Программа кружка "Родное слово"
рабочая программа по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Родное слово»
Введение
Одна из проблем нашего общества - неумение детьми использовать свободное время на пользу себе. Реализация данной программы позволяет решить эту проблему. Педагогика рассматривает досуг, как форму воспитания с точки зрения целенаправленного влияния на детскую личность. Учащегося привлекает курс "Техника речи" тем, что является свободным и основывается на интересе, принося радость и творческое удовлетворение.
К.С. Станиславский говорил: «У всех звуков, из которых складывается слово, своя душа, своя природа, свое содержание, которое должен почувствовать говорящий...»
Решение задач программы осуществляется линейно, от занятия к занятию задания усложняются. При работе по данной программе у воспитанников в одинаковой мере развивается как логическое мышление, так и эмоциональное. Что, в свою очередь, способствует развитию как левого полушария головного мозга (отвечающего за логическое мышления), так и правого (отвечающего за образное мышление).
Программа помогает воспитаннику совершенствовать выразительность своего чтения, а также показывает пути и средства работы над правильной речью.
Эмоциональная память младших школьников достаточно богата. Поэтому программные разделы соответствуют эмоциональному опыту детей.
Погружение в мир сказок, былин, легенд открывает широкие возможности для приобщения ребенка к народным традициям.
Пояснительная записка
Человек всю жизнь совершенствует свою устную и письменную речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и школьный периоды. К семилетнему возрасту, дети уже в основном, владеют важнейшими средствами морфологии, многими средствами синтаксиса – в пределах разговорного стиля.
Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение.
Поэтому очень важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения, для выражения своих мыслей.
Развитие речи ребенка не стихийный процесс, оно требует постоянного педагогического руководства. Овладение речью – это познание окружающей действительности. Параллельно ребенок овладевает и письменной речью. Письменная речь всегда строже устной, в ней всегда видны недочеты и ошибки, столь характерные, для младшего школьника. Ребенок живет в слове, развивается, устно и письменно самовыражается, передает и получает информацию.
Программа кружка является попыткой реализовать коммуникативный подход к обучению родному языку младших школьников, который должен на осознанном уровне использовать его в различных речевых и житейских ситуациях. Исходя из этого, в программе кружка особое место отвожу развитию речи, работе со словом.
Цели:
- содействовать интеллектуальному, нравственно-эстетическому развитию младших школьников через совершенствование их языкового мышления, речевой культуры, детского речевого творчества;
- разбудить в детях речевую чуткость, языковую интуицию, формировать дар слова;
- прививать интерес к чтению, к родному языку, приобщать к неиссякаемому источнику познания;
- пробудить у ребят потребность к самостоятельной творческой работе над познанием родного слова,
- формировать способность к авторской письменной речи, творчеству и сочинительству.
Педагогическая позиция:
- сотрудничество, содружество, сотворчество учителя и ученика;
- живое общение , содействие эмоциональному пробуждению разума;
- обеспечивание речевых ситуаций, обеспечивать речевую практику для учащихся;
- создание в классе атмосферы борьбы за высокую культуру речи.
Педагогические средства:
- эмоциональный фон (речь учителя, специально подобранное музыкальное сопровождение);
- занимательность, наглядность, игра, юмор. Все курсы рассчитаны на 34 рабочих недели, общий курс 135 часов
Методическое обеспечение программы
Овладение речью на родном языке – сложный и длительный процесс, основы которого закладываются еще в дошкольном возрасте, но особое место в этом процессе занимает усвоение речи детьми в 7 – 10 возрасте, когда у ребенка появляется интерес к живому слову, когда он хочет говорить и говорит много и охотно, когда у него пробуждается потребность говорить правильно, когда он легко усваивает новые языковые и речевые единицы, особенно если их усвоение вызвано потребностью в общении.
В процессе реализации данной программы появляется возможность в игровой, занимательной форме организовать речевую деятельность детей вооружить их умением точно и образно выражать свои мысли и чувства в устном и письменном слове.
Методы реализации программы
• частично-поисковый;
• «мозговой штурм»;
• литературные игры;
• диалог;
• практическая работа;
• логические упражнения (ребусы, кроссворды и т.д.).
