Технологическая карта психологического занятия "Общение"
план-конспект занятия по психологии (7 класс)

Аленичева Маргарита

Тренинговое занятие, направленное на развитие коммуникативных навыков обучающихся 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_obshchenie_7_klass.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по теме «Общение»

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Форма - тренинговой занятие.

Класс - 7

Тема - "Общение".

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

  1. снятие психологического и эмоционального напряжения в группе,
  2. изучение понятия общение, составляющих коммуникативного процесса, функций общения, типов и видов общения,
  3. развитие вербальных и невербальных навыков общения,
  4. развитие умения сотрудничать и действовать сообща,
  5. выявление стиля общения у учащихся.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Освоение обучающимися в ходе изучения предлагаемой темы умений, специфических для данной предметной области - психологии общения, видов деятельности по получению нового знания в рамках данного занятия, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

7. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

8. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

1. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Словарь: общение, компоненты, функции, виды и стили общения.

Ресурсы: Павлова,М.А. Психогимнастические упражнения для школьников: разминки, энергизаторы, активаторы. - Волгоград: Учитель. – 87 с.

Оборудование: компьютер, проектор, листы формата А4, цветные карандаши, карточки, небольшая корзинка.

Подготовительный этап: подбор упражнений, создание презентации.

Этап

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА 

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1 этап.

Организационный момент

Проверяет готовность класса к занятию, мобилизует внимание учащихся.

Самоконтроль готовности к занятию, мобилизация внимания.

2 этап.

Мотивация

1. Стимулирует интерес учащихся к уроку.

2. Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление.

Вступают в диалог с ведущим, выполняют задания, выявляют противоречие – осознают и проговаривают его.

3 этап.

Актуализация знаний

Задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющегося у учащихся по данной теме (проблеме).

1. Вспоминают нужную информацию, делают содержательные обобщения.

2. Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты), которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум).

3. Определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть).

4 этап.

Целеполагание

и планирование

Целеполагание - формулирование целей занятия через виды деятельности учащихся.

Планирование - обсуждение с учащимися плана занятия.

5 этап.

«Открытие» нового знания

1. Организует работу учащихся по поиску и обработке информации.

2. Предоставляет ресурсы для организации самостоятельной работы. 

3. Формулирует обобщающие вопросы.

4. Демонстрирует готовый алгоритм или организует его составление.

5. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.

6. Создает условия для сотрудничества - работы в парах, группах.

7. Организует индивидуальную коррекционную работу по устранению ошибок.

1. Работают с разными источниками информации.

2. Работают в парах, малых группах над решением учебной задачи.

3. Фиксируют на доске свое «открытие».

4. Оценивают правильность своих выводов, решений.

5. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

6. Работают по алгоритму или составляют план действий – алгоритм и выполняют учебные действия.

7.  Делают выводы о полноте и правильности изученного, сравнивают с изложенным в учебнике.

8.  Вступают в диалог.

9.  Выполняют задания ведущего.  

10. Предлагают свое обобщение и варианты ответов по проблеме.

6 этап.

Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

На данном этапе происходит

- повторение и закрепление учебного материала,

- тренировка навыков использования нового знания,

- установление связей между новым и ранее изученным материалом.

7 этап.

Рефлексия и оценивание

Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока и эмоционального отношения к своей учебной деятельности.

1. Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи занятия, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды занятия, высказывают оценочные суждения.

2. Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка).

8 этап.

Домашнее задание

Домашнее задание предполагает

- инвариантную часть (соответствует базовому уровню),

- вариативную часть (учащиеся могут выбирать задания из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей) – повышенный и высокий уровень.

Конспект мероприятия

1 этап. Организационный момент 

"Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня у нас с вами будет интересное занятие. Встаньте, пожалуйста, в круг. Готовы к работе? С чего всегда начинается любое занятие, урок, мероприятие? Правильно, с приветствия. Давайте поприветствуем друг друга позитивно! Поделитесь, пожалуйста, со всеми своим самым ярким событием за прошедшую неделю. Очень хорошо."

2 этап. Мотивация

"А теперь давайте послушаем притчу и подумаем, о чем она. (Можно запустить видео с притчей)

Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: "Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо". В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше: "Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения". Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам: "Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах!". Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож и потом вытащить его, но всегда останется рана. И будет не важно, сколько раз ты попросишь прощения. Рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая. Общение с людьми - это редкое богатство! Они заставляют тебя улыбнуться и подбадривают. Они готовы всегда выслушать тебя. Они поддерживают и открывают тебе свое сердце. Будь терпимее к людям!

Сейчас вы прослушали притчу о юноше и о его мудром отце. Какой смысл вы здесь увидели? (ответы участников)

Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего занятия? Правильно - общение."

3 этап. Актуализация знаний

А что вы знаете об общении? Что это такое?

