ИЗ ОПЫТА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО СОХРАНЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
статья по психологии по теме

Цыбулина Татьяна Николаевна

В статье обобщен опыт работы психолога по профилактике нарушений психологического здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_profilakticheskoy_raboty.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Т.Н.Цыбулина 

ИЗ ОПЫТА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО СОХРАНЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

МБОУ Гимназии №14 г.Выксы Нижегородской области

e-mail:apple10156@gmail.com

Проблема девиантного поведения школьников – одна из важных задач педагогической психологии. Особенно трудно в этот период приходится подросткам, которые в силу возрастных особенностей отличаются личностной нестабильностью, противоречивостью.

Отклоняющееся поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Причины девиантного поведения многообразны. Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и заканчивая психической перестройкой; во-вторых, пограничность и неопределённость социального поведения и положения; в-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних форм и послушания уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, ещё не сложились и не окрепли. Социальные факторы, способствующие девиантному поведению: школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девиантной группы.

Низкий уровень самоуважения также является причиной такого поведения.  Не найдя признания в привычной для себя среде (семья, школа), подросток пытается в асоциальных группах повысить свой психологический статус сверстников, найти такие формы самоутверждения, которых не было у него в семье и школе.

Возникшие на данном этапе онтогенеза трудности в психическом развитии подростка нуждаются в понимании, принятии и правильном психологическом воздействии на личность подростка со стороны взрослых. Подросток может проявлять различного рода отклонения в поведении, как в связи со своими личностными особенностями (акцентуации характера, свойства темперамента, особенности эмоционально-волевой сферы и т. п.), так и в связи с негативными процессами в семье (гиперопека, гипоопека, непоследовательный тип воспитания, алкоголизация родителей), школе (необъективное отношение к ученику, конфликты с учителями, проблемы в ученическом коллективе).

 Если проявления девиантного поведения не обратили на себя внимания и соответствующего воздействия взрослых, такое поведение может закрепиться  в поведенческом репертуаре подростка.

Целью школьной психологической службы является создание условий для гармоничного развития учащихся в процессе школьного обучения. Какого человека мы можем считать гармонично развивающимся? В нашем понимании это человек, который в целом удовлетворен собой и своим окружением. Жизненные трудности он умеет преодолевать без психологических травм, используя их как опыт в последующей жизни.

В качестве главных критериев психологического здоровья можно выделить следующие: позитивное самоощущение (общий положительный фон настроения) и оптимистическое восприятие окружающего мира; высокий уровень способности осознания человеком себя; наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности (в частности, учебной); успешное прохождение возрастных кризисов; адаптированность к социуму (к семье и школе), умение выполнять основные социальные и семейные роли.

Конечно, это идеальный образ психологически здорового человека, который мы  рассматриваем как эталон и стремимся к нему.

Реализации этой цели содействуют все направления деятельности педагога-психолога: консультирование, развивающая работа, психологическое просвещение, психодиагностика.

Одним из ведущих принципов деятельности педагогов и психолога гимназии является индивидуальный подход к детям, осуществляемый  наряду с системным подходом постоянно и во взаимодействии с другими  специалистами школы.

После получения запроса (от родителей, классного руководителя или администрации) начинается серия консультаций и бесед со специалистами, которые владеют информацией о ребенке и его проблеме. Проводятся беседы с социальным педагогом, классным руководителем. Затем, если в этом есть необходимость, проводится групповое исследование или психологический час в классе, после которого ребенок приглашается на консультацию. Во время индивидуальной консультации ребенка не столько знакомят с результатами  исследования, сколько проводят беседу, дают рекомендации по преодолению имеющейся проблемы. На консультацию приглашаются родители. Если проблемы возникают у многих детей в классе, организуются группы развития. В такие группы включаются дети, требующие особого внимания и все желающие из данного класса. Работа в группе дает наибольший эффект.

В начальной школе педагог-психолог проводит индивидуальные и групповые занятия с учащимися 1 классов по преодолению трудностей адаптации, коммуникации и эмоционально-волевых нарушений у детей.

Мы разделяем мнение ведущих психологов о том, что чем раньше будет начата профилактика различных зависимостей, тем больший эффект будет иметь работа по сохранению здоровья детей.  Поэтому уже с учащимися 4 классов проводятся занятия по профилактике наркотической зависимости с использованием арт-технологии «Ловушка для Поленьки». Прослушивание аудиозаписи сказки сопровождается обсуждением сказки, рисованием иллюстраций на тему сказки. Дети уже в этом возрасте  способны правильно оценить негативное влияние наркотиков на здоровье человека.

В средней школе проводится диагностика школьной тревожности в 5, 9 классах, процессов адаптации в 5, 10 классах, благодаря которой выявляется группа детей, имеющих высокую тревожность в отношениях с одноклассниками, учителями, социальный стресс, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, страх самовыражения. Затем выстраивается коррекционно-развивающая работа по профилактике тревожного поведения, предэкзаменационной тревожности, эмоционально-волевых нарушений и формированию социальных навыков.

