Презентация "Общие принципы сохранения психологического здоровья"
консультация по психологии

Мисюк Елена Викторовна

Презентация на тему: "Общие принципы психологического здоровья" является дполонительным наглядным пособием при проведении группового консультирования для педагогов по сохранению психологического здоровья.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ Составитель: педагог-психолог МАОУ «Школа № 16 г. Благовещенска имени Героя Советского Союза летчика-космонавта А.А. Леонова Мисюк Е.В.

Слайд 2

Здоровье – комплексный, многоаспектный феномен, включающий в себя медицинские, психологические, педагогические и другие аспекты. В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) предлагается понимать здоровье как «…состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» .

Слайд 3

Выделяют три составляющих здоровья: 1. Физическое здоровье (это занятие спортом, здоровое питание и здоровая экология). 2. Психологическое здоровье. 3. Психологическое благополучие. Термин «психологическое здоровье» принадлежит одному из основателей гуманистического направления в психологии А. Маслоу. По мнению этого ученого, большинство людей изначально, биологически нацелены на сохранение здоровья, а не на болезнь, страдания или смерть. Обычный («хороший») человек – не тот, кому просто что-то дано, а тот, у кого ничего не отнято.

Слайд 4

Психологическое здоровье – состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни. Психологическое здоровье является необходимым условием функционирования и развития человека в процессе жизнедеятельности; представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей (ребенка или взрослого, учителя или менеджера, россиянина или австралийца и т. п.), с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Слайд 5

Что значит быть психологически здоровым человеком? Выделяют несколько понятий, характеризующих психически здорового человека: ● человечность; ● уверенность в себе; ● самообладание; ● потребность в знаниях; ● потребность в самоактуализации (самоактуализация процесс, включающий в себя здоровое развитие способностей людей, чтобы они могли стать тем, кем могут стать, а значит жить осмысленно и совершенно).

Слайд 6

Существуют два основных признака, по которым можно судить о психологическом здоровье: Позитивное настроение, в котором находится человек. Основу составляют такие состояния как: - полное спокойствие; - уверенность в своих силах; - вдохновение. Высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций связанных с переживанием тревоги, страха. Для того чтобы быть здоровым необходимо НАУЧИТЬСЯ поддерживать психическое благополучие своего организма.

Слайд 7

Критерии психологического здоровья: ● состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта; ● адекватное социальное поведение; ● умение понимать себя и других; ● более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности; ● умение делать выбор и нести за него ответственность. Психологическое здоровье = психическое здоровье + личностное здоровье

Слайд 8

Причины нарушения психического здоровья. К отклонениям в состоянии психического здоровья детей и подростков приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, школьные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью. 1. Соматические заболевания (дефекты психического развития). 2. Неблагоприятные факторы, стрессы, воздействующие на психику. Психологически здоровый школьник – это школьник, у которого наблюдается сбалансированность внутренних (познавательных, эмоциональных, физиологических) и внешних (требования социального окружения) особенностей развития его личности.

Слайд 10

При возникновении утомления (временного снижения работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению . Переутомление проявляется в головных болях, слабости, снижении аппетита, нарушении сна, ухудшении памяти, рассеянности. Переутомление может привести к нервно-психическим заболеваниям. Что нужно сделать, чтобы личностный рост был гармоничным? Как сформировать у ребенка хорошую самооценку, уверенность и способность противостоять трудностям? 1. Доверие к ребенку. 2 . Уважительное отношение. 3. В случае неудачи ребенка необходимо вселить в него уверенность в том, что все должно получиться.

Слайд 11

4. Педагоги должны демонстрировать ребенку позитивное отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей. 5. Детей нельзя обманывать, они очень чувствительны к фальши. 6. Меньше сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка. 7. Чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения, уроки и т. д.). 8. Похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия. 9 . Помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит.

Слайд 12

Современное общество становится все более информированным, технически грамотным и интеллектуально развитым. И, как обратная, дуальная сторона этого процесса – общество становится все более психологически нездоровым. Современное общество живет в ситуациях, отнюдь не способствующих развитию гармонии и уравновешенности, стабильности личностного развития человека. Природные катаклизмы, резкие смены социальных норм, политическая нестабильность, урбанизация, отрыв от природы с ее извечными нормами гармонии действительно делают понятие «психологическое здоровье» наиболее актуальным на современном этапе развития человечества.

Слайд 13

На основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы: 1. Психологическое здоровье – состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни. «Психологическое здоровье» характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья. Психологическое здоровье ребенка включает в себя разные компоненты жизнедеятельности: ● состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта; ● адекватное социальное поведение; ● умение понимать себя и других; ● более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности; ● умение делать выбор и нести за него ответственность.

