Технологическая карта психологического тренингового занятия
план-конспект по психологии на тему
Технологическая карта психологического тренингового занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_psihologicheskogo_treningovogo_zanyatiya.docx | 36.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта психологического тренингового занятия
«Я-подросток»
Ф.И.О. Педагога-психолога | Градобоева Татьяна Ивановна | ||||||
Группа (класс, проблема) | 6 класс. Слабая сформированность эмоционально-волевой сферы, трудности во взаимоотношениях, адаптация детей-мигрантов | ||||||
Тема занятия | «Я-подросток» | ||||||
Цель | Развитие способностей к самоосознанию и самопониманию, расстановка приоритетов в сфере развития личности через групповое взаимодействие. | ||||||
Задачи | Образовательные: - уметь работать в группе: распределять роли, выслушивать мнение других, договариваться, принимать ответственность за результат работы, - систематизировать знания о понятии «подросток», подростковый возраст; - развивать умение работать с информацией, проектно-исследовательскую деятельность. | Коррекционно-развивающие: - содействовать совершенствованию слухового восприятия и навыков саморегуляции; - обеспечить условия для создания ситуации успеха подростка, повышения уверенности в себе; - способствовать способности к самопознанию и пониманию себя и окружающих, формирование устойчивой позитивной Я-концепции. | Воспитательные: - предоставить возможность выражать своё мнение, доказывать, делать выводы; - способствовать развитию уважительного отношения к мнению другого в ситуации коллективного взаимодействия; - воспитывать взаимовыручку, целеустремленность, отзывчивость. | ||||
Универсальные учебные действия | Личностные результаты: 1. Развивать мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности. 2. Развивать устойчивую адекватную самооценку, желание к самовоспитанию. 3. Развивать умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий и действий группы. 4 Развивать способность к оцениванию усваиваемого содержания материала (исходя из личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. 5. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: 1.Развивать способность принимать и сохранять цель и задачи, поставленные на занятии; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную. 2. Развивать умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления. 3. Развивать умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение. 4. Проявлять инициативу и самостоятельность в познании нового. Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД: 1. Ставить познавательную задачу. 2. Развивать мыслительные логические процессы, действия постановки и решения проблемы. 3. Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). 4.Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников. | ||||||
Средства ИКТ, аппаратное обеспечение, наименование | Аппаратное обеспечение: плазменная панель, ноутбуки. Кусок обоев, маркеры, ручки, карандаши, конверты с заданиями, карточки с наглядным материалом, магниты, мяч, бумажные и электронные словари. | ||||||
Ожидаемый результат | Сформировать представления школьников о периоде подросткового возраста, способствовать осознанию своих внутренних переживаний, умению выставлять приоритеты, определять цель на данном возрастном этапе. Развить умение сотрудничать, контролировать собственные действия, прислушиваться к мнению окружающих. Развить умение работать с проблемой, определять границы «знания» и «незнания», умения аргументированно выстраивать речевое высказывание. | ||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ | |||||||
Этапы занятия | Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность педагога-психолога | Деятельность учащихся | ||
Этап мотивации | 6 мин | Беседа, эмоциональная разминка | Ф | Задача: Эмоциональный настрой учащихся. Включение в деятельность через принятие правил тренингового занятия. - Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на занятии. Какое у вас сегодня настроение? Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями, чувствами. Что вы ожидаете от нашей сегодняшней встречи? И прежде, чем начать, давайте вспомним правила, которые мы с вами используем. Наше занятие начинается с приветствия. И приветствовать друг друга мы будем по-разному. Представьте, что мы изобрели машину времени и отправляемся в путешествие в прошлое и будущее. Итак, мы перенесемся на несколько лет назад. Вам по 5 лет. Вспомните себя в эти годы, свои ощущения, эмоции, мысли, желания, движения, мимику, жесты… Поздоровайтесь друг с другом так как будто вам 5 лет. Спасибо, а сейчас побываем в будущем. Представьте, что вам по 20-25 лет, попробуйте ощутить себя в этом возрасте. На минуту закройте глаза, откройте. Поприветствуйте друг друга… А сейчас возвращаемся в настоящее время, в свой возраст и поприветствуйте друг друга, как вы это обычно делаете… Обсуждение: в каком возрасте вам было комфортнее всего. Почему? | Здороваются. Проговаривают правила работы на занятии, выполняют упражнение, проводят обсуждение На экран выводятся правила. | ||
