Программа работы педагога психолога по сохранению психологического здоровья педагогов
рабочая программа по психологии
Организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.
Данная программа направлена на формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного самовосприятия. Все развиваемые в данной программе навыки необходимы в профессиональной деятельности как педагогам, воспитателям, руководителям образовательных учреждений, так и самим педагогам-психологам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_pedagoga_psihologa_po_sohraneniyu_psih_zdorovya_pedagogov.doc | 206.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 2 Р.П.НОВОСПАССКОЕ
(МОУ СШ №2 Р.П.НОВОСПАССКОЕ)
Программа работы педагога-психолога
по сохранению и укреплению
психического здоровья педагогов
Составитель:
педагог-психолог
МОУ СШ № 2
Сальнова М.А.
2019 год
Аннотация психолого-педагогической программы по сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов ОУ
В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Переход современной школы на личностно-ориентированные модели образования обуславливает повышение требований со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.
В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.
Данная программа направлена на формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного самовосприятия. Все развиваемые в данной программе навыки необходимы в профессиональной деятельности как педагогам, воспитателям, руководителям образовательных учреждений, так и самим педагогам-психологам.
Программа проводится в течение шести занятий с группой наполняемостью 10-15 человек в довольно просторном помещении (лучше - в специально предназначенном, например, тренинговом зале).
Программа состоит из двух параллельно работающих частей. Первая (для педагогов) направлена на создание атмосферы доверия, доброжелательности и принятия участниками друг друга , освоение навыков эмоциональной саморегуляции, формирование навыков позитивного самовосприятия . Вторая (для учащихся) на формирование школьной службы примирения..
Описание программы включает в себя пояснительную записку, тематический план занятий, примерные конспекты занятий. В приложении предложен раздаточный материал
Пояснительная записка
Актуальность программы:
Преуспев в информационных технологиях, сделав одно за другим открытия в разных областях наук, человек, казалось бы, сделался отважнее и сильнее. Будто закалившийся в битвах воин. Но на "поле брани" неизменно остается огромное количество раненых. А именно: нас самих. Не потому что природа гораздо могущественнее (хотя это так), а потому, что душа человека им самим мало постигнута, а посему особенно уязвима.
2 года назад мы обратили внимание на то, что большинство учителей, даже начинающих, постоянно пребывая в своей профессиональной роли, распространяют ее на все другие сферы своей жизни, не могут выйти из нее, что отрицательно сказывается на их физическом и эмоциональном самочувствии. Многие жалуются на плохой сон, не проходящую усталость, головные боли, повышенную раздражительность не только с учениками, коллегами по работе, но и со своими домашними. Все чаще они начинают говорить о том, что у них нет больше сил так работать, не осталось никаких чувств: "Мне нечего отдавать другим. Я истощен. Я выгорел".
Это своеобразное состояние получило название "выгорание личности".
Сам термин введен в 1974 году и очень интересно переводится с греческого языка как "прекращение горения". Это состояние физического утомления и разочарования, которое возникает у людей, занятых в альтруистических профессиональных областях. Он сопровождается также эмоциональным истощением, деперсонализацией, снижением работоспособности (по исследованиям Маслах и Джексон).
Именно педагоги как раз и стали той категорией, которая наиболее подвержена выгоранию. Посмотрите, как это подтверждают исследованиям специалиста Гари Чернисса. Риску выгорания подвержены:
- люди, перегруженные ответственностью, длительно и интенсивно работающие;
- стремящиеся к непременному успеху;
- не имеющие интересов помимо работы или имеющие их слишком мало;
- уверенные в том, что они являются единственными, кто способен сделать эту работу.
Условия работы педагога являются основными причинами возникновения выгорания:
- стресс, вызванный множеством требований, которые непрерывно суммируются в разных сферах нашей жизнедеятельности
- беспокойная обстановка на работе, требующая устойчивого внимания и напряжения, единственным постоянством которой является ее постоянная изменчивость
- не всегда разумная организации труда
- невнимание к своему здоровью
Оказывается, что часто встречающиеся и так знакомые всем симптомы: общее чувство усталости, неприязни к работе, чувства беспокойства, разбитости и раздражения, негативная установка на жизненные перспективы, желание сменить профессию, депрессия и т. д. указывают на развитие синдрома профессионального выгорания.
У человека, подверженного выгоранию первой степени, проявляются умеренные, недолгие и случайные признаки. В этом случае человек может помочь себе сам (путем расслаблении, организации перерывов в работе).
На второй стадии выгорания симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Обычные способы лечения здесь неэффективны, для заботы о себе требуются дополнительные усилия.
Признаки и симптомы третьей стадии выгорания являются хроническими. Попытки позаботиться о себе не приносят результата, а профессиональная помощь может не дать быстрого облегчения.
На первых двух стадиях выгорания человек может восстановиться, но чтобы "вернуться", ему необходимо либо научиться жить с тем, что есть, либо изменить ситуацию. По мнению Кристины Маслах полностью выгоревший человек, вероятно, не изменится.
Мы предпочитаем верить, что выгорание не является неизбежным, а скорее должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение.
На основе анализа причин выгорания мы выделили два основных пути его профилактики:
- Помоги себе сам. Педагог, используя методы саморегуляции, релаксации может помочь себе избежать заболевания или ликвидировать его первые симптомы.
- Профессиональной помощь в профилактике и преодолении синдрома выгорания. Здесь нагрузка ложится на плечи психологов образовательного учреждения
В деятельности мы определили три направления профилактики выгорания:
- Информирование.
