Рабочая программа кружка "Родное слово" для 5 класса
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Казьмина Елена Петровна

Кружок  «Родное слово» —  призван прививать обучающимся любовь к родному языку и родной

словесности, являющимся драгоценной и неотъемлемой частью отечественной культуры.

Задачи :

– познакомить учащихся с основами русской словесности,

– научить правильно пользоваться богатствами родного слова,

– сформировать у школьников умение и навык постоянно следить

за чистотой своей речи.

Основными вопросами, рассматриваемыми в «Родном слове», стали:

– Откуда берутся слова?

– Какие слова окружают нас?

– Как православная культурная традиция учит дорожить даром слова?

– Что за сокровища хранит великая русская литература?

Материалы раздела «Родное слово», изложенные в одноимённом учебном пособии, представлены 25 тематическими уроками. Для раскрытия содержания тематических уроков используются

материалы трудов выдающихся российских педагогов, учёных-словесников, книговедов,

деятелей культуры и искусства, отрывки из классических произведений лучших отечественных

писателей и поэтов. В уроках широко представлены и произведения устного народного творчества

— пословицы, поговорки, крылатые выражения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

кружка «Родное слово» 5 класс

(2018-2019 уч. г.)

учителя русского языка и литературы

Казьминой Е.П.

Настоящая рабочая программа кружка «Родное слово» разработана на основе

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010г.) с изменениями и дополнениями; в соответствии с Примерными основными образовательными программами.

Содержание раздела «Родное слово» соответствует требованиям пп.1,3,6 ст.87 Закона «Об

образовании в Российской Федерации» (No 273–ФЗ).

Настоящая рабочая программа является частью комплекта учебных и учебно-методических материалов по разделу «Родное слово» для 5-го класса в рамках учебного

предмета «Основы православной культуры». В состав комплекта также входят учебное пособие для учащихся 5-го класса, хрестоматия и рабочая тетрадь.

Общая характеристика раздела

Цель раздела «Родное слово» — прививать обучающимся любовь к родному языку и родной

словесности, являющимся драгоценной и неотъемлемой частью отечественной культуры.

Задачи раздела:

– познакомить учащихся с основами русской словесности,

– научить правильно пользоваться богатствами родного слова,

– сформировать у школьников умение и навык постоянно следить

за чистотой своей речи.

Основными вопросами, рассматриваемыми в «Родном слове», стали:

– Откуда берутся слова?

– Какие слова окружают нас?

– Как православная культурная традиция учит дорожить даром слова?

– Что за сокровища хранит великая русская литература?

Материалы раздела «Родное слово», изложенные в одноимённом учебном пособии, представлены 25 тематическими уроками. Для раскрытия содержания тематических уроков используются

материалы трудов выдающихся российских педагогов, учёных-словесников, книговедов,

деятелей культуры и искусства, отрывки из классических произведений лучших отечественных

писателей и поэтов. В уроках широко представлены и произведения устного народного творчества

— пословицы, поговорки, крылатые выражения.

К каждому уроку прилагаются вопросы и задания творческого характера.

В качестве Приложений в учебном пособии приведены:

– Хронологический минимум по русской словесности,

– Словарик терминов по русской словесности,

– Краткий словарь терминов православной культуры,

– Значения наиболее распространённых имён,

– Лексикон «Из кладезя русской словесности»,

– Условные обозначения названий некоторых книг Библии.

Учебное пособие хорошо иллюстрировано.

Раздел 1. Планируемые результаты освоения учащимися раздела «Родное слово»

Личностные результаты изучения учащимися основ родного языка и словесности:

– осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

– понимание того, что родной язык представляет собой важнейшую составляющую отечественной культуры;

– осознание необходимости бережного, уважительного отношения к языку как средству

человеческого общения;

– отношение к правильной речи как главному показателю общей культуры человека;

– выработка навыков правильной устной и письменной речи;

– получение представлений о сокровищах русской словесности, о выдающихся памятниках

книжности, произведениях великой русской литературы, о великих мастерах русского слова;

– понимание отечественной литературы как средства сохранения и передачи нравственных

ценностей и традиций;

– восприятие отечественной литературы как высочайшего явления национальной и мировой культуры.

Метапредметные результаты:

– развитие познавательной деятельности школьника в гуманитарной сфере;

– воспитание любви и уважительного отношения к родной литературе и культуре;

– формирование чувства личной ответственности за сохранение культурно-исторического

наследия России.

Освоение православной культуры России помогает более глубокому изучению русского языка,русской литературы и родной культуры в целом.

