Занятие литературного кружка «Отражение событий Первой мировой войны в малых фольклорных жанрах» для обучающихся 5 класса.
план-конспект занятия по литературе (5 класс) по теме
Занятие литературного кружка на тему «Отражение событий Первой мировой войны в малых фольклорных жанрах» для обучающихся 5 класса. Основная цель: изучить тематику и проблематику частушек периода Первой мировой войны. К конспекту занятия прилагается презентация.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Занятие литературного кружка «Отражение событий Первой мировой войны в малых фольклорных жанрах» для обучающихся 5 класса.
Автор: Рукосуева Татьяна Георгиевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Тамтачетская СОШ».
Цели:
Образовательные:
- продолжить работу с понятием фольклор и его малые жанры;
- изучить тематику и проблематику частушек периода Первой мировой войны;
Развивающие:
- развивать способность сравнивать, обобщать, анализировать;
- развивать умения самостоятельной работы, работы в малых группах;
- развивать познавательную активность
Воспитательные:
- формирование бережного отношения к истории, устному народному творчеству;
Ход занятия.
1. Слово учителя.
- Ребята, знаете ли вы такую пословицу: «Кто под Сморгонью не бывал, тот войны не видал»? Как вы думаете, во время какой войны она появилась?
«Кто под Сморгонью не бывал, тот войны не видал» – такая поговорка ходила среди солдат Первой мировой войны. Сто лет назад, 1 августа 1914 года, Германия объявила Российской империи войну. Так наша страна вступила в одну из самых кровавых войн в истории человечества — Первую мировую. Впрочем, это название появилось лишь в 1939 году. Современники эту войну называли «Великой войной». Наши соотечественники также прозвали ее «Второй Отечественной» или, попросту, «германской».
-Какие события происходили под Сморгонью, что солдаты про них даже сложили пословицу?
Если бы в годы Первой мировой войны городам давали почетные звания, то небольшой белорусский городок Сморгонь, что в Гродненской области близ литовской границы, несомненно стал бы городом-героем. А как иначе? Восемьсот десять дней и ночей шли кровопролитные бои за Сморгонь, небольшую железнодорожную станцию, ставшую стратегически важным узлом. Дрались пехота, кавалерия, авиация, тяжелая артиллерия, химические войска. Десятки тысяч русских солдат и офицеров полегло под Сморгонью.
-Ребята, мы с вами занимаемся в литературном кружке. Как вы думаете, в боях под Сморгонью участвовали будущие писатели?
В боях под Сморгонью отличились и будущие писатели: вольноопределяющийся-артиллерист Валентин Катаев (его повестями «Белеет парус одинокий» и «Сын полка» зачитывались потом ваши бабушки и дедушки); будущий писатель Константин Паустовский, оказавшийся под Сморгонью в качестве санитара. Был среди них и штабс-капитан 16-го Мингрельского гренадерского полка Михаил Зощенко, что стал впоследствии писателем-сатириком.
- Кто автор пословицы про город Сморгонь? (Солдаты, т.е. народ).
- Какой ещё фольклорный жанр живо откликался на важные события в жизни простого народа? (Частушка).
2.
- По содержанию частушки можно определить этапы военных действий во время Первой мировой войны.
Работа в малых группах:
- Определите, в какой период войны написаны эти частушки. Свой ответ подтвердите текстом частушки ( детям раздаются карточки с частушками).
Немцы забрали Варшаву.
Бог, помилуй Питерград!
В Питерграде много учится
Молоденьких ребят.
Слава богу, утишается
В Германии война.
Может, в живности вернется
Ягодиночка моя.
Пойдем, товарищ, добровольцем,
Будем родине служить:
Распроклятого австрийца
Будем вместе с тобой бить.
Генерал Брусилов бравый
Нас повел на немцев лавой,
Рузский храбрый генерал
Его к Львову уже гнал.
- На какие темы сочинялись частушки в мирное время?
- А какие переживания выплёскивал солдат-крестьянин в частушках во время войны?
Работа с таблицей:
Тема частушки | Пример |
Помощь братским славянским народам | Много ёлок, много ёлок, Много вересиночек. За проклятого германца Много сиротиночек. |
Храбрость казаков в бою | Хоть и хитёр немец прусский,- Крепок духом солдат русский! Он и хитрость переважит, И на деле всё докажет. |
Тяготы солдатской службы | Австрияк спознался с немцем, |
Храбрость и смекалка русского солдата | Ты Германия, Германия, Включай скорее мир! По второму ягодинке Воевать не отдадим! |
Бесчеловечность войны | Немцу ноченька не спится: |
Мечта о заключении мира | Мы сидим в глубоких ямах, На нас дождик льёт, росит, И как засыплют пулемёты, Ну, поверьте, что за жизнь. |
- В таблице перепутаны примеры, нужно всё поставить на свои места (дети работают в группах).
