программа курса по выбору "Компьютерная графика"
рабочая программа по информатике и икт (6 класс) на тему
Программа курса способствует формированию универсальных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа курса по выбору "Компьютерная графика" | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональный институт непрерывного образования
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №15
Программа краткосрочного курса
«Компьютерная графика»
разработана учителем
МОУ «СОШ №15»
Егоровой Ириной Викторовной
Губаха, 2010
«Компьютерная графика»
Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность.
Б. Шоу
Курс «Компьютерная графика» рассчитан на 10 учебных занятий для группы учащихся 6 классов в количестве 10-12 человек. Способ формирования учебной группы – желание учащихся.
Работа с компьютерной графикой – одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера. Диапазон применения компьютерной графики весьма широк.
“Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”, - гласит народная пословица. Применение графики не только увеличивает скорость восприятия информации учащимися и повышает уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных качеств, как интуиция, творческое образное мышление, необходимых для самореализации личности в познании, труде, научной, художественной и других видах деятельности.
Учитывая выше сказанное, считаем актуальным на сегодняшний день ведение курса “Компьютерная графика” для учащихся 6 классов. Дети этого возраста в основном уравновешены, им свойственно открытое и доверчивое отношение к взрослым. Они ждут от учителей, родителей, других взрослых помощи и поддержки. Однако постепенно особую роль в их жизни начинает играть коллектив сверстников и складывающиеся в нем отношения. В этот период детям свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики.
Цели курса "Компьютерная графика"
- Создание условий для формирования у учащихся регулятивных и коммуникативных учебных действий.
- Освоение учащимися умений/навыков работы с растровым изображением.
Средством достижения целей является изучение возможностей популярного растрового редактора Adobe PhotoShop. Умение работать с изображениями в растровом графическом редакторе позволит учащимся осуществлять помощь учителям при создании демонстрационных материалов по другим общеобразовательным предметам, что повлечет за собой усиление межпредметных связей. Готовые работы можно будет использовать в качестве сюрпризов, поздравительных открыток для друзей и родственников.
Задачи:
- Научить:
- выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов;
- редактировать фотографии с использованием средств художественного оформления;
- создавать коллаж.
- Способствовать формированию:
- навыков самоорганизации;
- умения искать информацию и использовать её в планируемой деятельности;
- умения точно интерпретировать и детализировать вопрос;
- умения обсуждать с одноклассниками содержание работы.
Основой проведения занятий является практическая деятельность, обеспечивающая системное включение ребенка в процесс самостоятельного построения нового знания и позволяют проводить разноуровневое обучение. Содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включиться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя: занятия могут проводиться на высоком уровне сложности, но включать в себя вопросы доступные и интересные всем учащимся.
Любые действия по обработке графических изображений в растровом редакторе Adobe PhotoShop сводятся к умениям выделять фрагмент изображения и работе со слоями изображения. Поэтому именно этот материал рассматривается в рамках разработанного курса.
Способы организации деятельности. На каждом занятии создаются условия для организации продуктивной мыслительной деятельности учащихся. Одна из задач для младшего подростка – выйти на новый уровень учебной самоорганизации, научиться самостоятельно, планировать своё время, правильно его распределять, извлекать информацию и пользоваться её. Для развития этих умений на первых занятиях второго и третьего микромодулей перед учащимися ставится учебная задача, предлагается набор заданий, графические файлы и пошаговая инструкция с описанием способов действий для достижения требуемого результата. Необходимость работы с инструкцией способствует развитию умения работать с текстом и использовать полученную информацию при планировании своей деятельности. Возможность обратиться к инструкции учащиеся имеют на протяжении всего курса.
Задания, предлагаемые на занятии, интересны и по силам любому ученику, что помогает адекватно оценить себя, не занизив уровень самооценки. А разработанные инструкции позволяют каждому учащемуся продвигаться в индивидуальном темпе.
Несмотря на то, что каждый ученик выполняет задание индивидуально, во время работы они могут обсуждать способы выполнения заданий и полученные результаты между собой. Так развиваются коммуникативные навыки, умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации, знание всех требований (правил общения), относящихся к стилю конкретного общения.
Учитель выступает в роли консультанта, к которому можно обраться за помощью, но в рамках одного занятия не более 5 раз. Дело в том, что дети в этом возрасте задают огромное количество лишних, несодержательных вопросов. Ограничение количества вопросов, с которыми можно обратиться к учителю, ставит ученика перед необходимостью задумываться над грамотной формулировкой вопроса. Таким образом развивается умение задавать вопрос по существу. Фиксируется каждое обращение к учителю с помощью выдаваемых в начале каждого занятия пяти фишек.
Так как программная оболочка, установленная в кабинете информатики англоязычная, во время работы закрепляется навык чтения слов на английском языке.
Особенности мониторинга образовательного процесса и его результатов.
Результативность каждого занятия фиксируется как учителем, так и каждым учащимся. Для учителя предлагаем вести лист контроля по каждому микромодулю, оценивая по 10 бальной системе качество выполненных работ, активность на занятии и культуру поведения. (Приложение 1)
Для учеников - маршрутные листы по каждому микромодулю, регулярное заполнение которых позволит отследить качество выполнения заданий, и поможет учителю выстроить работу в дальнейшем.
Таблица 1. Маршрутный лист ученика.
Номер задания | Пункты задания | Самооценка (по 10 бальной системе) | Оценка учителя (по 10 бальной системе) | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
Инструкция по заполнению: используя условные обозначения, заполните маршрутный лист.
