программа курса по выбору "Компьютерная графика"
рабочая программа по информатике и икт (6 класс) на тему

Программа курса способствует формированию универсальных учебных действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Региональный институт непрерывного образования

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №15

Программа краткосрочного курса

«Компьютерная графика»

разработана учителем

МОУ «СОШ №15»

Егоровой Ириной Викторовной

Губаха, 2010


«Компьютерная графика»

Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность.

Б. Шоу

Курс «Компьютерная графика» рассчитан на 10 учебных занятий для группы учащихся 6 классов в количестве 10-12 человек. Способ формирования учебной группы – желание учащихся.

Работа с компьютерной графикой – одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера. Диапазон применения компьютерной графики весьма широк.

“Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”, - гласит народная пословица. Применение графики не только увеличивает скорость восприятия информации учащимися и повышает уровень ее понимания,  но и способствует развитию таких важных  качеств, как интуиция, творческое образное мышление, необходимых для самореализации личности в познании, труде, научной, художественной и других видах деятельности.

Учитывая выше сказанное, считаем актуальным на сегодняшний день ведение курса “Компьютерная графика” для учащихся 6 классов. Дети этого возраста в основном уравновешены, им свойственно открытое и доверчивое отношение к взрослым. Они ждут от учителей, родителей, других взрослых помощи и поддержки. Однако постепенно особую роль в их жизни начинает играть коллектив сверстников и складывающиеся в нем отношения. В  этот период детям свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики.

Цели курса "Компьютерная графика"

  1. Создание условий для формирования у учащихся регулятивных и коммуникативных учебных действий.
  2. Освоение учащимися умений/навыков работы с растровым изображением.

Средством достижения целей является  изучение возможностей популярного растрового редактора Adobe PhotoShop. Умение работать с изображениями в растровом графическом редакторе позволит учащимся осуществлять помощь учителям при создании демонстрационных материалов по другим общеобразовательным предметам, что повлечет за собой усиление межпредметных связей. Готовые работы можно будет использовать в качестве сюрпризов, поздравительных открыток для друзей и родственников.

Задачи:

  1. Научить:
  • выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов;
  • редактировать фотографии с использованием средств художественного оформления;
  • создавать коллаж.
  1. Способствовать формированию:
  • навыков самоорганизации;
  • умения искать информацию и использовать её в планируемой деятельности;
  • умения точно интерпретировать и детализировать вопрос;
  • умения обсуждать с одноклассниками содержание работы.

Основой проведения занятий является практическая деятельность,  обеспечивающая системное включение ребенка в процесс самостоятельного построения нового знания и позволяют проводить разноуровневое обучение. Содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включиться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя: занятия могут проводиться на высоком уровне сложности, но включать в себя вопросы доступные и интересные всем учащимся.

Любые действия по обработке графических изображений в растровом редакторе Adobe PhotoShop сводятся к умениям выделять фрагмент изображения и работе со слоями изображения. Поэтому именно этот материал рассматривается в рамках разработанного курса.

Способы организации деятельности. На каждом занятии создаются условия для организации продуктивной мыслительной деятельности учащихся. Одна из задач для младшего подростка – выйти на новый уровень учебной самоорганизации, научиться самостоятельно, планировать своё время, правильно его распределять, извлекать информацию и пользоваться её. Для развития этих умений на первых занятиях второго и третьего микромодулей перед учащимися ставится учебная задача, предлагается набор заданий, графические файлы и пошаговая инструкция с описанием способов действий для достижения требуемого результата. Необходимость работы с инструкцией способствует развитию умения работать с текстом и использовать полученную информацию при планировании своей деятельности. Возможность обратиться к инструкции учащиеся имеют на протяжении всего курса.

Задания, предлагаемые на занятии, интересны и по силам любому ученику, что помогает адекватно оценить себя, не занизив уровень самооценки. А разработанные инструкции позволяют каждому учащемуся продвигаться в индивидуальном темпе.

Несмотря на то, что каждый ученик выполняет задание индивидуально, во время работы они могут обсуждать способы выполнения заданий и полученные результаты между собой.  Так развиваются коммуникативные навыки, умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации, знание всех требований (правил общения), относящихся к стилю конкретного общения.

Учитель выступает в роли консультанта, к которому можно обраться за помощью, но в рамках одного занятия не более 5 раз. Дело в том, что дети в этом возрасте задают огромное количество лишних, несодержательных вопросов. Ограничение количества вопросов, с которыми можно обратиться к учителю, ставит ученика перед необходимостью задумываться над грамотной формулировкой вопроса. Таким образом развивается умение задавать вопрос по существу. Фиксируется каждое обращение к учителю с помощью выдаваемых в начале каждого занятия пяти фишек.

Так как программная оболочка, установленная в кабинете информатики англоязычная, во время работы закрепляется навык  чтения слов на английском языке.

Особенности мониторинга образовательного процесса и его результатов.

Результативность каждого занятия фиксируется как учителем, так и каждым учащимся. Для учителя предлагаем вести лист контроля по каждому микромодулю, оценивая по 10 бальной системе качество выполненных работ, активность на занятии и культуру поведения. (Приложение 1)

Для учеников - маршрутные листы по каждому микромодулю, регулярное заполнение которых позволит отследить качество выполнения заданий, и поможет учителю выстроить работу в дальнейшем.

Таблица 1. Маршрутный лист ученика.

Номер задания

Пункты задания

Самооценка

(по 10 бальной системе)

Оценка учителя

(по 10 бальной системе)

1

2

3

4

5

6

Инструкция по заполнению: используя условные обозначения, заполните маршрутный лист.

