Планирование кружка "Родное слово"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (8 класс) по теме

Предлагаемая программа ориентирована на формирование умений правильной, точной, богатой, выразительной речи( устной и письменной), на осуществление практической направленности.

   Новизна данной программы состоит в ее комплексном характере, а актуальность в том, что она ( кроме общего развития) дает подготовку и к устным и к письменным экзаменам.

   Цель программы- научить школьников осознанному выбору и организации языковых средствдля достижения коммуникативного совершенства речевого высказывания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.rodnoe_slovo..doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Центр образования № 1048

           

Программа «Родное слово»

Учитель:  Ильчишина Раиса Михайловна

     

 

Москва 2011

               ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Предлагаемая программа ориентирована на формирование умений правильной, точной, богатой, выразительной речи ( устной и письменной ), на осуществление практической направленности.

Новизна данной программы состоит в ее комплексном характере, а актуальность в том, что она (кроме общего развития) дает подготовку и к устным, и к  письменным экзаменам.                    

Цель программы: научить школьников осознанному выбору и организации языковых средств для достижения коммуникативного совершенства речевого высказывания.

Задачи программы:

1. Познакомить учащихся с основными принципами выразительного чтения и рассказывания,  дать нужные сведения по технике речи, сообщить приемы работы над материалом.

2. Сформировать следующие приемы и навыки:

  1.  умение анализировать речевую ситуацию;
  2.  умение анализировать, контролировать и совершенствовать свое речевое поведение и речь в каждой конкретной речевой ситуации и в течение всей самостоятельной жизни;
  3.  навык использования системы этапов речи-мысли об объекте;
  4.  основные навыки речи – публичного выступления;
  5.  основные навыки ведения беседы;
  6.  основные навыки активного слушания.

3. Воспитывать любовь к русскому языку.

От смысла к поискам наиболее подходящих средств его выражения в устной и письменной речи – такой путь анализа усваивают учащиеся на занятиях. При этом повторяются, систематизируются и углубляются сведения из области орфоэпии и интонации, орфографии и пунктуации, рассматриваются различные языковые средства с точки зрения их практического использования в речи для нужд общения. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. Основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, точность, ясность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.

Особенностью данного курса является его нацеленность на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи, на развитие способности осознанно воспринимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать), грамотно, точно логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения говорить и писать).

Важное направление работы связано с развитием и совершенствованием навыков самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления. Формы организации работы учащихся должны носить деятельностный характер, что обусловлено стремлением научить школьников эффективному речевому поведению, сформировать навыки речевого самоконтроля.

Свободное и умелое использование средств языка в речи требует от человека не только хорошего знания лингвистических законов, владения основными коммуникативными умениями, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему программа уделяет большое внимание развитию навыков использования правил русского речевого этикета.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы, –  14-15 лет. Сроки реализации программы – 1 год.                           

Формы занятий – лекция, беседа, семинар, конкурсы, конференция. Итоговые занятия по каждой теме – семинары, конференции.

Ожидаемый результат – умение школьников осознанно выбирать языковые средства для достижения коммуникативного совершенства речевого высказывания.

Способы определения результативности – итоги практических работ на семинарах.

Темы

Количество теоретических часов

Количество практических часов

Общее количество часов

1

Введение

1

1

2

Искусство выразительного чтения и рассказывания

31

14

45

3

Анализ текста художественного произведения

15

6

21

4

Речевое мастерство

42

18

66

5

Мастерство беседы

15

20

35

ИТОГО:

162 часа

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

1. Введение.

Знакомство с целями и задачами курса..

2.Искусство выразительного чтения и рассказывания.

Техника речи. Правила литературного произношения при чтении и рассказывании. Интонация. Темп и ритм речи. Мелодика. Тембр.

Текст и его трактовка. Работа над речевой партитурой. Своеобразие чтения стихотворения и басни. Особенности чтения драматических произведений.

Каким должен быть устный рассказ. Виды рассказывания. Понятие о мимике и жесте как дополнительных средствах выразительности устной речи.

3. Анализ текста художественного произведения. 

Ознакомление с текстом и его трактовкой. Подтекст. Тема и основная мысль текста. Способ изложения в художественных произведениях. Композиция. Деталь. Язык художественного произведения.

4. Речевое мастерство.

Речевое общение, единство двух его сторон (передача и восприятие смысла). Формы общения (устные и письменные ).

Ситуация речевого общения и ее основные компоненты: участники (адресант и адресат), обстоятельства речевого общения, личное и неличное, официальное и неофициальное, подготовленное и спонтанное общение. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.

Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.

Ударение; его смыслоразличительная роль. Нормы словесного ударения в современном русском языке.