Если есть на занятии эксперты, можно попросить помощи у них при ответе на вопрос, таким образом, проводится мини-опрос наблюдателей и их участие в мероприятии.

4 этап. Целеполагание и планирование

Исходя из названия темы занятия, мы можем сформулировать цель, которую мы постараемся сегодня достигнуть – развитие коммуникативных навыков.

Работа с группой: Поднимите руку те, кто считает, что умеет общаться и понимать другого человека, независимо от способа общения.

Упражнение «Рисунок на спине»

А давайте проведем небольшой эксперимент. Для этого я попрошу разделиться вас на 2 команды.

Встаньте, пожалуйста, в две колонны. Мы с вами побудем художниками, но не обычными. Мы поиграем в "Рисунок на спине". Стоящий последний в каждой колонне вытягивает карточку с рисунком. Его задача - аккуратно и точно нарисовать увиденное на спине впередистоящего человека. Тот, кто получил рисунок, должен передать его следующему, рисуя пальцем на спине. Задача первого в колонне - понять, что загадал последний."

Участникам предоставляется несколько карточек на выбор, например, снеговик, солнце, звезда, ромашка, воздушный шар.

ИЛИ

Упражнение «Снежинки»

Каждый участник получает салфетку и молча, не глядя, как такую же операцию проделывают другие, выполняет следующие действия:

— складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол;

— снова складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол;

— в третий раз проделывает то же самое;

— и в последний, четвертый раз складывает вдвое листок и отрывает правый верхний угол.

Затем каждый разворачивает листок и демонстрирует то, что у него получилось.

Ведущий: Обратите внимание, есть ли в нашей группе одинаковые снежинки? А похожие?

Ведущий: Мы все разные, но всех нас объединяет одна цель – стремление передать свои знания ученикам и помочь им уверенно чувствовать себя в мире.

Итог упражнения: ведущий сообщает, что иногда довольно сложно понять какую-либо информацию. Для совершенствования коммуникативных навыков необходимо не только правильно излагать свои мысли, но и пытаться стать на место другого человека и понять то, что он хотел нам донести.

5 этап. «Открытие» нового знания

Давайте посмотрим какое дается определение в литературе: Общение – это процесс развития контактов между людьми, вызванный потребностью совместной деятельности.

Как вы думаете, какую играет роль в жизни людей? (ответы участников)

Итак, общение выполняет следующие функции:

  1. Информационная – обмен информацией (передача сообщения).
  2. Эмоциональная – обмен эмоциями (если нашему лучшему другу грустно, то мы тоже начинаем испытывать отрицательные переживания).
  3. Регулирующая – воздействие одного партнера на другого (учитель дает задание, т.е. регулирует и координирует ученика).
  4. Социализации – формирование у членов группы умения действовать в интересах коллектива, понимать других людей, выражать доброжелательность (человек существо социальное, мы не животные, и общаясь мы учимся вести себя так, как это принято в обществе).

Дискуссия "Способы общения"

Давайте подумаем, как люди общаются друг с другом, какими способами? (ответы детей)

Язык — самый распространенный способ общения человека. Одну и ту же фразу человек может сказать по-разному.

Задание для участников: Скажите фразу с разной интонацией (весело, грустно, испуганно, со злостью): «У меня в кармане дырка!»

А как люди выражают свои мысли и настроение? (ответы детей)

Молодцы, вы назвали много разных способов общения.

Самый распространенный способ общения — жесты. Жест — это движение рукой или другое телодвижение, что-нибудь выражающее или сопровождающее речь.

Задание для участников: поздороваться друг с соседом с помощью жеста (без слов)

Иногда мы в разговоре непроизвольно делаем те или иные жесты, по ним мы можем определить состояние человека.

Например:

  • смыкаем кончики пальцев обеих рук — уверенность в себе;
  • скрещиваем руки — негативное оборонное состояние;
  • руки в боки — агрессия, наступление и т.д.

Но кроме жестов при общении мы «используем» выражение нашего лица — мимику. Мимика — это работа мышц лица, выражающая человеческое состояние.

Задание для участников: представьте, что на столе стоит стакан с жидкостью. При помощи мимики изобразите, какая на вкус жидкость в стакане, так, чтобы остальные догадались о вкусе жидкости (сладкая, кислая, горячая, горькая)

Подведем итоги:

Способы общения

вербальные  (словесные)

невербальные (эмоциональные)

устная речь, письменная речь, интонация

взгляды, выражение лица (мимика), жесты, позы.

Работа в группах: Как вы думаете, какие бывают стили общения? (ответы участников)

Сейчас я раздам листочки на две подгруппы, а ваша задача - правильно соединить стрелками название стиля с его определением.

Авторитарный – это власть одного в процессе общения.

Демократический - для него присуще коллективное принятие решений, поощрение активности участников, учет их интересов.

Либеральный – это уступчивое, малоинициативное общение.

