Использование приемов музыкальной терапии для развития познавательной активности у учащихся с ОВЗ
статья по психологии на тему

Статья посвящена актуальной на сегодняшней день проблеме – поиску методов и средств развития познавательной активности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в урочной и внеурочной деятельности. Это проблема актуальна в связи с ростом в России числа детей, имеющих различные нарушения в развитии. В статье рассмотрены приёмы музыкальной терапии, направленные на развитие познавательной активности у учащихся с ОВЗ. Статья может представлять интерес для педагогов и специалистов, работающих с детьми с ОВЗ  в социальных и образовательных учреждениях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование приемов музыкальной терапии для развития познавательной активности у учащихся с ОВЗ

А.С. Филатова, М.В. Глинских

Статья посвящена актуальной на сегодняшней день проблеме – поиску методов и средств развития познавательной активности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в урочной и внеурочной деятельности. Это проблема актуальна в связи с ростом в России числа детей, имеющих различные нарушения в развитии. В статье рассмотрены приёмы музыкальной терапии, направленные на развитие познавательной активности у учащихся с ОВЗ. Статья может представлять интерес для педагогов и специалистов, работающих с детьми с ОВЗ  в социальных и образовательных учреждениях.

Согласно статистике Министерства образования, в России каждый год на пять процентов растёт число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для детей с ОВЗ характерны нарушения познавательной активности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы. Отмечается пониженная работоспособность, истощаемость, низкая познавательная активность, функциональная незрелость ряда высших психических процессов (нарушение внимания, памяти, зрительного и слухового восприятия, низкий уровень формирования учебной деятельности). В связи с этими особенностями развития   дети с ОВЗ  нуждаются в целенаправленном обучении. Для организации их процесса обучения и воспитания особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности. Успешное усвоение учебного материала детьми зависит от правильного выбора методов и приемов обучения. При этом также необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития, а также интеллектуальные возможности каждого учащегося с ОВЗ. Значительное место в процессе обучения уделяется  методам и приемам, привлекающим внимание каждого ребенка.

 Музыкальная терапия успешно справляется одновременно с несколькими задачами процессов обучения и воспитания детей. Музыка занимает значительное место в жизни каждого человека. Она постоянно звучит вокруг нас, и даже тяжёлые нарушения развития не являются препятствием к тому, чтобы воспринимать эти звуки и формировать к ним своё отношение. Исследования психологов доказывают целесообразность наиболее раннего включения детей с ограниченными возможностями здоровья в музыкальную деятельность, в процессе которой совершенствуются их двигательные, сенсорные и речевые функции, формируются навыки общения, развивается познавательная активность. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение, улучшает обмен веществ.

В нашей школе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. На  коррекционно-развивающих занятиях с педагогом-психологом учащиеся с удовольствием играют на различных музыкальных инструментах, выполняют упражнения, направленные на развитие высших психических функций (внимание, память, зрительное и слуховое восприятие), исполняют песни. Пение может быть использовано независимо от физических возможностей учащихся. Использование двигательных упражнений позволяет подготовить ребенка к двигательному выражению, учит его изображать звуки и настроения с помощью элементарного движения.  При овладении игры на музыкальном инструменте совершенствуются навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой), дети учатся различать звучание инструментов по тембрам. И самое главное - наличие во всех упражнениях элементов творчества. Дорогостоящий инструмент можно с успехом заменить на самостоятельно изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты. Потребность самовыражения присуще всем людям, независимо от наличия ограниченных возможностей.

При изучении работ специалистов, работающих с детьми с ОВЗ, нами были подобраны и модифицированы музыкальные игры. Представленные далее варианты музыкальных игр можно использовать и в групповых, и в индивидуальных занятиях педагогов и специалистов, работающих с детьми с ОВЗ. Правила игр можно поменять в соответствии со сменой задач коррекционной работы. Музыкальные игры:

  1. «Слушай звук»

 ( развитие концентрации внимания)

Оборудование: инструмент с протяжным звучанием (колокольчик, пианино, язычковый барабан). 

Ход игры

Детям необходимо поднять руки, как только они услышат звук инструмента и опустить их, когда звук исчезнет.

  1. «Будь внимателен»

(распределение внимания, развитие саморегуляции)

Оборудование: бубен и разнообразные шумовые инструменты.

Ход игры

После первого удара в бубен участники должны выбрать любой музыкальный инструмент и начать на нем играть. Со вторым ударом инструменты необходимо вернуть на место.