- Эмоциональная поддержка.
- Создание системы занятий, повышающих значимость педагогической профессии.
- Информирование.
В настоящее время педагоги плохо осведомлены о признаках и причинах выгорания. По результатам опроса, проведенного среди учителей выяснилось, что 72% опрошенных не знают, что такое профессиональное выгорание. Они интуитивно чувствуют нарушения своего самочувствия и поведения. Но не могут его правильно оценить, а тем более помочь себе. 49% учителей предлагают некоторые варианты преодоления синдрома выгорания. Но доступная литература, помогающая преодолеть выгорание, отсутствует. Здесь наша задача - проинформировать учителей и руководителей о том, как общедоступными методами помочь себе не заболеть. Тем более что на первых этапах это не так сложно и зависит только от самого человека. Нами составлен пакет материалов "Помоги себе сам: способы профилактики профессионального выгорания педагога", который может быть очень полезен педагогам и образовательным учреждениям. Он используется нами при проведении тренингов на заседаниях профессионального клуба педагогов. Мы стремимся к тому, чтобы педагог понял: "Самое главное - услышать, помочь, полюбить самого себя" - Эмоциональная поддержка
В этой ситуации очень важно научиться находить в своей жизни то, что могло бы поддержать и порадовать. Общение значительно повышает степень удовлетворенности трудом, помогает снять эмоциональное напряжение.
- Создание системы занятий, повышающих значимость педагогической профессии. Организация школьной службы примирения как средство для повышения психического здоровья педагогов. Поскольку в школьной жизни, в настоящее время, по данным исследований, одной из причин понижения эмоционального состояния педагогов и снижения значимости самой профессии являются школьные конфликты (на разбор которых порой уходит большая часть внеучебного времени педагога), мы считаем нужным ввести в школе службу примирения, которая будет заниматься большей частью решения этих самых конфликтов и тем самым освободит педагогов от некоторых стрессовых ситуаций и даст возможность установить между субъектами образовательного процесса отношения, основанные на понимании другого человека (будь то педагог или ученик).
Удовлетворение от работы в какой-то мере может окупить душевные затраты. Здесь очень важно, чтобы педагог знал, что его труд будет оценен, причем оценен объективно. Проведя небольшое исследование, мы определили факторы-мотивы, которые могут сделать работу педагога более эффективной. И это исследование полностью подтвердило наши выводы и наблюдения. Они выделили:
- наличие возможностей для творческого роста, уровень заработной платы - 89%;
- интерес к работе в школе - 53%;
- наличие технических средств обучения, способствующих эффективной работе - 53%;
- осознание полезности своего труда - 44%;
- стабильность положения учителя в школе - 44%;
- хорошие взаимоотношения в коллективе - 39%;
- высокий уровень ответственности за свой труд - 28%.
Сами педагоги, определяя пути профилактики выгорания назвали следующие:
- любовь к детям;
- стимулирование учителя;
- самообразование, курсы, семинары;
- найти источник вдохновения и самосовершенствования;
- стремление к профессиональному росту;
- установить возрастной лимит работы учителем (не более 20 лет).
Конечно, мы далеки от полного решения проблемы профессионального выгорания, но ведь это остается проблемой даже для профессионалов. Но мы хотим, чтобы наши педагоги, сотрудничая с нами, поняли справедливость слов эксперта по профессиональным стрессам Гари Чернисса "Мы не можем быть большим, чем мы есть…, но то, что мы есть, намного больше, чем мы думаем".
Цель программы:
- обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния;
- формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического здоровья педагогов;
- развивать систему профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания в педагогической среде;
- формировать у педагогов мотивацию к профессиональному самосовершенствованию личности.
Направления работы педагога-психолога:
- психопросвещение (консультации, выступления и сообщения на педсоветах, информация в СМИ, семинары, «круглые столы», наглядная информация);
- психопрофилактика (групповая и индивидуальная работа с педагогами – тренинги,психологические игры, психологические зарядки, креативная деятельность, релаксация);
- психоконсультирование (индивидуальные и подгрупповые консультации по запросам педагогов – личностные проблемы, проблемы взаимоотношений и др.).
- обучение педагогом-психологом группы учащихся старших классах работе школьными медиаторами.
После двух лет апробации программы можно говорить о первых позитивных результатах:
- значительно улучшился психологический микроклимат в педагогическом коллективе;
- повысилась самооценка педагогов, уверенность в себе и своих силах (профессиональных и личностных);
- сформировались начальные навыки рефлексии, саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний.
- повысилась мотивация педагогов к участию в работе тренинговых групп, как возможности самопознания и саморазвития.
Программа включает в себя 2 направления: работу с педагогами: копилку информационного материала (статьи, консультации, стендовая информация, памятки, советы и рекомендации), а также тематические тренинговые встречи в формате психологических гостиных и работу по созданию школьной службы примирения.
Методические аспекты проведения практических занятий
Цикл практических занятий для педагогов рассчитан на 6 встреч. Оптимальное число участников- 12-15 человек. Продолжительность занятий 1,5-2 часа.
Курс занятия для учащихся рассчитан на учебный год., 1 раз в неделю по 2 часа. Количество участников 8-10 человек.
Структура занятий
В плане каждого занятия обеих программ предусмотрены такие части:
1. Вводная часть, которая включает в себя постановку проблемы и разминочные упражнения.
