Консультирование педагогов на тему: "Общие принципы сохранения психологического здоровья".
консультация по психологии

Мисюк Елена Викторовна

Консультативное занятие для педагогов. В теме дается понятие о психологическом здоровье, его критерии и факторы, отрицательно влияющие на здоровье школьника. Даются рекомендации сохранения психологического здоровья.

Материал сопровождается презентацией по теме. Форма работы - групповая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общие принципы сохранения психологического здоровья

Цель выступления: обратить внимание педагогов на необходимость создания условий сохранения психологического здоровья детей.

Вступительное слово.

Единственная красота, которую я знаю – это здоровье (Генрих Гейне).

Ключом к формированию здорового образа жизни является внутренняя потребность быть здоровым.

В детстве здоровье не осознается: оно как воздух, как солнце, как данность не нуждающаяся в размышлении  о нем.

Взрослый человек может прийти к мысли, что здоровье – это средство необходимое для достижения профессиональных  целей и решения личных задач.

Для пожилого человека здоровье является целью которой подчинена вся его жизнь.

Слайд 1

Здоровье – комплексный, многоаспектный феномен, включающий в себя медицинские, психологические, педагогические и другие аспекты.

В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) предлагается понимать здоровье как «…состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

В данном аспекте важно выделить три составляющих здоровья:

Физическое здоровье. Это занятие спортом, здоровое питание и здоровая экология.

Психологическое здоровье (психологическое благополучие). Что такое психологическое здоровье?

Слайд 2

Термин «психологическое здоровье» принадлежит одному из основателей  гуманистического направления в психологии А. Маслоу. По мнению этого ученого, большинство людей изначально, биологически нацелены на сохранение здоровья, а не на болезнь, страдания или смерть. Обычный («хороший») человек – не  тот, кому просто что-то дано, а тот, у кого ничего не отнято.

Таким образом, психологическое здоровье – состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни.

Что включает в себя понятие психологического здоровья?

Психологическое здоровье является необходимым условием функционирования и развития человека в процессе жизнедеятельности; представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей (ребенка или взрослого, учителя или менеджера, россиянина или австралийца и т. п.), с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

          Что значит быть психологически здоровым человеком?

 Выделяют несколько понятий, характеризующих психически здорового человека:

- человечность;

- уверенность в себе;

- самообладание;

- потребность в знаниях;

- потребность в самоактуализации (самоактуализация – процесс, включающий в себя  здоровое развитие способностей людей, чтобы они могли стать тем, кем могут стать, а значит жить осмысленно и совершенно).

Существуют два основных признака, по которым можно судить о психологическом здоровье:

  1. Позитивное настроение, в котором находится человек. Основу составляют такие состояния как:

- полное спокойствие;

- уверенность в своих силах;

- вдохновение.

  1. Высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций связанных с переживанием тревоги, страха.

Для того чтобы быть здоровым необходимо  НАУЧИТЬСЯ поддерживать психическое благополучие своего организма.

Критерии психологического здоровья:

- состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;

- адекватное социальное поведение;

- умение понимать себя и других;

- более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;

- умение делать выбор и нести за него ответственность.

Психологическое здоровье = психическое здоровье + личностное здоровье.

Причины нарушения психического здоровья.

К отклонениям в состоянии психического здоровья детей и подростков приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, школьные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью.

  1. Соматическое заболевания (дефекты психического развития).

2.  Неблагоприятные факторы, стрессы, воздействующие на психику.

 

Психологически здоровый школьник – это школьник, у которого наблюдается сбалансированность внутренних (познавательных, эмоциональных, физиологических) и внешних (требования социального окружения) особенностей развития его личности. Но когда школьник испытывает продолжительные нервные перегрузки: стресс, обиду, не справляется с учебными заданиями, происходит истощение возможностей и могут возникать различного рода нервно-психические расстройства (невроз).

Наиболее типичный невроз у детей школьного возраста – это неврастения.

Признаками неврастении являются:

- повышенная раздражительность;

- быстрая утомляемость;

- расстройство сна;

- сонливость;

- неустойчивое настроение;

- ухудшение аппетита.

При возникновении утомления (временного снижения работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению.

Переутомление проявляется в головных болях, слабости, снижении аппетита, нарушении сна, ухудшении памяти, рассеянности. Переутомление может привести к нервно-психическим заболеваниям.

