программа курса по выбору «Применение электронных таблиц в финансово-экономических расчетах
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) по теме
Рабочая программа курса по выбору для учащихся 9-х классов составлен на основе программы: В.А.Берест, Л.М. Матвеенко, Л.А.Бачурина «Применение электронных таблиц в финансово-экономических расчетах», 2005 г.
Программа предназначена для обучающихся 9-х классов. Рассчитана на 16 часов учебного времени. Срок реализации программы – два триместра.
Программа составлена с учетом знаний и умений учащихся, полученных при изучении темы «Технология обработки числовых данных» в базовом курсе информатики за 8 класс и предполагает углубленное изучение материала по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektronnye_tablicy.doc | 136 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
Согласовано:: Утверждаю:
Зам.директора по УВР директор школы
А.А.Вавуло А.Г. Сизикова
от «___»__________ 2010 г. Приказ №_______
от «____»________ 2010 г.
Подпись: Подпись:
Рабочая программа курса по выбору
«Применение электронных таблиц в финансово-экономических расчетах»
2010/2011
для учащихся 9-х классов
Сисинбаева Елена Николаевна, учитель информатики
Количество часов – 16 часов
Срок реализации программы - 2 триместра
Программа составлена в соответствии с учебным планом школы и на основе программы: В.А.Берест, Л.М. Матвеенко, Л.А.Бачурина «Применение электронных таблиц в финансово-экономических расчетах» (Сборник: Информатика и информационно – коммуникационные технологии: Элективные курсы в предпрофильной подготовке/Сост. В.Г. Хлебостроев, Л.А. Обухова. – М.: 5 за знанья, 2005 г.)
Учебное пособие: Макарова Н.В. Информатика. 7 – 9 класс. Базовый курс. Практикум – задачник по моделированию. - Спб.: Питер, 2001 г.
Рассмотрено:
на заседании ШМО
Протокол №________
от «____»__________ 2010 г.
Руководитель
Шаповалова А.В.
Подпись:
Лангепас 2010
Пояснительная записка
Рабочая программа курса по выбору для учащихся 9-х классов составлен на основе программы: В.А.Берест, Л.М. Матвеенко, Л.А.Бачурина «Применение электронных таблиц в финансово-экономических расчетах», 2005 г.
Программа предназначена для обучающихся 9-х классов. Рассчитана на 16 часов учебного времени. Срок реализации программы – два триместра.
Программа составлена с учетом знаний и умений учащихся, полученных при изучении темы «Технология обработки числовых данных» в базовом курсе информатики за 8 класс и предполагает углубленное изучение материала по данной теме.
Содержание курса построено на межпредметных связях информатики с математикой. Обучающиеся расширят и углубят собственные представления о возможностях табличного процессора Excel, использовании разнообразных средств и приемов при выполнении финансово-экономических расчетах в ходе работы с электронными таблицами, подготовки различных форм документов финансовой отчетности. Знания, полученные при изучении курса «Применение электронных таблиц в финансово-экономических расчетах», учащиеся могут использовать введения простых базы данных для учета всего, что угодно: денег, материалов, товаров, времени и т.д. С этих позиций курс бесспорно актуалени способен формированию ключевых компетенций.
По типу курс является предметно - ориентационным.
Курс позволит учащимся 9-х классов определиться с дельнейшим выбором профиля (в старшей школе). Программа курса ориентирована на информационно – технический профиль.
Цели и задачи курса:
- подготовить учащихся к ситуации выбора профиля дальнейшего обучения;
- познакомить с проблематикой и особенностями информационно – технологического профиля обучения в связи с профессиональным самоопределением;
- уточнить готовность учащихся к освоению данного профиля при дальнейшем обучении.
В контексте образовательного результата, программа курса ориентирована прежде всего не столько на формирование предметных знаний, умений и навыков (область традиционного подхода в образовании), сколько на формирование общеучебных (надпредметных) умений и навыков, так называемых ключевых компетенций: информационных и коммуникационных.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
- Назначение и возможности электронной таблицы;
- Функции Excel;
- Средства Excel для подготовки различных сводок и отчетов.
Уметь:
- создавать сложные формулы для выполнения различных расчетов;
- работать с базами данных, с таблицами со связанными рабочими листами и книгами (файлами);
- находить оптимальные решения при бизнес - планировании;
- использовать средства подготовки различных отчетов и сводок;
- графическое изображение данных.
Структурная модель последовательности занятий линейная.
На занятиях данного курса учитель выполняет множество релей, он является и информатором, и инструктором, и организатором, и экспертом, и советником, и координатором, и консультантом и наблюдателем. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания.
Современные образовательные технологии используемые на занятиях: проектный метод обучения, обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа): информационно – коммуникационные технологии.