В работе с учащимися 1 и 5 классов педагог-психолог реализует программы тренинговых занятий по формированию социальных навыков «Я и Мы» (авторы: В.Родионов и М.Ступницкая) и «Тропинка к своему Я» (автор О.В.Хухлаева). Эти циклы занятий оказывают помощь учащимся в период адаптации: снижают у них тревожность, учат пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны, принимать себя и совершенствовать личностные качества. Часть занятий посвящена развитию навыков здорового образа жизни и профилактике вредных привычек. На занятии «Мы, наши недостатки и достоинства» мы учимся различать слабости и пороки (алкоголизм, наркомания).   Социальный опыт детей этого возраста постепенно расширяется. Приобретенный в тренингах опыт становится для участников также и профилактикой трудностей пубертатного периода (периода половой зрелости).

Неизменным успехом у гимназистов пользуется час психологии «Горячий стул», во время которого создаются психологические портреты участников. Это занятие дает возможность подросткам получить  обратную связь от сверстников, что приводит в большинстве случаев к благотворным изменениям в поведении подростков.

С целью профилактики в 10 классах были проведены занятия «Школа и я», «Каждый в своем уголке».

В 10 – 11 классах проводятся практические занятия с элементами социально-психологического тренинга: «Как противостоять стрессу», «Как помочь себе и другу в кризисной ситуации» по профилактике суицида.

В апреле 2013 года в гимназии были проведены акции «Мы выбираем здоровье и жизнь!» с учащимися 5 – 6 классов и «Мы выбираем радость и счастье» с учащимися 9 – 10 классов. Результатами этих акций стали большие панно с рисунками подростков, касающимися здоровья, будущих профессий и счастливой жизни. Главная идея обеих акций: выбирать нужно здоровье, радость и счастье, самим творить собственное будущее.

Огромное воздействие на детей оказывают педагоги, поэтому психолог гимназии проводит с ними семинары-практикумы с элементами СПТ. Так педагоги участвовали в практикуме «Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью детей и подростков» и семинаре-тренинге «Возможности педагогов по защите прав уязвимых подростковых групп». После подобных занятий и исследований социально-психологического климата в классах педагоги больше обращают внимание на создание положительного психологического климата в классных коллективах.

Проблемы сохранения психологического здоровья детей решаются на общешкольных конференциях и родительских собраниях: «Адаптация первоклассников», «Возрастные и психологические особенности детей» (2, 4 классы), «Учебные трудности пятиклассников», «Период «бури и натиска» (7 – 8 классы), «Конфликты отцов и детей» (родители 8, 9 классов), «Девятиклассники: проблемы возраста» и другие. Они носят профилактический характер и способствуют налаживанию более гармоничных взаимоотношений между родителями и детьми. Для родителей организован виртуальный лекторий для учителей и родителей, для них выкладываются памятки на сайте гимназии: «Советы ребенка своим родителя», «Профилактика употребления курительных смесей», «Причины агрессивности детей», «Как стать идеальным родителем для подростка» и др.

Если детские проблемы очень сложны, они рассматриваются на профилактическом совете гимназии, где определяются стратегия и тактика поведения специалистов в отношении конкретного ребенка, а также выстраивается индивидуальная траектория его развития.

Совместными  усилиями с педагогами, родителями психолог способствует созданию условий для благоприятного развития гимназистов и профилактики саморазрушительного поведения. Психологическое здоровье учащихся остается одной из наиболее актуальных задач, решаемых психологической службой гимназии, поэтому и впредь педагоги и психолог будут уделять ей большое внимание.

Литература:

 

  1. Еделева, Е.Г. Новые подходы в психопрофилактической  деятельности психолога  и  в определение субъектов профилактики асоциального поведения детей и подростков //Материалы интернет-конференции НИРО  «Профилактика асоциального поведения» 2011 года.
  2. Родионов, В.А., Ступницкая, М. Я и Мы: тренинг социальных навыков.- Ярославль, 2001.
  3. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я: Начальная школа (1-4 класс). – М.: Генезис, 2012. – 175 с.
  4. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я: (5-6 класс). – М.: Генезис, 2012. – 175 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете школы на тему: "Создание условий для сохранения психологического здоровья детей и подростков в образовательном пространстве"

Цель выступления: оказание помощи педагогам в создании благоприятного психологического климата в рамках образовательного процесса с целью профилактики нарушения психологического здоровья детей и подро...

Профилактическая работа педагога-психолога образовательного учреждения с семьями, находящимися в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации с использованием видеоматериалов.

Орагнизация профилактическойработы педагога-психолога школы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении с использованием видеоматериалов является действ...

Психологическое просвещение " Сохранение психологического здоровья детей"

Выступление на педагогическом совете по теме " Сохранение психологического здоровья детей"...

План работы педагога-психолога по профилактике вредных привычек среди детей и подростков в 2019- 2020 учебном году

Вопросы охраны здоровья стоят как никогда остро, поэтому школьный психолог подключается к работе социальных служб школы....

"Неделя психологии" Профилактическая работа педагога-психолога в адаптивной школе-интернате по формированию бесконфликтного общения как условие успешной адаптации обучающихся с ОВЗ. 2021г.

Конкурс«Творческий учитель – 2021»  https://www.1urok.ru/categories/13/articles/43107Название раздела (категория)ПсихологияАвторыФИО: Виноградова Татьяна ПавловнаДолжность:...

Профилактическая работа педагога-психолога с агрессивными детьми. Реализация коррекционной работы непосредственно с обучающимися начальной школы имеющими агрессивные тенденции.

Проведение индивидуальной психокоррекционной работы  является важным этапом помощи ребенку, имеющему агрессивное поведение....