Программа по профориентации "Мой выбор"
рабочая программа по психологии (8 класс)
Программа «Мой выбор» разработана на основе программы предпрофильной подготовки для 8-х классов «Психология и выбор профессии» Г.В. Резапкиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 209.47 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Программа «Мой выбор» разработана на основе программы предпрофильной подготовки для 8-х классов «Психология и выбор профессии» Г.В. Резапкиной.
Актуальность профориентационной помощи учащимся очевидна. Важнейшая задача школы – формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут, и где будут работать. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах. Давно известно, что оптимистическая перспектива жизни (прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов.
Выбор профессии – наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают об особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию. В дальнейшем отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество.
Любой выбор профессии можно рассматривать взаимодействие двух сторон: подростка с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии.
Программа «Мой выбор» предназначена для учащихся 8 класса. Включает 34 часа. Продолжительность одного занятия 1 час. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Специфика курса в том, что данная программа реализуется с помощью разных методов: лекции; дискуссии; ролевые игры; анализ конкретных ситуаций; психотренинг; психодиагностические процедуры. Поэтому требует работы специалиста педагога-психолога.
Цель: формирование у учащихся готовности самостоятельно и осознанно строить и корректировать в процессе жизни свои профессиональные и жизненные перспективы.
Задачи:
- Дать знания о самом себе и научить его получать эти знания самостоятельно.
- Дать информацию о мире профессий.
- Помочь учащемуся стать более адаптированным.
- Способствовать нравственному самосовершенствованию учащегося, его готовности к социальному самоопределению и поиску жизненных ценностей.
- Определить степень соответствия «профиля личности» и профессиональных требований, при необходимости внести коррективы в профнамерения обучающихся.
- Сформировать мотивацию самоизучения и саморазвития, обеспечив ее необходимыми психологическими ресурсами и средствами.
- Обобщить сформированные навыки адекватной оценки своих возможностей и умения на основе этого делать рациональный выбор.
- Познакомить учащихся с миром профессий, с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на рынке труда.
- Сформировать ответственное отношение к своему будущему, умение реалистически оценивать свои возможности, представления о своих жизненных ценностях.
- Оказать морально-эмоциональную поддержку самоопределяющимся учащимся.
2. Планируемые результаты освоения учебного курса «Мой выбор»
Приглашая учащихся на занятия, где основными действующими лицами выступает их собственное «Я», мы ставим их в ситуацию личностного риска. В принципе, это хорошо, так как появляется надежда на то, что такие знания могут стать толчком, стимулятором саморазвития и помогут конкретному их участнику найти и осознать оптимальные способы развития.
На групповых занятиях учащиеся «пробиваются к своему собственному «Я»».
2.1. Личностные результаты освоения учебного предмета:
- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
- составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
- использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
- анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
2.2 Метапредметные результаты освоения учебного предмета:
- развить самостоятельность;
- оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию;
- систематизировать, анализировать полученные данные;
- освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.
2.3 Предметные результаты освоения учебного предмета:
- значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
- правила выбора профессии;
- понятие о профессиях и о профессиональной деятельности;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а так же психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии: понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
- значение творческого потенциала человека, карьеры;
- о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
- о современных формах и методах организации труда;
- о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;
- о предпринимательстве;
- о рынке труда.
- формирование коммуникативной компетентности в учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.
3. Содержание программы
Данная программа включает в себя 4 блока. Первый блок (8 часов) предполагает изучение внутреннего мира учащихся, изучение личностных особенностей с помощью психодиагностики, ролевых игр, психотренинга. Происходит первичное знакомство с миром профессий. Учащиеся учатся строить личностный профиль, временную перспективу.
Во втором, третьем и четвертом блоках (26 часов) усилена практическая направленность. Большое внимание уделяется психодиагностике, как личностной, так и профессиональной. Подростки, пройдя систему психотренинга, проектируют профессиональный план и самостоятельно его корректируют с учетом рынка труда. Происходит более подробное знакомство с учебными заведениями. Учащиеся приобретают личную уверенность в завтрашнем дне.
Общее количество составляет 34 часа.
Компьютер с аудиосистемой, мультимедийное оборудование, тексты и бланки опросников (анкет) (находятся в приложении к программе внеурочной деятельности «Мой выбор»).
4. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Тема учебного занятия, раздела | Количество часов | Деятельность учителя с учётом рабочей программы воспитания | ЭОР/ЦОР |
I раздел. Что я знаю о своих возможностях | ||||
1 | Знакомство с понятиями «профессия» и «специальность». Игра «Фейерверк профессий» | 1 | - в приоритете личностных результатов реализации программы ЭК, нашедших своё отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания;
| http://metodkabi.net.ru/ |
2 | Самооценка и уровень притязаний | 1 | http://metodkabi.net.ru/ | |
3 | Темперамент и профессия. Определение темперамента | 1 | http://metodkabi.net.ru/ | |
4 | Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций | 1 | http://metodkabi.net.ru/ | |
5 | Что такое стресс | 1 | http://metodkabi.net.ru/ | |
6 | Определения типа мышления | 1 | http://metodkabi.net.ru/ | |
7 | Внимание и память | 1 | http://metodkabi.net.ru/ | |
8 | Уровень внутренней свободы. Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях» | 1 | http://metodkabi.net.ru/ | |
II раздел. Что я знаю о профессиях | ||||
9 | Классификации профессий. Признаки профессии | 1 | - в возможности включения школьников в деятельность, организуемую образовательной организацией в рамках модуля «Профориентация» программы воспитания; | http://metodkabi.net.ru/ |
10 | Формула профессии. Профессия, специальность, должность | 1 | http://metodkabi.net.ru/ | |
11 | Определение типа будущей профессии | 1 | http://metodkabi.net.ru/ | |
12 | Интересы и склонности в выборе профессии | 1 | http://metodkabi.net.ru/ | |
13 | Определение профессионального типа личности | 1 | http://metodkabi.net.ru/ | |
14 | Профессионально важные качества | 1 | http://metodkabi.net.ru/ | |
15 | Профессия и здоровье | 1 | http://metodkabi.net.ru/ | |
16 | Обобщающий урок по теме «Что я знаю о профессиях» | 1 | http://metodkabi.net.ru/ | |
III раздел. Способности и профессиональная пригодность | ||||
17 | Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности | 1 | - возможности использование полученных диагностических результатов, учитывая свои индивидуальные особенности при выборе профессии в будущем | http://metodkabi.net.ru/ |
18 | Способности к интеллектуальным видам деятельности | 1 | http://metodkabi.net.ru/ | |
19 | Способности к профессиям социального типа | 1 | http://metodkabi.net.ru/ | |
20 | Способности к офисным видам деятельности | 1 | http://metodkabi.net.ru/ | |
21 | Способность к предпринимательской деятельности | 1 | http://metodkabi.net.ru/ | |
22 | Эстетические способности | 1 | http://metodkabi.net.ru/ | |
23 | Уровни профессиональной пригодности | 1 | http://metodkabi.net.ru/ | |
24 | Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная пригодность» | 1 | http://metodkabi.net.ru/ | |
IV раздел. Планирование профессиональной карьеры | ||||
25 | Мотивы и потребности | 1 | - в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми | http://metodkabi.net.ru/ |
26 | Ошибки в выборе профессии | 1 | http://metodkabi.net.ru/ | |
27 | Современный рынок труда | 1 | http://metodkabi.net.ru/ | |
28 | Пути получения профессии | 1 | http://metodkabi.net.ru/ | |
29 | Навыки самопрезентации | 1 | http://metodkabi.net.ru/ | |
30-31 | Стратегия выбора профессии | 2 | http://metodkabi.net.ru/ | |
32 | Посещение предприятий города Заводоуковска | 1 | http://metodkabi.net.ru/ | |
33 | Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры» | 1 | http://metodkabi.net.ru/ | |
34 | Заключительный урок-конференция «Моя будущая профессия» | 1 | http://metodkabi.net.ru/ |
Литература для учащихся:
- Е.А. Климов. Как выбрать профессию: кн. для учащихся старших классов средн. шк. – 2-е изд. доп. и дораб. – М.: Просвещение, 1990.
- Г.В. Резапкина. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. – М.: Генезис, 2005. – 140 с. – (Психология для жизни).
- Е.и. Фадеева., М.В. Ясюкевич. Выбирая профессию, выбираем образ жизни. Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2004 – 96 с.
- Г.В. Резапкина. Матрица выбора профессии.
Используемая литература:
- А.Г. Шмелев. Основы психодиагностики. – М.: Феникс, 1996. – 544 с.
- Г.В. Резапкина. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психолого и педагогов. – М.: Генезис, 2005. – 208 с., ил.
- Е.Д. Шваб. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия. – Волгоград. 2007.
- Е.И. Рогов. Настольная книга практического психолога в образовании.- М.: ВЛАДОС. 1996.-529 с.
- И.В. Дубровина. Руководство практического психолога.- М.: «Академия», 1998.- 128 с.
- Р.В. Овчарова. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1996.-352с.
- Газета Школьный психолог. № 14. 2006.- с.4.
- Программа компьютерной обработки блока психологических тестов. Профориентационная система Профи-II. ООО «НПФ «Амалтея», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа курса по выбору "Компьютерная графика"
Программа курса способствует формированию универсальных учебных действий....