Формы проведения занятий – лекции, мини-лекции и практикумы: выполнение практических работ. Увеличена доля самостоятельной работы детей. Практические занятия проводятся по одному заданию для всех одновременно.
Методы организации и осуществления деятельности учащихся: словесные (лекция, инструктаж, рассказ), наглядные (иллюстрация, демонстрация опыта, презентация, компьютерная средства) и практические (практические упражнения, работа с книгой).
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая и фронтальная.
Уровень деятельности учащихся: репродуктивный, поисково-исследовательский.
Методы контроля уровня достижения учащихся: устный (фронтальный опрос) и письменный (итоги практических работ), защита проектов.
Система оценивания: зачет / незачет
Критерии оценивания:
«Зачтено» ставится в случае, если обучающимся выполнены все практические работы, имеются устные ответы. «Незачет» ставится в случае систематического непосещения занятий, невыполненных практических работ.
Учебно - тематическое план
Название темы | Количество часов | форма проведения | образовательный продукт | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. Введение. Назначение программы Excel. | 1 | 1 | - | Лекция | Конспект |
2. Основные приемы работы с книгами и рабочими листами. | 3 | 1 | 2 | Мини-лекция, практикум | Итоги практической работы: овладение приемами перемещения, удаления, копирования, переименования листов, связывания рабочих книг, работа с формулами в ячейках |
3. Функции в Excel. | 4 | - | 4 | Лекция, практикум | Итоги практической работы: логические функции (и, или, не, если) |
4. Основы работы со списками. | 2 | - | 2 | Практикум | Итоги практической работы, овладение приемом сортировка, списки, консолидация данных |
5. Средства Excel для подготовки сводок и отчетов. | 2 | - | 2 | Практикум | Итоги практической работы: статистические функции (ср. знач, сумм, макс.) |
6. Оптимизация решений в Excel. | 3 | - | 3 | Практикум | Итоги практической работы, овладение командой подбор параметра |
7. Итоговая работа | - | 1 | Практикум | Результаты практической работы «Нахождения суммы кредита» | |
Итого: | 16 | 2 | 14 |
Календарно- тематическое планирование по форме
№ п/п | Календарные сроки | Кол-во часов | Название темы | форма проведения | Задания для учащихся |
1 | 1 | Введение. Назначение программы Excel. | Лекция | - | |
2 | 1 | Основные приемы работы с книгами и рабочими листами. Практическая работа №1 «Основные приемы работы с рабочими листами и книгами» | Мини-лекция, практикум | Сделать таблицу умножения Пифагора | |
3 | 1 | Основные приемы работы с книгами и рабочими листами. Практическая работа №2 «Связывание рабочих листов. Консолидация рабочих листов» | Практикум | - | |
4 | 1 | Основные приемы работы с книгами и рабочими листами. Практическая работа №3 «Связывание рабочих книг(файлов)» | Практикум | Сделать смету своих карманных расходов | |
5 | 1 | Функции в Excel. | Лекция | - | |
6 | 1 | Практическая работа №4 «Категории функций: математические, статистические» | Практикум | Произвести расчет стоимости недвижимости | |
7 | 1 | Практическая работа №5 «Категории функций: логические» | Практикум | - | |
8 | 1 | Практическая работа №6 «Использование функций в финансово-экономических расчетах» | Практикум | Приготовить шпаргалку для торговца напитками | |
9 | 1 | Практическая работа №7 «Основы работы со списками». | Практикум | - | |
10 | 1 | Практическая работа №8 «Основы работы с фильтрами» | Практикум | Произвести расчет электорнэнергии и суммы оплаты за нее | |
11 | 1 | Средства Excel для подготовки сводок и отчетов. | Практикум | - | |
12 | 1 | Практическая работа № 9 «Средства Excel для подготовки различных сводок и отчетов: сводные таблицы» | Практикум | Сделать таблицу стоимости услуг стоматологической поликлиники с учетом налога с продаж | |
13 | 1 | Оптимизация решений в Excel: «Задача для начальников Отдела кадров» | Практикум | - | |
14 | 1 | Оптимизация решений в Excel: «Задача для коммерческого директора» | Практикум | Произвести расчет заработной платы средствами MS Excel | |
15 | 1 | Оптимизация решений в Excel: расчет амортизации | Практикум | - | |
16 | 1 | Итоговая работа «Нахождения суммы кредита» | Практикум | Защита проектов |
Содержание образования
1. Введение (1 ч.)
Содержание: Назначение программы Excel. Использование программы Excel в финансово-экономических расчетах.
Обучающиеся будут знать/уметь:
- знать Интерфейс программы;
- уметь создавать и редактировать рабочие листы, книги, ячейку.
Текущий контроль: фронтальный опрос
2. Технология обработки числовых данных (электронные таблицы) (3 ч.)
Содержание: Основные приемы работы с рабочими листами и книгами. Связывание рабочих листов. Консолидация рабочих листов. Связывание рабочих книг (файлов).