Что нужно сделать,  чтобы личностный рост был гармоничным?

Несколько конкретных советов о том, как сформировать у ребенка хорошую самооценку, уверенность и способность противостоять трудностям:

  1. доверие к ребенку;
  2. уважительное отношение к детям;
  3. в случае неудачи ребенка необходимо вселить в него уверенность в том, что все должно получиться;
  4. педагоги должны демонстрировать ребенку позитивное отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей;
  5. детей нельзя обманывать – делать хорошую мину при плохой игре, т.к. дети очень чувствительны к фальши;
  6. меньше сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка;
  7. чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения, уроки и т. д.);
  8. похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия;
  9. помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит.

Современное общество становится все более информированным, технически грамотным и интеллектуально развитым. И, как обратная, дуальная сторона этого процесса – общество становится все более психологически нездоровым.

Современное общество живет в ситуациях, отнюдь не способствующих развитию гармонии и уравновешенности, стабильности личностного развития человека. Природные катаклизмы, резкие смены социальных норм, политическая нестабильность, урбанизация, отрыв от природы с ее извечными нормами гармонии действительно делают понятие «психологическое здоровье» наиболее актуальным на современном этапе развития человечества.

На основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Психологическое здоровье – состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни. «Психологическое здоровье» характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья.

Психологическое здоровье ребенка включает в себя разные компоненты жизнедеятельности:

· состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;

· адекватное социальное поведение;

· умение понимать себя и других;

· более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;

· умение делать выбор и нести за него ответственность.

2. Образовательная среда является определяющей в состоянии и динамике психологического здоровья ребенка.

3. Образование, обеспечивающее здоровую экологию детства, полагающее нормой ценность саморазвития, становления индивида субъектом собственной жизни, формирующее нравственную позицию человека, является оптимальной (естественной) и наиболее общей формой заботы о психологическом здоровье детей.

4. Профессиональная забота взрослых и специально организованная здоровьесберегающая среда развивают природные возможности и сохраняют здоровье детей.

Факторы, отрицательно влияющие на здоровье школьников:

  • смещение ориентиров с нравственных внутрисемейных ценностей на материальное и социальное положение в обществе;
  • бесконтрольное использование подростками Интернет-ресурсов;
  • ограниченность двигательной активности обучающихся (гиподинамия);
  • отсутствие планомерной и целенаправленной работы по профилактике вредных для здоровья привычек (табакокурение, потребление алкоголя, наркотиков, игровой, Интернет-зависимости и других девиаций);
  • несовершенство учебных программ и методик организации здоровьесбережения в образовательном учреждении;
  • увеличение объема учебных нагрузок на обучающегося, ведущая к переутомлению, стрессам;

Опасную для психологического здоровья школьников роль чрезмерной умственной нагрузки настойчиво подчеркивали врачи, начиная с XIX в. Согласно теории информационных неврозов важный фактор невротизации - информационные перегрузки мозга в сочетании с постоянным дефицитом времени. Если к ним присоединяется высокий уровень учебной мотивации, не позволяющий уклоняться от высоких нагрузок, невротизирующее действие нагрузок усугубляется.

Нарушения психологического здоровья.

Существует много проявлений психологического нездоровья: Слайды.

Защитная агрессивность

  • часто конфликтует, дерется;
  • громко говорит;
  • на занятиях и уроках выкрикивает;
  • может проявлять обостренную тенденцию к лидерству.

Деструктивная агрессивность

  • испытывают стремление к употреблению слов анальной проблематики («туалетных»);
  • присутствует стремление ломать (рвать, резать);
  • склонны к проявлению косвенной агрессии (например, ябедничают или действуют исподтишка);
  • проявляют радость при разрушении чего-либо (например, при виде бьющейся посуды);
  • в общепринятом смысле почти неагрессивны (редко дерутся);
  • в ситуациях проверки знаний проявляют неуверенность, сверхконтроль.

Демонстративная агрессивность

  • стараются привлечь к себе внимание социально неодобряемыми способами;
  • проявляют преимущественно вербальную агрессию;
  • могут прибегать к лживости или воровству;
  • проявляют большое внимание к своей одежде, внешнему виду (девочки).

