Статья "СРЕДСТВА СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ"
статья по психологии на тему

Никитина Наталья Олеговна

В данной статье представлен материал о снятии психологического стресса педагога в комнате релаксации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.84 КБ

Предварительный просмотр:

СРЕДСТВА СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО                                   ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ

Н.О. Никитина

ГБОУ СОШ № 270 Красносельского района, города Санкт-Петербурга

Профессия педагога связана с большим количеством стрессов. Стрессовые ситуации могут возникнуть в любое время в общении с детьми, администрацией, родителями, представителями различных организаций. Учитель работает в режиме постоянного внешнего и внутреннего контроля. Уровень самоотдачи и самоконтроля настолько высок, что психические ресурсы к следующему рабочему дню практически не восстанавливаются.

Стрессовое состояние начинается с мобилизации резервных возможностей организма. Происходят изменения как на физиологическом уровне (усиление сердцебиения, работы гормональной системы, повышение мышечного тонуса), так и на психологическом (повышение эмоционального возбуждения и активизация мыслительной деятельности). Энергетические ресурсы человека постепенно истощаются, вследствие чего появляются такие характерные расстройства, как головная боль, язва желудка и др. Запускается действие механизма возникновения психосоматических и нервно-психических заболеваний. Тревожность, депрессия, эмоциональное опустошение – вот цена ответственности, которую платит учитель.

Эффективным средством сохранения психологического здоровья педагогов является использование способов саморегуляции, рефлексии, восстановления. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе профессиональной деятельности.  Но, к сожалению, педагоги не умеют ими пользоваться.

Поэтому в нашей школе было решено использовать возможности комфортного пространства  школы для организации работы по сохранению здоровья педагога. Для этого в школе организовали регулярное посещение педагогами бассейна, начали  занятия с педагогами  по обучению  методу биологической обратной связи и оборудовали комнату релаксации и психоэмоциональной разгрузки, в которой проходят регулярные групповые занятия по психической саморегуляции.

Комната релаксации - это тёмная сенсорная комната, оборудованная для стимуляции визуальных, аудиальных, зрительных, обонятельных и тактильных ощущений, то есть интерактивная среда, в которой присутствуют специальная мебель (мягкие пуфы с гранулами, кресла и диваны), световые эффекты (интерактивная световая панель «Фонтан», «Гроза», пузырьковая колонна, зеркальный шар, приборы для создания световых и успокаивающих эффектов), релаксационная  или активизирующая музыка, запахи  при  общем затемнении. Занятия проводятся с малыми группами по 3-4 человека. На занятиях педагоги учатся дыхательным техникам - они стимулируют движения диафрагмы, улучшают осанку, кровообращение, гармонизируют деятельность дыхательной, нервной и сердечно-сосудистых систем. Знакомятся с упражнениями на снятие мышечного напряжения, которые помогают осознанно расслабить напряженные мышцы.  С помощью техники  визуализация учителя на занятиях создают зрительные образы и управляют  ими. Под релаксационную музыку, разноцветное мягкое освещение, ароматы эфирных масел, на пушистом белом ковре и воздушных мягких пуфах, совершают воображаемые путешествия в мир своих фантазий, представляют (или вспоминают) образы, имеющие ярко выраженную положительную окраску. Использование зрительных представлений  помогает в выработке таких навыков, как уверенность, собранность, умение расслабляться или поднять свой жизненный тонус.

У педагогов, посещающих эти занятия, снижается склонность к переживанию состояний неуверенности в себе, замешательства и растерянности, непродуктивной напряженности. Все это в совокупности повышает эффективность профессиональной деятельности, способствует укреплению психического здоровья. В конечном итоге, овладение навыками саморегуляции дает педагогу способность не только контролировать свое состояние, но и управлять ситуацией, что приводит к большей самореализации, широким возможностям и успеху, как в социальных контактах, так и в личной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.

Профессия педагога ставит человека в сложные условия, образуемые комплексом социальных, профессиональных и организационных факторов, подвергает воздействию повышенных психических нагрузок. Учите...

ИЗ ОПЫТА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО СОХРАНЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В статье обобщен опыт работы психолога по профилактике нарушений психологического здоровья...

Программа работы педагога психолога по сохранению психологического здоровья педагогов

Организация  работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной...

Сохранение психологического здоровья педагогов как важный фактор повышения качества образования

Методические рекомендации по организации работы, направленной на сохранение психологического здоровья педагогов...

Роль деятельности педагога-психолога по сохранению психологического здоровья всех участников образовательной деятельности в формировании конкурентноспособности школы.

Конкурентоспособность образовательного учреждения складывается и многих компонентов. Одним из основных условий конкурентоспособности является позитивный имидж, т.е. положительное отношение к образоват...

Памятка для педагогов по сохранению психологического здоровья

Одним из компонентов компетентности педагога по вопросам сохранения здоровья является умение поддерживать свое здоровье и противодействовать Синдрому эмоционального выгорания, эффективно применять спо...

Профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде.

Профилактика и сохранение психологического здоровья в образовательной среде....