Коррекционный курс индивидуальных коррекционных занятий. курс «Дефектологические занятия»
рабочая программа
Программа составлена на основе Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями (далее – ФЗ-273), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования, Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rudakov_sergey_3g.docx | 35.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область Семикаракорский район г.Семикаракорск
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 им. А.А. Араканцева
г. Семикаракорска»
Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ №2
Приказ от_________ №____
_______ Н.В. Мартемьянов
Коррекционный курс
индивидуальных коррекционных занятий
обучающегося 3 «Г» класса Рудокова Сергея
курс «Дефектологические занятия»
количество часов: 99 часов
учитель – дефектолог Малевич Светлана Викторовна
квалификационная категория
2020 - 2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями (далее – ФЗ-273), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования, Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) МБОУ СОШ №2 им. А.А. Араканцева.
Основная цель: восполнение пробелов предшествующего обучения, коррекция, развитие и активизация познавательной деятельности на основе изучаемого программного материала, формирование базовых учебных действий, развитие алгоритмов продуктивной учебной деятельности, помощи в усвоении программного материала.
Курс «Дефектологические занятия» создается по модульному принципу и направлен на преодоление или ослабление недостатков развития познавательных процессов, коррекцию и развитие мыслительной деятельности, а также умений и навыков учебно-познавательной деятельности, необходимых для усвоения программного материала.
В процессе коррекционно-развивающих занятий формируются приемы мыслительной деятельности и логические действия, составляющие основу логических мыслительных операций, корректируются метапредметные способы учебно-познавательной деятельности, развиваются общеучебные умения и навыки, обеспечивающие процесс освоения программного материала.
Содержание коррекционно-развивающего курса включает в себя следующие модули:
- Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности.
- Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале.
Содержание коррекционного курса включает работу по преодолению у детей шаблонности и инертности мышления, формирование сознательного отношения к логическим операциям и оперируемым понятиям, умения осуществлять речевые преобразования, строить суждения и выполнять умозаключения. У обучающихся формируется умение оперировать отвлеченными отношениями между словами, выделение существенных признаков понятий, сравнение по существенным признакам объектов окружающей действительности и отвлеченных категорий, умение выполнения много аспектной классификации. Совершенствуется операция обобщения за счет оперирования отвлеченными понятиями, изучением категориальных признаков. Способность устанавливать причинно-следственные зависимости формируется на материале учебных предметов и отражает общие закономерности и взаимосвязь понятий.
Модуль «Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности» включает следующие разделы:
- Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации
- Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций обобщения, абстрагирования, конкретизации
- Развитие логических умений делать суждения, умозаключение, подводить под понятие
- Развитие способности к пониманию скрытого смысла пословиц и поговорок, текстов
Модуль «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале» включает следующие разделы:
- Познавательные действия при работе с алгоритмами
- Познавательные действия при работе с информацией
- Познавательные действия по преобразованию информации
В процессе реализации курса осуществляется:
- совершенствование мотивационно - целевой основы учебно-поисковой деятельности;
- формирование организованного мотивированного учебного поведения; отсутствие импульсивных необдуманных ответов на вопросы педагога;
- формирование структурных компонентов учебной и познавательной деятельности: умение ориентироваться в задании; осмысление того, что нужно сделать в задании и умение руководствоваться инструкцией до конца выполнения задания, проводить контроль совершаемых учебных действий; регулятивные умения (ставить вопросы, формулировать гипотезы, определять цели, планировать, выбирать способ действий, контролировать, анализировать и корректировать свою деятельность);
- формирование приемов мыслительной деятельности, основы теоретического мышления;
- стимуляция познавательных процессов: возможность концентрации и произвольного удержания внимания; способность концентрироваться на запоминаемом материале и удерживать в оперативной памяти более пяти единиц запоминаемого;
- формирование способности осознавать свои затруднения, обращаясь за помощью;
- формирование алгоритмов выполнения заданий, способствующих автоматизации конкретного учебный навыка;
- формирование умения определять действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей, составлять алгоритм действий в соответствии с учебной и познавательной задачей.
Планируемые результаты первого года обучения (4-й класс) освоения коррекционно-развивающего курса формулируются в рамках обозначенных модулей.
Планируемые результаты по модулю «Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности».
