Программа по профориентации «Выбор профессии - выбор будущего» на 2017-2018 учебный год
методическая разработка (8 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_proforientatsii_2017-2018.docx | 41.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Лицей № 1 Брянского района»
Согласовано Зам.директора по ВР МБОУ «Лицей № 1 Брянского района» _____________ Л.В.Никитенко «_____»_______ 2017г. | Утверждено Директор МБОУ «Лицей № 1 Брянского района» _______________ Е.Н.Козина Приказ №__________ «_____»__________ 2017г. |
Программа по профориентации
«Выбор профессии - выбор будущего»
на 2017-2018 учебный год
2017г.
Содержание
- Пояснительная записка
- Цели и задачи профориентационной деятельности
- Основные направления системы программных мероприятий
- Список литературы
«Найти свою дорогу,
узнать свое место – в этом все для человека,
это для него значит сделаться самим собой».
В. Г. Белинский
Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе. Сделать свой выбор помогает профессиональная ориентация. Есть два способа выбора профессии. Первый – это метод проб и ошибок: человек ищет вслепую, пробуя себя в разных сферах, пока не поймёт то, что будет приносить ему средства, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют десятки тысяч профессий. А возможен и другой путь: надо изучить, прежде всего, самого себя – свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности нервной системы, познакомиться с миром профессий, узнать, какие требования предъявляет профессия к человеку, и только после этого соотнести их со своими личностными особенностями. И только тогда выбор профессии будет верным и удачным.
Профессия человека - это его судьба, его жизненный путь. Поэтому, очевидно, стоит потратить и время, и силы на заблаговременное и основательное ее планирование, обдумывание. Профессиональный жизненный путь - важнейшая общечеловеческая ценность. Это то, что может приносить человеку не только знания, опыт, мастерство, но и устойчивую радость, сознание своей полезности, счастье. Цель моей работы как классного руководителя видение выпускника не только как ученика общеобразовательного учреждения, но и как человека, который выбрал себе профессию по душе.
Выбор профессии основывается на соотнесении возможностей, способностей и интересов учащихся с оценкой состояния общественных потребностей в работниках тех или иных специальностей.
Профессиональное самоопределение - это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей.
Профессиональная ориентация - организационно-практическая деятельность семьи, учебных заведений, государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь населению в выборе, подборе и перемене профессии с учетом индивидуальных интересов каждой личности и потребностей рынка труда.
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Основная идея программы нацелена на углубленное изучение медицинских профессий и заключается в том, чтоб помощь подростку познать самого себя, свои силы и индивидуальность, формировании мотивации осознанного и целенаправленного выбора данной профессии.
В 8-м классе школьники обращают внимание, прежде всего на внешнюю привлекательность профессии. Им часто одновременно нравятся совершенно разные специальности. Важно поэтому познакомить школьников с содержанием труда по различным профессиям, раскрыть их внутреннюю сущность. Профориентационная работа направлена на первичный анализ профессии. В 9-м классе предполагается закрепление этого стереотипа на многообразном профессиональном материале с основным акцентом на самооценку. Самоанализ и самовоспитание в соответствии с намечающимися профессиональными интересами.
Взаимосвязанные этапы профессионального самоопределения условно выделяют следующие этапы в 8-х классах - формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей; создание условий для активного соотнесения подростками своих личностных качеств с требованиями основных профессий.
Таким образом, программа профориентации является более наглядным и практичным для самих учащихся. Она позволяет ребятам рассмотреть профессии медицинских специальностей как будущую свою профессию, утвердиться в своем выборе и сделать шаг в правильном направлении.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цели:
- на основе совместной деятельности всех участников образовательного процесса оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
- более подробно осветить медицинские профессии, в связи с выбором своей дальнейшей специальности в этой отрасли.
