Цикл занятий литературного кружка «Родное слово» (культурное наследие села Алексино)
методическая разработка по психологии (8 класс)

Казьмина Елена Петровна

       Занятия по литературному краеведению для учащихся 8 класса.

     

      Цикл занятий включает в себя  знакомство с культурным наследием села Алексино Дорогобужского  края, литературой Смоленщины в целом, определение роли литературы  в духовном  и эстетическом развитии общества, изучение истории родного края по произведениям писателей способствует расширению кругозора, повышению общего и филологического культурного уровня обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_rodnoe_slovo.docx29.55 КБ

Предварительный просмотр:

Казьмина Елена Петровна

МБОУ Алексинская СОШ

учитель русского языка и литературы                                                                    

Цикл занятий литературного кружка «Родное слово» (культурное наследие села Алексино)

       Занятия по литературному краеведению для учащихся 8 класса.

     

      Цикл занятий включает в себя  знакомство с культурным наследием села Алексино Дорогобужского  края, литературой Смоленщины в целом, определение роли литературы  в духовном  и эстетическом развитии общества, изучение истории родного края по произведениям писателей способствует расширению кругозора, повышению общего и филологического культурного уровня обучающихся.

Цель занятий пробуждение интереса к родному слову, родному краю творческому наследию, формирование у обучающихся четких представлений о месте этого наследия в русской литературе и культуре.

Задачи занятий:

-формирование у обучающихся навыков поиска информации в различных источниках, а также умения ее обрабатывать;

-формирование знаний о выдающихся людях, жизнь и творчество которых связаны с селом Алексино;

-уметь сопоставить тему произведений с жизнью  простых людей нашего села;

-развитие способностей анализировать художественные произведения, делать выводы, обобщения;

-воспитание патриотизма, чувства гордости за культуру родного края;

-развитие творческих способностей учащихся.        

Основные формы и методы обучения, режим занятий, возраст учащихся.

Формы организации работы спецкурса разнообразны, но все они нацелены на решение единой задачи-формирование  навыков  литературно-краеведческой деятельности. Это проведение литературно-краеведческих экскурсий в исторических  местах, связанных  с жизнью писателей.

Сбор краеведческого материала, систематизация и каталогизация

собранного материала.

Данная программа рассчитана на учащихся 8 класса,15 часов в год.

        Формы подведения итогов:

Викторины, компьютерные презентации, творческий отчет,  защита проектов.

Результаты обучения учащихся:

-создание литературной карты села Алексино, рефераты учащихся.

-творческие работы, проекты,  презентации учащихся о жизни, деятельности и связях с Дорогобужским краем.

Требования к содержанию и уровню подготовки учащихся:

Учащиеся должны знать и понимать:

-понятие «Литературное краеведение», «Литература Смоленщины»;

-место культурного наследия села Алексино в русской литературе и культуре;

 -основные этапы жизни и творчества авторов, определенных программой;

-содержание произведений с учетом их художественных особенностей и жанрового своеобразия;

Учащиеся должны уметь:

-анализировать тексты художественных произведений;

-наблюдать за историческими фактами, делать обобщения, выводы;

-работать с библиотечными фондами;

-находить нужную информацию, используя современные технические средства;

-обрабатывать информацию, полученную из различных источников;

 Содержание программы.

Курс программы состоит из 10 разделов.

1.Введение. Ознакомление с программой курса.

 Введение понятия «Литература Смоленщины». Литературное краеведение и его значение.

2.Произведения писателей  об Алексинской усадьбе в литературе Смоленщины. Работа с  экспонатами музейного уголка Алексинской школы, материалом сельской библиотеки. Собирание материала.

3. Старинная  усадьба в селе Алексино и ее история.

Историческая усадьба господ Барышниковых. Алексино - крупнейший на Смоленщине центр дворянской усадебной культуры. Изучение архитектуры села. Сохранившиеся здания усадьбы. Экскурсия по историческим местам.

