Статья "СРЕДСТВА СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ"
статья по психологии на тему

Никитина Наталья Олеговна

В данной статье представлен материал о снятии психологического стресса педагога в комнате релаксации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.84 КБ

Предварительный просмотр:

СРЕДСТВА СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО                                   ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ

Н.О. Никитина

ГБОУ СОШ № 270 Красносельского района, города Санкт-Петербурга

Профессия педагога связана с большим количеством стрессов. Стрессовые ситуации могут возникнуть в любое время в общении с детьми, администрацией, родителями, представителями различных организаций. Учитель работает в режиме постоянного внешнего и внутреннего контроля. Уровень самоотдачи и самоконтроля настолько высок, что психические ресурсы к следующему рабочему дню практически не восстанавливаются.

Стрессовое состояние начинается с мобилизации резервных возможностей организма. Происходят изменения как на физиологическом уровне (усиление сердцебиения, работы гормональной системы, повышение мышечного тонуса), так и на психологическом (повышение эмоционального возбуждения и активизация мыслительной деятельности). Энергетические ресурсы человека постепенно истощаются, вследствие чего появляются такие характерные расстройства, как головная боль, язва желудка и др. Запускается действие механизма возникновения психосоматических и нервно-психических заболеваний. Тревожность, депрессия, эмоциональное опустошение – вот цена ответственности, которую платит учитель.

Эффективным средством сохранения психологического здоровья педагогов является использование способов саморегуляции, рефлексии, восстановления. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе профессиональной деятельности.  Но, к сожалению, педагоги не умеют ими пользоваться.

Поэтому в нашей школе было решено использовать возможности комфортного пространства  школы для организации работы по сохранению здоровья педагога. Для этого в школе организовали регулярное посещение педагогами бассейна, начали  занятия с педагогами  по обучению  методу биологической обратной связи и оборудовали комнату релаксации и психоэмоциональной разгрузки, в которой проходят регулярные групповые занятия по психической саморегуляции.

Комната релаксации - это тёмная сенсорная комната, оборудованная для стимуляции визуальных, аудиальных, зрительных, обонятельных и тактильных ощущений, то есть интерактивная среда, в которой присутствуют специальная мебель (мягкие пуфы с гранулами, кресла и диваны), световые эффекты (интерактивная световая панель «Фонтан», «Гроза», пузырьковая колонна, зеркальный шар, приборы для создания световых и успокаивающих эффектов), релаксационная  или активизирующая музыка, запахи  при  общем затемнении. Занятия проводятся с малыми группами по 3-4 человека. На занятиях педагоги учатся дыхательным техникам - они стимулируют движения диафрагмы, улучшают осанку, кровообращение, гармонизируют деятельность дыхательной, нервной и сердечно-сосудистых систем. Знакомятся с упражнениями на снятие мышечного напряжения, которые помогают осознанно расслабить напряженные мышцы.  С помощью техники  визуализация учителя на занятиях создают зрительные образы и управляют  ими. Под релаксационную музыку, разноцветное мягкое освещение, ароматы эфирных масел, на пушистом белом ковре и воздушных мягких пуфах, совершают воображаемые путешествия в мир своих фантазий, представляют (или вспоминают) образы, имеющие ярко выраженную положительную окраску. Использование зрительных представлений  помогает в выработке таких навыков, как уверенность, собранность, умение расслабляться или поднять свой жизненный тонус.

У педагогов, посещающих эти занятия, снижается склонность к переживанию состояний неуверенности в себе, замешательства и растерянности, непродуктивной напряженности. Все это в совокупности повышает эффективность профессиональной деятельности, способствует укреплению психического здоровья. В конечном итоге, овладение навыками саморегуляции дает педагогу способность не только контролировать свое состояние, но и управлять ситуацией, что приводит к большей самореализации, широким возможностям и успеху, как в социальных контактах, так и в личной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.

Профессия педагога ставит человека в сложные условия, образуемые комплексом социальных, профессиональных и организационных факторов, подвергает воздействию повышенных психических нагрузок. Учите...

ИЗ ОПЫТА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО СОХРАНЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В статье обобщен опыт работы психолога по профилактике нарушений психологического здоровья...

Повышение эмоциональной и коммуникативной культуры педагога как основа сохранения психологического здоровья учащихся

В предлагаемом образовательном проекте на основе теоретического осмысления психологических подходов к исследованию поведения педагога как личности в коллективной деятельности  обозначена глубокая...

Программа работы педагога психолога по сохранению психологического здоровья педагогов

Организация  работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной...

Сохранение психологического здоровья педагогов как важный фактор повышения качества образования

Методические рекомендации по организации работы, направленной на сохранение психологического здоровья педагогов...

Роль деятельности педагога-психолога по сохранению психологического здоровья всех участников образовательной деятельности в формировании конкурентноспособности школы.

Конкурентоспособность образовательного учреждения складывается и многих компонентов. Одним из основных условий конкурентоспособности является позитивный имидж, т.е. положительное отношение к образоват...

Профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде.

Профилактика и сохранение психологического здоровья в образовательной среде....