2. Основную часть, которая занимает большую часть времени .
3. заключительная часть.
План занятий
№ | Тема занятия | Цели занятия | Содержание занятия | Количество часов |
1-2 | Знакомство с проблемой психического здоровья (2-х дневный тренинг для педагогов «Доверие») | Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками ·Анализ проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью. | 1.Введение. Постановка проблемы. Диагностика ожиданий. 2. Основная часть: -упражнение «Балан реального и желаемого» -«Я на работе и дома» -самодиагностика -3 стадии нарастания проблемы -16 ассоциаций 3. Обратная связь | 2 часа |
| 2 день | Анализ собственных источников негативных переживаний на работе, выявление ресурсов проф.деятельности, направлений роста. Снятие напряжения за счет высказывания накопившихся негативных эмоций, получение психологической поддержки. | 1. «Наши ожидания» «Что общего» «Порядковый счет» 2. Основная часть: - стратегии самопомощи -промежуточная рефлексия -«белое облако» -чувства. 3. Заключительная часть: -«Улыбка» «Моечная машина» -«Мне сегодня….» | 2 часа |
3 | Профилактика конфликтного поведения среди детей и подростков | -осознание причин конфликтного поведения детей и подростков | 1.Введение 2.Практикум -тест Томаса -Психологическая игра «Сплетня» -Типы конфликтного поведения -Рефлексия | 1,5 часа |
4 | Тренинговое занятие «Познай себя» | дать почувствовать участникам, что они наряду с руководителем способны анализировать стоящие перед ними проблемы. Определение актуальной позиции своего развития. Побудить их к выделению и описанию главной проблемы, описать, на что готовы участники в ее решении. | 1. Вводная часть: - дело мастера боится 2. Основная часть: -Постановка проблемы -«Кривая моей жизни» -«Путь к перевалу» -«Цель» 3. Рефлексия | 2 часа |
5 | Рефлексивный тренинг для учителей «Призвание- учитель» | осознание своих личностных особенностей с точки зрения того, какие возможности они открывают в профессиональной деятельности и какие накладывают ограничения. | 1.Введение –«Грецкий орех» -3 цвета личности -Я учусь у тебя… 2. Основная часть: -Самодиагностика «Тест геометрических фигур» -Моя копилка -или-или -Герб профессии -вверх по радуге 3. Рефлексия. -Круг света | 2,5 часа |
6 | Психологическая гостиная «Я-есть» | помощь в осознании своих ценностных ориентаций и личных приоритетов | 1. Введение -«Превращалки» 2. Основная часть: -«Карта моей жизни» -«Мусорная скульптура» - «Океан» -«Если бы я был…» 3. Рефлексия | 2 часа |
Примерные конспекты занятий:
1. Тренинг для педагогов «Доверие» (2-х дневный)
Цель:
· Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками
· Определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, «перекосов» в распределении психической энергии.
· Анализ проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.
· Анализ собственных источников негативных переживаний на работе, выявление ресурсов проф.деятельности, направлений роста.
· Снятие напряжения за счет высказывания накопившихся негативных эмоций, получение психологической поддержки.
Материалы и оборудование:
Маркерная доска или ватманы для записи собранной информации
Маркеры, фломастеры, цветные карандаши
Бумага А4 (белая и тонированная)
Таблицы «Поле самодиагностики»
Кнопки, скотч, ножницы
1 ДЕНЬ.
Содержание:
1.Введение. Актуальность проблемы
2.Упражнение «Баланс реальный и желательный» [7, 121]
Проводится с совсем небольшими изменениями. Предлагается нарисовать круг, в нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения).
В другом круге - их идеальное соотношение.
Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось?
Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего?
От кого или от чего это зависит?
3. Упражнение «Я – дома, я – на работе».
Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома», «Я - на работе». Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления.
Проанализировать:
· похожие черты,
· противоположные черты
· одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях
· отсутствие общих черт
· какой список было составлять легче; какой получился объемнее?
· каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т.д.
Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.
4. Поле самодиагностики. Самодиагностика проявления признаков выгорания.
Присутствующим предлагается оценить себя по степени выраженности или частоте проявления того или иного признака. Оценка имеет субъективный характер, опирается на внутренние ощущения. Чем чаще или ярче признак проявляется, тем больше клеточек около него закрашивается. Поле самодиагностики заполняется самостоятельно, на обсуждение не выносится.
5. Три стадии нарастания синдрома (под запись).
6. Мини-дискуссия по подгруппам «Что мешает вам получать удовлетворение от профессиональной деятельности?».
· Разделиться на подгруппы по 3-5 человек. Составить перечень барьеров, препятствующих получению удовлетворения от профессиональной деятельности
· Представить их для записи на доске, разделяя на организационные и индивидуальные.
7. Упражнение. Для того, чтобы получить материал для анализа собственных источников негативных переживаний на работе (посмотреть на них «со стороны»), а также для последующего выявления ресурсов проф.деятельности, предлагается выбрать один из записанных на доске «барьеров» (наиболее актуальный, либо другой, если его нет в общем списке) и изобразить в виде рисунка, схемы, символа. Желающие могут поделиться впечатлениями, но основной анализ изображений состоится после следующего упражнения.
8. Упражнение: «16 ассоциаций» (упражнение из тренинга Шубиной Елены, члена ассоциации профессионального тренинга, используется с добавлениями.)