Задачи:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
- повышения уровня компетентности обучающихся посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовоспитания, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
- формирование у школьников положительного отношения к себе, чувство изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к своей будущей профессии;
- ознакомление обучающихся со спецификой профессиональной деятельности;
- активное привлечение к деятельности всех участников образовательного процесса.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРОГРАМмНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Для повышения эффективности системы профориентации учащихся ОУ в программе предусмотрены следующие направления деятельности:
- Профпросвещение – педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.
- Консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.
- Взаимодействие с предприятиями – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в ОУ.
- Профадаптация – с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.
Мероприятия
по реализации программы по профориентации
«Выбор профессии - выбор будущего»
Класс | Сроки | Мероприятия |
8 класс | Сентябрь | Анкетирование «Дело твоей жизни». |
Октябрь | Родительское собрание «Склонности и интересы подростков в выборе профессии» | |
Ноябрь | Классный час: «У истоков медицины, или клятва Гиппократа» | |
Декабрь | Люди в белых халатах. Разнообразие медицинских специальностей. | |
Январь | Главные помощники врача. Ролевая игра «Поликлиника». | |
Февраль | Встреча с сотрудниками Добруньской врачебной амбулаторией. Беседа: «Как сделать свой выбор в профессии и добиться успеха» | |
Март | Презентация на тему: «Вебинары в медицине» | |
Апрель | Игра: «Я врач у себя в школе» | |
Май | Игра-викторина «Что я узнал о профессиях» |
Ожидаемые результаты
Приглашая подростков на занятия, где основными действующими лицами выступают их собственные, мы ставим их в ситуацию личностного риска. В принципе, это хорошо, так как появляется надежда на то, что такие занятия могут стать толчком, стимулятором саморазвития и помогут конкретному их участнику найти и осознать оптимальные способы развития.
В результате усвоения курса «Выбор профессии - выбор будущего»
учащиеся должны:
- осознать свои личные особенности, интересы и склонности;
- получить и уметь использовать информацию об учебных заведениях и различных профессиях;
- научиться пользоваться правилами выбора профессии;
- определиться в выборе будущей профессиональной деятельности и при необходимости уметь корректировать свой выбор в зависимости от рынка труда;
- обрести уверенность в себе и уметь предоставлять свои возможности потенциальному работодателю.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азбель А.А. Как помочь современному выпускнику выбрать профессию. СПб, 2003, 465 с.
2. Балакирева Э.В. Старшеклассники в поле профессионального выбора. СПб, 2005, 96 с.
3. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога.
СПб,2009, 224 с.
4. Дик Н.Ф. Лучшие профильные классные часы в школе «Моя будущая профессия». Р-на-Дону, 2007, 314 с.
5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 460 с.
6. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология. М., 2006, 192 с.
7. Козловский О.В. Выбор профессии. Р-на-Дону, 2006, 800 с.
8. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Питер, 2008, 464 с.
9. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. М., 2006, 240 с.
10. Шевченко М.Ф. Как стать успешным? Программазанятий для старшеклассников. СПб, 2007, 208 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по профориентации "Выбор профессии"
Программа предназначена для работы с учащимися старших классов....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации «Выбор профессии – выбор будущего» для учащихся 7-9 классов
Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации «Выбор профессии – выбор будущего» для учащихся 7-9 классов...
Презентация по профориентации "Выбор профессии - выбор будущего!"
Представлены материалы для выпускников и родителей...
Программа по профориентации "Выбор профессии"
Прорамма состоит из 34 уроков по выбору профессии. Составляя программу я пыталась использовать материалы разных авторов по профориентации в помощь старшеклассникам. Много диагностического материала дл...
Об утверждении состава экспертных комиссий и графика их работы на научно-исследовательской конференции школьников «Шаг в будущее» в 2017-2018 учебном году.
Конференция "Шаг в будущее", 2017-18 г....
Занятие по профориентации «Выбор профессии — выбор будущего» 7–8 класс
расширение детских представлений о мире профессий и людях труда.развитие коммуникативных способностей и умения работать в группе.Мероприятие состоит из конкурсов, викторины и профориентацион...
Мероприятие по профориентации "Выбор профессии - выбор будущего"
Игровая программа по профориентации...