Отличительная особенность данной программы в том, что она направлена на развитие речи именно младших школьников – как раз детей того возрастного периода, когда они еще обладают особыми способностями к «впитыванию» речи и у них уже сформирована готовность к овладению различными разновидностями связной речи. Система обучения предполагает организацию активной речевой деятельности учащихся. Дети постоянно применяют полученные знания, самостоятельно создавая определенные высказывания и речевые произведения.
В целях нормализации нагрузки учащихся усиления их познавательного интереса и творческой активности применяются занимательные игры типа кроссвордов, шарад, ребусов, широко практикуется постановка задач проблемного характера, используются игровые приемы и сюжеты, с помощью которых ученики становятся активными участниками определенно речевой ситуации.
В процессе работы по данной программе можно использовать информацию -методические материалы, литературу из прилагаемого к программе списка. Обучение ведется активными методами, указанными в пояснительной записке программы.
Формы проведения занятий
Коллективные и групповые занятия, викторины, олимпиады, экскурсии, походы, утренники, театрализованные представления.
Формы организации кружковых занятий соответствуют возрасту занимающихся в кружке детей (см. пояснительную записку).
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Дидактическое обеспечение программы:
раздаточный материал для проведения игр;
иллюстрированные материалы;
раздаточный материал по развитию речи;
дидактический материал по чтению.
Подборка материалов: "Внеклассная работа по русскому языку ", "Занимательная грамматика", «Занимательное азбуковедение».
Материально - техническое обеспечение программы.
Занятия кружка проводятся в кабинете начальных классов, на открытом воздухе и в библиотеке.
Организационно – педагогические основы обучения
Программа предназначена для занятий с детьми 7-10 лет и направлена на:
- развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
- расширение и углубление программного материала;
- воспитание любви к великому русскому языку;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
- совершенствование общего языкового развития младших школьников. Количество занимающихся в кружке – 10-15 человек. Программа рассчитана на 4 года обучения (135часов). Занятия проходят 1 раз в неделю по 45 минут. Расписание занятий составляется в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования СанПин 2.4.4.1251-03».
Количество часов по годам обучения: 1 год обучения – 33 часа в год (1 раз в неделю по 35 минут); 2 год обучения- 34 часа в год (1 раз в неделю по 45 минут); 3 год обучения- 34 часа в год (1 раз в неделю по 45 минут); 4 год обучения- 34 часа в год (1 раз в неделю по 45 минут);
Основные формы работы кружка: занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
В результате занятий по программе ожидается, что воспитанник:
- определит систему ценностей;
- овладеет профессионально-значимыми качествами: эмоционального восприятия речи, внимания, памяти, образного мышления, воображения;
- будет стремится к реализации способностей и талантов, данных ему природой;
- научится импровизировать;
- полюбит процесс творчества;
- получит навыки красивой речи;
- сможет реализовать себя в разных видах творчества.
Методы отслеживания результативности
- наблюдение за успешным решением задач осуществляется педагогом на протяжении всех лет с учетом индивидуальных особенностей и темпов развития ребенка;
- открытые занятия на основе пройденного материала;
- обсуждение с детьми результатов деятельности;
- беседы с родителями помогают педагогу составить более полную картину качественных изменений в личности воспитанника.
1 класс. Содержание программы:
Ребенок и слово.
Звуковая культура речи. Игры с буквами. Звуки вокруг меня. Слова короткие и длинные. Слова различные одним звуком. Вычитание букв из слов. Игры со словами. Слово «друг» и «враг».
Разноцветные слова.
Словарный запас. Предметы, действия, признак. Вкус и цвет. Цветные названия. Рисунок – ассоциация. Когда я взрослым стану. Слова - мячики «антонимы», «синонимы» игра. Игра «шаги» деление на слоги. Слово – действие. Плохо – хорошо, из «плохого» в «хорошее». Общее предложение. Игра «Если вдруг». Родственные слова.
Грамматические навыки.
Употребление в речи предлогов. Составление предложений по картинке. Множество предметов. Множество слов. Составные слова. Игра в слова. Роли слов в предложении. Прямой и обратный порядок слов. Составление предложений по картинке. Игра «Закончи предложение». Знакомство с текстом. Связная речь.
Фольклор.
