"Психолого-педагогический интерактив: использование элементов арт-терапии в работе педагога дополнительного образования"
материал
"Психолого-педагогический интерактив: использование элементов арт-терапии в работе педагога дополнительного образования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo_pdo_2022g.docx | 34.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования «Радуга» г. Тайшета
Рассмотрено: на Методическом совете Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Радуга» г.Тайшета протокол № _2 от _29.09. 2022 г. | Утверждаю: директор Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Радуга» г.Тайшета ______________ Дмитриченко Е.А. Приказ № _161/1 от _30.09. 2022 г. |
«Психолого-педагогический интерактив:
использование элементов арт-терапии в работе педагога дополнительного образования»
Разработчик: Исак Мария Петровна, педагог дополнительного образования МБУДО «ЦДО «Радуга» г. Тайшета |
Тайшет, 2022 год
Назначение:
демонстрация методики выполнения упражнений и техник арт-терапии, способствующих гармонизации психоэмоциональной сферы, развитию коммуникативных навыков, саморегуляции чувств и поведения обучающихся.
Целевая аудитория: педагоги дополнительного образования.
Методы: словесные (рассказ, объяснение), наглядные (демонстрация способа деятельности), практические (выполнение упражнений).
Оснащение: компьютерная техника (ноутбук), мультимедийный проектор, аудио записи, слайдовая презентация, листы белой бумаги формат А4, цветные карандаши.
Подготовительно-организационный этап
(сообщение цели, задач, актуальности темы мастер-класса)
Цель:
познакомить педагогов дополнительного образования с комплексом упражнений и техник арт-терапии для создания условий эмоционально-личностного развития обучающихся.
Задачи:
- раскрыть значение арт-терапии для детей;
- ознакомить с видами арт-терапии и опытом использования арт-терапевтических техник и упражнений на практике;
- обучить методике выполнения ряда упражнений и техник арт-терапии;
- создать положительный эмоциональный климат у участников, используя виды арт-терапии (изотерапия, музыкотерапия), как одну из форм организации мастер-класса.
Введение:
В настоящее время частой проблемой у детей являются нарушения в психоэмоциональной, коммуникативной сфере. Отмечается повышенная тревожность, часты проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности, возбудимости или агрессии.
В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и педагогической поддержки обучающихся, можно успешно использовать в работе педагога дополнительного образования элементы (упражнения, техники) арт-терапии.
Арт-терапия – (от англ. art — «искусство» + терапия) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента.
Главная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания.
Арт-терапия направлена на:
- знакомство со своим внутренним «я»; на формирование представления о себе, как о личности;
- обучение выражению своих чувств и эмоций;
- создание позитивного самовосприятия;
- улучшение психоэмоционального состояния;
- снятие мышечного напряжения;
- развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков, образного мышления и способностей к различным видам творческой деятельности.
Арт-терапевтические упражнения способствуют «прорыву» страхов, комплексов, зажимов в сознание. Причем важен сам процесс, а не конечный продукт и его оценка. Терапия искусством формирует творческое отношение к жизни с ее проблемами, развивает скрытые до сих пор способности к творческому решению многих жизненных задач.
Направления арт-терапии которые используются мной в работе с детьми:
- Изотерапия
Одно из самых популярных направлений арт-терапии. Ее суть – использование изобразительного искусства в педагогических и терапевтических целях. Обычно это рисование с использованием традиционных и нетрадиционных техник.
Использование в работе традиционных и нетрадиционных техник рисования, методов изотерапии: «4 автопортрета», «Монотипия», «Метод тычка», «Рисование по мокрой бумаге», «Кляксография», «Каракули», «Правополушарное рисование», «Рисование губкой или кусочком поролона» и т.д.
- Пластилинография
Создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал - пластилин.
Создание картин из пластилина «Цветочная фантазия», «Пейзаж на пластилине» (с использованием природного материала), «Волшебные птицы».
- Коллажирование
Одно из популярных видов творческой терапии, которая помогает респонденту «спроецировать» личные убеждения или мысли с использованием фотографий и изображений.
Создание собственного коллажа «Мир моей мечты», «Мой жизненный путь».
- Мандалотерапия
Создание рисунка в круге. Эффективная и при этом увлекательная терапия посредством рисунка, которая помогает человеку испытывать радость в познании себя. Создание собственной мандалы.
- Маскотерапия
Изготовление масок и последующее различное визуальное их оформление. Игры-превращения («мой любимый сказочный герой» и др.).
- Оригами
Складывания бумаги таким образом, чтобы в результате получались различные фигурки.
Оригами обладает очень важными психотерапевтическими свойствами: повышают уровень интеллекта, активизируют творческое мышление, снижают тревожность, улучшает психоэмоциональное состояние, улучшают двигательную активность рук, память и глазомер, развивают моторику пальцев. Такой вид деятельности, как оригами, подходит для работы с тревожными, агрессивными детьми.
- Музыкотерапия
Музыкотерапия очень эффектна в коррекции нарушения общения, возникших у детей по разным причинам.
Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.
Основные принципы арт-терапии:
- Главный принцип арт-терапии – одобрение, похвала и абсолютное принятие всех продуктов творческой деятельности ребенка независимо от их содержания, формы и качества.
- Желание ребенка – основное условие занятия. Творчество без желания невозможно.
