Коррекционный курс индивидуальных коррекционных занятий. Логопедические занятия
рабочая программа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями (далее – ФЗ-273), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования, Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vasilchenko_anna_4_b.docx | 29.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область Семикаракорский район г.Семикаракорск
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 им. А.А.Араканцева
г. Семикаракорска»
Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ №2
Приказ от _________ №____
_______ Н.В. Мартемьянов
Коррекционный курс
индивидуальных коррекционных занятий
обучающегося 4 «Б» класса Васильченко Анны
курс «Логопедические занятия»
количество часов: 98 часов
учитель – логопед Малевич Светлана Викторовна
квалификационная категория
2020 - 2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями (далее – ФЗ-273), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования, Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) МБОУ СОШ №2 им. А.А. Араканцева.
Содержание программы курса «Логопедические занятия» разработано на основе методических пособий, созданных известными учеными в области отечественной логопедии и с учетом имеющихся методических рекомендаций по обучению детей с ЗПР.
Основная цель: обогащение словарного запаса, обучение построению высказываний; составление рассказов, формированию грамматических форм языка; формированию фонематического восприятия; формированию навыков письменной речи.
Содержание курса «Логопедические занятия» состоит преимущественно из разделов, направленных на:
Диагностику, профилактику и коррекцию нарушений формирования процесса чтения и письма, что достигается работой над языковым анализом и синтезом, а также звуко-слоговым и звуко-буквенным составом слова с повышенным вниманием к дифференциации звуков и сходных по написанию букв, над слоговой структурой слова, выделением ударных и безударных слогов.
Развитие и коррекция лексической стороны речи происходит по тем же темам, что и в третьем классе, но знания обучающихся значительно расширяются за счет представлений об окружающей действительности и преодолением недостатков познавательной деятельности. Работа по уточнению значений слов осуществляется в рамках выделенных лексических тем, особое внимание уделяется переводу слов из пассивного словаря в активный. Значительно расширяется глагольный словарь и словарь прилагательных. На логопедических занятиях закрепляется, обобщается система знаний по данным темам, на основе чего расширяется система словесных понятий, особенно существительных, обозначающих родовые понятия. Необходимо проводить работу по дифференциации значений существительных, глаголов и прилагательных, близких по лексическому значению или функциональным признакам внутри каждой темы. Проводится большая работа по развитию лексической системности, формированию семантических полей. Развитие мыслительных операций происходит за счет использования метафорических выражений, через обучение умению учитывать контекст предложений для понимания омонимов, обогащение словаря обучающихся синонимами и антонимами.
Развитие и коррекция грамматического строя речи происходит преимущественно в процессе составления словосочетаний, предложений и порождения связного высказывания (пересказ рассказ на заданную тему, свободное высказывание). Осуществляется поэтапное овладение правилами словоизменения и словообразования существительных, прилагательных и глаголов. Уточняется значение предлогов и возможности их использования. Большое внимание уделяется конструированию словосочетаний и предложений. Развитие и коррекция диалогической и формирование монологической форм речи является важным направлением работы. При обучении диалогу необходимо моделирование коммуникативных ситуаций, а также проведение различных упражнений: ответно-вопросных (научить обучающихся ответным высказываниям, подхватыванию мысли собеседника и т.д.), инициативных для оречевления наглядной ситуации. Коррекционную роль играет и учебная беседа.
Коррекция недостатков процесса письма и чтения. Осуществляется работа по формированию навыков фонематического анализа и синтеза, навыков звукобуквенного анализа и синтеза, а также навыков слогового и языкового анализа и синтеза. Уточняются представления о различных типах связи в словосочетаниях и предложениях. Развиваются пространственно-временные ориентировки, зрительное и слуховое восприятие, а также уточняется и расширяется объем зрительной памяти на материале предметов, геометрических фигур и букв. Дифференциация звуков и букв по акустическому и кинетическому сходству. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ошибок на письме и при чтении проводится на уровне звука и буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста. На занятиях формируется навык чтения целыми словами, отрабатывается понимание прочитанного. Большое внимание уделять чтению слов со стечением согласных и слов сложной слоговой структуры.
