программа курса по выбору «Применение электронных таблиц в финансово-экономических расчетах
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) по теме

 

Рабочая программа курса по выбору для учащихся 9-х классов составлен на основе программы: В.А.Берест, Л.М. Матвеенко, Л.А.Бачурина «Применение электронных таблиц в финансово-экономических расчетах», 2005 г.

Программа предназначена для обучающихся 9-х классов. Рассчитана на 16 часов учебного времени. Срок реализации программы – два триместра.

Программа составлена с учетом знаний и умений учащихся, полученных при изучении темы «Технология обработки числовых данных» в базовом курсе информатики за 8 класс и предполагает углубленное изучение материала по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektronnye_tablicy.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

Согласовано::                                                                            Утверждаю:

Зам.директора по УВР                                                      директор школы

А.А.Вавуло                                                                       А.Г. Сизикова

от «___»__________ 2010 г.                                                    Приказ №_______

от «____»________ 2010 г.

Подпись:                                                                        Подпись:

Рабочая программа курса по выбору

«Применение электронных таблиц в финансово-экономических расчетах»

2010/2011

для учащихся 9-х классов

 

Сисинбаева Елена Николаевна, учитель информатики

Количество часов – 16 часов

Срок реализации программы -  2 триместра

Программа составлена в соответствии с учебным планом школы и на основе программы: В.А.Берест, Л.М. Матвеенко, Л.А.Бачурина «Применение электронных таблиц в финансово-экономических расчетах» (Сборник: Информатика и информационно – коммуникационные технологии: Элективные курсы в предпрофильной подготовке/Сост. В.Г. Хлебостроев, Л.А. Обухова. – М.: 5 за знанья, 2005 г.)

Учебное пособие: Макарова Н.В. Информатика. 7 – 9 класс. Базовый курс. Практикум – задачник по моделированию. - Спб.: Питер, 2001 г.

Рассмотрено:

на заседании ШМО

Протокол №________

от «____»__________ 2010 г.

Руководитель

Шаповалова А.В.

Подпись:

Лангепас 2010

Пояснительная записка

Рабочая программа курса по выбору для учащихся 9-х классов составлен на основе программы: В.А.Берест, Л.М. Матвеенко, Л.А.Бачурина «Применение электронных таблиц в финансово-экономических расчетах», 2005 г.

Программа предназначена для обучающихся 9-х классов. Рассчитана на 16 часов учебного времени. Срок реализации программы – два триместра.

Программа составлена с учетом знаний и умений учащихся, полученных при изучении темы «Технология обработки числовых данных» в базовом курсе информатики за 8 класс и предполагает углубленное изучение материала по данной теме.

Содержание курса построено на межпредметных связях информатики с математикой. Обучающиеся расширят и углубят собственные представления о возможностях табличного процессора Excel, использовании разнообразных средств и приемов при выполнении финансово-экономических расчетах в ходе работы с электронными таблицами, подготовки различных форм документов финансовой отчетности. Знания, полученные при изучении курса «Применение электронных таблиц в финансово-экономических расчетах», учащиеся могут использовать введения простых базы данных для учета всего, что угодно: денег, материалов, товаров, времени и т.д. С этих позиций курс бесспорно актуалени способен формированию ключевых компетенций.

По типу курс является предметно - ориентационным.

Курс позволит учащимся 9-х классов определиться с дельнейшим выбором профиля (в старшей школе). Программа курса ориентирована на информационно – технический профиль.

Цели и задачи курса:

  • подготовить учащихся к ситуации выбора профиля дальнейшего обучения;
  • познакомить с проблематикой и особенностями информационно – технологического профиля обучения в связи с профессиональным самоопределением;
  •  уточнить готовность учащихся к освоению данного профиля при дальнейшем обучении.

В контексте образовательного результата, программа курса ориентирована прежде всего не столько на формирование предметных знаний, умений и навыков (область традиционного подхода в образовании), сколько на формирование общеучебных (надпредметных) умений и навыков, так называемых ключевых компетенций: информационных и коммуникационных.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

  • Назначение и возможности электронной таблицы;
  • Функции Excel;
  • Средства Excel для подготовки различных сводок и отчетов.

Уметь:

  • создавать сложные формулы для выполнения различных расчетов;
  • работать с базами данных, с таблицами со связанными рабочими листами и книгами (файлами);
  • находить оптимальные решения при бизнес - планировании;
  • использовать средства подготовки различных отчетов и сводок;
  • графическое изображение данных.

Структурная модель последовательности занятий линейная.

На занятиях данного курса учитель выполняет множество релей, он является и информатором, и инструктором, и организатором, и экспертом, и советником, и координатором, и консультантом и наблюдателем. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания.

Современные образовательные технологии используемые на занятиях: проектный метод обучения, обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа): информационно – коммуникационные технологии.