Предметные результаты:

– расширение и систематизация знаний учащихся о русском языке;

– получение элементарных знаний о церковнославянском языке как языке молитвы и

богослужения Русской Православной Церкви;

– формирование у учащихся представлений о культуре речи как общечеловеческой ценности;

– обогащение активного и потенциального словарного запаса школьников для свободного

выражения своих мыслей и чувств;

– формирование у учащихся стремлений к речевому самосовершенствованию;

– овладение учащимися нормами литературного языка и речевого этикета;

– формирование устойчивого навыка постоянно следить за своей речью;

– осознание учащимися значимости изучения литературы для своего дальнейшего развития;

– воспитание у учащихся школ правильного «читательского вкуса»;

– формирование потребности в систематическом чтении русской классической литературы.

Организация учебно-воспитательного процесса

Раздел предназначен для изучения основ родного языка и русской словесности учащимися 5-го

класса общеобразовательных организаций в течение всего года обучения — 35 часов, по одному часу в неделю.

Основной формой организации учебного процесса в 5-м классе при изучении родной

словесности является традиционный школьный урок.

Занятия по родной словесности рекомендуется сопровождать демонстрацией изображений

памятников православной культуры, совместным с обучающимися чтением отрывков

исторических и литературных произведений, просмотрами шедевров отечественной живописи,прослушиванием лучших произведений народного музыкального творчества и русской духовной

хоровой музыки.

Раздел 2. Содержание раздела «Родное слово»

Основные содержательные линии раздела «Родное слово»

Первая часть раздела «Родное слово» (уроки 1-11) озаглавлена: «Такие разные слова!» (13 часов)

Школьники, изучающие в 5-м классе основы православной культуры в рамках этого

раздела, прежде всего узнают, что слово — это величайший творческий дар Бога человеку.

Именно такой взгляд на слово как на Божий дар соответствует православному мировоззрению и православной культуре. Далее обучающиеся убеждаются в том, что окружающие нас слова имеют

разное достоинство. А иные слова вообще употреблять нельзя, то есть неполезно. Потому что, употребляя скверные слова, человек унижает своё достоинство.

Вторая часть раздела «Родное слово» (уроки 12-25) озаглавлена «Введение в русскую

словесность» (22 часа).

Знакомство с традиционным православным взглядом на происхождение слова и изучение

основ русской словесности учащимися 5 класса реализуется по следующим взаимосвязанным содержательным линиям:

1. Происхождение слов родного языка. Связь истории русского языка с православной культурой

России. Слово как божественный дар человеку.

2. Значение языка в истории и духовной жизни народа. Родное слово — как педагог и наставник.

«Родное слово» К.Д.Ушинского как «народный учебник» и как «золотая книга российской

педагогики».

3. Слова, окружающие нас: обязательные, святые, мудрые; слова забытые и неологизмы;

заимствованные слова; слова-имена; крылатые слова; слова лишние, плохие.

4. Проблема: «Как наше слово отзовётся?»

5. Истоки славянской письменности: святые Кирилл и Мефодий —славянские первоучители.

Загадка в истории славянской азбуки: кириллица и глаголица.

6. Церковнославянский язык — язык первого перевода Библии на славянский язык, язык молитвы

и богослужения Русской Православной Церкви.

7. Исторический путь русской словесности: древнерусская рукописная книга, выдающиеся произведения древней русской литературы, жития святых — любимое чтение русского народа, первая учебная книга на Руси, первопечатный Букварь диакона Ивана Фёдорова.

8. Жанры в русской словесности: русские сказки, русские басни, русская песня.

9. Значение трудов М.В.Ломоносова для становления русской словесности. А.С.Пушкин и русская словесность.

10.Мастера русского слова о родном языке.

Принципы изложения материала

В основу изложения материалов раздела «Родное слово» положены идеи нравственно

развивающего обучения, изложенные в трудах великого русского педагога XIX века Константина

Дмитриевича Ушинского, который считал, что изучение русской словесности является основой

российского образования. Современники называли К.Д.Ушинского «учителем учителей» —

настолько высок был его педагогический авторитет в российской школе. Сам же основоположник русской научной педагогики наилучшим педагогом и величайшим народным наставником считал русский язык — родное слово.