- По разделу коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации обучающиеся научатся:
- выделять признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам по заданному и самостоятельно найденному основанию;
- синтезировать объект: восполнение целого по части (слов с пропущенными буквами, предложений с пропущенными словами);
- синтезировать объект: восстановление текста из слов, предложений, отрывков, восстановление деформированного слова с опорой на контекст предложения;
- выделять признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- сравнивать объекты по наиболее характерным признакам, делать вывод по результатам сравнения.
- По разделу коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций обобщения, абстрагирования, конкретизации обучающиеся научатся:
- выделять явление из общего ряда других явлений, с помощью взрослого различать видовые и родовое понятие;
- обобщать понятие по существенным признакам с опорой на алгоритм учебных действий;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- устанавливать закономерности и поводить обобщение.
- По разделу развитие логических умений делать суждения, умозаключение, подводить под понятие обучающиеся научатся
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- делать умозаключение по аналогии;
- давать определение понятию на основе пошагового алгоритма учебных действий.
- По разделу развитие способности к пониманию скрытого смысла пословиц и поговорок, текстов обучающиеся научатся:
- выделять неочевидную информацию в тексте на основе сопоставления фактов;
- устанавливать причинно-следственные связи между информационными частями текста, делать выводы;
- объяснять скрытый смысл пословиц и поговорок с опорой на проиллюстрированный контекст жизненной ситуации.
Планируемые результаты по модулю «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале»
- По разделу познавательные действия при работе с алгоритмами обучающиеся научатся:
- выполнять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей по визуальной опоре;
- определять последовательность выполнения действий и составлять простые инструкции из двух-трех шагов;
- удерживать алгоритм работы с правилом с опорой на визуализацию;
- сохранять последовательность учебных действий при самостоятельном выполнении задания;
- определять понятие по заданному алгоритму на изучаемом программном материале 4 класса.
- По разделу познавательные действия при работе с информацией обучающиеся научатся:
- ориентироваться в содержании справочной информации, отвечать на вопросы, используя явно заданную в источнике информацию;
- интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию;
- оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные суждения на основе текста;
- определять основную и второстепенную информацию при решении практических задач;
- владеть постановкой вопроса при работе с информацией;
- создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач;
- понимать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы, схемы, рисунка, карты;
- оперировать приемами запоминания и воспроизведения информацией.
- По разделу познавательные действия по преобразованию информации обучающиеся научатся:
- владеть логическими приемами переработки информации (заполнение таблицы, введение числовых данных);
- преобразовывать текстовую информацию в таблицу;
- ориентироваться в схематично представленной информации, составлять высказывание с опорой на схему;
- кодировать и декодировать информацию.
ТЕМАТИЧЕСКИИ ПЛАН
№ | Тема | Количество часов | Дата |
Диагностика | |||
1 | Диагностика математических представлений. | 1 | 09.09.2020 |
2 | Диагностика письменной речи. Написание диктанта. | 1 | 11.09.2020 |
3 | Диагностика связной речи и процесса чтения. | 1 | 14.09.2020 |
Модуль «Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности» | |||
4 | Развитие логического мышления. Сравнение, анализ и синтез. | 1 | 16.09.2020 |
5 | Развитие логического мышления. Сравнение, анализ и синтез. | 1 | 18.09.2020 |
6 | Формирование соотношений между словом и образом. | 1 | 21.09.2020 |
7 | Формирование соотношений между словом и образом. | 1 | 23.09.2020 |
8 | Формирование понятий на основе абстрагирования. | 1 | 25.09.2020 |