рабочая программа курса по выбору "Профилактика синтаксических ошибок"
Занятия по этой программе помогут учащимся избежать синтаксических ошибок при написании собственных текстов...

Программа курсов по выбору "Комбинаторика и элементы статистики" для предпрофильной подготовки.
В работе представлена программа предметно-ориентированных курсо по выбору, в ней также представлено поурочное планирование с теоретической и практической частью....
программа курса по выбору "Компьютерная графика в дизайне интерьера ванной комнаты"
Рабочая программа является модернизированной в связи сокращением количества часов. Сокращение часов стало возможным благодаря объединению теми самостоятельному изучению учащихся. Практичес...
программа курса по выбору «Применение электронных таблиц в финансово-экономических расчетах
Рабочая программа курса по выбору для учащихся 9-х классов составлен на основе программы: В.А.Берест, Л.М. Матвеенко, Л.А.Бачурина «Применение электронных таблиц в финансово-экономических расчет...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ СВПО (Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования) на 2015-2016 учебный год 9 КЛАСС
Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:1. С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего об...

Программа по профориентации «Выбор профессии - выбор будущего» на 2017-2018 учебный год
Профессия человека - это его судьба, его жизненный путь. Поэтому, очевидно, стоит потратить и время, и силы на заблаговременное и основательное ее планирование, обдумывание. Профессиональный жизненный...