Этап актуализации знаний | 12 мин | Введение в проблемную ситуацию, мозговой штурм, каллажирование | Ф-Г-И | Задача: обогатить и систематизировать знания о понятии «подросток», подростковый возраст, побудить стремление к самопознанию. Раскатать обои. Если сравнить жизнь человека с дорогой, то можно смоделировать следующую ситуацию: человек родился и начинает свой жизненный путь… (Написать 0 лет). До какого возраста человек играет в игрушки, его одевают, укутывают, кормят, опекают? Когда человек перестает ощущать себя ребенком? В какое время он чувствует, что повзрослел? Как мы можем назвать этот возрастной промежуток? Как называется жизненный период, когда человек создает семью, работает, отвечает не только за себя, но и за своих близких? Как называется этот возрастной период? Как мы назовем промежуток между детством и взрослостью, тот возрастной период, в каком вы находитесь сейчас? Итак, я попрошу встать на дорогу времени в период детства тех, кому было комфортно в ходе нашего приветствия детском возрасте, в подростковый период тех, кто удобнее себя ощущал в ходе нашего приветствия в качестве подростка, в период взрослости тех, кому было комфортно ощущать себя во взрослом состоянии. В жизни человека встречаются разные события что-то для него наиболее ценно и важно, что-то – нет. Что ценного для человека в детстве, в подростковом возрасте, во взрослой жизни? Я предлагаю каждой группе на выбранном отрезке дороги написать, нарисовать или положить картинку, предмет наиболее ценный и важный в этот временной период. После выполненной работы необходимо от каждой группы выбрать представителя, который продемонстрирует результаты работы. Обсуждение: Почему вы выбрали это время? Насколько хорошо вы себя в нем ощущаете? Чем привлекает вас это время? Что трудного может быть в этом времени? Как можно преодолеть эти трудности? Что вы можете посоветовать своим друзьям? Какие ценности существуют в этом времени? Какой жизненный промежуток вы считаете самым ответственным? Противоречивым? Сложным? Какой промежуток является переходным (как мостик) между детством и взрослой жизнью? Итак, о чем мы сегодня поговорим на занятии? | Подростки знакомятся с периодизацией возраста, оказываются в ситуации выбора ценностей для конкретного возрастного этапа. | ||
Этап выявления затруднений | 5 мин | Проблемная ситуация, дискуссия | Ф-И | Задача: актуализировать проблемы подросткового периода, требующие разрешения. Развивать способность принимать и сохранять задачи, поставленные на занятии; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную. Скажите, а вы хорошо знаете особенности своего подросткового возраста? Хотите узнать о себе больше? Как вы думаете подростком быть легко или сложно? Я предлагаю вам по кругу передавать мяч. Первый человек, кто берет мяч в руки, говорит «Подростковый возраст – это хорошо, потому что…(добавляет то, что есть позитивное в этом возрасте). Далее передает мяч соседу справа, который говорит фразу: «Подростковый возраст – это сложно, потому что… (добавляет то, что ему кажется сложным в подростковый период). Так сложно ли быть подростком? Чтобы ответить на этот вопрос вслушаемся в это слово. Вспомним, как называли подростка на Руси. Вспомним английское значение слова. | Подростки посредством погружения в проблемную ситуацию, актуализируют проблемы подросткового периода, требующие разрешения. | ||
Этап добывания нового знания | 12 мин | мозговой штурм, работа с информацией | Г,И | Задачи: осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников. Развивать умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий и действий группы. Сейчас нам необходимо разделиться на группы. Для этого я попрошу вас посчитаться от 1 до 3. Попрошу вслушаться в это слово ПОДРОСТОК. Вы все не раз слышали это слово. На уроках русского языка, литературы, обществознания, истории и вы встречались с этим понятием. Писатели и философы во все века давали характеристики этому периоду. Давайте попробуем продолжить предложение подросток – ... Вы в своих ноутбуках в каждой группе создаете по и 1 слайду для мультимедийной презентации. Задание может носить научный или творческий характер, можно использовать цитаты, стихи, картинки, определения. Для вас приготовлены ноутбуки, имеется электронная библиотека, словари. Обсуждение: Что общего прозвучало у всех? Узнали для себя что-то новое? Где мы сможем использовать эту презентацию? | Учащиеся создают мультимедийный продукт, содержащий характеристику понятия «Подросток». Представители групп по очереди демонстрируют свою работу (из всех слайдов составляется мультимедийная презентация). | ||