9 | Формирование понятий на основе абстрагирования. | 1 | 28.09.2020 |
10 | Умение строить простейшие обобщения. | 1 | 30.09.2020 |
11 | Умение строить простейшие обобщения. | 1 | 02.10.2020 |
12 | Умение выделять в явлении природы разные особенности. | 1 | 05.10.2020 |
13 | Умение выделять в явлении природы разные особенности. | 1 | 07.10.2020 |
14 | Развитие способности анализировать простые закономерности. | 1 | 09.10.2020 |
15 | Развитие способности анализировать простые закономерности. | 1 | 12.10.2020 |
16 | Сравнение картинок с последующим рассуждением. | 1 | 14.10.2020 |
17 | Сравнение картинок с последующим рассуждением. | 1 | 16.10.2020 |
18 | Формирование умений сопоставлять и соотносить словесный текст с иллюстрацией. | 1 | 19.10.2020 |
19 | Формирование умений сопоставлять и соотносить словесный текст с с иллюстрацией. | 1 | 21.10.2020 |
20 | Установление последовательности событий. | 1 | 23.10.2020 |
21 | Понимание картин с нелепыми сюжетом и скрытым смыслом. | 1 | 26.10.2020 |
22 | Построение выводов и умозаключений. | 1 | 28.10.2020 |
23 | Построение выводов и умозаключений. | 1 | 30.10.2020 |
24 | Формирование понимания внутренней логики действий в сюжете. | 1 | 09.11.2020 |
25 | Развитие элементов причинного мышления. | 1 | 11.11.2020 |
26 | Развитие элементов причинного мышления. | 1 | 13.11.2020 |
27 | Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи и зависимости. | 1 | 16.11.2020 |
28 | Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи и зависимости. | 1 | 18.11.2020 |
29 | Формирование понимания скрытого смысла. | 1 | 20.11.2020 |
30 | Развитие способности к наглядному моделированию по словесной инструкции и по образцу. | 1 | 23.11.2020 |
31 | Развитие способности к наглядному моделированию по словесной инструкции и по образцу. | 1 | 25.11.2020 |
32 | Логический анализ текста. | 1 | 27.11.2020 |
33 | Логический анализ текста. | 1 | 30.11.2020 |
34 | Восстановление логической последовательности в сюжетном ряде. Сжатый пересказ. | 1 | 02.12.2020 |
35 | Работа со сложными метафорами. Поиск метафор в тексте. | 1 | 04.12.2020 |
36 | Анализ фразеологизмов. Подбор синонимичного фразеологического ряда. | 1 | 07.12.2020 |
37 | Работа с пословицами. Анализ и обобщение. | 1 | 09.12.2020 |
38 | Работа с пословицами. Анализ и обобщение. | 1 | 11.12.2020 |
39 | Разбор текста со скрытым смыслам. Обсуждение основной сюжетной линии. | 1 | 14.12.2020 |
40 | Разбор текста со скрытым смыслам. Обсуждение основной сюжетной линии. | 1 | 16.12.2020 |
Модуль «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале» | |||
41 | Выполнение упражнений, направленных на увеличение объема. | 1 | 18.12.2020 |
42 | Выполнение упражнений, направленных на увеличение объема. | 1 | 21.12.2020 |
43 | Развитие уровня кратковременной слуховой памяти. | 1 | 23.12.2020 |
44 | Развитие уровня кратковременной слуховой памяти. | 1 | 25.12.2020 |
45 | Формирование целостного образа предмета. | 1 | 28.12.2020 |
46 | Формирование целостного образа предмета. | 1 | 11.01.2021 |
47 | Повышение объема внимания, развитие переключения внимания. | 1 | 13.01.2021 |
48 | Повышение объема внимания, развитие переключения внимания. | 1 | 15.01.2021 |
49 | Тренировка смысловой и слуховой памяти. | 1 | 18.01.2021 |
50 | Тренировка смысловой и слуховой памяти. | 1 | 20.01.2021 |
51 | Развитие логической памяти на картинном ряде. | 1 | 22.01.2021 |
52 | Повышение уровня смысловой догадки. Работа с текстом. | 1 | 25.01.2021 |
56 | Соотнесение определений с заданными словами. | 1 | 27.01.2021 |
57 | Соотнесение определений с заданными словами. | 1 | 29.01.2021 |
58 | Формирование представлений о различии поговорок и пословиц. | 1 | 01.02.2021 |
59 | Формирование представлений о различии поговорок и пословиц. | 1 | 03.02.2021 |
60 | Чтение пословиц и соотнесение со смысловым образом. | 1 | 05.02.2021 |
61 | Составление рассказа по сюжетной картинке. | 1 | 08.02.2021 |
62 | Составление рассказа по сюжетной картинке. | 1 | 10.02.2021 |
63 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | 1 | 12.02.2021 |
64 | Работа с крылатыми выражениями. | 1 | 15.02.2021 |
65 | Развитие способности пользоваться устной и письменной речью. | 1 | 17.02.2021 |
66 | Узнавание предметов лексической темы по их описанию. | 1 | 19.02.2021 |
