Программа индивидуальных коррекционных занятий по профилактике аутоагрессивного поведения "Мой мир"
рабочая программа по психологии
Программа предусматривает нетрадиционные приемы и методы проведения занятий и многообразие их использования: лекции, дискуссии, мозговые штурмы, сюжетно-ролевые игры, анализ конкретных ситуаций, занятия с элементами тренинга, занятия с элементами арт-терапии, исследования, психодиагностические процедуры и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr-ma_ao_uatoagressivnomu_povedeniyu.docx | 34.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ПО СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ
Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 3,
филиал Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
Заводоуковского городского округа
«Заводоуковская средняя общеобразовательная школа №2»
(СОШ № 3, филиал МАОУ «СОШ № 2»)
УТВЕРЖДАЮ
директор филиала
__________________
Ф.А. Тихонов
«___»__________ 2024 г.
Индивидуальная программа коррекционно-развивающих занятий «Мой мир»,
для учащихся с аутоагрессивным поведением
(направлена на формирование навыков саморегуляции, повышение стрессоустойчивости, снижение эмоционального напряжения и гармонизации личности)
Составлена
М.Б. Бабич,
педагогом-психологом
2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
К основной программе были взяты занятия из программы «Мой мир», с учетом индивидуальных особенностей учащейся, выявленных в ходе психолого-педагогической диагностики, включающей методы анкетирования, опроса, наблюдения и интервьюирования классного руководителя.
Для реализации программы предусматривается использование следующих форм работы:
- индивидуальные занятия с элементами тренинга;
- арт-терапия;
- индивидуальные консультации – рекомендации;
- совместные занятия с родителями.
Занятие планируется как набор ролевых (моделирующих) игр и упражнений, дискуссий с психологом и оценочных упражнений, которые являются продуктивными методами, позволяющими проанализировать сложившиеся отношения со сверстниками, окружающими, нормы и ценности, а также тренировать коммуникативные навыки.
Чтобы сделать занятия более эффективными, планируется соблюдать следующие принципы их проведения: доверие, искренность в общении, конфиденциальность, активность, интенсивность включения в занятие, творческая позиция, диалогичность, использование вопросов-просьб типа: «Поясни, пожалуйста, свою мысль» или «В каких случаях, по твоему мнению, так бывает?». Избегание вопроса «Почему?», с целью исключения блокировки мыслительной деятельности и провоцирования защитной реакции студента.
Цель данной программы: профилактика аутоагрессивного поведения через повышение социальной адаптированности на основе ценностно-целевой позиции учащегося. Снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения. Переориентация взаимодействия взрослого и ребенка.
Задачи реализации поставленной цели:
- Развить у подростка позитивное самосознание.
- Научить ценить свою и чужую индивидуальность.
- Сформировать отношение к жизни как к ценности.
- Обучать конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации.
Знания, которые учащемуся необходимо приобрести по окончании программы:
- знания о ценности здоровья, жизни человека;
- знания об эффективных способах поведения, решения проблем;
- знание о способам выражения гнева в приемлемой форме;
- знание об конструктивных поведенческих реакций в проблемных ситуациях.
Умения и навыки, которыми подростку необходимо овладеть по окончании программы:
- умение принять себя;
- навыки рефлексии, осознания себя;
- умения владеть навыками саморегуляции и самообладанием;
- социальные навыки, способствующие эффективному взаимодействию с окружающими;
- навык решения собственных проблем.
Сроки занятий:
Программа «Мой Мир» рассчитана на 16 часов. Продолжительность одного занятия 20 - 30 мин. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Условия реализации программы:
Программа «Мой Мир» реализуется на базе общеобразовательного учреждения.
Приемы и методы:
Программа предусматривает нетрадиционные приемы и методы проведения занятий и многообразие их использования: лекции, дискуссии, мозговые штурмы, сюжетно-ролевые игры, анализ конкретных ситуаций, занятия с элементами тренинга, занятия с элементами арт-терапии, исследования, психодиагностические процедуры и др.
Оценка результатов деятельности:
Для оценивания результатов используются различные варианты анкетирования и тестирования. Очень важным является то, что учащийся сам видит и анализирует свои достижения в вопросах здоровья. Поэтому у каждого учащегося с начала занятий имеется отдельная тетрадь, в которой выполняется домашнее задание, делаются заметки, заполняются анкеты, строятся результативные графики и диаграммы.
Содержание индивидуальных занятий с подростками:
В. Оклендер выделяет четыре стадии отреагирования гнева (В. Оклендер, 1997):
- Предоставлять несовершеннолетним практически приемлемые методы для выражения гнева безопасным способом во внешнем плане.
- Помочь несовершеннолетним подойти к реальному восприятию чувства гнева, побудить их к тому, чтобы эмоционально отреагировать этот – гнев и ситуацию в целом «здесь и теперь». В этих случаях хорошо прорисовать гнев красками или вылепить из пластилина – зрительно обозначить свой гнев. Часто у несовершеннолетних образ их гнева отождествляется с обидчиком, с тем объектом, которому непосредственно адресован их гнев.
