Технологическая карта урока по теме «Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - первый психологический роман русской литературы»
учебно-методический материал по литературе (9 класс)
Методическая разработка урока литературы в 9 классе по теме "Роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"- первый психологический роман русской литературы" содержит технологическую карту урока и рабочие материалы для обучающихся по группам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Дата:02.03.2020
Класс:9к
Предмет: литература
Тема: «Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - первый психологический роман русской литературы»
Учитель: Калинина Оксана Михайловна
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Технология: развития критического мышления
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Предметные:
- освоение понятия «психологизм литературного произведения»;
- освоение понятия «лишний человек как тип литературного героя»;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное
- узнают, что такое синквейн, правила его составления
Личностные:
- способствовать формированию нравственных ценностей, таких как неприятие эгоизма, цинизма, подлости в человеческих отношениях;
- использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации
Метапредметные:
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, поиск и выделение нужной информации, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений, синтез как построение целого из частей с восполнением недостающих элементов, осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Коммуникативные УУД: определение целей и функций участников команды, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями и задачами коммуникации;
Регулятивные УУД: целеполагание, сохранение учебной задачи, планирование своих действий для достижения поставленной цели, контроль и коррекция результатов учебной деятельности по эталону
Личностные УУД: совершенствование имеющихся знаний, осваивание нового вида деятельности (фишбоун и синквейн), нравственное оценивание изучаемого литературного материала, способность делать личностный моральный вывод, исходя из социальных ценностей
Ресурсы: текст романа, учебник «Литература» для 10 класса под ред. Коровиной, рабочая тетрадь по литературе, раздаточный материал, смарт-доска.
Этапы урока | время | Основное содержание учебного материала, приемы, методы, формы работы | Педагогическое взаимодействие | Формирование УУД | Планируемые результаты | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
Оргмомент | 1 мин | Живое слово учителя | Приветствует учеников, напоминает, что необходимо иметь к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют подготовленность к уроку | Личностные: Мотивация к учебной деятельности | |
Постановка цели урока | 2 мин. | Беседа: -Прочитайте тему нашего урока. Как вы думаете, на какие вопросы мы должны сегодня получить ответы? (Что такое психологический роман? Почему роман «Герой нашего времени» можно назвать психологическим?) | Задает вопросы, фиксирует ответы на доске | Отвечают на вопросы, формулируют цель урока | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями и задачами коммуникации Регулятивные: целеполагание Личностные: совершенствование имеющихся знаний | Метапредметные: формулирование познавательной цели |
Вызов | 3 мин. | Прием «Верно-неверно»: -Для того, чтобы мы могли повторить изученный раннее материал и настроиться на работу, вам предложена таблица с вопросами, на которые вы можете ответить «верно» (знак+) или «неверно» (знак-). В конце урока вы сможете внести поправки в эту таблицу, для этого у вас есть последняя графа. | Объясняет цель работы. Дает задание | Отвечают на вопросы | Личностная цель: мотивация к учебной деятельности | |
Реализация смысла | 10мин | - «Славный был малый, только немного странен…»»- кто из героев романа так отозвался о Печорине. Почему? -Сам Печорин говорит о себе: «Во мне будто два человека…». Сейчас нам предстоит услышать голос обоих Печориных, мы назовем их Печорин внутренний и Печорин внешний Ваше д/з состояло из трех групповых заданий. Во время выступления групп заполняем общую таблицу. «Группа «Печорин против любви и дружбы» - Какие были даны вам вопросы и какие наблюдения вы сделали? Да, герой романа способен чувствовать глубоко и остро, но Печорин – эгоист, он любит только ради себя, приятельские отношения поддерживает только до тех пор, пока ему это необходимо. Он ничем не жертвует ради других людей, принимая их дружбу и любовь как должное. Это привело к тому, что герой очень одинок «Печорин против общества» -Какие были даны вам вопросы и какие наблюдения вы сделали? Печорин – благородный человек, которому не чуждо милосердие, он не жаждет крови своего противника, но Он ненавидит общество, где царит лицемерие, зависть, подлость и предательство. Общество не понимает Печорина и платит ему той же монетой. «Печорин против Печорина» - Какие были даны вам вопросы и какие наблюдения вы сделали? Печорин не реализовал свои способности, под влиянием внешних сил растерял прекрасные качества своей души, «сделался нравственным калекой». У него в жизни нет дела, большой цели, и поэтому он прожигает жизнь, тратя ее на мелкие страсти и бессмысленный риск. При этом он причиняет страдания другим людям. - Сравните таблицу, которую заполнили вы с эталоном, дополните ее. Вывод по этапу урока: - В.Г. Белинский назвал Печорина «страдающим эгоистом». Как вы понимаете это выражение, и согласны ли вы с критиком?