Устное народное творчество. Загадки, песни, считалочки. Пословицы и поговорки. Игра «Закончи пословицу». Сходные пословицы и поговорки. Знакомство с иностранными пословицами. Сочини пословицу, шутку, прибаутку. Знакомство со сказками народов. Расскажи свою любимую сказку. Инсценирование сказки. Распределение ролей. Показ детям детского сада. Фразеологизмы. Фразеологизмы – антонимы. Сравнение и выводы. Сказки загадки. Развитие творческого воображения.
Слово – творчество.
Общее слово. Фантастический префикс. Игра «Слово – сказка». Творческая ошибка. Анализ детских ошибок. Сказки наизнанку. Смешные истории. Азбука важных слов. Лингвистические кубики.
Программа занятий 1 класса – Приложение 1.
2 класс. Содержание программы:
Язык – самое удивительное, что есть на свете.
Жили-были, или зачем отправляться в тридевятое царство. Каламбур. Игры со словами. Рифмы. Стихотворения для детей. Учись подбирать рифмы. Игра «Доскажи словечко». Слово – сказка. Можно ли сочинить свою сказку?
Учись говорить правильно и красиво.
Кто учит человека говорить? Какие слова нам больше всего нужны? Что такое язык? Зачем он человеку? Как мы общаемся. Интонация. Эмоции. Слова помощники. Информация. Виды и способы ее получения. Как говорят другие? Способы общения. Знаковые системы. Рисуночное письмо.
Язык один. Речь разная.
Ситуация. Цель речи. Акцент и ударение. Устная и письменная речь. Речь и ее хозяин. Мышление и речь. Где и как рождается речь? Учусь выбирать слова. Кто учит нас говорить. История. Мифы. Языки живые и мертвые. Старославянский язык, латынь. Иностранные языки. Переводчики. Могут ли машины переводить? Компьютерные программы.
Секреты орфографии.
Дорога к письменности. А начинали все медведи… Рисуночное письмо и священные знаки. Как возникла наша письменность. Работа с древними письменами. Фонемы. Игры с фонемами. О кириллице и глаголице. Как придумали алфавит. О воображение. Что ты видишь, читая? Ошибкоопасные места. Зеркальные и незеркальные слова. Добрый волшебник – ударение. Выразительность и ее роль в предложении, в тексте. Инструкции и самоинструкции. Кто «сочиняет» инструкции? Память. Виды памяти. Память и грамотность. Вывески. Экскурсия в город. Наблюдение.
Программа занятий 2 класса – Приложение 2.
3 класс. Содержание программы:
Мир слов.
Как рождаются новые слова. Как слова стареют. Какие слова стареют и кто такие « архаизмы»? Путешествие по свету. Слово под копирку. Чужие слова. Можно ли без чужих слов? Слова-братья, слова-враги. Строим слова. Строительные блоки слова – морфема. Строительная работа морфем. Приставкина «смыслиночка», «смыслиночка» суффиксов, окончаний. Копилки слов. Как найти слово в словаре. Виды словарей, энциклопедии. Что такое «лингвистика». Приставки труженики. Обо всех приставках сразу. Приставки, которые пишутся всегда одинаково. Игры с приставками. Приставки-нарушители. Игры и упражнения с приставками. Самые трудные ПРИ-, ПРЕ-.
Слова родственники. Секреты родственных слов.
Кто «командует» корнями. Орфограмма с девчачьим именем. Когда командует ударение. Основа слова хранительница смысла. Строим предложения. Память и грамотность. Понятие «словосочетание». Предложения и виды предложений. Как устроены стихи. Стихотворная форма. Повторяющийся узор. Попробую себя в стихах. Знакомство со словарями синонимов и их содержанием. Крылатые слова и фразеология. Многозначность слова.
Текст и виды текстов.
Работа над изобразительными средствами языка художественных произведений. Типы текста. Повествую, рассуждаю, описываю. Устный пересказ. Виды пересказов. Пересказы с перестройкой текста и с творческими дополнениями. Письменное изложение близкое к тексту. Творческое изложение. Сочинения и их темы. Накопление материала для работы. План. Особенности работы над сочинениями различных видов. Речевые ошибки и их устранения.
Программа занятий 3 класса – Приложение 3.