Горизонтальный лист формата А4 делится на 5 равных вертикальных колонок. В первой колонке записывается 16 ассоциаций на слова «моя работа». Во второй колонке пишутся ассоциации на слова из первой колонки, объединяя их попарно: ассоциация на первое и второе слова, ассоциация на третье и четвертое слова, затем на пятое и шестое и т.д. Таким образом, во второй колонке получается уже восемь ассоциаций. В третьей колонке процедура повторяется, с тем лишь различием, что ассоциации находятся на пары из второй колонки, – в третьей колонке получаем 4 слова. Продолжаем до тех пор, пока в последней, пятой, колонке не останется только одна ассоциация. Ее также необходимо изобразить в виде схематического рисунка.
Теперь у каждого есть два изображения – рисунок помехи к удовлетворению от работы и образное ассоциативное представление о самой работе. Их необходимо сравнить, выделить общие и различные элементы, проанализировать с точки зрения наличия сильных и слабых черт, возможных направлений роста.
9. Мини-дискуссия: «Для чего вы работаете?»
Упражнение: Три рисунка «Я работаю психологом»
- начало трудового пути (или представления студента, если у специалиста совсем маленький опыт работы)
- в настоящее время
- через 5 лет
Присутствующие делятся в первую очередь собственными ощущениями от своих рисунков. Важно, чтобы они сами смогли увидеть возможные различия в содержании, разработанности, цветовой гамме изображенного.
10. Эмоциональная регуляция
- естественная регуляция
- саморегуляция
Задание: на доске составляем список способов регуляции состояния
11. Упражнение «Карикатура». Нарисовать карикатуру на себя «Я – психолог». В юмористической форме изобразить собственные черты, которые мы стараемся в себе развивать, и которые стали неотъемлемой частью профессии (эмпатия, общительность, умение слушать без оценок, доброжелательность, гибкость, креативность, компетентность и пр.). Карикатуры вывешиваются на стену.
12. Психологическая поддержка и обратная связь. Каждому присутствующему дается лист тонированной бумаги А4. Его надо разделить на 4 части. На трех написать послания трем сидящим справа после него участникам круга. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. На четвертой части листка формулируется впечатление от прошедшего занятия – это для тренера. Оно может иметь либо конструктивную, либо эмоциональную направленность. Листочки передаются адресатам.
13. Притча. Например «История-напутствие» из книги Носсрата Пезешкяна «Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия», стр.109-111.
Поле самодиагностики
Симптомы | Степень выраженности, частота | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Поведенческие | Сопротивление выходу не работу |
|
|
|
|
|
Частые опоздания |
|
|
|
|
| |
Откладывание деловых встреч |
|
|
|
|
| |
Уединение, нежелание видеть коллег |
|
|
|
|
| |
Нежелание видеть детей |
|
|
|
|
| |
Нежелание заполнять документацию |
|
|
|
|
| |
Формальное исполнение обязанностей |
|
|
|
|
| |
Аффективные | Утрата чувства юмора |
|
|
|
|
|
Постоянное чувство неудачи, вины, самообвинения |
|
|
|
|
| |
Повышенная раздражительность |
|
|
|
|
| |
Ощущение придирок со стороны других |
|
|
|
|
| |
Равнодушие |
|
|
|
|
| |
Бессилие, эмоциональное истощение |
|
|
|
|
| |
Подавленное настроение |
|
|
|
|
| |
Когнитивные | Мысли о смене профессии, уходе с работы |
|
|
|
|
|
Слабая концентрация внимания, рассеянность |
|
|
|
|
| |
Ригидность мышления, использование стереотипов |
|
|
|
|
| |
Сомнения в полезности работы |
|
|
|
|
| |
Разочарование профессией |
|
|
|
|
| |
Циничное отношение к клиентам, коллегам |
|
|
|
|
| |
Озабоченность собственными проблемами |
|
|
|
|
| |
Физиологические | Нарушение сна (бессонница/ уход в сон) |
|
|
|
|
|
Изменения аппетита (отсутствие/ «заедание») |
|
|
|
|
| |
Длительно текущие незначительные недуги |
|
|
|
|
| |
Восприимчивость к инфекционным заболеваниям |
|
|
|
|
| |
Усталость, быстрая физическая утомляемость |
|
|
|
|
| |
Головные боли, проблемы со стороны ЖКТ |
|
|
|
|
| |
Обострение хронических заболеваний |
|
|
|
|
|
2 ДЕНЬ
1. Разминка
Упражнение “Наши ожидания”
Цель: выявление ожиданий участников. Корректировка запроса.
Каждый из нас чего-то ожидает от нового дела. Что Вы ждете от этого тренинга? (Каждый участник записывает свои ожидания в правой колонке на листке)
Что Вы готовы вложить в тренинг? (Каждый участник записывает в правой части листа свой вклад в тренинг)
Участники по кругу зачитывают свои ожидания от тренинга и вклад.
То, что мы с Вами записали, безусловно, может изменяться на протяжении всего тренинга. Возможно, вы получите то, чего не ожидали. Многое также будет зависеть от вашей активности. В конце тренинга у нас с Вами будет возможность проанализировать свои ожидания.
Что вы ждете от тренинга | Что готовы вложить в тренинг |
«Что общего». Выбирается один из участников в качестве водящего. Педагоги говорят вслух, что у них есть общего (в деталях одежды, в прическе, в характере) с данным человеком.