- Практическая работа №1 «Основные приемы работы с рабочими листами и книгами»
- Практическая работа №2 «Связывание рабочих листов. Консолидация рабочих листов»
- Практическая работа №3 «Связывание рабочих книг (файлов)»
Обучающиеся будут знать/уметь:
- знать консолидацию рабочих листов;
- уметь связывать рабочие листы.
Текущий контроль: итоги практической работы
3. Функции Excel (4 ч.)
Содержание: Категории функций: математические, статистические, логические. Использование функций в финансово-экономических расчетах. Средства Excel для подготовки различных сводок и отчетов: сводные таблицы.
- Практическая работа №4 «Категории функций: математические, статистические»
- Практическая работа №5 «Категории функций: логические»
- Практическая работа №6 «Использование функций в финансово-экономических расчетах
Обучающиеся будут знать/уметь:
- знать математические, статистические, логические функции;
- уметь работать с (математические, статистические, логические) функциями.
Текущий контроль: итоги практической работы
- Основы работы со списками: фильтры (2 ч.)
Содержание: Основные приемы работы со списками, фильтрами, сортировка
- Практическая работа №7 «Основы работы со списками».
- Практическая работа №8 «Основы работы с фильтрами»
Обучающиеся будут знать/уметь:
- уметь работать с фильтрами;
- уметь форматировать электронные таблицы.
Текущий контроль: итоги практической работы.
- Средства Excel для подготовки сводок и отчетов.
Содержание: Основные приемы работы с отчетами, сводками.
- Практическая работа № 9 «Средства Excel для подготовки различных сводок и отчетов: сводные таблицы»
Обучающиеся будут знать/уметь:
- уметь работать с отчетами
- уметь составлять сводки данных.
Текущий контроль: итоги практической работы.
- Оптимизация решений в Excel. Подбор параметров (3ч.)
Содержание: Основные приемы работы с диаграммами, графиками функций.
- «Задача для начальников Отдела кадров»
- «Задача для коммерческого директора»
- «Расчет амортизации»
Обучающиеся будут знать/уметь:
- уметь работать с диаграммами;
- уметь строить графики функции.
Текущий контроль: итоги практических работ.
- Итоговое занятие (1ч)
Итоговый контроль: Выполнение итоговой практической работы «Нахождения суммы кредита».
Защита проектов.
Перечень проектных работ, предлагаемых обучающимся
Название проекта | Вид проекта | Кол-во часов |
1. Связывание таблиц» | Прикладной | 6 |
2. «Логические функции» | Прикладной | 4 |
3. «Консолидация данных» | Прикладной | 4 |
4. «Статистические функции» | Прикладной | 2 |
5. «Функции даты и времени» | Прикладной | 2 |
6. «Подбор параметров» | Прикладной | 2 |
Список литературы
Основная литература для обучающихся:
- Информатика и информационно-коммуникационные технологии: Элективные курсы в предпрофильной подготовке/Сост. В.Г.Хлебостроев, Л.А. Обухова; под ред. Л.А Обуховой- М.: 5 за знании. 2005.(методическая библиотека).
Основная литература для учителей:
- Информатика и информационно-коммуникационные технологии: Элективные курсы в предпрофильной подготовке/Сост. В.Г.Хлебостроев, Л.А. Обухова; под ред. Л.А Обуховой- М.: 5 за знании. 2005.(методическая библиотека).
- Excel – это очень просто! –СПб.: Питер, 2006 Левин А.Ш.
Дополнительная литература для обучающихся и учителей:
- Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию./под ред. Н.В. Макаровой.-Спб.: Питер, 2001
Электронные издания
- http://tmn.fio.ru/works/134x/307-1/lec.htm
- Полная программная поддержка курса "Информатика и ИКТ".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Функции и расчеты в электронных таблицах"
Конспект урока по информатике по теме "Функции и расчеты в электронных таблицах"...
программа курса по выбору "Применение законов Ньютона"
Курс разработан с целью углубления знаний учащихся 9 классов по физике....
Использование электронных таблиц Excel с целью оптимизации экономических расчетов творческого проекта.
Это методические рекомендации по использованию электронных таблиц Excel для выполнения экономических расчетов творческого проекта....
Практическая работа «Построение электронной таблицы. Организация расчетов в MS Excel 2007»
Дидактический материал практическая работа по теме "Построение электронной таблицы. Организация расчетов в MS Excel 2007" предназначена для учащихся 8 класса .Для выполнения работы исп...
Технология числовых расчетов в профильном курсе (Электронные таблицы)
Технология числовых расчетов в профильном курсе (Электронные таблицы) - мое УМК...
Электронная таблица расчета платного питания.
Данная таблица будет полезна специалистам по питанию для подсчета и корректировки....