+ данный пункт задания выполнил самостоятельно;

* при выполнении пункта испытывал затруднения, поэтому воспользовался инструкцией;

? обращался за помощью к одноклассникам или преподавателю;

Содержание курса «Компьютерная графика»

Таблица 2. Содержание курса.

С о д е р ж а н и е

Кол-во часов по разделу

Кол-во часов по теме

Практические занятия по растровой графике

10

Рабочее окно Adobe Photoshop

1

Работа с выделенными областями

4

Работа со слоями

4

Монтаж фотографий

1

Итого

10

Количество времени на изучение материала и выполнении заданий может варьировать в зависимости от темпа деятельности учащихся. Переходить к изучению следующей темы необходимо после того, как каждый ребёнок предоставит готовый продукт, т. е. выполненный набор заданий. В конце изучения курса, используя собственный набор изображений (фотографии из семейного архива, Интернета), учащиеся создают коллаж, на выбранную тематику:

  • поздравительная открытка,
  • дружеский шарж,
  • дидактическое пособие для ученика в любой предметной области и т. д.

Результаты изучения курса. На первом занятии курса предлагаем провести анкетирование учащихся с целью выявления умений работать в растровом редакторе Adobe PhotoShop. Чтобы проследить положительную динамику, эту же анкету необходимо заполнить   на последнем занятии курса.

Примерные вопросы для анкеты:

Умения

До изучения курса

После изучения курса

Умение найти интересующую информацию

Не владею

Неуверенно владею

Уверенно владею

Не

владею

Неуверенно владею

Уверенно владею

Умение организовывать свою деятельность по инструкции

Умение использовать набор инструментов для выделения фрагмента рисунка в растровом редакторе Adobe PhotoShop

Умение перемещать изображение с одного на другой слой

Умение создавать коллаж

Таблица 3. Анкета для учащихся.

Образовательные результаты. В результате изучения курса учащиеся имеют возможность сформировать умения:

  • планировать свою деятельность,
  • искать информацию и использовать её в планируемой деятельности,
  • формулировать содержательные вопросы,
  • вступать в коммуникации по поводу обсуждения содержания работы.

Кроме этого ученики приобретут предметные умения и навыки. По изучении данного курса учащиеся должны будут знать:

  • особенности, достоинства и недостатки растровой графики;
  • назначение и функции  графического редактора Adobe PhotoShop.

В результате освоения практической части курса учащиеся должны будут уметь редактировать изображения в программе Adobe PhotoShop, а именно:

  • выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов;
  • редактировать фотографии с использованием средств художественного оформления;
  • создавать коллаж.

Критерии оценивания результатов. Для оценивания результативности проведённого курса предлагаем следующие параметры:

  • количество выполненных заданий учащимися;
  • качество выполненных работ;
  • познавательный интерес;
  • отсутствие конфликтных ситуаций между участниками группы.

Курс можно считать результативным в том случае, если выбранным параметрам соответствуют следующие критерии:

количество выполненных заданий учащимися

качество выполненных работ

проявление познавательного интереса

отсутствие конфликтных ситуаций между участниками группы

70%

80%

не менее 85%

50%

Учебно-дидактическое обеспечение курса:

  • пошаговые инструкции для учащихся;
  • набор заданий для практической работы;
  • графические файлы.

При знакомстве с пакетом растровой графики Adobe PhotoShop используются практические задания из практикума Л.Залоговой.

Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

  1. Наличие 12 компьютеров  для возможности индивидуальной работы каждого ученика.
  2. Программа Adobe PhotoShop.
  3. Методические пособия, дидактические материалы.

Кабинет, в котором проводятся занятия курса, должен соответствовать требованиям материального и программного обеспечения, и оборудован согласно правилам пожарной безопасности.

Литература

  1. Залогова Л.А, Компьютерная графика. Практикум / Л.А.Залогова. – 2-е изд. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005. – 320 с.: ил.
  2. А. Тайц, PhotoShop 7.0, «Питер», Санкт-Петербург, 2003

Приложение 1

Лист контроля для учителя

ФИ ученика

Работа с выделенными областями

Работа со слоями

Монтаж фотографий

1

2

3

4

5

4

5

6

7

8

9

10

Актив-

ность на уроке

Культура поведения

1

2

3

Актив-ность на уроке

Культура поведения

1

2

3

Актив-ность на уроке

Культура поведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа курса по выбору "Компьютерная графика в дизайне интерьера ванной комнаты"

Рабочая программа является модернизированной в связи  сокращением количества часов. Сокращение часов стало возможным благодаря объединению теми самостоятельному изучению учащихся. Практичес...

Образовательная программа курса по выбору в 9 классе "Функции, их графики и свойства"

Программа содержит пояснительную записку, учебно-тематическое планирование, краткое содержание учебного материала...

рабочая программа предпрофильного курса "Удивительный мир графиков"

Программа предпрофильного курса по математике "Удивительный мир графиков" для обучающихся 8 или 9 классов....

Программа курса предпрофильной подготовки учащихся "Компьютерная графика"

Курс расчитан на 8 часов, ориентирован на учащихся 8-9 классов. Лучше проводить этот курс в 8 классе во время прохождения темы "Графическая информация и компьютер"....

Проект "Программа элективного курса "Функции и графики"

Разработка элективного курса  для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки старшеклассников....

Программа курса по выбору ГРАФИКИ

Курс обеспечивает создание учащимся условий для обоснованного выбора профиля обучения в старшей школе через оценку собственных возможностей в усвоении математического материала на основе расширения пр...

Рабочая программа курса "Черчение и графика" (0,25 часа в 9 классе)

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС)Программа разработана на основе программы курса по выбор...