Технологическая карта урока литературы в 10 классе на тему "Тонкости психологического анализа в новелле Ги де Мопассана "Ожерелье"
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Конспект открытого урока по ФГОС в 10 классе. С применением технологий группового обучения, развития критического мышления и проблемного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novella_ozherele._otkrytyy_urok.docx | 37.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «СОШ №35» Г.о.Подольск
Технологическая карта
урока литературы
в 10 «А» классе
на тему: «Тонкости психологического анализа в новелле Ги де Мопассана «Ожерелье»
(С применением технологий проблемного обучения, группового обучения,
развития критического мышления)
Составила и провела: учитель русского языка и литературы
Митрофанская Анжела Петровна
Технологическая карта урока
Тема урока: «Тонкости психологического анализа в новелле Ги де Мопассана «Ожерелье»
Класс: 10 «А»
Предмет: литература
Тип урока: обобщающий
Цели урока:
образовательные: закрепить знания, полученные учениками; продолжить формирование навыков анализа художественного произведения;
воспитательные: способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию толерантности; воспитывать умение слушать других;
развивающие: развивать навыки делового партнерского общения; умение инициировать учебное взаимодействие с учителем и одноклассниками – вступать в диалог, задавать вопросы, выдвигать и отстаивать свою точку зрения; навыки делового партнерского общения, монологической и диалогической речи.
Методы обучения: проблемно-поисковый, исследовательский, метод поискового обобщения.
Вид используемых ИКТ: мультимедийная презентация.
Оборудование: мультимедиа (презентация), раздаточный материал, учебник.
План урока:
- Организационный момент – 2 мин.
- Мотивация – 5 мин.
- Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока. Целеполагание.– 5 мин.
- Решение проблемного вопроса (работа в группах) – 10 мин.
- Обобщение и систематизация знаний (презентация работы группы) – 15 мин.
- Выставление самооценок и рефлексия – 5 мин.
- Домашнее задание – 3 мин.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся. | УУД |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | Деление на группы произведено на предыдущем уроке. Домашнее задание дано с учетом деления на группы.
- Добрый день, ребята! Рада вас видеть. Сядьте, пожалуйста, согласно вашему делению на группы. | Здороваются. Демонстрируют готовность к уроку. Рассаживаются по группам. (Образуется шесть групп) | Личностные УУД: внимание, уважение к окружающим, эмоциональный настрой на урок. |
II. Мотивация Цель этапа: активизировать мыслительную деятельность каждого ученика, подтолкнуть к формулировке темы и проблемы урока | - Составьте кластер на тему «Ожерелье – это символ…» - Символом чего является это украшение в новелле Ги де Мопассана? | Дают варианты ответов: - Ожерелье – символ богатства, зависти, фальши, оков, роскоши… | Коммуникативные УУД: 1.Владеть монологической и диалогической речью. 2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач. Личностные УУД: 1.Самоконтроль Познавательные УУД: 1.Проверка изученного. |
III. Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, целеполагание. | - Как вы думаете, над каким проблемным вопросом мы будем сегодня размышлять? «Какие средства помогают Мопассану изображать психологическое состояние героев?» - Как будет звучать тема нашего урока? - Тема урока: «Тонкости психологического анализа в новелле Ги де Мопассана «Ожерелье» Мы попытаемся прийти найти ответ на этот вопрос. Это и будет целью нашего урока. - Каждая группа получила вопросы в качестве домашнего задания. Члены группы сами решали, как готовиться к ответам, как распределить работу. - Также обращаю ваше внимание на то, что вы можете дополнять ответы не только представителей своей группы, но и других групп, а также спорить, если не согласны с позицией кого-либо из выступающих. | Дают свои варианты ответов. Записывают тему урока в тетради. Слушают учителя. Демонстрируют готовность к работе. | Регулятивные УУД: 1.Высказывать предположения на основе наблюдений; 2. Формулировать тему урока, проблему; 3.Самостоятельно планировать деятельность. Познавательные УУД: 1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать. Коммуникативные УУД: 1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое. |
IV. Решение проблемного вопроса (работа в группах) | Группа 1. Причины страданий Матильды Луазель. 1. Почему рождение Матильды автор называет «ошибкой судьбы»? Почему бедность приносила Матильде такие страдания? Группа 2. Приглашение на бал и его последствия. 1. Почему приглашение на бал не обрадовало Матильду? Группа 3. Ожерелье госпожи Форестье. 1. Почему Матильда не хотела приколоть к платью живые цветы? Группа 4. Пропажа. 1. Почему описание бала, к которому так старательно готовилась героиня, занимает в новелле всего два абзаца? Группа 5. 10 лет нищеты. 1. Какой художественный смысл в том, что рассказ о 10 годах из жизни семьи Луазель занимает меньше страницы? Как мало нужно, чтобы погибнуть или спастись!»? Группа 6. «Ожерелье было фальшивое» 1. Почему Матильда решилась рассказать подруге о потере ожерелья? Права ли Матильда, обвиняя подругу в своих «тяжелых днях»? | Во время ответов представителей групп учащиеся должны в тетрадях фиксировать ответы на вопрос «Какие средства помогают Мопассану изображать психологическое состояние героев?» Слушают ответы групп. Участвуют в обсуждении. | Познавательные УУД: 1.Выделять главное, извлекать информацию; 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности; 3.Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: 1.Строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле; 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Регулятивные УУД: 1.Искать пути решения проблемы. |
V. Обобщение и систематизация знаний . |
| Заканчивают обсуждение. Руководитель группы демонстрирует готовность своей группы отвечать. Слушают ответы групп, участвуют в обсуждении. Дают ответ на проблемный вопрос урока. | Познавательные УУД: 1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; 2. Проверка знаний и умений. Коммуникативные УУД: 1.Осуществлять контроль. 2. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. 3.Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
VI. Выставление самооценок и рефлексия. | Руководители групп заполняют оценочные листы. (Приложение 2) Закончите эти фразы: - Сегодня я узнал… - Было интересно… - Было трудно… - Я понял, что… - Теперь я могу… - Я научился… - У меня получилось… - Мне понравилось… | Учащиеся анализируют своё поведение и состояние на уроке и дают себе самооценку. | Регулятивные УУД: 1.Соотносить цели и результаты своей деятельности; 2. Определяют степень успешности работы согласно критериям. Коммуникативные УУД: 1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики; 2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; 3. Строить связанное монологическое высказывание |
VII.Домашнее задание. |
| Записывают домашнее задание.
|
Приложение 1
Название группы |
| Оценка |
Руководитель группы | 1. | |
Члены группы | 2. | |
3. | ||
4. | ||
5. |
Название группы |
| Оценка |
Руководитель группы | 1. | |
Члены группы | 2. | |
3. | ||
4. | ||
5. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....
Технологическая карта урока литературы 8 класс
Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». ТДЦ: Обучающий аспект: расширить знания...
Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"
Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...
Технологическая карта урока литературы 6 класс.
Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....
технологическая карта урока литературы 8 класс
технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к фрагменту видеоматериала...
технологическая карта урока литературы 5 класс
Данная технологическая карта составлена к уроку литературы в 5 классе "Басня - к мудрости ступенька". Карта учитывает требования ФГОС. Технологическая карта была использована на открытом уроке....
Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»
Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...