- Дать возможность прямого вербального контакта с чувством гнева: пусть скажут все, что нужно сказать, тому, кому следует сказать. Обычно после того, как несрвершеннолетние полностью выскажутся (иногда они кричат и плачут при этом), происходит трансформация зрительного образа гнева в позитивную сторону; дети становятся более спокойными и открытыми к дальнейшей работе.
- Обсуждать с обучающими, что заставляет их гневаться, в каких ситуациях это чаще всего происходит, как они это обнаруживают и как ведут себя в это время. Важно, чтобы ребенок научился осознавать и понимать свой гнев, и далее научился оценивать ситуацию, чтобы сделать выбор между открытым (асоциальным) проявлением гнева или проявлением его в приемлемой в социальном отношении форме.
На стадии отреагирования гнева необходимо помочь подростку в плане высвобождения его истинных переживаний (боли, обиды), которые часто прячутся за внешним проявлением гнева. Также необходимо помочь ребенку изменить восприятие ситуации в целом с травмирующего и негативного на более позитивное.
В работе с агрессивными детьми необходимо учитывать степень выраженности их агрессивности, возраст ребенка, его социальный статус в классе и его эмоциональное состояние в семье. В связи с этим коррекционная работа будет строиться по-разному, хотя в ней можно выделить 4 основные направления.
Основные направления в коррекционной работе
Этап работы | Содержание коррекционной работы |
1. Обучение способам выражения гнева в приемлемой форме. | Арт-терапия (МАК) Телесно-ориентированная терапия Работа с образами |
2. Обучение приемам саморегуляции, самообладания. | Установление определенных правил, которые помогут подросткам справится с собственным гневом. Закрепление этих правил (навыков) в ролевой игре (провоцирующей игровой ситуации). Обучение релаксационным техникам с применением глубокого дыхания. |
3. Обучение конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. | Работа с картинками, отражающими проблемные ситуации. Выработка навыков конструктивного поведения через ролевую игру. Ведение блокнотика самонаблюдения. «Карта поведения». Игровая терапия. |
4. Формирование осознавания своего внутреннего мира, развитие эмпатии. | Работа с фотографиями. Символическое изображение эмоций (игры с карточками), танцы-противоположности. Изображение различных предметов и явлений природы, составление рассказов от лица этих явлений. |
Тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Цели работы | Приемы работы | Дата занятия |
1 | Я и моё здоровье как ценность | Знакомство, установление доверительных отношений, диагностика эмоционального состояния. | Тест Люшера Беседа о социальном статусе в классе (возможна социометрия), семье Рисунок семьи, проективная методика «Человек на дереве» | |
2 | Мои эмоции | Снижение уровня личностной тревожности. | Игра «Путешествие на облаке» (Фопель) Упражнение «Эмоциональный словарь» Беседа о хорошем и плохом настроении Рисунок хорошего и плохого настроения | |
3 | Эмоции | Формирование осознания собственных эмоций. Повышение самооценки. | Работа с эмоциями через сенсорные каналы. Карты Мак. Упражнение «Что я люблю делать» (Фопель) Методика «Я радостный, когда…» Рисунок ситуации радости | |
4 | Моя злость | Снижение уровня личностной тревожности. Формирование осознания собственных эмоций. | Методика «Злость – это…», «Я злюсь, когда…» Работа с фотографиями, отражающими различные эмоции и картами МАК Игра «Танцующие руки» (Фопель) Рисунок ситуации, когда я злюсь | |
5 | Что такое злость? | Формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей. | Придумывание историй, раскрывающих причину эмоционального состояния (желательно раскрыть несколько причин) Упражнение «Как сделать ребенка агрессивным» (Фопель) | |
6 | Гнев | Обучение отреагированию собственного гнева приемлемым способом. | Лепка гнева из пластилина Выражение гнева безопасным способом во внешнем плане Пластическое изображение гнева, отреагирование гнева через движение Рисунок своего состояния (на мокрой бумаге) | |
7 | Проблемы | Обучение отреагированию собственного гнева приемлемым способом. Обучение управлению собственным гневом | Закрепление правил в ролевой игре Релаксация Работа с картинками, отражающими проблемные ситуации и карты МАК. Рисунок своего состояния | |
8 | Люблю или не люблю… | Обучение управлению собственным гневом. Расширение спектра поведенческих реакций. Осознание собственных эмоций. | Наработка навыков конструктивного поведения через ролевую игру (Смирнова) Релаксация Упражнение «Что я люблю, что я не люблю…» (Фопель) | |
9 | Рубка дров | Обучение управлению собственным гневом. Расширение спектра поведенческих реакций | Отработка навыков конструктивного поведения через ролевую игру (Смирнова) Упражнение «Рубка дров» (Фопель) Введение блокнота самонаблюдения | |
10 | Блокнот самонаблюдения | Расширение спектра поведенческих реакций. Развитие эмпатии | Ведение блокнота самонаблюдения (Смирнова) Работа с фотографиями Упражнение «Забота о животном» (Фопель) Символическое (через рисунок) изображение эмоций (по необходимости карты МАК) | |
11 | Счастье | Расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении | «Танцы – противоположности» (Фопель) Ролевая игра, в которой «агрессор» проигрывает роль «жертвы» Упражнение «Счастье» (Фопель) Рисунок своего состояния (карты МАК) | |
12 | Объятие | Расширение спектра поведенческих реакций и снятие деструктивных элементов в поведении | Ведение блокнота самонаблюдения Наработка навыков конструктивного поведения через ролевую игру (Смирнова) Упражнение «Объятие» (Фопель) | |
13 | Дружба | Расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации, развитие эмпатии | Реконструкция позитивного образа через ранние воспоминания Упражнение «Дружба» (Фопель) Методика «Дружба – это…» | |
14 | Самооценка | Расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации, повышение самооценки | Ведение блокнота самонаблюдения Наработка навыков конструктивного поведения через ролевую игру (Смирнова) Упражнение: «Как помочь агрессивному ребенку» | |
15 | Вот я какой! | Расширение спектра поведенческих реакций и снятие деструктивных элементов в поведении | Ведение блокнота самонаблюдения Упражнение «Вот я какой!» (Фопель) Упражнение «Эмоциональный словарь» Сравнение ответов с упражнением, проведенном на втором занятии. | |
16 | Диагностика | Диагностика эмоционального состояния | - |
Список литературы:
1. Агазаде Н. В. Аутоагрессивные явления в клинике психических болезней. М.: Наука, 1989. 189 с.
2. Змановская, Елена Валерьевна. Девиантология. М.: Издательский центр «Академия», 2003.– 288 с.
3. Ипатов, Андрей Владимирович. Личность аутодеструктивного подроста. Исследование и коррекция. Монография. СПб.: Издательство «Аура Инфо», 2012 г.– 248 с.]
4. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов-на-Дону: Феликс, 1997.
5. Литвак М. Е., Мирович М. О. Как преодолеть острое горе. Ростов- на-Дону: Феликс, 2000.
6. Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. М., 2008. – 960 с.
7. Марина И. Е. Психологическое сопровождение личности, склонной к суицидальным формам поведения: автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. психол. наук. Красноярск, 2006. – 24 с
8. Меновщиков В. Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. М., 2005. – 182 с.
9. Профилактическая работа классных руководителей с подростками, склонными к суицидальному поведению. Методические рекомендации./ Составитель: М. И. Шиняев. Тамбов: ТОИПКРО, 2012. – с.52.
10. Руженков В. А., Лобов Г. А., Боева А. В. К вопросу об уточнении содержания понятия «аутоагрессивное поведение». //Кафедра психиатрии, наркологии и клинической психологии. Белгородский государственный университет.
11. Синягин Ю. В., Синягина Н. Ю. Детский суицид: психологический взгляд. СПб., 2006. – 176с.
12. Тормосина Н. Г. Психологическая профилактика аутодиструктивного поведения в подростковом возрасте: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Пятигорск, 2013. – 23 с.
13. Шустов Д. И. Аутоагрессивность и иллюзия бессмертия. Журнал практической психологии и психоанализа, № 1, март. – 2005г.
14. Организация профилактики суицидального риска в учреждении образования/авт.-сост. Н. А. Сакович. Минск: Красико-Принт, 2011.
15. Методические рекомендации по внедрению в практику образовательных организаций современных методик в сфере профилактики деструктивного поведения подростков и молодежи (на основе разработок российских ученых.
16. Методические рекомендации. Аутодеструктивное поведение в подростковом возрасте: профилактика и основы психолого-медико-педагогической помощи //Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Центр защиты прав и интересов детей». М.,2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа индивидуальных коррекционных (логопедических) занятий на дому
Хочу поделиться своей рабочей программой с другими педагогами. Буду рада, если она поможет Вам в работе....
Программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку в коррекционном классе
Программа индивидуально-групповых занятий в коррекционном классе VII вида по русскому языку....
Рабочая программа индивидуально – коррекционных занятий по математике для обучающихся 8 класса на I полугодие
В рабочей программе представлены:1.Пояснительная записка2. Планирование ИКЗ на I полугодие3. Результаты диагностики в 8 классе по математике для формирования групп ИКЗ4. Мониторинг резу...
Рабочая программа индивидуально – коррекционных занятий по математике для обучающихся 8 класса на II полугодие
В рабочей программе представлены:1.Пояснительная записка2. Планирование ИКЗ на II полугодие3. Результаты диагностики в 8 классе по математике для формирования групп ИКЗ4. Мониторинг рез...
Программа индивидуальных психокоррекционных занятий с подростком для профилактики девиантного поведения
Цель программы: коррекция девиантного поведения и предупреждение девиации....
Коррекционный курс индивидуальных коррекционных занятий. Логопедические занятия
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма составлена на основе Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями (далее – ФЗ-273), в соответ...
Коррекционный курс индивидуальных коррекционных занятий. курс «Дефектологические занятия»
Программа составлена на основе Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями (далее – ФЗ-273), в соответствии с требованиями ...