Самопринятие нового знания | 5 мин | Рефлексия | Г, И | Задача: развивать способность к самопониманию и самооцениванию и принятию усваиваемого содержания материала, развивать групповое сплочение. Каждый человек рано или поздно начинает задумываться о том, кто он, какой он, начинает осознавать и оценивать свои качества характера, достоинства и недостатки, пытается определить свою роль в окружающем мире людей и природы. Когда человека любят, его называют ласково «Солнышко». Я дарю каждому бумажное солнышко и предлагаю каждому ответить на вопрос, написанный в серединке. Вопрос: «Кто Я?» А на каждом лучике написать качества своего характера, отвечая на вопрос «Какой Я?» Обсуждение: Посмотрите есть ли что общее в ответах вашей группы. Назовите, что объединяет вашу группу? А есть ли что-то общее у всех вас? | Ученики выполняют рефлексивное задание, называют признаки, объединяющие группу. | ||
Групповая работа с анализом результатов психологического исследования | 10 мин | Анализ результатов психологического исследования | Г | Задача: развивать устойчивую адекватную самооценку, ценностные ориентиры, стремление к самовоспитанию. Учащиеся нашего класса провели исследование. Они проранжировали свои ценности в жизни и проанализировали результаты. Давайте посмотрим, что получились. Итак, большинство школьников 6б класса отдают предпочтение ценности – «Счастливая семья», на втором месте выделяют общение с друзьями, и на третьем месте – самостоятельность. Я предлагаю сейчас каждой группе выбрать по одной терминальной ценности. Прочитайте их, объясните, что в вашем понимании означает определение «счастливая семья», «общение», что значит «самостоятельность»? Ребята, а с помощью каких инструментов: личностных качеств, внешних условий, средств можно стать действительно самостоятельным, быть счастливым в семье, успешным в общении с друзьями? Перед вами на столах лежат наборы инструментальных ценностей. Ваша задача, обсудив в группе, выбрать 1-2 самые важные на ваш взгляд ценности (можно предложить что-то свое). Обсуждение: Все согласны с мнением группы? Кто хотел бы дополнить? | Ученики выбирают инструментальные ценности и объясняют, как с помощью их они будут достигать успеха в общении, становиться самостоятельными, счастливыми в семье. Ценности вывешивают на доске. | ||
Рефлексия. Включение нового в систему знаний. | 5 мин | Рефлексия, самооценка. | Ф-И | Задача: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Наше занятие подходит к своему завершению и мне очень хочется услышать ваше мнение. Оправдались ли ваши ожидания? Что сегодня для вас было полезным, что нового вы узнали, что заставило задуматься? Где мы можем использовать презентацию, которую создали сегодня? Я предлагаю ее немножко доработать, добавив ценности, характерные для подросткового возраста, указать на развитие каких качеств характера нужно обратить внимание, чтобы вырасти успешным, хорошим, счастливым человеком и у нас получиться материал, с помощью которого возможно ваши ровесники смогут лучше познать себя. | Ученики высказывают свое мнение, отношение к занятию, оценивают результаты своей работы, исходя из поставленной цели, выстраивают перспективы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект психологического тренингового занятия на сплочение «Вместе мы едины!»
Вероятно, в любом коллективе возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Вопрос этот важен потому, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы г...
Технологическая карта ( план-конспект) занятия по физической культуре для студентов 2-го курса СПО, специальности "Полиграфическое производство". Тема занятия: Техника бега с низкого старта
Тема занятия: Техника бега с низкого стартаЦель: Освоение техники бега с низкого стартаЗадачи: - Ознакомить с техникой бега с низкого старта...
Технологическая карта ( план-конспект) занятия по физической культуре для студентов 1-го курса СПО, тема занятия: Техника и способы подач в волейболе
Тема занятия: Техника и способы подач в волейболеЦель: Освоение техники подач в волейболеЗадачи: - Ознакомить с техникой и способами подач в волейболе....
Психологическое тренинговое занятие "Права личности и уважение прав других"
Психологическое тренинговое занятие "Права личности и уважение прав других"...
Технологическая карта психологического занятия с элементами тренинга
технологическая карта урока...
Технологическая карта нетрадиционного физкультурного занятие с использование мнемо карт
Открытое физкультурное занятие , где использовались мнемо карты, занятие проходило в подготовительной группе ТНР...
Технологическая карта психологического занятия "Общение"
Тренинговое занятие, направленное на развитие коммуникативных навыков обучающихся 7 класса...