4 класс. Содержание программы:
Кто я? Немного обо мне.
Какого я роду, племени. Моя родословная. Как вас зовут. Тайна имени. Гороскоп. Верю, не верю, Я и моя семья. Что такое «хорошо»? Мои друзья.
Мой язык и его части.
Двести тысяч слов – вся жизнь и история народа. Слова сравнивают и подмечают сходство. Метафоры. Метафоры в поэзии. Кто поможет навести порядок в словах. Название частей речи. Что сказать о существительном. Склонения. Особые правила склонения. Друг существительного – прилагательное. Всегда заодно. Как привести все в движение. Глагол это действие. Когда все время что-то происходит. Как не запутаться в глаголах? У кого какие заботы? Сколько лиц совершают действие? Если что-то происходит, происходит в разное время? Наречия, Зачем наречия в стране чудес? Как ведут в предложении его члены?
Знаки на дорогах в мире слов.
Где поставить точку. Восклицательный и вопросительный знаки. Дорога в речи. Что указывают знаки при движении. Зачем две точки одна под другой? На что похоже тире? Хитрая пунктуация. Точка с запятой, а что это? Разделители и выделители. Раз словечко, два словечко, будет…. Что можно строить из абзацев?
Мое словотворчество.
«Круглый стол» вопросов и ответов. Расскажи, что ты теперь знаешь о …. Сегодня я учитель. Вижу, знаю, исправлю. Пофантазируем. Игра «Я начну, а ты продолжи» Проверь себя. Выбери себе задание сам. Праздник «Мой родной язык»
Чем могу, тем помогу.
Изготовление карточек и тестов по русскому языку для 1-4 классов. Экскурсия в детский сад, ремонт книг.
Программа занятий 4 класса – Приложение 4.
Программа занятий 1 класса.
Вид занятия | Содержание занятия | Количество часов | ||
раздел | Ребенок и слово | 4 | ||
Практическое занятие | Звуковая культура речи. Игры с буквами. Звуки вокруг меня. | 1 | ||
Урок-игра | Слова короткие и длинные. Игра «Назови лишнее слово». Объяснение. | 1 | ||
Урок-игра | Слова различные одним звуком. Вычитание букв из слов. | 1 | ||
диалог | Игры со словами. Слово «друг» и «враг». | 1 | ||
Разноцветные слова | 6 | |||
Ролевые игры. | Словарный запас. Предметы, действия, признак. | 1 | ||
Практическое занятие. | Вкус и цвет. Цветные названия. Рисунок – ассоциация. | 1 | ||
Игра. | Когда я взрослым стану. Слова – мячики ( антонимы - синонимы) игра. Игра «Шаги» (деление на слоги) | 1 | ||
Урок -сочинялка. | Слово – действие. Плохо – хорошо, из плохого в хорошее. | 1 | ||
Экскурсия. | Общее предложение. Игра «Если вдруг». | 1 | ||
Практическое занятие. Работа с картинками. | Родственные слова. | 1 | ||
Грамматические навыки. | 6 | |||
Практическое занятие. Устно. | Употребление в речи предлогов. Составление предложений по картинке. | 1 | ||
Игра. | Множество предметов. Множество слов. | 1 | ||
Урок - диалог | Составные слова. Игра в слова. | 1 | ||
диалог | Роль слов в предложении. Прямой и обратный порядок слов. | 1 | ||
Практическое занятие. Работа в паре. | Составление предложений по картинке. Игра « Закончи предложение». | 1 | ||
Слушание. | Знакомство с текстом. Связная речь. | 1 | ||
Фольклор | 13 | |||
Урок- слушание. | Устное народное творчество. Загадки, песни, считалочки. | 1 | ||
Урок – беседа. | Пословицы и поговорки. Игра «Закончи пословицу». | 1 | ||
Урок – путешествие. | Сходные пословицы и поговорки. Знакомство с иностранными пословицами. | 1 | ||
Творчество | Сочини пословицу. Шутки, прибаутки. | 1 | ||
Литературное слушание. | Знакомство со сказками народов. Расскажи свою любимую сказку. | 1 | ||
Практика. | Инсценирование сказки. Распределение ролей. | 4 | ||
Урок – праздник. | Показ сказки детям детского сада. | 1 | ||
Диалог. | Фразеологизмы. | 1 | ||
Практическое занятие. | Фразеологизмы – антонимы. Сравнение и выводы. | 1 | ||
Развитие речи. | Сказки – загадки. Развитие творческого воображения. | 1 | ||
Слово творчество | 4 | |||
Урок - фантазия. Ролевая игра. | Общее слово. Фантастический префикс. Игра « Слово – сказка». | 1 | ||
Творческая ошибка. Анализ детских ошибок (Салолет, пришел вчер). | 1 | |||
Урок творчества. | Сказки наизнанку. Смешные истории. | 1 | ||
Творчество. | Азбука важных слов. Лингвистические кубики. | 1 |
Программа занятий 2 класса.