67 | Составление рассказа по обозначенному началу. | 1 | 22.02.2021 |
68 | Составление рассказа по обозначенному началу. | 1 | 24.02.2021 |
69 | Составление рассказа по серии картин. | 1 | 26.02.2021 |
70 | Пересказ текста с опорой на картинно-графическую схему. | 1 | 01.03.2021 |
71 | Пересказ текста с опорой на картинно-графическую схему. | 1 | 03.03.2021 |
72 | Работа с текстом. Прочтение, деление на части. Пересказ текста. | 1 | 05.03.2021 |
73 | Работа с текстом. Прочтение, деление на части. Пересказ текста. | 1 | 10.03.2021 |
74 | Формирование навыка составления рассказа самостоятельно. | 1 | 12.03.2021 |
75 | Формирование навыка составления рассказа самостоятельно. | 1 | 15.03.2021 |
76 | Работа с антонимами. Работа с деформированным текстом. | 1 | 17.03.2021 |
77 | Работа с антонимами. Работа с деформированным текстом. | 1 | 19.03.2021 |
78 | Работа с антонимами. Работа с деформированным текстом. | 1 | 29.03.2021 |
79 | Определение нормативного связного высказывания из предложенных образцов. | 1 | 31.03.2021 |
80 | Определение нормативного связного высказывания из предложенных образцов. | 1 | 02.04.2021 |
81 | Составление схемы связного высказывания. | 1 | 05.04.2021 |
82 | Составление схемы связного высказывания. | 1 | 07.04.2021 |
83 | Развитие умения работать по алгоритму на математическом материале. | 1 | 09.04.2021 |
84 | Развитие умения работать по алгоритму на математическом материале. | 1 | 12.04.2021 |
85 | Арифметические действия на геометрическом материале. | 1 | 14.04.2021 |
86 | Арифметические действия на геометрическом материале. | 1 | 16.04.2021 |
87 | Повышение уровня познавательного материала. | 1 | 19.04.2021 |
88 | Повышение уровня познавательного материала. | 1 | 21.04.2021 |
89 | Работа с задачей. Разбор условия задачи. | 1 | 23.04.2021 |
90 | Работа с задачей. Разбор условия задачи. | 1 | 26.04.2021 |
91 | Составление задач по образцы, схеме. | 1 | 28.04.2021 |
92 | Решение сложных задач. | 1 | 30.04.2021 |
93 | Решение сложных задач. | 1 | 05.05.2021 |
94 | Решение задач с косвенным вопросом. | 1 | 07.05.2021 |
95 | Решение логических задач. | 1 | 12.05.2021 |
96 | Решение логических задач. | 14.05.2021 | |
Диагностика | |||
97 | Диагностика математических представлений. | 1 | 17.05.2021 |
98 | Диагностика письменной речи. Написание диктанта. | 1 | 19.05.2021 |
99 | Диагностика связной речи и процесса чтения. | 1 | 21.05.2021 |
Лист корректировки рабочей программы.
№ урока | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока (раздела) | Количество часов | Причина коррекции | Способ коррекции | Форма контроля | ||
по плану | по факту | по плану | по факту | ||||||
Согласовано:
Зам. Директора по УВР
«__» ____________ г.
Хохлачева О.И.
_________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекционному курсу «Дефектологические занятия»
Рабочая программа по коррекционному курсу «Дефектологические занятия»...
Рабочая программа по коррекционному курсу «Дефектологические занятия»
Рабочая программа по коррекционному курсу «Дефектологические занятия»...
Мониторинг реализации программы коррекционного курса «Дефектологические занятия».
Мониторинг реализации программы коррекционного курса«Дефектологические занятия».1-4 классы...
Рабочая программа по коррекционному курсу "Дефектологические занятия"
Предназначена для работы учителей-дефектологов с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Рабочая программа по коррекционному курсу "Дефектологические занятия"
Рабочая программа по коррекционному курсу для обучающихся 3-4 классов "дефектологические занятия"...
Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по курсу «Дефектологические занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I вариант) (5 – 8 классов)
Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические занятия» предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися 5–8 классов с умственной отсталостью (...
Конспект занятия по коррекционному курсу «Дефектологические занятия». Тема Развитие воображения и речи. «Продолжи историю».
Занятие направлено на закрепление и обобщение знаний по ранней пройдённой теме «Зима», развитие самостоятельного мышления, воображения, речи и планомерного выполнения зада...