4.Усадьба Барышниковых в романе Кудимова «Мартын-живописец»

Биография писателя. Литературный псевдоним. Замысел романа. Изучение документов и исторических материалов. Несметные богатства Барышниковых. Бедственное положение крепостных крестьян. Составление исторической справки.

5.Дворянское имение в произведениях М.М.Пришвина.

Биография Михаила Пришвина. Смоленские страницы в жизни писателя. Преподаватель русской словесности в Алексинской школе. Музей усадебного быта. Повесть «Мирская чаша». Старинная усадьба глазами писателя. Подготовка презентации.

6.Помещичья усадьба в рассказе С.И Соколова-Микитова.

Биография писателя. Учительская служба в Дорогобуже. Рассказ «Пыль».

Экскурсия в краеведческий музей г. Дорогобужа.

7. Новая жизнь села в книгах Л.Г. Корнюшина.

Земля алексинская - родина советского писателя. Связь Л.Корнюшина  с родной землей. Произведения о земляках-конезаводцах. Лауреат Литературной премии им. А.Т. Твардовского, Почетный гражданин Дорогобужа и Дорогобужского района. Встреча с односельчанами, знавшими писателя.

8.Дорогобужский поэт М.Сосенков и его стихотворение об имении.

Страницы биографии поэта. Стихотворение «В бывшем имении». Стихи о людях послевоенной деревни, о тихой неброской  природе. Умирающие  деревни, запустение исторических мест-душевная боль писателя. Литературная гостиная. Чтение стихов поэта.

9. Великая Отечественная война в истории села Алексино. Братское захоронение на территории сельского поселения. Подвиг Лейтенанта Очкина . Притча «Лейтенант-Огонь».

10.Трудовое наследие  алексинцев. Конезавод имени Буденного. Замечательные орловские рысаки. Подвиг  алексинских конезаводцев в годы Великой Отечественной войны. «Забытая страница» в истории  конного завода. Сочинение по теме.

11.Село Алексино в стихах выпускников местной школы. Буранков В. «Посвящается селу Алексино». Мамаева Л. «Я к родине любимой полечу». Раух М. «Село мое родное». Стремоусова В.В. «Не покидай свое село».

12.Заключение.

Библиотечные уроки.. Памяти краеведа. Селедцовой В.Д

Тематическое планирование

Название раздела

Колич.часов

Тео

рия

практика

1

Введение.

Ознакомление с программой курса

1

1

2

Произведения писателей  об Алексинской усадьбе в литературе Смоленщины.

1

1

3

Старинная  усадьба в селе Алексино и ее история.

2

1

1

4

Усадьба Барышниковых в романе Кудимова «Мартын-живописец»

2

1

1

5.

Дворянское имение в произведениях М.М.Пришвина

3

2

1

6.

Помещичья усадьба в рассказе С.И Соколова-Микитова

2

1

1

7.

Новая жизнь села в книгах Л.Г. Корнюшина

2

1

1

8.

Дорогобужский поэт М.Сосенков и его стихотворение об имении

2

1

1

9.

Село Алексино в стихах выпускников местной школы

1

1

10

Заключение

2

2

Всего

18

9

9

Литература.

1.Архитектурные памятники Смоленской обл. Каталог, кн. 2-я. – М., 1987 (усадьба Алексино); Смоленский конный завод. – М., 1972.

2.Фильм «Усадьба  Алексино (Проект ГТРК Смоленск "Усадьбы и судьбы")

3. Дорогобужская старина. Прохоров В.А., Шорин Ю. Н. Смядынь, 1 выпуск,2000

4. Дорогобужская старина. В. А. Прохоров, Ю. Н. Шорин Издательство:

Смядынь 2 выпуск,2001

5.Литература Смоленщины.- Смоленск. Траст-Имаком, 2009 г. Автор Г.С. Меркин.

6.«Мартын живописец : Роман / Виктор Кудимов Кн. 1» — (1968г.)

7.Мирская чаша : / Михаил Михайлович Пришвин;  Тула : Приокское  книжное издательство, 1989.

