Рабочая программа "Я и другие" для 5-8 классов АООП (вариант 1)
рабочая программа по психологии (5 класс)
Современная реальность открывает перед подростком разнообразные перспективы развития, постижения мира, совершенствования взаимоотношений с другими и самим собой. Однако мир, в котором живёт подросток, предъявляет особые требования к его адаптивным способностям, психическим резервам: психологическому здоровью, толерантности (терпимости и снисхождению), психологической готовности строить конструктивные отношения с окружающей действительностью. Так же не менее важным становится эмоциональное состояние собеседника, чтобы выбрать наиболее оптимальные способы и средства общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_i_drugie.docx | 36.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа №33 г. Братска»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей протокол №___от_________ | СОГЛАСОВАНО зам.директора по УВР Вайтеховская Ю.В._____ | УТВЕРЖДАЮ директор ГОКУ «СКШ №33 г.Братска» Иванов А.В._____________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционного курса
«Я и другие»
для учащихся 5 – 8 классов (АООП вариант 1)
(срок освоения программы 4 года)
Составила:
Педагог-психолог Янополец К.С.
2021 год
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………3
- Планируемые результаты освоения коррекционного курса ……………………………………………………………5
- Содержание программы……………………………………………………………………………………………………6
- Учебно-методическое обеспечение………………………………………………………………………………….........9
- Литература…………………………………………………………………………………………………………………10
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Исходными документами для составления рабочей программы коррекционного курса «Я и другие» для обучающихся 5-8 классов (АООП вариант 1) являются:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Адаптированная основная образовательная программа общего образования детей с интеллектуальными нарушениями ГОКУ «СКШ № 33 г. Братска» (вариант 1).
3. Учебный план ГОКУ «СКШ № 33 г. Братска», Приказ №230 от
4. Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в ГОКУ «СКШ № 33 г. Братска»
Современная реальность открывает перед подростком разнообразные перспективы развития, постижения мира, совершенствования взаимоотношений с другими и самим собой. Однако мир, в котором живёт подросток, предъявляет особые требования к его адаптивным способностям, психическим резервам: психологическому здоровью, толерантности (терпимости и снисхождению), психологической готовности строить конструктивные отношения с окружающей действительностью. Так же не менее важным становится эмоциональное состояние собеседника, чтобы выбрать наиболее оптимальные способы и средства общения.
Главная особенность данной программы заключается в том, что она направлена, главным образом, на формирование социальной компетенции. Для развития социальныхкомпетенций важен опыт активного социального взаимодействия. Поэтому, важнымявляется специально организованное межличностное взаимодействие между детьми, сцелью формирования социальных навыков и умений. К таким навыкам относятсявступление в контакт, совместная работа, распределение обязанностей, разрешениеконфликтов, слушание другого, запрашивание помощи и т.д. Эти навыки формируются в групповой работе. Исходя из вышеперечисленного, определялись цели и задачи коррекционного курса.
Цель: способствовать формированию личностных качеств как основывзаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальногостановления через самопознание, общение, деятельность, а также развитие, формированиеэффективных поведенческих стратегий для определения жизненной перспективы.
Задачи:
- Формирование позитивной самооценки обучающегося, самоуважения;
- Отработка навыков понимания других людей, взаимоотношений между людьми;
- Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- Овладение способами взаимодействия с самим собой и окружающим миром;
- Осознание необходимости самосовершенствования, постановки целей;
- Активизация процесса самоактуализации и самопознания.
Курс занятий рассчитан на 4 года обучения для учащихся 5 - 8 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 40 минут. Курс рассчитан на 124 часа. Занятия проводятся в группах. При формировании группы учитываются поведенческие особенности каждого учащегося, состояние его эмоционально-волевой сферы. Программа рассчитана на работу в группе из 5-16человек.
Основные формы проведения занятий:
- фронтальная беседа;
- просмотр кино, видео-презентации, телефильма, спектакля, концерта;
- продуктивные игры (коммуникативные, имитационные, ролевые и др.);
- психогимнастика.