  1. «Непослушный колокольчик»

(развитие концентрации внимания, контроль над движениями)

Оборудование: колокольчик.

Ход игры

Участники передают колокольчик по кругу. Необходимо передать колокольчик партнеру так, чтобы он не зазвенел.

  1. «Музыкальная математика»

(развитие памяти и зрительного восприятия)

Оборудование: цветные перкуссионные трубы, карточки с разным количеством точек.

Ход игры

Педагог показывает карточки с разным количеством точек. Дети должны запомнить - сколько было нарисовано точек, и простучать соответствующее количество раз. Для усложнения можно использовать точки и трубы разных цветов (например: 3 красных точки и 2 зеленых).

  1. «Музыкальное эхо»

(развитие памяти и слухового восприятия)

Оборудование: барабан.

Ход игры

Педагог играет простой ритм на барабане. Ребенок должен запомнить и повторить этот ритм

  1. «Постучи и позвени»

( развитие слухового восприятия, переключение внимания)

Оборудование: колокольчики, бубенцы, треугольники, деревянные ложки, клависы, ксилофоны.

Ход игры

По инструкции педагога дети должны выбрать и сыграть на соответствующем музыкальном инструменте. "Звеним" - колокольчик, бубен или треугольник, "стучим" - ксилофон, ложки, клависы.

  1. «Ветер с дождём»

(развитие саморегуляции, контроль над движениями)        

Оборудование: музыкальный инструмент «шум дождя», лёгкая ткань.

Ход игры

Дети по команде педагога «вдох» - вдыхают воздух и медленно поднимают ткань, по команде «выдох» - медленно опускают ткань. Педагог играет на инструменте «шум дождя».

  1. «Угадай инструмент»

 (развитие слухового восприятия, концентрации внимания и памяти)

Оборудование: набор перкуссионных инструментов (12 шт).

Ход игры

На столе раскладываются все инструменты. Дети закрывают глаза, а педагог выбирает любой инструмент и играет на нем. Детям необходимо назвать инструмент, который прозвучал. Для усложнения можно использовать последовательность из нескольких инструментов.

  1. «Цветной диктант»

 (развитие зрительного восприятия и памяти)

Оборудование: цветные перкуссионные трубы, карточки с цветными квадратами.

Ход игры

Педагог показывает детям карточку с цветовой последовательностью. Детям необходимо запомнить последовательность и воспроизвести ее с помощью перкуссионных труб.

  1. «Сыграй наоборот»

 (развитие слухового восприятия и памяти)

Оборудование: 3-4 перкуссионных инструмента.

Ход игры

Ребенок поворачивается спиной. Педагог выбирает несколько музыкальных инструментов и играет на них по очереди. Ребёнок должен запомнить звучание инструментов и последовательность игры на них, а затем воспроизвести самостоятельно.

Литература.

  1. Алвин Дж., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом.– М.: Теревинф, 2004.-208 с.
  2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. – 248 с.
  3. Бин Джон, Оулдфилд Амилия. 78 развивающих музыкальных игр. Волшебная дудочка. – М.: Теревинф, 2007. - 114с.
  4. Декер – Фойгт, Г. – Г. Введение в музыкотерапию. – СПб.: Питер, 2003. – 208 с.
  5. Константинова И.С. Музыкальные занятия с особым ребенком. Взгляд нейропсихолога. - М.: Теревинф, 2013. – 352 с.  
  6. Попова О.Ю., Хатуцкая С. А. Музыкальные занятия при нарушении общения у детей. // Педагогика, которая лечит. Опыт работы с особыми детьми. Под ред. Дименштейн М.С. М.: Теревинф. 2008. – 177с.
  7. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. - М.: Антидор, 1998 – 363с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование дифференцированного приема обучения с целью развития познавательной активности учащихся на уроках химии в рамках личностно-ориентированного образовательного процесса

Материал поможет овладеть моделями обучения и инновационными педагогическими технологиями. Дана информация о адаптации данных технологий применительно к урокам химии....

Презентация на тему "Использование технологии проблемного обучения для развития познавательной активности обучающихся."

«Использование технологии проблемного обучения через создание и решение экологических ситуаций как средство повышения познавательной активности обучающихся»» Галич Ольга Григорьевна,педагог допол...

Использование информационных технологий как способ развития познавательной активности учащихся на уроках физики

Столкнувшись с проблемой понижения качества знаний учащихся, что является следствием того, что на уроках не интересно, я задумалась, каким образом можно «убить» сразу двух зайцев (развить ...