Расширение представлений об окружающей действительности осуществляется на всех коррекционных занятиях за счет обогащения словарного запаса, развития связного устного и письменного высказывания.
Развитие познавательной сферы. На логопедических занятиях необходимо широко использовать приемы активизации произвольного внимания: сюрпризные моменты, игровые ситуации, введение в занятие элементов соревнования, использование поощрения и уточняющих вопросов. Инструкции к заданиям следует давать понятные и простые. При запоминании учебного материала необходимо использовать активное действие с материалом, осмысливание и осознание содержащих в нем фактов. При запоминании материала учить детей разбивать его на смысловые части и коротко их называть. На занятиях следует учить устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и в предложениях, текстах.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Количество часов | Дата |
Диагностика устной и письменной речи | |||
1 | Диагностика устной и письменной речи | 1 | 10.09.2020 |
2 | Диагностика устной и письменной речи | 1 | 11.09.2020 |
3 | Диагностика устной и письменной речи | 1 | 15.09.2020 |
Модуль по преодолению трудностей в овладении процессами письма и чтения | |||
4 | Текст. Последовательность предложений в тексте | 1 | 17.09.2020 |
5 | Текст. Последовательность предложений в тексте | 1 | 18.09.2020 |
6 | Лексическая тема «Осень». | 1 | 22.09.2020 |
7 | Предложение. Порядок слов в предложении | 1 | 24.09.2020 |
8 | Предложение. Порядок слов | 1 | 25.09.2020 |
9 | Предложение. Порядок слов | 1 | 29.09.2020 |
10 | Словосочетание в составе предложения. Связь слов в предложении | 1 | 01.10.2020 |
11 | Словосочетание в составе предложения. Связь слов в предложении | 1 | 02.10.2020 |
12 | Слово и его значение. Прямое и переносное значение слова | 1 | 06.10.2020 |
13 | Слово и его значение. Прямое и переносное значение слова | 1 | 08.10.2020 |
14 | Лексическая тема «Мои друзья». | 1 | 09.10.2020 |
15 | Многозначные и однозначные слова | 1 | 13.10.2020 |
16 | Антонимы и синонимы | 1 | 15.10.2020 |
17 | Антонимы и синонимы | 1 | 16.10.2020 |
18 | Лексическая тема «Домашние и дикие животные» | 1 | 20.10.2020 |
Модуль по преодолению трудностей формирования процессов письма и чтения | |||
19 | Слово. Однокоренные слова. | 1 | 22.10.2020 |
20 | Слоговой состав слова. Правила переноса слов | 1 | 23.10.2020 |
21 | Слоговой состав слова. Правила переноса слов | 1 | 27.10.2020 |
22 | Смыслоразличительна я и формообразующая роль ударения. Безударные и ударные слоги. | 1 | 29.10.2020 |
23 | Смыслоразличительна я и формообразующая роль ударения. Безударные и ударные слоги. | 1 | 30.10.2020 |
24 | Звуковой состав слова. Гласные и согласные звуки | 1 | 10.11.2020 |
25 | Гласные звуки первого ряда | 1 | 12.11.2020 |
26 | Гласные звуки второго ряда. Согласный звук [Й] и буква. | 1 | 13.11.2020 |
27 | Лексическая тема «Наш город. Наше село». | 1 | 17.11.2020 |
28 | Согласные звуки и буквы. Дифференциация твердых и мягких согласных | 1 | 19.11.2020 |
29 | Согласные звуки и буквы. Дифференциация твердых и мягких согласных | 1 | 20.11.2020 |
30 | Правописание мягкого знака в словах | 1 | 24.11.2020 |
31 | Правописание мягкого знака в словах | 1 | 26.11.2020 |
32 | Согласные звуки и буквы. Дифференциация звонких и глухих согласных | 1 | 27.11.2020 |