Подведения итогов реализации программы будут происходить в форме Итогового проекта
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5-6 класс
Предметные результаты | Личностные результаты |
|
|
7-8 класс
Предметные результаты | Личностные результаты |
|
|
СОДЕРАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 класс
Раздел 1. Введение. «Я-это Я» | Понятие личностных качеств и возможностей. Понятие самооценки и ее роли в построении отношений. Отличие уверенности от самоуверенности. Работа с самооценкой. Принятие личностных качеств. Мои сильные и слабые стороны. | 5 часов |
Раздел 2. «Эмоции и чувства» | Понятие базовых эмоций. Управление своими эмоциями. Для чего нужны негативные эмоции, как с ними справляться.Понятие чувств, их разновидность. Какие чувства мы скрываем. Маска. Чувство тревоги, страх оценки, вины. Признание важности всех чувств. | 5 часов |
Раздел 3. «Ты, я мы друзья» | Расширить и углубить представления подростков о доброжелательном отношении к окружающим ихлюдям. Разобрать понятие и ценность дружбы. Способствовать созданиюдружеской атмосферы взаимопомощи, доверия и открытого общения подростков друг с другом. | 12 часов |
Раздел 4. «Мы начинаем меняться» | Помочь подросткам осознать свои изменения. Мотивировать подростков к позитивному самоизменению. | 7 часов |
6 класс
Раздел 1. Введение. Введение. Почему мы все разные? | Подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека. | 6 часов |
Раздел 2. «Как управлять эмоциями?» | Вспомнить понятия «эмоция» и «чувство». Регулирующая функция эмоциональных переживаний. Подавление эмоций. Социально приемлемые формы выражения чувств.Выработка умения переводить негативное эмоциональное состояние в позитивное состояние. | 6 часов |
Раздел 3. «Стресс, конфликты и агрессия. В поисках правильного решения» | Теория конфликта. Типы конфликтов, особенности, стадии.Способы выхода из конфликта. Конструктивное поведение в конфликте. Отработка навыков конструктивного поведения в конфликте.Формирование навыков самоконтроля поведения, совершенствование умений договариваться. | 9 часов |
Раздел 4. «Правильное общение нужное качество человека» | помочь обучающимся освоить коммуникативные умения и навыки, выработать индивидуальный стиль общения, стать более гибкими в общении, научиться адекватно выражать своё внутреннее состояние. | 10часов |
7 класс
Раздел 1. «Эмоциональная сфера человека» | обобщить знания о базовых эмоциях, изученных на предыдущих занятиях, учить различать и понимать эмоции и соотносить их с жизненными ситуациями в которых они проявляются, учить выражать их голосом с помощью интонации, знать способы управления собственным эмоциональным состоянием, воспитание эмоционально-нравственной отзывчивости, проявления сопереживания к чувствам других людей. | 5 часов |
Раздел 2. «Социальное восприятие: как узнать другого человека» | Первое впечатление о человеке. Реакция на новизну. Расстояние и восприятие. Время и восприятие. Отношение к человеку и восприятие. Что такое установка. Прошлый опыт и восприятие человека | 5 часов |
Раздел 3. «Межличностная привлекательность: любовь и дружба» | Что такое межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Как возникает симпатия. Товарищество и дружба. Любовь. | 8 часов |
Раздел 4. «Я - концепция и ее ключевые компоненты» | Познакомить подростков со структурой и функциями самосознания, понятием «Я-концепция», углубить самопонимание самосознания обучающихся. | 7 часов |
Раздел 5. «Взросление и изменение отношений с родителями» | Создание условий для самоонализа отношений подростков со своими родителями. Формирование ценностного отношения подростков к своей семье. Способствовать формированию ответственности за своих родных и близких. | 7 часов |
8 класс
Раздел 1. «Я - концепция и ее ключевые компоненты» | Познакомить подростков со структурой и функциями самосознания, понятием «Я-концепция», углубить самопонимание самосознания обучающихся. | 8часов |
Раздел 2. «Эмоциональный мир человека» | обобщить знания о базовых эмоциях, изученных на предыдущих занятиях, учить различать и понимать эмоции и соотносить их с жизненными ситуациями в которых они проявляются, учить выражать их голосом с помощью интонации, знать способы управления собственным эмоциональным состоянием, воспитание эмоционально-нравственной отзывчивости, проявления сопереживания к чувствам других людей. | 7 часов |
Раздел 3. «Мотивационная сфера личности» | Мотивация, ее виды. Способы самомотивации. Формирование адекватной самооценки и уверенного поведения, преодоление страхов и тревожности, приобретение навыков работы в группе, сплоченности и взаимопомощи, научиться способам эмоциональной саморегуляции (снижение напряжения, волнения, нервозности), умение контролировать свои эмоции и чувства, мотивация на учебу. | 7 часов |
Раздел 4. «Профориентация» | Разбор понятия «Профориентация». Цели и мечты, их роль в выстраиванииперспективы жизни. | 10 часов |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Печатные пособия:
- настольные игры;
-раздаточный бланковый материал.
Технические средства:
- Мультимедийный проектор;
- Компьютер (ноутбук);
- Экран;
- Музыкальный центр, набор музыки для релаксации.
Экранно-звуковые пособия:
- Видеофильмы, соответствующие тематике;
ЛИТЕРАТУРА
- Э. Берн Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.М.:ЭКСМО, 2010
- Е.В. Емельянова. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. СПб.: Речь,2008.
- В.А.Родионов, М.А.Ступницкая, О.В.Кардашина. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Ярославль: Академия развития, 2001.
- Л. Ф.Анн Психологический тренинг с подростками. — СПб.: Питер 2007.
- Э. М. Алекандровская, И. Н Гилъяшева. Психогимнастика детей и подростков. М., 1993.
- А. М. Прихожан Психология неудачника. — М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе для 10 класса с вариантом профильного (углублённого) изучения
Рабочая программа по литературе для 10 класса с вариантом профильного (углублённого) изучения...
Рабочая программа индивидуального обучения ученика 8 класса … (АООП интеллектуальные нарушения)
Особенностью программы является то, что она решает в основном общеразвивающие, социокультурные и практические задачи. Программа раскрывают содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, во...
рабочая програма логопедических занятий 2-4 класс АООП вариант 1
рабочая програма логопедических занятий 2-4 класс АООП вариант 1...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс (АООП,интеллектуальные нарушения)
Рабочая программа составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающих...
Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа по речевой практике 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по речевой практике предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа по предмету "Человек" 2 класс АООП вариант 1.4
Настоящая программа по предмету "Человек" 2 класс создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможн...