Технологическая карта урока литературы в 10 классе на тему "Тонкости психологического анализа в новелле Ги де Мопассана "Ожерелье"
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Митрофанская Анжела Петровна

Конспект открытого урока по ФГОС в 10 классе. С применением технологий группового обучения, развития критического мышления и проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novella_ozherele._otkrytyy_urok.docx37.38 КБ

Предварительный просмотр:

http://doc4web.ru/uploads/files/20/20076/hello_html_m5657054e.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/20/20076/hello_html_m44b27af5.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/20/20076/hello_html_m1f9fe241.gif

МОУ «СОШ №35» Г.о.Подольск

Технологическая карта

 урока литературы

в 10 «А»  классе

на тему: «Тонкости психологического анализа в новелле Ги де Мопассана «Ожерелье»

(С применением технологий проблемного обучения, группового обучения,

 развития критического мышления)

Составила и провела: учитель русского языка и литературы

 Митрофанская Анжела Петровна

Технологическая карта урока

Тема урока: «Тонкости психологического анализа в новелле Ги де Мопассана «Ожерелье»

Класс: 10 «А»

Предмет: литература

Тип урока: обобщающий

Цели урока:

образовательные: закрепить знания, полученные учениками;  продолжить формирование навыков анализа художественного произведения;

воспитательные: способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию толерантности; воспитывать умение слушать других;

развивающие:  развивать навыки делового партнерского общения; умение инициировать учебное взаимодействие с учителем и  одноклассниками – вступать в диалог, задавать вопросы,  выдвигать и отстаивать свою точку зрения;   навыки делового партнерского общения, монологической и диалогической речи.

Методы обучения: проблемно-поисковый, исследовательский, метод поискового обобщения.

Вид используемых ИКТ:  мультимедийная презентация.

Оборудование: мультимедиа (презентация), раздаточный материал, учебник.

План урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Мотивация  – 5 мин.
  3. Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока. Целеполагание.– 5 мин.
  4. Решение проблемного вопроса (работа в группах) – 10 мин.
  5. Обобщение и систематизация знаний (презентация работы группы) – 15 мин.
  6. Выставление самооценок и рефлексия  – 5 мин.
  7. Домашнее задание – 3 мин.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Деление на группы произведено на предыдущем уроке. Домашнее задание дано с учетом деления на группы.

 

- Добрый день, ребята! Рада вас видеть.

Сядьте, пожалуйста, согласно вашему делению на группы.

Здороваются. Демонстрируют готовность к уроку.

Рассаживаются по группам. (Образуется шесть групп)

Личностные УУД: внимание, уважение к окружающим, эмоциональный настрой на урок.

II. Мотивация

Цель этапа: активизировать мыслительную деятельность каждого ученика, подтолкнуть к формулировке темы и проблемы урока

 - Составьте кластер на тему «Ожерелье – это символ…»

- Символом чего является это украшение в новелле Ги де Мопассана?

Дают варианты ответов:

- Ожерелье – символ богатства, зависти, фальши, оков, роскоши…

Коммуникативные УУД:

1.Владеть монологической и диалогической речью.

2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач.

Личностные УУД:

1.Самоконтроль

Познавательные УУД:

1.Проверка изученного.

III. Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, целеполагание.

- Как вы думаете, над каким проблемным вопросом мы будем сегодня размышлять?

«Какие средства помогают Мопассану изображать психологическое состояние героев?»

- Как будет звучать тема нашего урока?

- Тема урока: «Тонкости психологического анализа в новелле Ги де Мопассана «Ожерелье»

Мы попытаемся прийти найти ответ на этот вопрос. Это и будет целью нашего урока.

- Каждая группа получила вопросы в качестве домашнего задания. Члены группы сами решали, как готовиться к ответам, как распределить работу.

- Также обращаю ваше внимание на то, что вы можете дополнять ответы не только представителей своей группы, но и других групп, а также спорить, если не согласны с позицией кого-либо из выступающих.

Дают свои варианты ответов.

Записывают тему урока в тетради.

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к работе.

Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе наблюдений;

2. Формулировать тему урока, проблему;

3.Самостоятельно планировать деятельность.

Познавательные УУД:

1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать.

 Коммуникативные УУД:

1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.

IV. Решение проблемного вопроса (работа в группах)

Группа 1. Причины страданий Матильды Луазель.

1. Почему рождение Матильды автор называет «ошибкой судьбы»? Почему бедность приносила Матильде такие страдания?
      2. В чём конфликт внешнего, реального мира и внутренних стремлений героини?
      3. Осуждает ли её автор за мечты о роскоши и богатстве? Можно ли считать её виноватой в таком отношении к жизни? Завидовала ли Матильда госпоже Форестье?
      4. Какие идеалы формирует в человеке буржуазный мир?
      5. Какие причинно-следственные связи можно заметить между фактами жизни Матильды и её состоянием? Для какого художественного метода характерно установление таких взаимосвязей?

Группа 2. Приглашение на бал и его последствия.