2. Упражнения на сплочение группы, формирование доверия
Упражнение “Порядковый счет”
Это упражнение помогает установить зрительный контакт со всеми участниками. Все сидят в кругу, один человек говорит “один” и смотри на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит “два” и смотрит на другого.
Упражнение “Путанка”
Ведущий ставит рядом 2-3 стула и предлагает участникам всем сесть на них по его команде. Когда все сели (можно садится на колени друг другу) предлагается поднять вверх левую руку и протянуть ее кому-нибудь другому. Теперь нужно поднять вверх правую руку и протянуть ее кому-нибудь другому. Когда все руки, осторожно, не расцепляя, но и не выворачивая рук, встать со стульев, отойти немного в сторону и распутаться. В результате получится один или два круга, либо цепочка.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Упражнение «Стратегии самопомощи»
1. Подумайте и запишите ответы на вопросы: «Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?»
2. Попробуйте найти смысл, наполнить значимостью записанные вами ответы и осознать, как они могут противостоять негативным убеждениям.
Первый список может выглядеть так: | Второй список может выглядеть так: |
1) играю со своими детьми | 1) играю с детьми и разделяю их радость, ощущаю безопасность и счастье |
2) читаю, лежа на диване | 2) работаю в саду и наслаждаюсь красотой природы |
3) работаю в саду | 3) встречаюсь с друзьями, стараясь оценить роскошь человеческого общения и т.д. |
Упражнение “Промежуточная рефлексия”
Представьте себя каким–нибудь предметом в зависимости от того настроения, в котором вы находитесь в данный момент. Закрасьте его в любой цвет. Опишите, настроение этого предмета.
Участники по кругу описывают свои предметы.
Упражнение «Белое облако»
«Закройте глаза и представьте, что вы лежите на спине в траве. Прекрасный теплый летний день. Вы смотрите в удивительно чистое голубое небо, оно такое необыкновенное. Вы наслаждаетесь им. Вы наслаждаетесь чудесным видом. Вы полностью расслаблены и довольны. Вы видите, как далеко на горизонте появляется крошечное белое облачко. Вы очарованы его простой красоты. Вы видите, как оно медленно приближается к вам. Вы лежите, и вы совершенно расслаблены. Вы в ладу с самим собой. Облачко очень медленно подплывает к вам. Вы наслаждаетесь красотой великолепного голубого неба и маленького белого облачка. Оно как раз сейчас над вами. Вы полностью расслаблены и наслаждаетесь этой картиной. Вы в полном согласии с самим собой. Представьте себе, что вы медленно встаете. Вы поднимаетесь к маленькому белому облачку. Вы парите все выше и выше. Наконец, вы достигли маленького белого облачка и ступаете на него. Вы ступаете на него и сами становитесь маленьким белым облачком. Теперь и вы - маленькое белое облачко. Вы совершенно расслаблены, в вас царит гармония, и вы парите высоко-высоко в небе».
Упражнение “Чувство”
Участники пишут на листах бумаги какое-либо чувство. Карточки собираются и перетасовываются. Затем каждый участник выбирает любую карточку. Ему необходимо изобразить то чувство, которое написано на ней. Показ может быть мимическим или пантомимическим. Остальные высказываются о восприятии этого показа.
Ведущий молчит, не раскрывая секрета сразу после первых высказанных догадок. Должны высказаться все участники. Каждый изображает несколько чувств.
Вопросы для обсуждения:
- Воспринимали ли вас адекватно?
- Почему возникали затруднения в определении чувства?
- Расскажите о своих впечатлениях.
Упражнение “Список эмоций”
Группе предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих эмоции. Затем кто-то выходит и изображает эмоцию мимикой и жестами. Все отгадывают. Первый отгадавший показывает свою эмоцию.
Усложнение: Упражнение проводится в кругу. Один человек называет эмоцию — все ее показывают.
Вопросы для обсуждения:
- Какое слово было труднее всего показать?
- У всех ли было одинаковое выражение лица при изображении эмоции? Почему?
- Могут ли люди испытывать одни и те же эмоции и иметь совершенно разное выражение лица? Когда? (Привести пример.)
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Упражнение «Улыбка».
Найдите в течение дня время и посидите несколько минут с закрытыми глазами, стараясь ни о чем не думать. При этом на вашем лице обязательно должна быть улыбка. Если вам удастся удержать ее 10-15 минут, вы сразу почувствуете, что успокоились, а ваше настроение улучшилось. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от нее все равно станет легче. Улыбаясь, мы видоизменяем тонус мышц всего лица, а это в свою очередь изменяет ход мыслей и эмоций, направляя их в нужное русло.
Упражнение “Моечная машина”
Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится “машиной”, последний - “сушилкой”. “Машина” проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. “Сушилка” должна его высушить — обнять. Прошедший “мойку” становятся “сушилкой”, с начала шеренги идет следующая “машина”.
Упражнение « Чему Я научился»
Предлагается большой лист бумаги со следующими неоконченными предложениями:
Я научился. . .
Я узнал, что. . .
Я нашел подтверждение тому, что. . .
Я обнаружил, что. . .
Я был удивлен тем, что. . .
Мне нравится, что. . .
Я был разочарован тем, что. . .
Самым важным для меня было. . .
Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Пожалуйста, допишите по выбору любое из неоконченных предложений, представленных на плакате.
Рефлексия “Мне сегодня...”
Каждый участник группы должен завершить фразу: “Мне сегодня...”, оправдались ли ваши ожидания?
Подведение итогов занятия
4. Тренинговое занятие для учителей "Познай себя"
Цель: дать почувствовать участникам, что они наряду с руководителем способны анализировать стоящие перед ними проблемы. Определение актуальной позиции своего развития. Побудить их к выделению и описанию главной проблемы, описать, на что готовы участники в ее решении.
Какие впечатления остались после предыдущего занятия?
Кто пробовал что-то подобное делать сам с собой?
Какие пожелания возникли?
Что ожидаете от сегодняшней встречи?
1. Разминка. «Дело мастера боится!»
Каждый из сидящих в кругу участников представляет себя. Рассказывая о том, чему бы он мог научить своих коллег, в чем он чувствует себя специалистом.
Можно поставить вопрос по-другому: что из большого объема разнообразных дел, связанных с работой, семьей, домом, воспитанием детей, каждый участник встречи умеет делать мастерски.
Чему бы вы хотели научиться у своих коллег?
2. Работа по теме занятия.
Работая, мы часто понимаем, что сталкиваемся с трудностями. Всегда ли мы на них концентрируем внимание? Понимаем ли, почему они возникают? Мне хотелось каждому из вас предложить сначала осознать, в чем вы в данный момент видите основные свои проблемы. Чтобы это сделать, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
- Что по вашему мнению является в настоящее время наиболее серьезной проблемой для вас?_________________________________________
- Когда эта проблема появилась?__________________________________
- Что вы уже сделали, столкнувшись с этой проблемой?_________________________________________________________
- В вашей семье кто-нибудь эту проблему заметил?_________________________________________________________
- Как на эту проблему реагируют члены вашей семьи?_________________________________________________________
- Как вы показываете свою готовность решать эту проблему?__________________________________________________________
А сейчас поговорим о том, что вы написали. Для этого вам надо разбиться на пары. Смысл этого этапа работы состоит в том, чтобы вы могли подробно обсудить свои проблемы, уточнить их.
Решить сами, с кем вы будете работать. Имейте в виду, что в паре обсуждается только мнение того участника, который явился инициатором обсуждения.
После этого группа собирается на общее обсуждение. Каждый, кто готов, говорит в круг. Все сказанное фиксируется на доске, чтобы потом можно было вычленить общие проблемы для работы.
«Кривая моей жизни»
Предлагаю вам проанализировать свои успехи и неудачи на жизненном пути. Для этого надо под линией отложить неудачи, которые вы пережили в тот или иной год своей жизни. А над линией – успехи. У нас получится кривая (примерно, это может выглядеть так:
Обсуждение.
Как себя почувствовали, когда кривая получилась?
А теперь давайте проанализируем ситуации успеха и неудачи.
Мои успехи | Способности, которые мне помогли это достичь | Мои неудачи | Способности, которых недоставало |
|
|
|
|
Обсуждение.
Что явилось причиной успеха?
Достигался успех спонтанно или вы стремились к нему?
Что явилось причиной неудач?
Что поможет вам уже в ближайшем будущем избежать неудач?
Игра «Путь к перевалу»
Давайте представим себе, что мы находимся не в классе, а в Приэльбрусье. Высокие скалистые красавицы-горы, покрытые снежными шапками, манящие и пугающие одновременно.
На полу отмечено пять уровней сложности маршрута (для этого можно наклеить цветным скотчем пирамиду разделенную горизонтально на 5 частей).
У вас 5 уровней сложности маршрута. 1-й уровень – это равнина. Спокойная, мирная, тихая, уютная и не требующая напряжения сил. 2-й – небольшие холмы. Третий – взгорье. 4-й – это уже серьезная высота. 5-ая точка приведет нас почти к вершине. Но вершина не отмечена на нашей «карте». Настоящую вершину нужно покорять всерьез, а не понарошку, так что самые главные восхождения останутся у вас впереди. А пока – пять уровней сложности. Но вы, наверное, уже поняли, что и гора и уровни сложности – это лишь метафора, образ, который обозначает вашу готовность совершить что-либо. Чем выше взбираетесь вы – тем большую степень качества проявляете.
Определите свое место на карте в зависимости от того, насколько вы готовы:
- Доверять себе.
- Изменять что-либо в своем поведении.
- Брать на себя ответственность за поступок
- Достигать поставленных целей
А на каком бы уровне вы хотели бы быть? Займите этот уровень.
Обсуждение.
Какие уровни занимали?
Как себя чувствовали, когда оказывались на том или ином уровне?
Что вам мешало занять более высокие уровни?
Что вы почувствовали, когда заняли желаемый уровень?
Игра «Цель»
Встаньте в круг, стулья надо убрать, чтобы было пространство для движения.
Сейчас каждый из вас будет достигать свою цель. Для этого вам надо определить, кто из присутствующих здесь будет являться вашей целью. Этот человек не должен об этом ничего знать. По моей команде каждый из вас начнет «достигать» цель. Но достичь ее надо за 10 шагов. Шаги я буду считать. На счет 10 вы должны «поймать» свою цель. Всем ли понятна инструкция. Начинаем игру.
Участники в произвольном порядке двигаются, ведущий считает. На счет 10 каждый старается «поймать» свою цель.
Обсуждение.
Удалось ли достичь свою цель?
Легко ли это было сделать?
Как вы достигали свою цель?
Всегда ли вы ставите перед собой легкие цели?
Что мешало раньше достигнуть цель?
Что мешало изменить цель?
Эту игру можно представить наглядно. Проанализируйте свои цели в соответствии с имеющимся алгоритмом.