Слайд 14

2. Образовательная среда является определяющей в состоянии и динамике психологического здоровья ребенка. 3. Образование, обеспечивающее здоровую экологию детства, полагающее нормой ценность саморазвития, становления индивида субъектом собственной жизни, формирующее нравственную позицию человека, является оптимальной (естественной) и наиболее общей формой заботы о психологическом здоровье детей. 4. Профессиональная забота взрослых и специально организованная здоровье сберегающая среда развивают природные возможности и сохраняют здоровье детей.

Слайд 15

Факторы, отрицательно влияющие на здоровье школьников: ● смещение ориентиров с нравственных внутрисемейных ценностей на материальное и социальное положение в обществе; ● бесконтрольное использование подростками Интернет-ресурсов; ● ограниченность двигательной активности обучающихся (гиподинамия); ● отсутствие планомерной и целенаправленной работы по профилактике вредных для здоровья привычек (табакокурения, потребление алкоголя, наркотиков, игровой, Интернет-зависимости и других девиаций); ● несовершенство учебных программ и методик организации здоровье сбережения в образовательном учреждении; ● увеличение объема учебных нагрузок на обучающегося, ведущих к переутомлению, стрессам.

Слайд 16

Нарушения психологического здоровья Существует много проявлений психологического нездоровья: Защитная агрессивность ● часто конфликтует, дерется; ● громко говорит; ● на занятиях и уроках выкрикивает; ● может проявлять обостренную тенденцию к лидерству. Деструктивная агрессивность ● испытывают стремление к употреблению оскорбительных слов ; ● присутствует стремление ломать (рвать, резать); ● склонны к проявлению косвенной агрессии (например, ябедничают или действуют исподтишка); ● проявляют радость при разрушении чего-либо (например, при виде бьющейся посуды);

Слайд 17

● в общепринятом смысле почти неагрессивны (редко дерутся); ● в ситуациях проверки знаний проявляют неуверенность, сверхконтроль. Демонстративная агрессивность ● стараются привлечь к себе внимание социально неодобряемыми способами; ● проявляют преимущественно вербальную агрессию; ● могут прибегать к лживости или воровству; ● проявляют большое внимание к своей одежде, внешнему виду (девочки). Страхи ● заявляют о большом количестве источников страха; ● многие страхи имеют постоянный характер; реакции страха несоразмерны ситуациям, в которых они возникают;

Слайд 18

● у ребенка отсутствует возможность для преодоления и ослабления страха; ● страх наносит ущерб качеству жизни. Социальные страхи ● стремятся соответствовать установленным нормам, образцам поведения, готовы жертвовать своими интересами; ● очень стремятся к поощрениям; при выполнении учебных заданий часто задают вопросы типа «А можно так?», «А как надо?», «А это правильно?»; ● творческие или незнакомые задания выполняют хуже, чем задания по образцу или хорошо знакомые; ● присутствует страх ошибки (в частности, сильно беспокоятся на контрольных); ● не способны к агрессивным действиям;

Слайд 19

● могут проявляться расстройства речи; ● имеют развитое чувство долга; ● обладают высокой эмоциональной чувствительностью; ● все эмоции переживают внутри; ● остро реагируют на неуспех; ● имеют склонность к психосоматическому реагированию; ● на уроках в значимых ситуациях могут действовать хаотично, испытывать трудности в планировании своих действий. Замкнутость ● на занятиях или уроках мечтают о чем-то, часто не слышат вопросов взрослых; ● снижено внимание; ● в поведении отсутствует спонтанность, живость; ● невелико количество контактов со сверстниками.

Слайд 20

Группа риска ● дети из неблагополучных семей; ● дети с отклоняющимся поведением, в том числе педагогически запущенные; ● учащиеся с проблемами в обучении и развитии; ● дети с хроническими заболеваниями, инвалиды. Что могут делать родители и педагоги, чтобы формировать у ребёнка психологическое здоровье? ● обучать положительному само отношению и принятию других (т. е. формировать адекватную самооценку по принципу "я-окей, ты-окей"); ● обучать рефлексивным умениям (навыкам понимания своих эмоциональных реакций и умению выразить их словами, навыкам понимания эмоционального состояния других людей, умению ставить себя на место другого и умению смотреть на свои поступки глазами окружающих);

Слайд 21

● формировать потребности в саморазвитии (создавать условия для реализации творческих потребностей ребенка). ● уделять своему ребенку достаточно внимания, любви, заботы. Важный фактор становления у детей психологического здоровья – наличие у окружающих ребёнка взрослых (родителей и педагогов) таких качеств, как жизнелюбие, жизнерадостность и чувство юмора.