Вид занятия | Содержание занятия | Количество часов |
Язык – самое удивительное, что есть на свете. | 7 | |
Урок знакомство. | Жили – были, или зачем отправляться в тридевятое царство. | 1 |
Урок игра. | Каламбур. Игры со словами. | 1 |
Урок творчества. | Рифмы. Стихотворения для детей. | 3 |
Диалог. Игра. | Учись подбирать рифмы. Игра «Доскажи словечко» | 1 |
Сочинялка. | Слово – сказка. Можно ли сочинить свою сказку? | 1 |
Учусь говорить правильно и красиво | 6 | |
Диалог -рассуждалка. | Кто учит человека говорить? Какие слова нам больше всего нужны? | 1 |
Урок – практика. | Что такое язык. Зачем он человеку? Как мы общаемся. | 1 |
Наблюдение. | Интонация. Эмоции. Слова помощники. | 1 |
Экскурсия. | Информация. Виды и способы ее получения. | 1 |
Диспут. | Как говорят другие? Виды общения. | 1 |
Эксперимент- творчество. | Знаковые системы. Рисуночное письмо. | 1 |
Язык один, речь разная. | 8 | |
Занятие – наблюдение. | Ситуация. Цель речи. Акцент, ударение. | 1 |
Слушание. | Устная и письменная речь. Речь и ее хозяин. | 1 |
Наблюдение. | Мышление и речь. Где и как рождается речь? | 1 |
Практика. Ролевая игра. | Учусь выбирать слова. | 1 |
Урок – ознакомление. | Кто учит нас говорить? История. Мифы. | 1 |
Презентация. | Языки живые и мертвые. Старославянский язык, латынь. | 1 |
Диспут. | Иностранные языки. Переводчики. | 1 |
Экскурсия. | Может ли машина переводить. Компьютерные программы. | 1 |
Секреты орфографии. | 13 | |
Беседа | Дорога к письменности. А начинали все ..медведи. | 1 |
Урок – исследование. | Рисуночное письмо и священные знаки. | 1 |
Урок – исследование. | Как возникла наша письменность? Работа с древними письменами. | 1 |
Урок - игра. | Фонемы. Игры с фонемами. | 1 |
Урок – путешествие. | О кириллице и глаголице. | 1 |
Урок – творчества.. | Игра в слова. Слоги. | 2 |
Урок – игра. | Добрый волшебник – ударение. | 1 |
Анализ. | Смысловое ударение. Что это? | 1 |
Слушание. | Как придумали алфавит? | 1 |
Урок – слушание. | О воображении. Что ты видишь, читая? | 1 |
Практическое занятие. | «Ошибкоопасные» места. « Зеркальные» и «незеркальные» слова. | 1 |
Урок – сочинялка. | Инструкции и самоинструкции. Кто «сочиняет» инструкции? | 1 |
Программа занятий 3 класса
Вид занятия | Содержание занятия. | Кол-во часов |
Мир слов. | 16 | |
Урок – исследование. | Как рождаются новые слова? И как слова стареют. | 1 |
Урок – загадка. Беседа. | Какие слова стареют и кто такие «архаизмы»?. | 1 |
Путешествие. | Путешествие по свету. Слово под копирку. | 1 |
Расследование. (Экскурсия в библиотеку) | Чужие слова. А можно ли без чужих слов? | 1 |
Урок – игра. | Слова – братья. Слова – враги. | 1 |
Урок - игра | Строим слова | 1 |
Урок - творчества | Строительные блоки слова – морфема. | 1 |
Практическое занятие | Строительная работа морфем. Приставкина «мыслиночка», «смыслиночка», суффиксов, окончаний. | 1 |
Беседа. Практическое занятие. | Копилки слов. Как найти слово в словаре. Виды словарей, энциклопедии. | 1 |
Урок – исследование. | Что такое «лингвистика». | 1 |
Урок – исследование. | Приставки труженики. Обо всех приставках сразу. | 1 |
Урок – игра, сочинялка | Приставки, которые пишутся всегда одинаково. Игры с приставками. | 2 |
Урок – творчества | Приставки – нарушители. Игры си упражнения с приставками. | 2 |
Урок – путешествие | Самые трудные ПРИ-, ПРЕ-. | 1 |
Слова родственники. Секреты родственных слов. | 9 | |
Урок – загадка. Беседа | Кто «командует» корнями. Орфограмма с девчачьим именем. Когда командует ударение. | 1 |
Урок - исследование | Основа слова хранительница смысла. | 1 |
Практическое занятие. | Строим предложения. | 1 |