33 | Согласные звуки и буквы. Дифференциация звонких и глухих согласных | 1 | 01.12.2020 |
34 | Лексическая тема «Новый год» | 1 | 03.12.2020 |
Модуль по развитию лексикограмматической стороны речи и связной речи | |||
35 | Существительные. Словоизменение существительных | 1 | 04.12.2020 |
36 | Существительные. Словоизменение существительных | 1 | 08.12.2020 |
37 | Лексическая тема «Зима» | 1 | 10.12.2020 |
38 | Глаголы. Словоизменение глаголов | 1 | 11.12.2020 |
39 | Глаголы. Словоизменение глаголов | 1 | 15.12.2020 |
40 | Лексическая тема «Зимние забавы» | 1 | 17.12.2020 |
41 | Прилагательные. Словоизменение прилагательных | 1 | 18.12.2020 |
42 | Прилагательные. Словоизменение прилагательных | 1 | 22.12.2020 |
43 | Словообразование существительных с помощью суффиксов | 1 | 24.12.2020 |
44 | Словообразование существительных с помощью суффиксов | 1 | 24.12.2020 |
45 | Словообразование существительных с помощью суффиксов | 1 | 29.12.2020 |
46 | Словообразование. Однокоренные слова. Суффиксальное словообразование имен существительных. | 1 | 12.01.2021 |
47 | Словообразование глаголов | 1 | 14.01.2021 |
48 | Словообразование глаголов | 1 | 15.01.2021 |
49 | Лексическая тема «Профессии» | 1 | 19.01.2021 |
Модуль по коррекции специфических ошибок письма и чтения, обусловленных нарушением фонематического распознавания и недостаточностью фонематических процессов | |||
50 | Гласные и согласные звуки, их образование | 1 | 21.01.2021 |
51 | Гласные и согласные звуки, их образование | 1 | 22.01.2021 |
52 | Дифференциация гласных букв: А-Я, УЮ, О-Е, Ы-И, Э-Е | 1 | 26.01.2021 |
53 | Дифференциация гласных букв А-Я | 1 | 28.01.2021 |
54 | Дифференциация гласных букв А-Я | 1 | 29.01.2021 |
55 | Дифференциация гласных букв О-Е | 1 | 02.02.2021 |
56 | Дифференциация гласных букв О-Е | 1 | 04.02.2021 |
57 | Дифференциация гласных букв Ы-И | 1 | 05.02.2021 |
58 | Дифференциация гласных букв Э-Е | 1 | 09.02.2021 |
59 | Дифференциация гласных букв У-Ю | 1 | 11.02.2021 |
60 | Дифференциация гласных букв У-Ю | 1 | 12.02.2021 |
61 | Мягкий знак | 1 | 16.02.2021 |
62 | Мягкий знак | 1 | 18.02.2021 |
63 | Мягкий знак | 1 | 19.02.201 |
64 | Звонкие и глухие согласные | 1 | 25.02.2021 |
65 | Звонкие и глухие согласные | 1 | 26.02.2021 |
66 | Дифференциация свистящих и шипящих звуков | 1 | 02.03.2021 |
67 | Дифференциация свистящих и шипящих звуков | 1 | 04.03.2021 |
68 | Дифференциация свистящих и шипящих звуков | 1 | 05.03.2021 |
69 | Дифференциация свистящих и шипящих звуков | 1 | 09.03.2021 |
70 | Дифференциация звуков и букв: С-Ц, ЧЩ | 1 | 11.03.2021 |
71 | Дифференциация звуков и букв: С-Ц, ЧЩ | 1 | 12.03.2021 |
Модуль по коррекции специфических ошибок письма, обусловленных нарушением языкового анализа и синтеза | |||
72 | Звук. Гласныесогласные звуки | 1 | 16.03.2021 |
73 | Звук. Гласныесогласные звуки | 1 | 18.03.2021 |
74 | Гласные I ряда | 1 | 19.03.2021 |
75 | Гласные II ряда | 1 | 30.03.2021 |
76 | Мягкий знак | 1 | 01.04.2021 |
77 | Мягкий знак | 1 | 02.04.2021 |
78 | Мягкий знак | 1 | 06.04.2021 |
79 | Согласные звуки | 1 | 08.04.2021 |
80 | Согласные звуки | 1 | 09.04.2021 |
81 | Слог. Деление слов на слоги | 1 | 13.04.2021 |
82 | Слог. Деление слов на слоги | 1 | 15.04.2021 |
83 | Слог. Деление слов на слоги | 1 | 16.04.2021 |
84 | Ударение. Ударные и безударные гласные | 1 | 20.04.2021 |
85 | Ударение. Ударные и безударные гласные | 1 | 22.04.2021 |