Страхи

  • заявляют о большом количестве источников страха;
  • многие страхи имеют постоянный характер;
  • реакции страха несоразмерны ситуациям, в которых они возникают;
  • у ребенка отсутствует возможность для преодоления и ослабления страха;
  • страх наносит ущерб качеству жизни. 

Социальные страхи

  • стремятся соответствовать установленным нормам, образцам поведения, готовы жертвовать своими интересами;
  • очень стремятся к поощрениям;
  • при выполнении учебных заданий часто задают вопросы типа «А можно так?», «А как надо?», «А это правильно?»;
  • творческие или незнакомые задания выполняют хуже, чем задания по образцу или хорошо знакомые;
  • присутствует страх ошибки (в частности, сильно беспокоятся на контрольных);
  • не способны к агрессивным действиям;
  • могут проявляться расстройства речи ; имеют развитое чувство долга;
  • обладают высокой эмоциональной чувствительностью;
  • все эмоции переживают внутри;
  • остро реагируют на неуспех;
  • имеют склонность к психосоматическому реагированию;
  • на уроках в значимых ситуациях могут действовать хаотично, испытывать трудности в планировании своих действий.

Замкнутость

  • на занятиях или уроках мечтают о чем-то, часто не слышат вопросов взрослых;
  • снижено внимание;
  • в поведении отсутствует спонтанность, живость;
  • невелико количество контактов со сверстниками.

Группа риска.

В современной школе обучаются очень разные дети. Для каждого из них требуется свои, адекватные его потребностям условия развития, психолого-педагогическое поддержка, любовь, понимание, семейное внимание и т.д. Если не соблюдаются данные условия, у ребенка могут возникнуть различные проблемы в обучении и поведении, которые впоследствии могут перейти в девиации.

Учащихся, у которых имеются те или иные риски возникновения отклонений, относят к группе риска. Традиционно к группе риска относят:

  • детей из неблагополучных семей;
  • детей с отклоняющимся поведением, в том числе педагогически запущенных;
  • учащихся с проблемами в обучении и развитии;
  • детей с хроническими заболеваниями, инвалидов.
  • Некоторые исследователи к группе риска относят также одаренных детей.

Что могут делать родители и педагоги, чтобы формировать у ребёнка психологическое здоровье?

  • обучать положительному самоотношению и принятию других (т. е. формировать адекватную самооценку по принципу "я-окей, ты-окей");
  • обучать рефлексивным умениям (навыкам понимания своих эмоциональных реакций и умению выразить их словами, навыкам понимания эмоционального состояния других людей, умению ставить себя на место другого и умению смотреть на свои поступки глазами окружающих);
  • формировать потребности в саморазвитии (создавать условия для реализации творческих потребностей ребенка).
  • уделять своему ребенку достаточно внимания, любви, заботы.

Важный фактор становления у детей психологического здоровья – наличие у окружающих ребёнка взрослых (родителей и педагогов) таких качеств, как жизнелюбие, жизнерадостность и чувство юмора. Наличие этого предопределяет оптимальные условия становления психологического здоровья детей. Необходимо считать неотъемлемой составной часть продуктивного общения разностороннее использование педагогом приемов комического. Как известно, остроумие, веселость педагога заряжают детей оптимизмом и жизнестойкостью, снимают перенапряжение, вызывают эмоциональную разрядку, особенно в конфликтных ситуациях, возможность эмоционального насыщения материала. Человек с чувством юмора реалистично оценивает ситуацию и не считает сложившиеся обстоятельства (даже носящие стрессогенный или стрессовый характер) причиной потери душевного равновесия. Необходимо уточнить, что чувство юмора не предполагает легкомыслие: в системе ценностей человека с чувством юмора превалируют ценности более высокие, общечеловеческого плана. Необходимым условием формирования психологического здоровья школьников является доминирование у педагогов (и родителей) экспрессии оптимизма и эффективное использование ими приемов комического в педагогическом процессе.

Заключение:

Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли... Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.

Первая сказала:

"Я СПОКОЙСТВИЕ. К сожалению, люди не умеют меня сохранить.
Думаю, мне не остается ни чего другого, как погаснуть!" И огонек этой свечи погас.

Вторая сказала:

"Я ВЕРА. К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла мне гореть дальше". Едва произнеся это, подул легкий ветерок и загасил свечу.