Книги «РОДНОЕ СЛОВО» и «ДЕТСКИЙ МИР», созданные Константином Дмитриевичем

Ушинским, стали непревзойдённым образцом родной педагогики. Более половины столетия эти учебные пособия был основными для начальных школ России. По ним учились наши деды и прадеды. «Родное слово», выдержавшее более 150 изданий, стало поистине «народной детской книгой» О значении языка в истории и духовной жизни народа в книге «Родное слово»

Константин Дмитриевич писал: «Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его Родина. В нём претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину, в звук небо Отчизны, её воздух, её физические явления, её климат, её поля, горы и долины, её леса и реки, её бури и грозы — весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко в любви человека к его иногда суровой Родине, который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов. Но в светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа».

Эти слова стали основополагающими в ходе работы над материалами уроков «Родное слово».

При подготовке материалов уроков учитывались принципы: научность, доступность,

культуросообразность.

1. Научность. Изложение всех сведений в рамках раздела «Родное слово» имеет прочное

основание в отечественной филологической науке, а также в истории, источниковедении,

книговедении и других областях гуманитарного знания. Благодаря опоре на исторические

источники при освещении всех рассматриваемых вопросов у школьника будет формиро-

ваться исследовательский интерес к истории. А это позволит ему осознать свою причастность к родному языку, родной истории и родной культуре.

2. Доступность. Поскольку материалы раздела предназначены для учащихся 5-х классов, то в них содержится минимум сведений (дат, имён, терминов, понятий), которые не были бы известны им из других учебных предметов.

3. Принцип культуросообразности. Раздел «Родное слово» призван ознакомить учащихся

российских школ с основами родного языка и родной словесности как неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры России. Знакомство с основами родного языка осуществляется в единой связи с историей Отечества и православной культурой России. Без этого невозможно полноценное усвоение учебного материала раздела.

Раздел 3. Тематическое планирование

Часть первая

Такие разные слова! (13 часов)

Урок вводный. Откуда берутся слова? (1 ч)

Урок 1. «Родное слово» К.Д.Ушинского (1 ч)

Урок 2. Обязательные слова (1 ч)

Урок 3. Святые слова (1 ч)

Урок 4. Мудрые слова-пословицы (1 ч)

Урок 5. Слова забытые и неологизмы (1 ч)

Урок 6. Заимствованные слова (1 ч)

Урок 7. Лишние слова (1 ч)

Урок 8. Плохие слова (1 ч)

Урок 9. Слова-имена (1 ч)

Урок 10. Крылатые слова (1 ч)

Урок 11. Как наше слово отзовётся? (1 ч)

Такие разные слова (завершение первого раздела) (1 ч)

Часть вторая

Введение в русскую словесность (22 часа)

Урок 12. «В начале было Слово» (1 ч)

Урок 13. Кириллица (1 ч)

Урок 14. Церковнославянский язык (1 ч)

Урок-экскурсия в школьный музей (1 ч)

Урок 15. Первые учебные пособия на Руси (2 ч)

Урок 16. Древнерусская книга (1 ч)

Урок 17. Древнерусская литература (2 ч)

Урок 18. Жития святых (2 ч)

Урок 19. Букварь диакона Ивана Фёдорова (1 ч)

Урок 20. Михаил Васильевич Ломоносов и его труды по русской словесности (1 ч)

Урок 21. Заветные стихи А.С.Пушкина (2 ч)

Урок 22. Русские сказки (2 ч)

Урок 23. Русские басни (1 ч)

Урок 24. Русская песня (2 ч)

Урок 25. Русские писатели о русском языке (1 ч)

Сочинение на тему «Родная речь, родное слово» (1 ч)

Приложение к рабочей программе

кружка «Родное слово»

Календарно-тематическое планирование для кружка «Родное слово» для 5 класса

(2018-2019 уч.г.) учителя русского языка и литературы Казьминой Е.П.

No

урока

Дата

проведения

Тема урока

Кол-во

часов

Основные виды деятельности

обучающихся

План

Факт.

Часть первая «Такие разные слова!» (13 часов)

1.

Урок вводный. Откуда

берутся слова?

1.

Читают вводную статью учебника; пересказывают, отвечают на  вопросы, читают рассказ, выполняют задания в рабочей тетради

2.

Урок 1. «Родное слово» К.Д.Ушинского.

1.

Читают статью учебника,

сравнивают тексты, отвечают на вопросы, выполняют задания в

рабочей тетради

3.

Урок 2. Обязательные слова

 Читают стихотворение, вставляют слова, решают кроссворд, отвечают

на вопросы, читают рассказы

4.

Урок 3. Святые слова.

1

Отвечают на вопросы, учат

наизусть, читают рассказ из

хрестоматии

5

Урок 4. Мудрые слова-

пословицы.

1

Играют в игру, дописывают

пословицы, подбирали пословицы к

предложенной ситуации, отвечают

на вопросы

6.