86 | Ударение. Ударные и безударные гласные | 1 | 23.04.2021 |
87 | Родственные слова. Корень слова | 1 | 27.04.2021 |
88 | Родственные слова. Корень слова | 1 | 29.04.201 |
Модуль по развитию лексикограмматической стороны речи и связной речи | |||
89 | Словообразование прилагательных | 1 | 30.04.2021 |
90 | Лексическая тема «Моя семья. Мой дом» | 1 | 04.05.2021 |
91 | Словообразование прилагательных | 1 | 06.05.2021 |
92 | Лексическая тема «День 8 Марта» | 1 | 07.05.2021 |
93 | Предлог и его значение | 1 | 11.05.2021 |
94 | Лексическая тема «Весна» | 1 | 13.05.2021 |
95 | Закрепление. Словосочетание Предложение | 1 | 14.05.2021 |
Диагностика устной и письменной речи | |||
96 | Диагностика устной и письменной речи | 1 | 18.05.2021 |
97 | Диагностика устной и письменной речи | 1 | 20.05.2021 |
98 | Диагностика устной и письменной речи | 1 | 21.05.2021 |
Лист корректировки рабочей программы.
№ урока | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока (раздела) | Количество часов | Причина коррекции | Способ коррекции | Форма контроля | ||
по плану | по факту | по плану | по факту | ||||||
Согласовано:
Зам. Директора по УВР
«__» ____________ г.
Хохлачёва О.И.
_________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.
Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...
Коррекционное логопедическое занятие "Слова-приятели, слова-неприятели, родственные слова (закрепляющее занятие)" с самоанализом
Данное занятия было разработано и проведено с обучающимися 3 класса, имеющими нарушение письма и чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР. Также представлен и са...
Программно-методическое обеспечение Программа логопедических занятий для специальной (коррекционной) школы . Тематическое планирование логопедических занятий для 1 – 7 классов.
Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах – 3 часа в неделю, в 6-7 классах – 2 час...
Конспект индивидуального коррекционно-логопедического занятия с учащейся 4 класса коррекционной школы 8 вида. ТЕМА: «Знакомство с аппаратно-программным комплексом «Нейрокурс» с БОС»
Конспект занятия по теме "Знакомство с аппаратно-программным комплексом "Нейрокурс" с БОС разработан для учащегося 4 класса специальной коррекционной школы 8 вида.Данное занятие проведено мной н...
Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности коррекционный курс «Логопедические занятия» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 9.1) и умственной отсталостью 10-12 классов
Важнейшей особенностью курса «Логопедические занятия» для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее - НОДА) и умственной отсталостью 10-12 классов является его коммуник...
Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия по реализации индивидуального коррекционного плана на тему: «Путешествие в страну красивой и правильной речи»
Тема занятия: «Путешествие в страну красивой и правильной речи»Цель занятия: расширять и обогащать связные высказывания.Задачи:1)коррекционно-образовательные:- формировать ...
Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия по реализации индивидуального коррекционного плана на тему: «Путешествие в страну красивой и правильной речи»
Тема занятия: «Путешествие в страну красивой и правильной речи»Цель занятия: расширять и обогащать связные высказывания.Задачи:1)коррекционно-образовательные:- формировать ...