| Объясняет цель работы. Дает задание группам. Координирует групповую работу, консультирует, оказывает помощь при необходимости Работа с электронной доской | Работают в группах: анализируют указанные учителем фрагменты романа, отвечают на вопросы. Заносят свои ответы и ответы своих одноклассников в таблицу. Сравнивают свою работу с эталоном | Познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение нужной информации, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений, смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст Коммуникативные: Определение целей и функций участников команды, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями и задачами коммуникации; Регулятивные: сохранять учебную задачу, планировать свои действия для достижения поставленной цели; Личностные: совершенствование имеющихся знаний, умение работать в команде, нравственное оценивание изучаемого литературного материала, способность делать личностный моральный вывод, исходя из социальных ценностей | Предметные: актуализация знаний по роману «Герой нашего времени» Личностные: способствовать формированию нравственных ценностей, таких как неприятие эгоизма, цинизма, подлости в человеческих отношениях Метапредметные: Учить собирать материал, обобщать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. |
5 мин | - Является ли проблема счастья человека проблемой психологии как науки? Почему? - Можем ли мы считать проблему счастья одной из основных проблем романа? Почему? - Сейчас мы попытаемся понять, как решает проблему счастья своего героя автор романа. Составление фишбоуна: - Нижний ряд – факты, цитаты из романа, Верхний ряд – наши выводы. Соединив все в одну схему, мы сделаем открытие. | Консультирует, направляет работу. Работает с электронной доской. Объясняет принцип работы с фишбоуном На фишбоуне остается неоткрытым «хвост» | Работают на распечатках со схемой фишбоуна, опираясь на составленную таблицу. Сверяют свою схему с эталоном на доске. | Познавательные: синтез как построение целого из частей с восполнением недостающих элементов, построение логической цепи рассуждений, структурирование знаний, Регулятивные: создавать схемы и модели для решения поставленной задачи Личностные: осваивание нового вида деятельности (фишбоун | Предметные: учить учащихся составлять психологический портрет героя литературного произведения. Личностные: способствовать формированию нравственных ценностей, таких как неприятие общественной пассивности; осознание важности найти свое место в жизни Метапредметные : | |
5 мин | Введение понятия «литературный тип» Развитие понятия «лишний человек». - У вас на столе лежат два конверта. Прочитайте их содержимое. - Какое из описаний подходит для характеристики Печорина? Сравните с фишбоуном. - О каком типе героя идет речь? Проверьте себя. Сделайте свой вывод, запишите его в схему - Как вы думаете, почему тип «лишнего человека» получил свое развитие в эпоху правления Николая I? Что этому способствовало? (Общественно-политическая обстановка, удушающая атмосфера в обществе) - Своеобразный портрет общественной жизни России того времени создал Лермонтов в стихотворении «Прощай, немытая Россия!» . | Дает задание. Работает с электронной доской, таблица После записи определения «лишнего человека» открывает «хвост» фишбоуна | Записывают определение литературного типа в тетрадь. Читают определения «лишнего человека» и «маленького человека» на распечатках, выбирают правильное определение. Заносят его в схему фишбоуна. Определение записывают в тетрадь. Вспоминают лит. героев, представляющих тип «маленького человека». | Познавательные: поиск и выделение нужной информации, подведение под понятие, выведение следствий, построение логической цепи рассуждений, Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями и задачами коммуникации; Регулятивные: Личностные: осваивание нового вида деятельности (фишбоун) | Предметные: развитие понятия «лишний человек», Учить обучающихся отличать типичное от характерного в литературном герое | |
10 мин | Освоение понятия «психологизм литературного произведения» Приемы: беседа, работа с учебником: -Какой герой, с которым мы встречались на уроках литературы в этом году, является представителем типа «лишних людей»? (Онегин) - Чем они похожи? -Чем отличаются? - Давайте прочитаем, что об этом сказал Белинский. Учебник для 10 класса, стр. 194 -Попробуйте сделать вывод: какое произведение можно назвать психологическим? (Психологическим можно назвать произведение, в котором автор уделят большое внимание психологии своего героя, его душевным состояниям, переживаниям, размышлениям, мотивации его поступков). Работа с понятием «психологизм литературного произведения» | Задает вопросы, комментирует ответы обучающихся Создает проблемную ситуацию Работа с электронной доской | Отвечают на вопросы учителя. Работают с учебником: поиск нужного материала, Чтение, выписки Записывают понятие «психологизм в литературе» в тетрадь. | Познавательные: поиск и выделение нужной информации Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями и задачами коммуникации; Личностные: осознание трудностей, : совершенствование имеющихся знаний | Предметные: помочь обучающимся усвоить понятие «психологический роман», | |
Рефлексия | 5 мин | Чтение фрагмента из Предисловия к «Журналу Печорина»: «Перечитывая эти записки, я убедился в искренности того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки» - Согласны ли вы с автором романа? Задание: Выразите ваше отношение к Печорину при помощи синквейна Работа с таблицей «Верно-неверно» | Объясняет принцип составления синквейна. | Составляют и читают синквейны вносят поправки в таблицу, обсуждение. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями и задачами коммуникации; Регулятивные: сохранять учебную задачу, действовать по плану для достижения поставленной цели; Личностные: осваивание нового вида деятельности (синквейн) | Метапредметные: |
Оценивание Д/з | 3 мин | Оцените себя, пожалуйста, при помощи оценочной таблицы. Шкала оценок под таблицей. Д/з: привести примеры психологической прозы из русской литературы XIX-XX века
| Собирает оценочные листы, оценивает работу учащихся, дает д/з, комментирует его | Заполняют оценочный лист, записывают Д/з | Регулятивные: Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного Личностные: осваивание нового вида деятельности (оценочный лист) |
Предварительный просмотр:
Печорин против любви и дружбы
Задание 1: в ходе анализа указанных эпизодов повести «Княжна Мери» покажите двойственность натуры Печорина (голос сердца и голос разума) в отношениях с женщинами.