Урок 5. Слова забытые и

неологизмы.

Читают отрывок из поэмы

М.Ю.Лермонтова, из рассказа  И.С.Тургенева, отвечают на  вопросы, выразительно читают

7

Урок 6. Заимствованные

слова.

1

Читают стихотворение,

выписывают заимствованные слова, пишут небольшое сочинение

8.

Урок 7. Лишние слова.

1

Читают отрывки из романа,

отвечают на вопросы, анализируют

9

Урок 8. Плохие слова.

1

Вспоминают пословицы и

поговорки, читают, отвечают на вопросы, анализируют

10

Урок 9. Слова-имена.

1

Читают, отвечают на вопросы

11

Урок 10. Крылатые слова.

1

Работают со словарём, отвечают на вопросы, читают рассказ, работают с крылатыми выражениями

12

Урок 11. Как наше слово отзовётся?

1

Читают стихотворение, отвечают на вопросы по его содержанию, работа  со сказкой К. Паустовского

13

Такие разные слова

(завершение первого

раздела)

Отвечают на вопросы, подбирают синонимы, сравнивают, читают

стихотворения

Часть вторая «Введение в русскую словесность» (22 часов)

14

Урок 12. «В начале было  Слово».

1

Отвечают на вопросы, читают хрестоматию, сравнивают тексты

15

Урок 13.Кириллица.

1

Читают, отвечают на вопросы, переписывают в рабочую тетрадь стихотворение

16

Урок 14.

Церковнославянский язык.

1

Отвечают на вопросы, читают тексты, пишут русскими буквами

торжественное церковное

песнопение

17

17. Урок-экскурсия в

школьный музейный уголок

1

Посещают школьный краеведческий музей

18

Урок 15. Первые учебные

пособия на Руси.

1

Читают статью учебника, отвечают на вопросы по содержанию, читают

отрывки из статьи, пишут

небольшое сочинение

19

Урок 15. Первые учебные пособия на Руси.

1

Читают статью учебника, отвечают на вопросы по содержанию, читают

отрывки из статьи, пишут

небольшое сочинение

20

Урок 16. Древнерусская

книга

1

Читают статью из хрестоматии, выразительно читают стихотворение, решают кроссворд,

отвечают на вопросы

21

Урок 17. Древнерусская

литература.

1

Читают статью учебника, отвечают на вопросы, выполняют задания в

рабочей тетради, читают отрывок из «Поучения...»

22

Урок 17. Древнерусская

литература.

1

Читают статью учебника, отвечают на вопросы, выполняют задания в

рабочей тетради, читают отрывок из «Поучения...»

23

Урок 18. Жития святых.

1

Читают статью из хрестоматии, выразительно читают стихотворение, отвечают на вопросы

24

Урок 18. Жития святых.

1

Читают статью из хрестоматии, выразительно читают стихотворение, отвечают на вопросы

25

Урок 19. Букварь диакона Ивана Фёдорова.

1

Читают статью из хрестоматии, отвечают на вопросы, пишут небольшое сочинение

26

Урок 20. Михаил

Васильевич Ломоносов и его труды по русской словесности

1

Слушают сообщение, читают статью из хрестоматии, отвечают на вопросы по содержанию

27

Урок 21. Заветные стихи А.С.Пушкина.

1

Читают стихотворения, отвечают на вопросы; выразительное читают,

Работают с таблицей, сравнивают, пишут небольшое сочинение

28

Урок 21. Заветные стихи А.С.Пушкина.

1

Читают стихотворения, отвечают на вопросы; выразительное читают,

работают с таблицей, сравнивают, пишут небольшое сочинение

29

Урок 22. Русские сказки.

1

Читают сказки; выборочно

пересказывают отдельные эпизоды, отвечают на вопросы; устно рисуют; сопоставляют иллюстрации художников с текстами сказок.

30

Урок 22. Русские сказки.

1

Читают сказки; выборочно

пересказывают отдельные эпизоды, отвечают на вопросы; устно рисуют; сопоставляют иллюстрации художников с текстами сказок.

31

Урок 23. Русские басни.

1

Читают басни; отвечают на

вопросы; читают по ролям;

устанавливают ассоциативные

связи с произведениями живописи, решают кроссворд

32

Урок 24. Русская песня.

1

Читают; отвечают на вопросы, устанавливают ассоциативные связи, слушают песни, работают

над проектом

33

Урок 25. Русские

писатели о русском

языке.

1

Защита проектов

34

Сочинение на тему

«Родная речь, родное

слово»

1

 Пишут сочинение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...