Урок – путешествие. | Память и грамотность. Понятие «словосочетание». | 1 |
Урок – загадка. Беседа | Предложения и виды предложений. Как устроены стихи. Стихотворная форма. | 1 |
Практическое занятие. | Повторяющийся узор. | 1 |
Практическое занятие. | Попробую себя в стихах. | 1 |
Урок – загадка. Беседа | Знакомство со словами синонимов и их содержанием. | 1 |
Практическое занятие. Презентация. | Крылатые слова и фразеология. Многозначность слова. | 1 |
Текст и виды текстов | 9 | |
Практическое занятие. | Работа над изобразительными средствами языка художественных произведений. | 1 |
Занятие – наблюдение. | Типы текста. Типы текста. Повествую, рассуждаю, описываю. | 1 |
Урок – ознакомление. | Устный пересказ. Виды пересказов. | 1 |
Наблюдение. Практическое занятие. | Пересказы с перестройкой текста и с творческими дополнениями | 1 |
Практика. Ролевая игра. | Письменное изложение близкое к тексту. | 1 |
Урок – ознакомление. | Творческое изложение. | 1 |
Практическая работа. | Сочинения и их темы. Накопление материала для работы | 1 |
Диспут. | План. Особенности работы над сочинениями различных видов. | 1 |
Расследование. | Речевые ошибки и их устранения | 1 |
Программа занятий 4 класса.
Вид урока |
Тема занятия. | Кол-во часов |
Кто я? Немного обо мне. | 3 | |
Урок- творчества. | Какого я роду, племени? Моя родословная. | 1 |
Урок – исследование. | Как вас зовут? Тайна имени. Гороскоп. Верю, не верю. | 1 |
Урок – беседа. | Я и моя семья. Что такое «хорошо»? Мои друзья. | 1 |
Мой язык и его части. | 13 | |
Урок – слушание. | Двести тысяч слов – вся жизнь и история народа. | 1 |
Урок –игра. | Слова сравнивают и подмечают сходство. Дождь идет, снег идет, время бежит, дни летят… | 1 |
Урок – исследование. | «Метафоры» - от греческого перенесение. Метафоры в поэзии. | 1 |
Беседа. | Кто поможет навести порядок в словах? Имена частей речи. | 1 |
Практическая работа. | Что сказать о существительном? Склонения. Особые правила склонения. | 1 |
Наблюдение. | Друг существительного – прилагательное. Всегда заодно. | 1 |
Урок –творчества. | Как привести все в движение? Глагол – это действие. | 1 |
Рассуждение. | Когда все время что-то происходит. Как не запутаться в глаголах? | 1 |
Беседа. | У кого какие заботы? Сколько лиц совершают действие? | 1 |
Наблюдение. | Сколько спряжений у русских глаголов? Как их отличить? | 1 |
Наблюдение. | Если что-то происходит, происходит в разное время? | 1 |
Беседа. | Наречия. Зачем наречия в стране чудес? | 1 |
Беседа. | Как ведут себя в предложении его члены. | 1 |
Знаки на дорогах в мире слов. | 5 | |
Урок –игра. | Где поставить точку? Восклицательный, вопросительный. | 1 |
Урок – чтение –беседа. | Дорога в речи. Что указывают знаки при движении? | 1 |
Диспут. | Зачем две точки, одна под другой? На что похоже тире? | 1 |
Наблюдение. | Хитрая пунктуация. Точка с запятой, а что это? | 1 |
Повторение. | Разделители и выделители. Раз словечко, два словечко – будет .... Что можно строить из абзацев. | 1 |
Мое словотворчество. | 7 | |
Урок – творчества. | «Круглый стол» вопросов и ответов. Расскажи, что ты теперь знаешь о… | 1 |
Ролевая игра | Сегодня я учитель. Вижу, знаю, исправлю, нет – мне помогут. | 1 |
Игра. | Пофантазируем. «Я начну, а ты продолжи…» | 1 |
Самоконтроль. | «Проверь себя» Выбери себе задание сам. | 1 |
Урок –праздник. | «Мой родной язык» | 3 |
Помогу, чем могу. | 5 | |
Урок – творчества. | Изготовление карточек, тестов по русскому языку для 1 – 4 классов | 4 |
Экскурсия. | Дружественная встреча с ребятами детского сада. Совместный ремонт книг. | 1 |
Литература.