№ |
| Личные цели (жизненные) | профессиональные цели (карьерные) |
1 | Нахождение целей, их анализ. |
|
|
2 | Ситуационный анализ. |
|
|
3 | Рационализирование целей. |
|
|
3. Подведение итогов.
Что вам дал сегодняшний день (сегодняшнее занятие)?
Какие действия вы сегодня будете принимать?
Вы начнете менять и у вас это получится. Я желаю вам успехов. Спасибо за работу.
6. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ
«Я-ЕСТЬ»
1.Упражнение «Превращалки»
Цель: Развитие умения неинтересный объект сделать интересным.
Время: 15-20 минут.
Процедура: Участникам выполняют на выбор одно из следующих заданий:
обращаться с карандашом как с заряженным револьвером;
ходить по полу как по луже;
сфантазировать на тему: «Каково настроение того или иного неодушевленного предмета?», «Сколько ему лет?» и т. д.;
выбрать малознакомое лицо и попробовать представить себе его жизнь во всех подробностях: будущее, настоящее и т. д.
2. Упражнение «Карта моей жизни»
Психолог: Очень тяжело бывает расставить в жизни приоритеты, понять, что для тебя важнее и чем можно поступиться. Мы тратим время нашей жизни и силы на работу, общение, увлечения, у нас есть обязательства и хобби, которые доставляют удовольствия. Исследовать, из чего состоит ваша жизнь, и понять, устраивает ли вас эта картина, — значит получить контроль над ситуацией и строить жизнь по желаемому сценарию.
Цели: -Помочь участникам исследовать сферы своей жизни и
их соотношение.
-способствовать гармонизации жизненных приоритетов: семьи, работы, учебы, друзей, хобби и т. д.
Процедура: Визуализация проводится на стульях. Заранее приготовьте все для рисования: бумагу (формат А2), цветные карандаши, фломастеры. Во время упражнения включите тихую, спокойную музыку.
Длительность. 30-40 минут.
Ход работы
1. Визуализация.
Представь себе, что вся твоя жизнь на настоящий момент — это большой город, в котором есть все, что бывает в обычном городе: жилые дома, дороги, предприятия, стадионы, парки и детские площадки. Представь себе, что ты поднимаешься над этим городом на высоту птичьего полета. Отсюда весь город виден как на ладони. Ты не можешь разглядеть мелкие детали и подробности, но зато тебе видны районы этого города, магистрали, которые их соединяют. Вот, к примеру, ты пролетаешь над районом, который называется «Моя семья». Какую площадь он занимает в городе твоей жизни ? Что он в себя включает ? Где находится? А вот еще один район — «Моя работа». Он отличается от предыдущего, не правда ли ? Из каких сооружений он состоит ? Что в нем примечательного ? Рассмотри подробно все, что ты видишь, и отправляйся дальше — это часть города под названием «Отдых». Где она расположена? Как велика? Может быть, она включает в себя парки или сквер, а может быть, там есть аттракционы или кинотеатр — посмотри и запомни, из чего состоит район «Отдых». Ты отправляешься дальше и видишь часть города, которая символизирует твое общение, — «Друзья и знакомые». Исследуй ее как можно подробнее... Осталось ли еще что-то, что входит в черту твоего города? Как называются эти части? Какие они по размеру? Л теперь обрати внимание, как соединены между собой районы — дороги, мосты, переходы. Что находится в центре города, а что — на периферии ? Какие наиболее примечательные сооружения есть в твоем городе ? Может быть, здесь есть стадионы или зоопарк, памятники, фонтаны, театры, предприятия, больницы, магазины?.. Где они расположены? Ты видишь город своей жизни — он лежит как на ладони. Какие чувства вызывает у тебя это зрелище? Что бы тебе хотелось изменить в этом городе ? Что нового хотелось бы построить ?В какую сторону он будет развиваться? Запомни все увиденное и, когда посчитаешь возможным, возвращайся и открывай глаза...
Участникам предлагается нарисовать карту Города сво
ей жизни. При этом, обращается их внимание, что город рисуется таким,
какой он есть в настоящее время.
По мере окончания работы участникам необходимо дать возможность
побеседовать в парах об образах визуализации и их рисунка,
дать пояснения по карте, которую они изобразили.
Вопросы к шерингу
- Из чего состоит город моей жизни, каково мое отношение к нему?
- Что меня устраивает и вызывает радость?
- Что меня не устраивает и почему?
- Что бы я изменил?
- Какие пути изменений я вижу?
Примечание. Как и в любом метафорическом упражнении, важно, чтобы участники от образа перешли к анализу соотношения сфер своей жизни. Если в результате работы возникнет желание что-то поменять в рисунке, это можно сделать, но обязательно осознать, как в реальной жизни можно осуществить это изменение.
3. Упражнение «Мусорная скульптура»
Цели:
-Способствовать формированию позитивного отношения к будущему.
-Создать ритуал избавления от неприятностей-препятствий: испорченных отношений, негативных переживаний, неудач, болезней и т. д.
-Способствовать формированию восприятия неприятностей и преград как уроков, умения видеть во всем позитивный смысл.
Организация. Для упражнения понадобится мелкий бытовой мусор: коробочки, пластиковые упаковки, баночки из-под лекарств, старые бумаги, что-то ломаное и ненужное, — все это приносят участники. Кроме этого — скотч, пластилин, ножницы, клей, мусорные пакеты по числу участников, вырезанные из блестящей клейкой бумаги звездочки или другие украшения. Хорошо, если есть возможность провести работу при свечах. Во время упражнения включите негромкую музыку. Упражнение проводится на полу.
