Коррекционно-развивающие занятия в школе (из практики работы педагога-психолога)
статья по психологии

Тиллабаева Ирина Владимировна

В статье представлен опыт проведения коррекционно-развивающих занятиий педагогом-психологом с обучающимися основной школы, испытывающими трудности в обучении и социальной адаптации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Неотъемлемым структурным компонентом основной образовательной программы основного общего образования в школе является Программа коррекционной работы, разработанная для обучающихся с трудностями в обучении и социализации. Одним из её направлений является коррекционно-развивающая   и    психопрофилактическая    работа, которая включает в себя в том числе, организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития, трудностей обучения и социализации, а также психопрофилактическую работу при подготовке к прохождению государственной итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ).

        При проведении коррекционно-развивающих занятий в школе возникают определенные трудности, прежде всего, связанные с их организацией и недостаточной мотивацией обучающихся. Ребята находятся в школе по шесть-семь уроков. При этом во второй половине дня, помимо выполнения домашнего задания, многие заняты в кружках и спортивных секциях по своему выбору. Поэтому, действительно, чтобы заинтересовать ребят коррекционно-развивающими занятиями, нужно дать им достойный с их точки зрения, стимул.

        В нашем лицее с этой целью функционирует несколько клубных объединений. Для 5-7 классов – это клубное объединение «Учусь учиться», для 8-9 классов – «Сам себе репетитор». Помимо психологической подготовки к сдаче экзаменов, зачётов и написания контрольных работ, ребята учатся думать на материале конкретного предмета, в нашем случае – математики. Часть занятия отводится на выполнение домашнего задания, подготовке к контрольной работе, к ОГЭ или ВПР. Но это не является самоцелью. Гораздо более важно научиться выполнять необходимые мыслительные операции, записывать ход своих мыслей, проверять свою работу, самостоятельно работать с обучающими системами «Решу ОГЭ» и «Решу ВПР». При этом педагог-психолог отчасти выполняет функции дефектолога. Заинтересованность ребят к таким занятиям ещё больше повышается, когда есть возможность согласовать действия педагога-психолога с учителем или с родителями. А ещё лучше, и с учителем по соответствующему предмету, и с родителями. Учитель может учитывать результаты работы, выполненной ребятами на коррекционно-развивающих занятиях, а родители проявлять заинтересованность в их посещаемости. Коррекционно-развивающие занятия такого плана полезны, прежде всего, детям с трудностями в обучении. Такая работа позволяет им повысить свою успеваемость, успешно сдать экзамены или написать ВПР, придаёт уверенности в себе, в своих возможностях, помогает почувствовать себя способными к тому, что раньше казалось недоступным, формирует положительный образ «Я».

        Для подростков с трудностями в социальной адаптации, девиантным поведением (состоящим на учёте в ОДН и ВШК), а также для тех, кто заинтересован в собственном личностном росте, самопознании и саморазвитии, у нас в лицее работает клубное объединение «Ровесник». И опять же, повысить заинтересованность ребят к этой работе удаётся, если она стыкуется с их академической успеваемостью. Один из приёмов, которым мы при этом пользуемся, - это подготовка к ОГЭ по русскому языку, когда ребята учатся по шаблону писать сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста. В качестве таких текстов могут быть притчи. Например, удобной опорой для педагога-психолога является набор психологических открыток с притчами «Шаги к мудрости» (Издательство «Речь»). И ещё нужен шаблон, который будет основой будущего сочинения, но может перерабатываться в соответствии с заданием и исходным текстом. Такой шаблон может быть предоставлен, например, учителем русского языка и литературы.

Методика проведения коррекционно-развивающего занятия «Шаги к мудрости»:

1. Из набора открыток кто-то из ребят вытаскивает наугад открытку с притчей.

2. Читается притча (например, «Всё в твоих руках»).

3. Спрашиваем у детей, чему нас учит эта история. Зачитывается Тезис с обратной стороны открытки или формулируется, как вывод, совместными усилиями детей.

4. Дети записывают этот тезис: «От ваших мыслей, решений и поступков зависит ваша жизнь».

Дальше пишут сочинение-рассуждение по шаблону:

Как я понимаю эту фразу

Во-первых, она означает, что_______________, потому что__________. Я думаю лучше всего эта точка зрения выражена в предложении «__».

Во-вторых, размышляя о ______________, автор говорит «_______».

Таким образом, автор заставляет меня задуматься о _______________.  Я не могу не согласиться с ним, ведь ________________________.

После каждого шага, сделанного по шаблону ребята зачитывают свои варианты продолжения сочинения-рассуждения.

В конце вместе обсуждаем мудрость веков, которую сегодня послал нам случай, подсказывая, какой дорогой идти дальше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие в работе педагога психолога , учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ»

В статье идет речь о взаимодействии педагога-психолога с учителем-логопедом и родителями детей с ограниченными возможностями здоровья....

Коррекционно-развивающая работа педагога – психолога с детьми с ОВЗ

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ строится на определенных принципах. Программа коррекционной работы направлена на разрешение проблем, возникающих при обучении и воспит...

Прозрачный мольберт в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)

Из опыта работы педагога-психолога по использованию в коррекционно-развивающей работе прозрачного мольберта....

«Взаимодействие специалистов Службы сопровождения в условиях общеобразовательной школы» (из опыта работы педагога-психолога)

Многолетний опыт показывает, что специалисты Службы сопровождения, несмотря на добросовестное неравнодушное отношение к проблемам детей и желание помочь,  не могут достичь успеха, если они не вза...

Результаты коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В данном документе составлена справка отчет по работе с детьсми с ОВЗ за перод в 3 года...

Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога в системе общего образования

Публикация в журнал о современных арт-технологиях в работе педагога-психолога....