Экспресс-концерт
- Предлагаем ученикам разделиться на пары и организовать экспресс-концерт. Каждая пара получает несколько экземпляров частушек, выбирает понравившуюся и репетирует для исполнения в паре, самостоятельно выбирая стиль исполнения (впрочем, можно взять частушку уже изученную на занятии).
Жалко было командера,
Был бедовый генерал,
Как дитё любил солдат,
Навсегда сожалевал.
Мой-то милый на войне,
Служит в артиллерие.
Пришло от милого письмо –
Узнали все в деревне.
По германской по границе
По канавке кровь бежит:
Ох, мой братка здесь убита,
Другой раненый лежит.
Севодни раненько, раненько
Заморозило маленько.
Снежок беленький напал, -
Милый без вести пропал!
Домашнее задание
Сочинить частушку на антивоенную тему.
Источники информации
http://www.proza.ru/2014/04/28/1838
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Кто под Сморгонью не бывал, тот войны не видал»
«Отражение событий Первой мировой войны в малых фольклорных жанрах» 1914-1918
Валентин Петрович Катаев Константин Георгиевич Паустовский Михаил Михайлович Зощенко
Начало войны Военные сражения Наши войска оставили Польшу Конец войны
Тема частушки Пример Помощь братским славянским народам Много ёлок, много ёлок, Много вересиночек . За проклятого германца Много сиротиночек. Храбрость казаков в бою Хоть и хитёр немец прусский,- Крепок духом солдат русский! Он и хитрость переважит , И на деле всё докажет. Тяготы солдатской службы Австрияк спознался с немцем, Обижают всех славян, Не дадим славян в обиду Мы, француз и англичан Храбрость и смекалка русского солдата Ты Германия, Германия, Включай скорее мир! По второму ягодинке Воевать не отдадим! Бесчеловечность войны Немцу ноченька не спится: Казака очень боится, Наш казак-то не дурак , Знает ладить с немцем как! Мечта о заключении мира Мы сидим в глубоких ямах, На нас дождик льёт, росит, И как засыплют пулемёты, Ну, поверьте, что за жизнь.
Экспресс-концерт
Интернет-источники : http:// topwar.ru/uploads/posts/2012-12/1356027459_27.jpg http://vsr.mil.by/wp-content/uploads/2014/01/04.-% D0%9A%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BB.jpg http:// img-fotki.yandex.ru/get/4312/nad629154200941.3e/0_2add8_e66ed585_XL http:// www.stoletie.ru/upload/iblock/035/1.jpg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)
Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ...
Отражение Первой мировой войны в поэзии В.В. Маяковского ( конспект урока литературы в 11 классе)
К сожалению, далеко не все знают, что у В. В. Маяковского есть замечательные стихи, в которых поэт "кричит" о «кровавой бессмысленной свалке, в которую ринулись народы»: о Перво...
Хроника событий Первой мировой войны на Ямбургской земле
хроника событий Первой мировой войны на Ямбургской земле (Сейчас Кингисепп и Кингисеппский район Ленинградской области)...
Кроссворд "Отражение Первой мировой войны в поэзии Серебряного века"
Данный кросворд составлен по страницам биографии и творчества тех поэтов Серебряного века, которые так или иначе связаны с Первой мировой войной. Можно использовать на заключительном занятии по поэзии...
Сценарий урока "Первая мировая война". Создаем учебный фильм. Урок-проект. 9 класс.
Конспект урока в 9 классе по теме "Первая мировая война". Урок выстроен с учетом требований новых стандатртов. Включает 4 этапа:этап актуализации знаний, этап - построение учебной задачи, этап - решен...
конспект урока "М. Шолохов "Тихий Дон". Человек и война. Г. Мелехов в событиях первой мировой войны".
Урок литературы в 11 классеТип урока: изучение новой темыУрок- исследованиеЦели урока:- Проследить судьбу человека, прошедшего через войну, каково поведение Г.Мелехова на войне, какие чувства выносит ...
Возможности использования краеведческого материала для формирования исторической памяти о событиях Первой мировой войны
В статье рассматривается возможность использования краеведческого материала для изучения отдельных аспектов событий Первой мировой войны на примере г. Николаевска Самарской губернии: участие органов м...
Комментарии
Татьяна Георгиевна! Очень
Татьяна Георгиевна! Очень хорошая разработка, понятный и доступный пятиклассникам материал. Наверняка,детям на занятии будет интересно.Спасибо,удачи!
Спасибо. Всегда приятно
Спасибо. Всегда приятно слышать похвалу от более опытного коллеги.