+ данный пункт задания выполнил самостоятельно;
* при выполнении пункта испытывал затруднения, поэтому воспользовался инструкцией;
? обращался за помощью к одноклассникам или преподавателю;
Содержание курса «Компьютерная графика»
Таблица 2. Содержание курса.
№ | С о д е р ж а н и е | Кол-во часов по разделу | Кол-во часов по теме |
Практические занятия по растровой графике | 10 | ||
Рабочее окно Adobe Photoshop | 1 | ||
Работа с выделенными областями | 4 | ||
Работа со слоями | 4 | ||
Монтаж фотографий | 1 | ||
Итого | 10 |
Количество времени на изучение материала и выполнении заданий может варьировать в зависимости от темпа деятельности учащихся. Переходить к изучению следующей темы необходимо после того, как каждый ребёнок предоставит готовый продукт, т. е. выполненный набор заданий. В конце изучения курса, используя собственный набор изображений (фотографии из семейного архива, Интернета), учащиеся создают коллаж, на выбранную тематику:
- поздравительная открытка,
- дружеский шарж,
- дидактическое пособие для ученика в любой предметной области и т. д.
Результаты изучения курса. На первом занятии курса предлагаем провести анкетирование учащихся с целью выявления умений работать в растровом редакторе Adobe PhotoShop. Чтобы проследить положительную динамику, эту же анкету необходимо заполнить на последнем занятии курса.
Примерные вопросы для анкеты:
Умения | До изучения курса | После изучения курса | ||||
Умение найти интересующую информацию | Не владею | Неуверенно владею | Уверенно владею | Не владею | Неуверенно владею | Уверенно владею |
Умение организовывать свою деятельность по инструкции | ||||||
Умение использовать набор инструментов для выделения фрагмента рисунка в растровом редакторе Adobe PhotoShop | ||||||
Умение перемещать изображение с одного на другой слой | ||||||
Умение создавать коллаж |
Таблица 3. Анкета для учащихся.
Образовательные результаты. В результате изучения курса учащиеся имеют возможность сформировать умения:
- планировать свою деятельность,
- искать информацию и использовать её в планируемой деятельности,
- формулировать содержательные вопросы,
- вступать в коммуникации по поводу обсуждения содержания работы.
Кроме этого ученики приобретут предметные умения и навыки. По изучении данного курса учащиеся должны будут знать:
- особенности, достоинства и недостатки растровой графики;
- назначение и функции графического редактора Adobe PhotoShop.
В результате освоения практической части курса учащиеся должны будут уметь редактировать изображения в программе Adobe PhotoShop, а именно:
- выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов;
- редактировать фотографии с использованием средств художественного оформления;
- создавать коллаж.
Критерии оценивания результатов. Для оценивания результативности проведённого курса предлагаем следующие параметры:
- количество выполненных заданий учащимися;
- качество выполненных работ;
- познавательный интерес;
- отсутствие конфликтных ситуаций между участниками группы.
Курс можно считать результативным в том случае, если выбранным параметрам соответствуют следующие критерии:
количество выполненных заданий учащимися | качество выполненных работ | проявление познавательного интереса | отсутствие конфликтных ситуаций между участниками группы |
70% | 80% | не менее 85% | 50% |
Учебно-дидактическое обеспечение курса:
- пошаговые инструкции для учащихся;
- набор заданий для практической работы;
- графические файлы.
При знакомстве с пакетом растровой графики Adobe PhotoShop используются практические задания из практикума Л.Залоговой.
Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
- Наличие 12 компьютеров для возможности индивидуальной работы каждого ученика.
- Программа Adobe PhotoShop.
- Методические пособия, дидактические материалы.
Кабинет, в котором проводятся занятия курса, должен соответствовать требованиям материального и программного обеспечения, и оборудован согласно правилам пожарной безопасности.
Литература
- Залогова Л.А, Компьютерная графика. Практикум / Л.А.Залогова. – 2-е изд. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005. – 320 с.: ил.
- А. Тайц, PhotoShop 7.0, «Питер», Санкт-Петербург, 2003
Приложение 1
Лист контроля для учителя
ФИ ученика | Работа с выделенными областями | Работа со слоями | Монтаж фотографий | |||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Актив- ность на уроке | Культура поведения | 1 | 2 | 3 | Актив-ность на уроке | Культура поведения | 1 | 2 | 3 | Актив-ность на уроке | Культура поведения | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа курса по выбору "Компьютерная графика в дизайне интерьера ванной комнаты"
Рабочая программа является модернизированной в связи сокращением количества часов. Сокращение часов стало возможным благодаря объединению теми самостоятельному изучению учащихся. Практичес...
Образовательная программа курса по выбору в 9 классе "Функции, их графики и свойства"
Программа содержит пояснительную записку, учебно-тематическое планирование, краткое содержание учебного материала...
рабочая программа предпрофильного курса "Удивительный мир графиков"
Программа предпрофильного курса по математике "Удивительный мир графиков" для обучающихся 8 или 9 классов....
Программа курса предпрофильной подготовки учащихся "Компьютерная графика"
Курс расчитан на 8 часов, ориентирован на учащихся 8-9 классов. Лучше проводить этот курс в 8 классе во время прохождения темы "Графическая информация и компьютер"....
Проект "Программа элективного курса "Функции и графики"
Разработка элективного курса для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки старшеклассников....
Программа курса по выбору ГРАФИКИ
Курс обеспечивает создание учащимся условий для обоснованного выбора профиля обучения в старшей школе через оценку собственных возможностей в усвоении математического материала на основе расширения пр...
Рабочая программа курса "Черчение и графика" (0,25 часа в 9 классе)
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС)Программа разработана на основе программы курса по выбор...