Памятка для педагогов по сохранению психологического здоровья
консультация по психологии
Одним из компонентов компетентности педагога по вопросам сохранения здоровья является умение поддерживать свое здоровье и противодействовать Синдрому эмоционального выгорания, эффективно применять способы сохранения здоровья и создавать здоровьесберегающую среду для своих учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_uchiteley_psiologicheskoe_zdorove_pedagoga.docx | 17.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для учителей
по сохранению психологического здоровья
На современном этапе развития общества и образования педагог испытывает большие перегрузки, подчас превышающие ресурсы организма: физиологические, психологические, когнитивные, энергетические. В связи с этим появляется переутомление, нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к возникновению синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). Одним из компонентов компетентности педагога по вопросам сохранения здоровья является умение поддерживать свое здоровье и противодействовать СЭВ, эффективно применять способы сохранения здоровья и создавать здоровьесберегающую среду для своих учеников.
Важными условиями, способствующими реализации здоровьесберегающей технологии обучения, являются два обстоятельства:
• во-первых, внимательное отношение педагога к своему собственному здоровью и соблюдение тех правил поведения, которые называются здоровым образом жизни;
• во-вторых, общий настрой школы на создание рационального режима работы и благоприятных условий для воспитания и обучения детей.
Главная причина возникновения СЭВ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ
Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (физическими и психологическими), у человека нарушается состояние равновесия, что неизбежно приводит к возникновению СЭВ.
Стадии синдрома эмоционального выгорания:
1. Истощение (формируется в течение 3–5 лет)
2.Личностная отстранененность
(формируется в течение 5–10 лет)
3. Ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки в рамках выгорания
(формируется в течение 10-20 лет)
КАК ИЗБЕЖАТЬ ВСТРЕЧИ С СИНДРОМОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
• Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
• Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.
• Подбирайте дело по себе, сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
• Перестаньте искать в работе счастья или спасения. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
• Перестаньте жить за других. Живите, пожалуйста, своей жизнью. Не вместо людей, а вместе с ними.
• Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.
• Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
• Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за кого-то его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
- Определение краткосрочных и долгосрочных целей
- Уход от ненужной конкуренции
- Эмоциональное общение
- Поддержание хорошей физической формы
- Использование «тайм-аутов» (отдых от работы)
- Овладение навыками саморегуляции
- Профессиональное развитие и самосовершенствование
- Стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки
- Учиться переключаться с одного вида деятельности на другой
- Проще относиться к конфликтам на работе
- Не пытаться быть лучшим всегда и во всем.
- Иметь в виду, что управление своими эмоциями основывается на сознательном контроле.
- Сказать себе: «Я понимаю, почему так переживаю. Раз я понимаю причину, то я должна прекратить нервничать и спокойно решать вопрос (или спокойно ждать, когда время изменит ход ситуации)».
- Не занимайтесь постоянной самокритикой, это приводит еще к большему «самобичеванию».
- Лучшее спасение от тревоги – уверенность в себе!
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА
1. Утренняя гимнастика:
- «Твист»-гимнастика
- Массаж кистей и стоп
- Гимнастика для суставов
2. В течение дня упражнения для снятия усталости, напряжения:
- «Владей собой среди толпы смятенной»
- Упражнение на снятие физического напряжения
- Массаж точек на лице
3. При стрессе и в конце рабочего дня:
- Лобно-затылочная коррекция.
- Дыхательные упражнения
- Настрои-утверждения: «Я справлюсь! Я молодец! Я владею ситуацией! Я уже чувствую себя лучше!»
4. Улыбка в течение всего дня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИЗ ОПЫТА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО СОХРАНЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В статье обобщен опыт работы психолога по профилактике нарушений психологического здоровья...
Статья "СРЕДСТВА СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ"
В данной статье представлен материал о снятии психологического стресса педагога в комнате релаксации....
Программа работы педагога психолога по сохранению психологического здоровья педагогов
Организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной...
Сохранение психологического здоровья педагогов как важный фактор повышения качества образования
Методические рекомендации по организации работы, направленной на сохранение психологического здоровья педагогов...
Роль деятельности педагога-психолога по сохранению психологического здоровья всех участников образовательной деятельности в формировании конкурентноспособности школы.
Конкурентоспособность образовательного учреждения складывается и многих компонентов. Одним из основных условий конкурентоспособности является позитивный имидж, т.е. положительное отношение к образоват...
Профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде.
Профилактика и сохранение психологического здоровья в образовательной среде....
Консультирование педагогов на тему: "Общие принципы сохранения психологического здоровья".
Консультативное занятие для педагогов. В теме дается понятие о психологическом здоровье, его критерии и факторы, отрицательно влияющие на здоровье школьника. Даются рекомендации сохранения психологиче...