Таблица 1.
Героиня | Голос сердца | Голос разума |
Вера | Эпизод погони: | |
Мери. | От 6-го июня: От 11-го июня: Эпизод прощания: | От 3-го июня: |
Бэла | Повесть «Бэла». После смерти Бэлы: | Повесть «Бэла». Монолог Печорина о любви |
2. Ответьте на вопросы:
1)Был ли Печорин способен любить по своей природе?
2)Как относится Печорин к любви? (цитата) Запись от 16-го июня
Задание 2: ответьте на вопросы, сделайте вывод:
1) Кто из героев романа считал себя другом Печорина?
2) Как ведут себя приятели Печорина во время его жизненных испытаний? Ценит ли он такое отношение к себе? Как долго он поддерживает приятельские отношения?
3) Что говорит Печорин о дружбе? (цитата) Запись от 13-го мая.
Вывод: Почему в жизни Печорина нет места настоящей дружбе и верной любви? К чему это привело?
Занесите выводы из ваших наблюдений в таблицу 2. Во время выступления других команд фиксируйте их ответы в таблице
Таблица 2
Отношение героя | Внутренний человек | Внешний человек |
Печорин против любви и дружбы | ||
Печорин против Печорина | ||
Печорин против общества |
Печорин против Печорина
1. Задание: прочитайте фрагмент запись от 3-его июня повести «Княжна Мери» от слов «Да такова была моя участь с самого детства!» до слов «Впрочем, я не прошу вас разделять мое мнение…»
Заполните таблицу 1
Таблица 1
Печорин был | ? | Печорин стал |
Сделайте вывод: Какой приговор выносит себе Печорин в конце этого монолога? Кого он винит в этом? Как вы озаглавите вторую графу таблицы?
Задание 2: прочитайте фрагмент записи от 16-го июня повести «Княжна Мери» от слов «Пробегаю в памяти прошедшее и спрашиваю себя невольно…», ответьте на вопросы, сделайте вывод:
- Нашел ли Печорин свое предназначение? (цитата)
- На что он потратил свою жизнь?
Занесите выводы из ваших наблюдений в таблицу 2. Во время выступления других команд фиксируйте их ответы в таблице
Печорин против общества
Задание 1: прочитайте указанные эпизоды повести «Княжна Мери», услышьте голос Печорина - внутреннего человека, сравните с мыслями и чувствами Печорина - внешнего человека.
Заполните таблицу 1
Таблица 1
Внутренний человек | Внешний человек | Как ведут себя люди в обществе | |
Грушницкий Запись от 11-го мая со слов «Он довольно остер..» до слов «Я его также не люблю…» | |||
Заговор Запись от 12-го июня со слов «Я вернулся домой, волнуемый двумя различными чувствами…» до слов «Я вам не игрушка!..» |
Задание 2: прочитайте указанный фрагмент повести «Княжна Мери», ответьте на вопросы, сделайте вывод:
- За что драгунский капитан невзлюбил Печорина? Как он о нем отзывается (цитата) Запись от 12-го июня, от слов «Драгунский капитан, разгоряченный вином, ударил по столу кулаком…» до слов «И что за надменная улыбка!» Дал ли Печорин повод для подобной ненависти?
- Что стало причиной дуэли? Как это характеризует Печорина?
- Что чувствует Печорин на дуэли после выстрела Грушницкого, как ведет
себя перед своим выстрелом? Запись из крепости: рассказ Печорина о дуэли.
Вывод: как Печорин относится к обществу, к которому принадлежит по рождению, и почему? Как общество относится к Печорину?
Занесите выводы из ваших наблюдений в таблицу 2. Во время выступления других команд фиксируйте их ответы в таблице
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок №3 по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
Презентация посвящена анализу третьей повести "Максим Максимыч" романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени "....
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Тема: «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Роман о незаурядной личности.
Тема: «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Роман о незаурядной личности....
«Изучение темы «Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 классе на основе технологии проектного обучения».
Процессы модернизации современного образования показали, что остро возникает необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных технологий, реализующей принципы личностно ориенти...
«Изучение темы «Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 классе на основе технологии проектного обучения».
Процессы модернизации современного образования показали, что остро возникает необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных технологий, реализующей принципы личностно ориенти...
Итоговый урок-игра по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
Итоговый урок-игра по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" (9 класс) Литературная игра проводится после изучения романа М.Ю. Лермонто...