Отклонения от произносительных норм и их причины. Допустимые варианты произношения и ударения в современном русском литературном языке. Исторические изменения в произношении и ударении.

Орфоэпические словари и справочники; работа с ними.

Интонация, ее основные элементы ( логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи ) . Смыслоразличительная роль каждого элемента интонации. Этикетная функция интонации в речевом общении.

Взаимодействие интонации со смысловой, грамматической и пунктуационной сторонами речи. Интонация и орфография.

Эффективность речевого общения. Формы речевого общения. Мастерство публичного выступления:

  1. принципы подготовки к публичной речи;
  2. законы эффективного речевого общения;
  3. основные элементы речевой ситуации;
  4. фактор говорящего;
  5. фактор аудитории;
  6. факторы внимания;
  7. фактор движения;
  8. речь и звук : акустика речи;
  9. структура публичного выступления;

10) техника импровизированной речи;

11) фактор удовольствия: эстетика речи;

12) риторические функции речевой нормы.

5. Мастерство беседы.

Проблема понимания. Речевое поведение: стратегия и тактика. Типы беседы. Архитектура беседы. Пути преодоления непонимания.

Искусство выражать свое мнение. Хвала и хула как риторические категории. Допустимая степень категоричности.

Мастерство спора. Доказывание и убеждение. Виды доказательств. Стратегия и тактика  спора. Спор, дискуссия, полемика. Спор и беседа. Риторика адресата : основы теории и тактики слушателя.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Львова С. И.  Язык и речь. Учебное пособие для 8-9 классов. –М., 2000.
  2. Львова С. И.  « Позвольте пригласить Вас…», или Речевой этикет. –М., 2004.
  3. Львова С.И.  Русская орфография: Самоучитель. – М., 2005.
  4. Львова С.И.  Схемы – таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. – М., 2005.
  5. Львова С.И.  Там, где кончается слово… ( О слитных, дефисных и разделительных написаниях ). – М.,1991.
  6. Львова С.И.  Язык в речевом общении : Книга для учащихъся. – М., 1992.

7.  Пахнова Т. М.  Готовимся к письменным и устным экзаменам по  русскому языку. 9 -11 кл.    

СЛОВАРИ

  1. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. -3-е изд. – М., 1994.
  2. Львов В. В.  Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
  3. Львова С.И.  Краткий  орфографический словарь с этимологическими комментариями. – М., 2004.
  4. Скворцов Л.И.  Культура русской речи. Словарь – справочник. – М.,2003.
  5. Шанский Н.М., Боброва Т.А.  Школьный этимологический словарь русского языка : Происхождение слов.
  6. Школьный словарь иностранных слов  / Под ред. В.В. Иванова. – 4-е изд. – М., 1999.
  7. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание ) / Сост. М.В. Панов. – М.,1984.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аванесов Р.И.  Русское литературное произношение. – 6-е изд., М.,1984.
  2. Львов В.В.  Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. 5 – 9 классы. – М.,1989.
  3. Львова С.И.  Орфография. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя. – М.,2000.
  4. Львова С.И.  Работа над схемами-таблицами по орфографии и пунктуации : Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. – М.,2004.
  5. Львова С.И., Рыбченкова Л.М.  Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников основной школы по русскому языку. 9 класс. –М.,2002.
  6. Львова С.И.  Язык и речь. Книга для учителя. 8 – 9 класс. –М.,2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по истории и обществознанию по учебникам издательства "Русское слово"

Календарно-тематическое планирование по УМК "Русское слово" история и обществознание 2011-2012 учебный год...

Тематическое планирование 10 класс ("Русское слово" автор программы Е.М. Домогацких

Тематиское планирование по географии 10 класс Издательство "Русское слово" автор Е. М. Домогацких...

Тематическое планирование 11 класс (изд. "Русское слово" автор программы Е.М. Домогацких

Тематическое планирование по географии 11 класс издательство "Русское слово" автор программы Е.М. Домогацких...

Планирование работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на подгрупповых занятиях (подготовительная группа)

В подготовительной к школе группе по мере овладения навыком чтения по слогам всё внимание детей переносится на чёткое послоговое произношение слов, чёткие слуховые и моторные дифференцировки согласных...

Календарно-тематическое планирование к учебнику "Английский язык" под ред. Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой, К. Гренджер (изд.Русское слово и Макмиллан)

Календарно-тематическое планирование к учебнику "Английский язык" под ред. Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой, К. Гренджер (изд.Русское слово и Макмиллан)...

Календарно-тематическое планирование занятий драматического кружка "Живое слово"

Календарно-тематическое планирование занятий кружка "Живое слово"...