8.Творчество И. С. Соколова-Микитова:/ АН СССР, Наука : Ленинградское  отделение, 1983

9.Творчество И. С. Соколова-Микитова: [Сборник] / АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом); Наука: Ленингр. отделение, 1983

10.Бессмертник: Роман Леонид Корнюшин Издательство :Молодая Гвардия , 1976

11.Земная песня. Стихи. Михаил Сосенков. Смядынь,1999

Приложение

Заявка

Учреждение

ФИО участника

должность

Номинация        

Тема выступления

Мои контакты

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Алексинская средняя общеобразовательная школа имени К.И.Ракутина»

Казьмина

Елена

Петровна

лучшая программа спецкурса

Образовательная программа (спецкурс)

 " Литературное краеведение" «Алексинская усадьба в литературе Смоленщины»

+7 904 369 51 22

lena.

kazmina.

63@mail.ru

                     Согласие на обработку персональных данных

Я,        Казьмина  Елена Петровна,                         (фамилия, имя, отчество),

проживающая по адресу, Смоленск.обл., Дорогобужский р-н,дер.Княщина,

место регистрации Смоленск.обл., Дорогобужский р-н,дер.Княщина  серия 6608номер 411357выдан тп в городе Дорогобуж МО УФМС России по Смоленской области  в городе Сафоново

наименование документа, удостоверяющего личность паспорт

дата выдачи 21.05.2008

Дата рождения: число 14 месяц май  год 1963

Образование (указать учебное заведение) Смоленский государственный педагогический институт имени Крала Маркса

Место работы  МБОУ Алексинская СОШ

Должность учитель русского языка и литературы

Мобильный телефон +7904 369 51 22

выражаю свое согласие на обработку следующих моих персональных данных: фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; адрес проживания/регистрации; образование, профессия, место работы, должность, для оформления документов, требующихся в процессе подготовки и проведения методического конкурса «Пришвин в школе», а также последующих мероприятий, путем сбора, систематизации, накопления, хранения, использования, распространения (в том числе передачи), обезличивания, а также на уточнение (обоснованное изменение), блокирование, уничтожение и осуществление иных действий с моими персональными данными с учетом действующего законодательства как ручным, так и автоматизированным способами до истечения сроков хранения соответствующей информации или документов, содержащих информацию с персональными данными, установленных Организацией.

Порядок уничтожения или обезличивания персональных данных (либо части персональных данных) может производиться способом (если это допускается материальным носителем), исключающим дальнейшую обработку этих персональных данных с сохранением возможности обработки иных данных, зафиксированных на материальном носителе (удаление, вымарывание). Я оставляю за собой право отозвать Согласие в случае неправомерного использования предоставленных данных, предоставив в адрес Организации письменное заявление. Настоящим я подтверждаю, что в случае необходимости предоставления персональных данных для достижения указанных выше целей третьим лицам, вышеуказанных действий информацию обо мне лично (включая мои персональные данные) таким третьим лицам, их агентам и иным уполномоченным лицам, а также предоставлять таким лицам соответствующие документы, содержащие такую информацию, для обработки персональных данных на основании настоящего Согласия.

________дата ____________ подпись __________     расшифровка подписи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование кружка "Родное слово"

Предлагаемая программа ориентирована на формирование умений правильной, точной, богатой, выразительной речи( устной и письменной), на осуществление практической направленности.    Новизна д...

План работы кружка "Родное слово"

В этом материале размещены план работы кружка, педагогическое кредо учителя....

Занятие литературного кружка «Отражение событий Первой мировой войны в малых фольклорных жанрах» для обучающихся 5 класса.

Занятие литературного кружка на тему  «Отражение событий Первой мировой войны в малых фольклорных жанрах» для обучающихся 5 класса. Основная цель: изучить тематику и проблематику часту...

Рабочая программа литературного кружка "Художественное слово"

Рабочая программа и каленларно-тематическое планирование литературного кружка...

Рабочая программа кружка "Родное слово" для 5 класса

Кружок  «Родное слово» —  призван прививать обучающимся любовь к родному языку и роднойсловесности, являющимся драгоценной и неотъемлемой частью отечественной культуры.Зада...