Формы проведения занятий – лекции, мини-лекции и практикумы: выполнение практических работ. Увеличена доля самостоятельной работы детей. Практические занятия проводятся по одному заданию для всех одновременно.

Методы организации и осуществления деятельности учащихся: словесные (лекция, инструктаж, рассказ), наглядные (иллюстрация, демонстрация опыта,  презентация, компьютерная средства) и практические (практические упражнения, работа с книгой).

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая и фронтальная.

Уровень деятельности учащихся: репродуктивный, поисково-исследовательский.

Методы контроля уровня достижения учащихся: устный (фронтальный опрос) и письменный (итоги практических работ), защита проектов.

Система оценивания:       зачет / незачет

Критерии оценивания:

«Зачтено» ставится в случае, если обучающимся выполнены все практические работы, имеются устные ответы. «Незачет» ставится в случае систематического непосещения занятий, невыполненных практических работ.

Учебно - тематическое план

Название темы

Количество часов

форма проведения

образовательный продукт

Всего

Теория

Практика

1. Введение. Назначение программы Excel.

1

1

-

Лекция

Конспект

2. Основные приемы работы с книгами и рабочими листами.

3

1

2

Мини-лекция, практикум

Итоги практической работы: овладение приемами перемещения, удаления, копирования, переименования листов, связывания рабочих книг, работа с формулами в ячейках

3. Функции в Excel.

4

-

4

Лекция, практикум

Итоги практической работы: логические функции (и, или, не, если)

4. Основы работы со списками.

2

-

2

Практикум

Итоги практической работы, овладение приемом сортировка, списки, консолидация данных

5. Средства Excel для подготовки сводок и отчетов.

2

-

2

Практикум

Итоги практической работы: статистические функции (ср. знач, сумм, макс.)

6. Оптимизация решений в Excel.

3

-

3

Практикум

Итоги практической работы, овладение командой подбор параметра

7. Итоговая работа

-

1

Практикум

Результаты практической работы «Нахождения суммы кредита»

Итого:

16

2

14


Календарно- тематическое планирование по форме

№ п/п

Календарные сроки

Кол-во часов

Название темы

форма проведения

Задания для учащихся

1

1

Введение. Назначение программы Excel.

Лекция

-

2

1

Основные приемы работы с книгами и рабочими листами.

Практическая работа №1 «Основные приемы работы с рабочими листами и книгами»

Мини-лекция, практикум

Сделать таблицу умножения Пифагора

3

1

Основные приемы работы с книгами и рабочими листами. Практическая работа №2 «Связывание рабочих листов. Консолидация рабочих листов»

Практикум

-

4

1

Основные приемы работы с книгами и рабочими листами. Практическая работа №3 «Связывание рабочих книг(файлов)»

Практикум

Сделать смету своих карманных расходов

5

1

Функции в Excel.

Лекция

-

6

1

Практическая работа №4 «Категории функций: математические, статистические»

Практикум

Произвести расчет стоимости недвижимости

7

1

Практическая работа №5 «Категории функций: логические»

Практикум

-

8

1

Практическая работа №6 «Использование функций в финансово-экономических расчетах»

Практикум

Приготовить шпаргалку для торговца напитками

9

1

Практическая работа №7 «Основы работы со списками».

Практикум

-

10

1

Практическая работа №8 «Основы работы с фильтрами»

Практикум

Произвести расчет электорнэнергии и суммы оплаты за нее

11

1

Средства Excel для подготовки сводок и отчетов.

Практикум

-

12

1

Практическая работа № 9 «Средства Excel для подготовки различных сводок и отчетов: сводные таблицы»

Практикум

Сделать таблицу стоимости услуг стоматологической поликлиники с учетом налога с продаж

13

1

Оптимизация решений в Excel:

«Задача для начальников Отдела кадров»

Практикум

-

14

1

Оптимизация решений в Excel:

«Задача для коммерческого директора»

Практикум

Произвести расчет заработной платы средствами MS Excel

15

1

Оптимизация решений в Excel:

расчет амортизации

Практикум

-

16

1

Итоговая работа «Нахождения суммы кредита»

Практикум

Защита проектов

Содержание образования

1.        Введение (1 ч.)

Содержание: Назначение программы Excel. Использование программы Excel в финансово-экономических расчетах.

Обучающиеся будут знать/уметь:

- знать Интерфейс программы;

- уметь создавать и редактировать рабочие листы, книги, ячейку.

Текущий контроль: фронтальный опрос

2.        Технология обработки числовых данных (электронные таблицы) (3 ч.)

Содержание: Основные приемы работы с рабочими листами и книгами. Связывание рабочих листов. Консолидация рабочих листов. Связывание рабочих книг (файлов).