Вы молодцы! Задание выполнено успешно!

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

Упражнение «Пойми меня»

Участники садятся в круг. Каждый получает карточку с надписью, например: «Я плохо слышу», «Я богатый», «Похвалите меня», «Решаю все проблемы», «Люблю подраться», «Дам денег», «Я все умею», «Пожалейте меня», «Я вас обманываю» и т.п. Карточки держат так, чтобы обладатель ее не видел надпись, в то время как все другим она видна. Участники активно общаются друг с другом в соответствии с тем, что написано на карточке. Общение с обладателем карточки строится в форме вопросов, просьб или утверждений завуалированно, косвенно, намеками, а не «в лоб» и при этом он должен догадаться, что именно (желательно дословно) написано на его карточке. На вопросы, просьбы, утверждения он, естественно, пока принимает информацию, не отвечает и никаких наводящих вопросов никому не задает.

Рефлексия: Сложно ли было справиться с поставленной задачей? Что вызывало наибольшие сложности?

Упражнение «Групповой рисунок по кругу».

Всем участникам выдаются листы бумаги формата А4 и карандаши.

Задача — задумав картину (любой образ), нарисовать только один ее элемент, после чего листок передается соседу слева. Таким образом, каждый участник получает листок с одним элементом.

Задача — дорисовать один элемент и передать соседу слева. Рисунки передаются до тех пор, пока круг не замыкается. Обсуждается целостность получившихся картин, привлекательность для «автора».

Упражнение позволяет развивать эмпатию участников, умение видеть позицию другого, в целостном действии развивает сплоченность коллектива.

ИЛИ

Упражнение «Рисунок двух художников»

Объедините участников в пары. Дайте каждой паре лист бумаги и карандаш.

Задание: партнеры в парах, не договариваясь заранее, молча, держа вдвоем один карандаш, должны нарисовать на листе бумаги произвольный рисунок. Можно усложнить задание, предложив совместно подписать рисунок по его окончании, также не договариваясь между собой.

7 этап. Рефлексия и оценивание

"Коллеги, вам понравилось сегодняшнее занятие?

Что вам больше всего запомнилось?

Какая тема была нашего занятия?

Что нового вы узнали? Вам это пригодится в жизни?"

Упражнение «Колодец»

«Напишите на листочке пожелание группе и затем опустите в колодец (имитация колодца в виде небольшой корзинки, ведра)»

После того как все пожелания окажутся в колодце, ведущий их перемешивает и предлагает каждому участнику на прощание «зачерпнуть» капельку волшебной воды в виде одного из пожеланий. Пожелания можно прочитать сразу же или оставить для себя.

8 этап.  Домашнее задание (памятка «Шесть тайн общения»)

"И напоследок, у меня для вас есть подарки. Каждый получает вот такой сверток. Ваше домашнее задание - прочитать то, что там написано и применять в школе, дома, на кружках.

Мне с вами было очень приятно работать. Спасибо за занятие!"

Название стиля

Определение

Авторитарный

Это уступчивое, малоинициативное общение

Демократический

Это власть одного в процессе общения

Либеральный

Для него присуще коллективное принятие решений, поощрение активности участников, учет их интересов.

Название стиля

Определение

Авторитарный

Это уступчивое, малоинициативное общение

Демократический

Это власть одного в процессе общения

Либеральный

Для него присуще коллективное принятие решений, поощрение активности участников, учет их интересов.

Название стиля

Определение

Авторитарный

Это уступчивое, малоинициативное общение

Демократический

Это власть одного в процессе общения

Либеральный

Для него присуще коллективное принятие решений, поощрение активности участников, учет их интересов.

Подарок/домашнее задание

Шесть тайн общения

1. Искренне интересуйтесь другими людьми. Окажите им знаки внимания. Больше расспрашивайте, чем рассказывайте о себе.

2. Улыбайтесь, чтобы видели вашу доброжелательность.

3. Помните, что обращение по имени - высшая форма приветливости, доброты, ведь каждый человек реагирует на свое имя как на самый важный для него звук.

4. Будьте внимательными слушателями. Порой важнее уметь слушать, чем говорить.

5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника, а не вас.

6. Покажите собеседнику его значимость в глазах других, делайте ему больше комплиментов. Тогда этот человек почувствует себя увереннее, крепче, значительнее и, несомненно, тоже ответит вам добром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта психологического тренингового занятия

Технологическая карта психологического тренингового занятия...

Технологическая карта урока литературы в 10 классе на тему "Тонкости психологического анализа в новелле Ги де Мопассана "Ожерелье"

Конспект открытого урока по ФГОС в 10 классе. С применением технологий группового обучения, развития критического мышления и проблемного обучения....

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...

Технологическая карта урока по теме «Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - первый психологический роман русской литературы»

Методическая разработка урока литературы в 9 классе по теме "Роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"- первый психологический роман русской литературы" содержит технологическую...