Очень опечалившись, третья свеча произнесла:
"Я ЛЮБОВЬ. У меня нет больше сил гореть дальше. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего - своих близких". Долго не дожидаясь, и эта свеча угасла.

Вдруг в комнату зашел ребенок и увидел 3 потухшие свечки. Испугавшись, он закричал: "Что вы делаете!? Вы должны гореть – я боюсь темноты!" Произнеся это, он заплакал.

Взволнованная четвертая свеча сказала:
"Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи:
Я - НАДЕЖДА".

Пауза.

Начните с себя: будьте счастливы и оптимистичны!

Научите тому своих детей!

Успехов вам!

Меры профилактики стресс-повреждающих факторов социальной среды.

Стресс, как и болезнь, легче предотвратить, чем лечить. Поэтому важно научиться предотвращать появление стресса, своевременно избавляясь от негативных эмоций, физического и психологического переутомления. Какие же методы профилактики стресса существуют?

  • Отдых. Регулярный отдых играет большую роль в нормальном функционировании организма. Даже самый занятый человек должен всегда находить время для отдыха. Важно отдыхать не только телом, но и душой. Можно погулять на свежем воздухе, почитать интересную книгу, посмотреть увлекательный фильм, пообщаться с друзьями, поиграть с детьми или домашними животными. Каждый человек может найти массу интересных занятий, которые расслабят его и поднимут настроение.
  • Полноценный сон. Здоровый сон – это хорошая защита от стресса. Выспавшийся человек имеет более высокую стрессоустойчивость. Чтобы сон был крепким, нужно приучить себя ложится в одно и то же время, не засиживаться допоздна, не принимать пищу за три часа до сна, не употреблять перед сном чая, кофе, алкоголя. Перед сном можно прогуляться в течение получаса или хотя бы просто немного постоять возле открытого окна или на балконе. Спальню желательно проветрить, чтобы воздух был свежим. Полноценный сон – это хорошая профилактика экзаменационного стресса, который часто возникает у студентов и школьников во время сдачи экзаменов.
  •   Правильное питание. При стрессе в организме происходят различные сбои. Сбалансированное питание насыщает его всеми необходимыми витаминами и микроэлементами. Это повышает иммунитет, делая организм более выносливым и стрессоустойчивым.
  •  Спорт. Спортивные занятия являются отличным способом преодоления стресса. Каждый человек может выбрать себе наиболее подходящий вид спорта, исходя из своих предпочтений и физических возможностей. Спорт можно заменить танцами. Танцы особенно полезны для женщин, потому что не только укрепляют тело и развивают пластику, но и способствуют раскрытию женственности и повышению самооценки.
  • Массаж. Массаж благоприятно воздействует на организм, помогая снять усталость и мышечное напряжение, что в свою очередь способствует эмоциональному расслаблению. Это настоящая антистрессовая релаксация.
  • Водные процедуры. Вода благоприятно влияет на организм человека и помогает бороться со стрессами. Расслабляющие ванны с ароматическими маслами, регулярное посещение бассейна, купание в природных водоемах полезны для физического и психического здоровья и являются простыми и действенными способами релаксации.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗ ОПЫТА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО СОХРАНЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В статье обобщен опыт работы психолога по профилактике нарушений психологического здоровья...

Статья "СРЕДСТВА СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ"

В данной статье представлен материал о снятии психологического стресса педагога в комнате релаксации....

Программа работы педагога психолога по сохранению психологического здоровья педагогов

Организация  работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной...

Сохранение психологического здоровья педагогов как важный фактор повышения качества образования

Методические рекомендации по организации работы, направленной на сохранение психологического здоровья педагогов...

Роль деятельности педагога-психолога по сохранению психологического здоровья всех участников образовательной деятельности в формировании конкурентноспособности школы.

Конкурентоспособность образовательного учреждения складывается и многих компонентов. Одним из основных условий конкурентоспособности является позитивный имидж, т.е. положительное отношение к образоват...

Памятка для педагогов по сохранению психологического здоровья

Одним из компонентов компетентности педагога по вопросам сохранения здоровья является умение поддерживать свое здоровье и противодействовать Синдрому эмоционального выгорания, эффективно применять спо...

Презентация "Общие принципы сохранения психологического здоровья"

Презентация на тему: "Общие принципы психологического здоровья" является дполонительным наглядным пособием при проведении группового консультирования для педагогов по сохранению психологичес...