 1. Почему приглашение на бал не обрадовало Матильду?
      2. Какие слова и выражения говорят о характере её эмоций в диалоге с мужем?
      3. В чём внутренний конфликт этого диалога?
      4. Докажите, что муж любил Матильду , хотя и не всё понимал в её душе.
      5. Есть ли подтекст в репликах диалога Матильды и её мужа о новом платье? Аргументируйте своё мнение.

Группа 3. Ожерелье госпожи Форестье.

1. Почему Матильда не хотела приколоть к платью живые цветы?
      2. Как она себя чувствовала в момент примерки украшений?
      3. Какими способами автор передает динамику душевного состояния героини до, во время и после её визита к подруге?
      4. Какие слова и выражения помогают точнее представить главный конфликт новеллы?
      5. Докажите, что перед нами фрагмент
 реалистического произведения.

Группа 4. Пропажа.

 1. Почему описание бала, к которому так старательно готовилась героиня, занимает в новелле всего два абзаца?    
      2. Какой была Матильда на балу? Прав ли автор, утверждая, что «она была несчастна как женщина, созданная для иной среды»?
      3. Почему скромная жизнь простого чиновника не угнетала мужа Матильды так, как её?
      4. Что чувствовали после бала супруги? Проследите и объясните динамику их эмоций и внутреннего состояния. Какими способами автор рисует душевное состояние героев?
      5. Был ли для Матильды и её мужа другой выход из ситуации с потерей ожерелья?

Группа 5. 10 лет нищеты.

1. Какой художественный смысл в том, что рассказ о 10 годах из жизни семьи Луазель занимает меньше страницы?
      2. Внешне или внутренне изменилась Матильда в ситуации крайней бедности?
      3. Проанализируйте глагольную лексику фрагмента. Как он помогает понять проблему новеллы?
      4. Охарактеризуйте художественное время эпизода. Какими способами оно создаётся и какой смысл придаёт повествованию?
      5. Как вы понимаете философский смысл финальных слов фрагмента: «Как все в жизни странно и изменчиво!

Как мало нужно, чтобы погибнуть или спастись!»?

Группа 6. «Ожерелье было фальшивое»

 1. Почему Матильда решилась рассказать подруге о потере ожерелья? Права ли Матильда, обвиняя подругу в своих «тяжелых днях»?
      2. В чём особенности подтекста их диалога? Говорит ли Матильда то, что думает? Изменилось ли её отношение к подруге по сравнению с началом новеллы?
      3. Что изменилось в характере Матильды за 10 лет нищеты?
      4. В чём пафос финальной части новеллы?
      5. Каково авторское отношение к героине?

Во время ответов представителей групп учащиеся должны в тетрадях фиксировать ответы на вопрос «Какие средства помогают Мопассану изображать психологическое состояние героев?»

Слушают ответы групп. Участвуют в обсуждении.

Познавательные УУД:

1.Выделять главное, извлекать информацию;

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности;

3.Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

1.Строить связанное монологическое высказывание  в учебно-научном стиле;

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

1.Искать пути решения проблемы.

V. Обобщение и систематизация знаний .

  • Можно ли говорить о том, что свою жизнь героиня прожила зря?
  • В чём, по Мопассану, заключается урок жизни?
  •  Верно ли утверждение, что Матильда сама разрушила собственную жизнь?

Заканчивают обсуждение. Руководитель группы демонстрирует готовность своей группы отвечать.

Слушают ответы групп, участвуют в обсуждении.

Дают ответ на проблемный вопрос урока.

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

2. Проверка знаний и умений.

Коммуникативные УУД:

1.Осуществлять контроль.

2. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

3.Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

VI. Выставление самооценок и рефлексия.

Руководители групп заполняют оценочные листы.

(Приложение 2)

Закончите эти фразы:

- Сегодня я узнал…

- Было интересно…

- Было трудно…

- Я понял, что…

- Теперь я могу…

- Я научился…

- У меня получилось…

- Мне понравилось…

Учащиеся анализируют своё поведение и состояние на уроке и дают себе самооценку.

Регулятивные УУД:

1.Соотносить цели и результаты своей деятельности;

2. Определяют степень успешности работы согласно критериям.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3. Строить связанное монологическое высказывание

VII.Домашнее задание.

  • Сопоставить новеллу Ги де Мопассана «Ожерелье» и рассказ А.П.Чехова «Анна на шее»

Записывают домашнее задание.

 

Приложение 1

Название группы

 

Оценка

Руководитель группы

1.

Члены группы

2.

3.

4.

5.

Название группы

 

Оценка

Руководитель группы

1.

Члены группы

2.

3.

4.

5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....

Технологическая карта урока литературы 8 класс

Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».      ТДЦ:       Обучающий аспект: расширить знания...

Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...

Технологическая карта урока литературы 6 класс.

Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....

технологическая карта урока литературы 8 класс

технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к  фрагменту  видеоматериала...

технологическая карта урока литературы 5 класс

Данная технологическая карта составлена к уроку литературы в 5 классе "Басня - к мудрости ступенька". Карта учитывает требования ФГОС. Технологическая карта была использована на открытом уроке....

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...