- Шанский Н.М. В мире слов. М., 1990.
- Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи – теория и практика обучения. М., 1992.
- Шкатова Л.А. Подумай и ответь. Занимательные задачи по русскому языку. М., 1990.
- Соловейчик М.С. Сборник методических задач. М., 1994.
- Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. М., 1990.
- Панов Внеклассная работа по русскому языку. М., 1992.
- Люстрова З.Н., Скворцова Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. М., 1992.
- Синицын В.А. Я начну, а ты продолжи… Ч., КЛИО 1997.
- Гитович И.Е. Адельгейм И.Е. Мой язык. (учебник русского языка для 2-4 класса). М., 1995.
- Гранник Г.Г. Секреты орфографии. М., Просвещение, 1991.
- Синицына Е. Через игру к совершенству. М., 1999.
- Нечаева Н.В. Задания по развитию речи. М., Чистые пруды, 2007. 13. Речь. Речь. Речь. Книга для учителя. Под ред. Т.А. Ладыженской. – М; 1990 г. 14. Климанова Л.Ф. Обучение русскому языку через общение. // Начальная школа - 1993 г. - №12 15. Программа курса «Литературное чтение для II-IV классов». Авторы В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова 16. Г.В. Бобровская. Активизация словаря младшего школьника. // Начальная школа – 2003 г. - №4 17. Т.М. Вижанкова. Развитие устной монологической речи. // Начальная школа – 1991 г. №2 18. О.М. Степанова. Упражнения для устранения речевых ошибок. // Начальная школа - 1994 г. - №6 19. М.Р. Львов. Культура речи. Школьные проблемы. // Начальная школа – 2002 г. - №1 20. М.Н. Григорьева. Учимся сочинять загадки. // Начальная школа – 2003 г. - №4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "От слова к звуку" - подготовка к обучению грамоте
Программа «От слова к звуку» является модифицированной и составлена на основе авторской программы ...
образовательная программа "Художественное слово"
Образовательная программа" Художественное слово" расчитана на 4 года. В учебно-тематическом плане предусмотрены темы, освоив которые, в процессе обучения, ребята будут иметь представление о...
Рабочая программа "Родное слово"
Дополнительная общеобразовательная программа «Родное слово» предназначена для обучающихся V-VIII классов, в своих целях и задачах соотносится с Федеральным компонентом государственного образовательног...
Дополнительная общеобразовательная программа «Художественное слово» (2014-15 уч. г.)
Программа по предмету сценическая речь для учащихся 2-4 кл....
Дополнительная общеобразовательная программа «Мастерство слова» (2014-15 уч. г.)
Программа по сценической речи для учащихся 10-11 кл....
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Художественное слово"
Программа относится к художественной направленности, может быть реализована в учреждениях ДОД, рассчитана на 2 года...
Внеурочная деятельность учащихся на уроках русского языка. 5 класс, Программа"Тайны слова".
Программа внеурочной деятельности учащихся по русскому языку"Тайны слова"....