- Непосредственное участие самого педагога в той работе, которую он предлагает ребенку.
Основной этап
(прямой комментированный показ в действии
способов выполнения арт-терапевтических упражнений и техник)
Упражнение №1 «Шеренга».
Цель: сплочение коллектива. Упражнение позволяет осознать невербальные средства установления контакта, апробировать их в безопасных условиях группы, проверить свои возможности установления контакта в различных ситуациях, понять, что при установлении контакта не существует универсальных средств и правил, а прежде всего, необходимо ориентироваться на человека, с которым взаимодействуешь.
Ход упражнения: участники строятся в шеренгу с учетом определенных характеристик: по росту (от самого высоко к самому низкому и/или наоборот); по цвету волос (от светлого оттенка к темному и/или наоборот); по размеру ноги (от самого маленького к самому большому и/или наоборот); по порядку знаков зодиака, с учетом алфавитного порядка имен; и т.д.
Инструкция: «Сейчас вам предстоит построиться в шеренгу по цвету глаз, от самых светлых к самым темным. При построении запрещается разговаривать. Итак, начали». Затем предлагается построиться по цвету волос, от самых светлых к самым темным. Условия те же. Последнее задание самое сложное: построиться по росту с закрытыми глазами, не разговаривая друг с другом».
Упражнение №2 «Каракули».
Цель: развитие воображения, фантазии; работа с синдромом «не умею рисовать»; сплочение группы, снятие эмоционального напряжения.
Инструкция: «Сейчас вы выберете из цветных карандашей, лежащих перед вами, два карандаша наиболее понравившегося вам цвета. Возьмете по карандашу в каждую руку. Первый сигнал – хлопок ведущего – означает, что вы начнете свободно водить карандашами в различном направлении по листу бумаги без цели. Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми, либо, наоборот, четкими и точными. Могут быть прямыми, изогнутыми, ломаными, закругленными, спиралеобразными, иметь вид галочек, пунктира и т.д. Второй сигнал – двойной хлопок ведущего – означает, что вы остановитесь».
После второго сигнала участники останавливаются. Предлагается всмотреться в свои «каракули». Увиденный образ или сюжет преображается в рисунок (дополняется, дорисовывается). Каждый участник представляет свою работу.
Упражнение №3 «Напряжение и расслабление мышц».
Цель: снятие нервно-мышечного напряжения.
Инструкция: Сядьте удобно, закройте глаза; по моей команде нужно будет по очереди напрягать и расслаблять определенные части тела. Итак,
- напрягите лоб,
- расслабьте лоб,
- напрягите глаза,
- расслабьте глаза,
- напрягите плечи (высоко их поднять),
- расслабьте плечи,
- напрягите руки (согнуть руки в локтях перед собой),
- расслабьте руки,
- напрягите живот,
- расслабьте живот,
- напрягите по всей длине ноги, носки на себя,
- расслабьте ноги,
- А сейчас полностью расслабьтесь и посидите так несколько минут.
В ходе выполнения упражнений фоном звучит музыка для релаксации.
Завершающий этап:
экспресс-диагностика психоэмоционального состояния, удовлетворенности содержанием психолого-педагогического интерактива (на выбор изобразить или показать впечатление от полученной информации с использованием невербальных средств: мимика, жест, поза или изобразить в виде значка).
Список использованных источников
- Арт-терапия. Сборник упражнений и техник. - URL: https://multiurok.ru/files/art-tierapiia-sbornik-uprazhnienii-i-tiekhnik-miet.html
- Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. - СПб.: Питер, 2002. – 368с.
- Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. – М.: «Когито-Центр», 2010. - 200с.
- Короткова Л.Д. Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста. - СПб.: Речь, 2006. – 187с.
- Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2008. – 256с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование дистанционных технологий для организации работы педагога дополнительного образования" - Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции "Муниципальная система образования"
Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции «Муниципальная система образования (содержание, технологии, перспективы развития)» [[{"type":"media","view_mode":"media_larg...
Использование элементов песочной терапии в работе логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В данной презентации представлен методический материал по использованию элементов песочной терапии на логопедических занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Представленный материал и...
Использование ИКТ в работе педагога дополнительного образования детей, как один из способов развития творческих способностей обучающихся
Из опыта работы педагога-вокалиста дополнительного образования Михеевой Е.А....
"Использование элементов песочной терапии в работе учителя-дефектолога"
В статье рассматривается практическое применение элементов песочной терапии в работе учителя-дефектолога...
Использование элементов песочной терапии в работе по развитию речи детей с интеллектуальной недостаточностью
В данной статье предложена система занятий, построенных на основе элементов песочной терапии, которые позволяют вести целенаправленную работу по формированию и развитию связной речи школьников...
Психолого-педагогическое сопровождение формирования жизненно-необходимых навыков у детей через систему дополнительного образования
«Для чего рождается человек? Человек рождается для того, чтобы быть счастливым, сделать других счастливыми» - этот афоризм древнего мыслителя и философа Китая Конфуция не утрачивает своей ...
Презентация " Использование в работе педагога дополнительного образования современных образовательных технологий"
Объектом любой образовательной технологии в дополнительном образовании является не столько предметное содержание, сколько способы организации различных видов деятельности обучающихся и организационные...