Слайд 22

Меры профилактики стресс-повреждающих факторов социальной среды Стресс, как и болезнь, легче предотвратить, чем лечить. Поэтому важно научиться предотвращать появление стресса, своевременно избавляясь от негативных эмоций, физического и психологического переутомления. Какие же методы профилактики стресса существуют? Отдых. Регулярный отдых играет большую роль в нормальном функционировании организма. Даже самый занятый человек должен всегда находить время для отдыха. Важно отдыхать не только телом, но и душой. Можно погулять на свежем воздухе, почитать интересную книгу, посмотреть увлекательный фильм, пообщаться с друзьями, поиграть с детьми или домашними животными. Каждый человек может найти массу интересных занятий, которые расслабят его и поднимут настроение.

Слайд 23

Полноценный сон. Здоровый сон – это хорошая защита от стресса. Выспавшийся человек имеет более высокую стрессоустойчивость. Чтобы сон был крепким, нужно приучить себя ложится в одно и то же время, не засиживаться допоздна, не принимать пищу за три часа до сна, не употреблять перед сном чая, кофе, алкоголя. Перед сном можно прогуляться в течение получаса или хотя бы просто немного постоять возле открытого окна или на балконе. Спальню желательно проветрить, чтобы воздух был свежим. Полноценный сон – это хорошая профилактика экзаменационного стресса, который часто возникает у старшеклассников и студентов во время сдачи экзаменов.

Слайд 24

Правильное питание. При стрессе в организме происходят различные сбои. Сбалансированное питание насыщает его всеми необходимыми витаминами и микроэлементами. Это повышает иммунитет, делая организм более выносливым и стрессоустойчивым. Спорт. Спортивные занятия являются отличным способом преодоления стресса. Каждый человек может выбрать себе наиболее подходящий вид спорта, исходя из своих предпочтений и физических возможностей. Спорт можно заменить танцами. Танцы особенно полезны для женщин, потому что не только укрепляют тело и развивают пластику, но и способствуют раскрытию женственности и повышению самооценки.

Слайд 25

Массаж. Массаж благоприятно воздействует на организм, помогая снять усталость и мышечное напряжение, что в свою очередь способствует эмоциональному расслаблению. Это настоящая антистрессовая релаксация. Водные процедуры. Вода благоприятно влияет на организм человека и помогает бороться со стрессами. Расслабляющие ванны с ароматическими маслами, регулярное посещение бассейна, купание в природных водоемах полезны для физического и психического здоровья и являются простыми и действенными способами релаксации.

Слайд 26

Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли... Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают. Первая сказала: "Я СПОКОЙСТВИЕ. К сожалению, люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остается ни чего другого, как погаснуть!" И огонек этой свечи погас. Вторая сказала: "Я ВЕРА. К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла мне гореть дальше". Едва произнеся это, подул легкий ветерок и загасил свечу. Очень опечалившись, третья свеча произнесла: "Я ЛЮБОВЬ. У меня нет больше сил гореть дальше. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего - своих близких". Долго не дожидаясь, и эта свеча угасла.

Слайд 27

Вдруг в комнату зашел ребенок и увидел 3 потухшие свечи. Испугавшись, он закричал: "Что вы делаете!? Вы должны гореть – я боюсь темноты!" Произнеся это, он заплакал. Взволнованная четвертая свеча сказала: "Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи: Я - НАДЕЖДА". Начните с себя: будьте счастливы и оптимистичны! Научите тому своих детей! Успехов вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение психологического здоровья воспитанников детского дома (статья)

Для успешной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, необходимы определенные знания, умения последовательно и логически вести пропаганду здорового образа жизни детей. Д...

Выступление на педагогическом совете школы на тему: "Создание условий для сохранения психологического здоровья детей и подростков в образовательном пространстве"

Цель выступления: оказание помощи педагогам в создании благоприятного психологического климата в рамках образовательного процесса с целью профилактики нарушения психологического здоровья детей и подро...

Психологическое просвещение " Сохранение психологического здоровья детей"

Выступление на педагогическом совете по теме " Сохранение психологического здоровья детей"...

Основные принципы сохранения репродуктивного здоровья человека

Цель данного урока в форме школьной лекции – формирование общей экологической культуры учащихся.Урок направлен на достижение обучающимися следующих результатов: – личностных: усвоение...

Консультирование педагогов на тему: "Общие принципы сохранения психологического здоровья".

Консультативное занятие для педагогов. В теме дается понятие о психологическом здоровье, его критерии и факторы, отрицательно влияющие на здоровье школьника. Даются рекомендации сохранения психологиче...