу – 0 баллов;

б) стараетесь ему объяснить, в чем истинная причина поражения – 3 балла;

в) стараетесь ему подыграть, чтобы он непременно выиграл и не испытывал поражения – 5 баллов.

4. Вашего ребенка трудно вечером отправить спать. Вы…

а) постоянно объясняете, как важен для ребенка сон – 3 балла;

б) позволяете ребенку не соблюдать режим, но поднимаете его всегда в одно и то же время – 5 баллов;

в) всегда укладываете ребенка в одно и то же время, не принимая никаких возражений с его стороны – 0 баллов.

5. Ваш ребенок обожает телевизор. Вы…

а) разрешаете смотреть телевизор столько, сколько он захочет, без ограничений, так как считаете, что, несмотря на запреты, он все равно будет его смотреть – 0 баллов;

б) говорите своему ребенку, что ему можно смотреть и что нельзя – 2 балла;

в) вместе определяете круг передач, которые ребенок может смотреть – 5 баллов.

6. Ваш ребенок с раннего детства за словом в карман не лезет. Вы…

а) объясняете, что такое поведение неприлично – 5 баллов;

б) запрещаете своему ребенку вести себя подобным образом – 0 баллов;

в) поощряете своего ребенка за приличное поведение – 3 балла.

7. Ваш ребенок, который еще, по вашему мнению, так мал, уже интересуется противоположным полом. Вы…

а) пытаетесь пресечь интерес любой ценой – 0 баллов;

б) оставляете все как есть, считая, что все встанет на свои места само собой – 3 балла;

в) поощряете своего ребенка за приличное поведение – 3 балла.

8. Вашему ребенку иногда достается от сверстников. Вы…

а) учите своего ребенка давать сдачи обидчикам – 5 баллов;

б) проводите профилактическую беседу с родителями таких учеников – 3 балла;

в) советуете своему ребенку избегать контактов с такими детьми и просите педагога помочь в этом – 0 баллов.

9. Ваш старший ребенок достаточно часто обижает младшего. Вы…

а) не вмешиваетесь в их взаимоотношения, надеясь на то, что старший  ребенок поймет свои ошибки без подсказки – 0 баллов;

 б) наказываете старшего ребенка за это в присутствии младшего – 5 баллов;

в) стараетесь уделить больше внимания младшему ребенку независимо от их взаимоотношений со старшим – 3 балла.

10. Ваш ребенок грубит, дерется с другими детьми, становится злым и бессердечным. Вы…

а) тоже ведете себя по отношению к нему подобным образом, чтобы он на себе почувствовал, как плохо он себя ведет – 0 баллов;

б) стараетесь влиять на него добром и лаской – 5 баллов;

в) ищите причины такой реакции ребенка в окружающих людях и мире: жестокие фильмы, окружение ребенка во дворе и классе и т.д. -  2 балла.

Анализ результатов теста

0-18 баллов. Вы считаете необходимым воспитывать собственного ребенка по своему образу и подобию. Но ребенок должен развиваться и формировать в себе такие качества, как самостоятельность, независимость, уверенность в себе, способность к творчеству во всех его проявлениях. Если вы над этим не задумываетесь, это может привести к тому, что сын или дочка, столкнувшись со взрослым миром, могут в нем просто потеряться и не найти себя. Вы считаете, что опекать ребенка просто необходимо. Ваши методы требуют осмысления и коррекции.

19-35 баллов. В вопросах воспитания вы стараетесь идти в ногу со временем. Считаете, что ребенок должен многое постигать на собственном опыте методом проб и ошибок. Однако в своих методах вы не всегда последовательны: доверяя своему ребенку решать самостоятельно некоторые проблемы и принимать какие-то решения, вы иногда как бы спохватываетесь и пытаетесь взять бразды правления в свои руки, что вызывает недоумение сына или дочки и может привести очень скоро к конфликтам и ссорам. Помните, что, однажды приняв решение, надо последовательно идти к его реализации.

36-50 баллов. Вы осознаете, что ребенок не может проживать свою жизнь вашим умом, и создаете условия для того, чтобы он мог научиться развивать собственную инициативу, логическое мышление, способность к анализу событий и явлений. Вы не отстраняетесь от воспитания своего ребенка, а идете рядом с ним, наблюдая за тем, как он строит свои отношения с близкими людьми, одноклассниками и педагогами. Вы не только учите сына или дочку осознавать свои ошибки, но и подводите к самостоятельному их исправлению. Вам нравится видеть рядом подрастающего умного человека, который старается мыслить самостоятельно и ответственно.

Рефлексия

 -Что интересного и полезного вы сегодня заберете с собой с нашей встречи?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ИЗО с элементами арт-терапии«Пленительное кружево ладони» 7 класс

Мы   знаем, что люди с давних пор украшают свое тело различными орнаментами. Один из самых старинных способов росписи по телу – хной. История возникновения этого искусства не менее удивитель...

Занятие с элементами арт-терапии Тема: «Полет вдохновения или новая жизнь вещей.»

Интегрированное занятие кружка дек.-прикл. творчества «Палитра» и детей обучающихся по программе С(К)ОУ – 7-8 видовЗанятие с элементами арт-терапииТема:  «Полет вдохновения или новая жизнь вещей....

Применение элементов арт - терапии на уроках чтения, как средство развития познавательной активности учащихся.

 Главная цель каждого педагога – сохранять психологическое здоровье детей; понять особый, порой хрупкий мир ребёнка и, развивая, укреплять его с помощью богатейшего потенциала искусс...

развитие творческих способностей с применением элементов арт-терапии

Развитие творческих способностей с применением элементов арт-терапии"ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НЕОБХОДИМАВ ЛЮБОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"(К.С. Станиславский - актер, режиссер, теоретик театра)....

Конспект НОД с детьми логопедической подготовительной к школе группы с элементами арт- терапии ОО Познание, Художественное творчество, «Путешествие по временам года». Педагог- психолог: Токарева Инна Александровна

Конспект НОД с детьми  логопедической подготовительной к школе группы с элементами арт- терапии ОО Познание, Художественное творчество, «Путешествие по временам года».Педагог- психолог: Токарева ...

Родительское собрание-обсуждение по "Программе тренингов по профилактике асоциального поведения подростков (с основами правовых знаний и элементами арт-терапии)".

За основу представляемой родителям системы взята информация с сайта: http://psinovo.ru/knigi_po_psichologii_i_pedagogike/makarticheva_g_i_trening_dlya_podrostkov_profilaktika_asotsialnogo_povedeniya.С...

Конспект открытого подгруппового занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с использованием элементов песочной терапии «Путешествие с муравьем»

Цели:коррекционно – образовательные:-учить составлять простые распространенные и сложные предложения;  -закреплять знания детей по лексической теме «Насекомые»;    -совер...