Длительность. 25-30 минут.
Ход работы
1. Визуализация.
Представь себе уходящий учебный год. Что произошло в этом году? Вспомни события этого года — приятные, радостные, счастливые. Пусть они пройдут перед твоим внутренним взором в виде ярких воспоминаний. Мысленно поблагодари уходящий год за все хорошее, что он тебе принес.
А теперь вспомни и представь те события, которые принесли тебе боль и разочарования. Может быть, в твоей жизни есть что-то, с чем хочется расстаться и больше никогда не встречаться: тягостные для тебя отношения, переживания, чувства, болезни, неудачи? Может быть, в уходящем году тобой были совершены поступки, о которых ты сожалеешь? Может быть, ты чувствуешь себя виноватым перед кем-то?
Мысленно попроси прощения у этих людей и выскажи свое сожаление. А теперь поблагодари уходящий учебный год за все испытания и уроки, которые он принес. Быть может, смысл этих уроков тобою еще не понят, но это обязательно случится, когда пройдут твои обиды и утихнет боль.
А теперь представь, что ты делаешь уборку в своей душе, подобно тому как убирают квартиру. Все нужное и ценное ты расставляешь по местам, а ненужное и лишнее убираешь в мусорный пакет. Что бы ты выбросил в этот пакет? Что тяготит тебя и засоряет душу? Ты проходишься по всем закоулочкам своей души, ты отыскиваешь все застаревшее и ненужное. Постепенно твой пакет наполняется, и ты чувствуешь, насколько свободнее и легче стало у тебя на душе...
Всем участникам предлагается сделать свою мусорную скульптуру. Каждый ее элемент должен символизировать что-то, от чего хочется избавиться. Скульптуры делаются на полу, для скрепления используется клей, пластилин, скотч. Во время работы звучит музыка, участники не разговаривают.
После того как скульптуры будут готовы, ведущий предлагает посмотреть и подумать, какой смысл, какой урок скрыт в каждом переживании: «Посмотри и подумай: "Зачем мне это было дано? Что я получил в итоге? Как я изменился? Куда меня ведет жизнь? Чему я сопротивляюсь?"»
Психолог выдает участникам вырезанные заранее из клейкой бумаги звездочки: «Если вам удалось найти смысл в каком-либо событии и переживании, украсьте этот элемент скульптуры звездочкой».
Участники делятся на пары и по очереди рассказывают друг другу о своих скульптурах.
Вопросы к шерингу
- Что я выбрасываю и почему?
- Что я понял из этого упражнения?
- Какие чувства оно у меня вызвало?
Примечание. После общего обсуждения все скульптуры упаковываются в мусорные мешки и торжественно выносятся на помойку или сжигаются.
4. Рефлексивная технология «Если бы я был…»
Цель: Подведение итогов занятия.
Время: 15 минут.
Процедура. Участникам предлагается идентифицировать себя с каким-либо явлением природы, животным, деревом, цветком, человеком и завершить фразу: «Если бы я был...» Каждый предлагает свой ответ.
ЛИТЕРАТУРА
- Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М., Информационно-издательский дом «Филин», 1996 г.
- Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., «Просвещение», 1989 г.
- Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., «Просвещение» 1986 г.
- Мильруд Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя. Вопросы психологии N6. 1987 г.
- Орлова И.В. Тренинг профессионального самопознания., Спб, «Речь», 2006
- Самоукина Н.А. Практический психолог в школе: лекции, консультации, тренинги. М., «ИТОН», 1997
- Солдатова Г. У. , Шайгерова Л. А. , Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими. - М. : АСТ, 2000.
- Тигронян Р. А. “Стресс и его значение для организма”, Волгоград, 1995.
- Клаус Фопель “Психологические группы”, М. : Генезис, 2000.
- М. И. Чистякова. Психогимнастика в тренинге. СПб, 1993.
- Шевцова И., Упражнения и рекомендации для тренинга личностного роста. , СПб, «Речь»,2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИЗ ОПЫТА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО СОХРАНЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В статье обобщен опыт работы психолога по профилактике нарушений психологического здоровья...
Повышение эмоциональной и коммуникативной культуры педагога как основа сохранения психологического здоровья учащихся
В предлагаемом образовательном проекте на основе теоретического осмысления психологических подходов к исследованию поведения педагога как личности в коллективной деятельности обозначена глубокая...
Статья "СРЕДСТВА СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ"
В данной статье представлен материал о снятии психологического стресса педагога в комнате релаксации....
Система работы педагога – психолога по сохранению психического здоровья педагогических работников детского дома
В данной публикации раскрывается опыт работы по сохранению психического здоровья педагогов, работающих с детьми, оставшимися без попечения родителей....
Сохранение психологического здоровья педагогов как важный фактор повышения качества образования
Методические рекомендации по организации работы, направленной на сохранение психологического здоровья педагогов...
Роль деятельности педагога-психолога по сохранению психологического здоровья всех участников образовательной деятельности в формировании конкурентноспособности школы.
Конкурентоспособность образовательного учреждения складывается и многих компонентов. Одним из основных условий конкурентоспособности является позитивный имидж, т.е. положительное отношение к образоват...
Профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде.
Профилактика и сохранение психологического здоровья в образовательной среде....