  • Практическая работа №1 «Основные приемы работы с рабочими листами и книгами»
  • Практическая работа №2 «Связывание рабочих листов. Консолидация рабочих листов»
  • Практическая работа №3 «Связывание рабочих книг (файлов)»

Обучающиеся будут знать/уметь:

- знать консолидацию рабочих листов;

- уметь связывать рабочие листы.

Текущий контроль: итоги практической работы

3.        Функции Excel (4 ч.)

Содержание: Категории функций: математические, статистические, логические. Использование функций в финансово-экономических расчетах. Средства Excel для подготовки различных сводок и отчетов: сводные таблицы.

  • Практическая работа №4 «Категории функций: математические, статистические»
  • Практическая работа №5 «Категории функций: логические»
  • Практическая работа №6 «Использование функций в финансово-экономических расчетах

Обучающиеся будут знать/уметь:

- знать математические, статистические, логические функции;

- уметь работать с (математические, статистические, логические) функциями.

Текущий контроль: итоги практической работы

  1. Основы работы со списками: фильтры (2 ч.)

Содержание: Основные приемы работы со списками, фильтрами, сортировка

  • Практическая работа №7 «Основы работы со списками».
  • Практическая работа №8 «Основы работы с фильтрами»

Обучающиеся будут знать/уметь:

- уметь работать с фильтрами;

- уметь форматировать электронные таблицы.

Текущий контроль: итоги практической работы.

  1. Средства Excel для подготовки сводок и отчетов.

Содержание: Основные приемы работы с отчетами, сводками.

  1. Практическая работа № 9 «Средства Excel для подготовки различных сводок и отчетов: сводные таблицы»

Обучающиеся будут знать/уметь:

- уметь работать с отчетами

- уметь составлять сводки данных.

Текущий контроль: итоги практической работы.

  1. Оптимизация решений в Excel. Подбор параметров (3ч.)

Содержание: Основные приемы работы с диаграммами, графиками функций.

  • «Задача для начальников Отдела кадров»
  • «Задача для коммерческого директора»
  • «Расчет амортизации»

Обучающиеся будут знать/уметь:

- уметь работать с диаграммами;

- уметь строить графики функции.

Текущий контроль: итоги практических работ.

  1.  Итоговое занятие (1ч)

Итоговый контроль: Выполнение итоговой практической работы «Нахождения суммы кредита».

Защита проектов.

Перечень проектных работ, предлагаемых обучающимся

Название проекта

Вид проекта

Кол-во часов

1. Связывание таблиц»

Прикладной

6

2. «Логические функции»

Прикладной

4

3. «Консолидация данных»

Прикладной

4

4. «Статистические функции»

Прикладной

2

5. «Функции даты и времени»

Прикладной

2

6. «Подбор параметров»

Прикладной

2


Список литературы

Основная литература для обучающихся:

  1. Информатика и информационно-коммуникационные технологии: Элективные курсы в предпрофильной подготовке/Сост. В.Г.Хлебостроев, Л.А. Обухова; под ред. Л.А Обуховой- М.: 5 за знании. 2005.(методическая библиотека).

Основная литература для учителей:

  1. Информатика и информационно-коммуникационные технологии: Элективные курсы в предпрофильной подготовке/Сост. В.Г.Хлебостроев, Л.А. Обухова; под ред. Л.А Обуховой- М.: 5 за знании. 2005.(методическая библиотека).
  2. Excel – это очень просто! –СПб.: Питер, 2006 Левин А.Ш.

Дополнительная литература для обучающихся  и учителей:

  1. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию./под ред. Н.В. Макаровой.-Спб.: Питер, 2001

Электронные издания

  1. http://tmn.fio.ru/works/134x/307-1/lec.htm
  2. Полная программная поддержка курса "Информатика и ИКТ".

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Функции и расчеты в электронных таблицах"

Конспект урока по информатике по теме "Функции и расчеты в электронных таблицах"...

программа курса по выбору "Применение законов Ньютона"

Курс разработан с целью углубления знаний учащихся 9 классов по физике....

Использование электронных таблиц Excel с целью оптимизации экономических расчетов творческого проекта.

Это методические рекомендации по использованию электронных таблиц Excel для выполнения экономических расчетов творческого проекта....

Практическая работа «Построение электронной таблицы. Организация расчетов в MS Excel 2007»

Дидактический материал практическая работа  по теме "Построение электронной таблицы. Организация расчетов в MS Excel 2007" предназначена для учащихся 8 класса .Для выполнения работы исп...

Технология числовых расчетов в профильном курсе (Электронные таблицы)

Технология числовых расчетов в профильном курсе (Электронные таблицы) -  мое УМК...

Электронная таблица расчета платного питания.

Данная таблица будет полезна специалистам по питанию для подсчета и корректировки....