«Взаимодействие специалистов Службы сопровождения в условиях общеобразовательной школы» (из опыта работы педагога-психолога)
статья по психологии
Многолетний опыт показывает, что специалисты Службы сопровождения, несмотря на добросовестное неравнодушное отношение к проблемам детей и желание помочь, не могут достичь успеха, если они не взаимодействуют друг с другом. Сегодняшние реалии таковы, что часто одна проблема ребенка влечет за собой массу логопедических, психологических и социальных проблем. Для того, чтобы оказать обучающему всесторонюю помощь, специалисты Службы сопровождения должны работать в сотрудничестве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pelle_iyu.docx | 30.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: «Взаимодействие специалистов Службы сопровождения в условиях общеобразовательной школы. Построение работы с учащимися, нуждающимися в коррекционно-развивающей помощи»
(из опыта работы педагога-психолога ГБОУ СОШ № 69
Калининского района Санкт-Петербурга Пелле И.Ю.)
На протяжении многих лет в ГБОУ СОШ № 69 работает Служба сопровождения, в которую входят специалисты разного профиля:
- педагог-психолог,
- социальный педагог,
- учитель - логопед.
Все специалисты Службы осуществляют совместную деятельность по сопровождению, привлекая к этой работе
- мед.работников школы,
- учителей,
- педагогов дополнительного образования,
- родителей учащихся и других заинтересованных лиц.
Служба сопровождения работает в тесном контакте
- с учреждениями и организациями образования,
- здравоохранения,
- социальной защиты семьи и детства,
- органами опеки и попечительства,
- органами внутренних дел и прокуратуры,
- общественными организациями, оказывающим помощь образовательным учреждениям в воспитании и развитии обучающихся.
Служба осуществляет деятельность по семи основным направлениям:
- диагностическое;
- психокоррекционное;
- просветительское;
- кнсультационное;
- профилактическое;
- организационно-методическое;
- исследовательское.
Остановимся на одном из них подробнее - это оказание коррекционно-развивающей помощи учащимся начального звена, которая возможна и успешна только при взаимодействии всех специалистов Службы, а особенно, при продуктивном сотрудничестве учителя-логопеда и педагога – психолога.
Работа начинается еще на стадии выбора и поступления дошкольника в образовательное учреждение. Уже на этом этапе идет выявление детей, которые, предположительно, могут испытывать трудности обучения в 1 классе.
С будущими первоклассниками учитель-логопед впервые знакомится в детском саду в ходе проверки речевого развития. Затем встречаемся на занятиях по подготовке к школе, которые проводят будущие учителя, педагог-психолог и учитель-логопед. На «Веселых уроках», так называются наши занятия, мы не только занимаемся развитием речевых и неречевых психических функций, а также выявляем возможные проблемы, которые могут возникнуть у будущих первоклассников. Мы проводим логопедическую диагностику, с целью определения нарушений речи и психологическую с целью определения готовности будущих первоклассников к школе.
По желанию родителей, через индивидуальные консультации, мы даем рекомендации по коррекции выявленных нарушений. В случае необходимости ребенок направляется на ТПМПК. Родители отмечают, что им очень важно услышать мнение всех: и учителя, и логопеда, и психолога.
Параллельно школа дважды в год проводит День открытых дверей, где на родительских собраниях выступает и администрация, и психолог, и логопед, помогая родителям в подготовке детей к учебной деятельности. Учителя дают открытые уроки, что позволяет родителям увидеть будущий учебный процесс и те, требования которые будут предъявляться к их детям.
Мероприятия, проводимые педагогом-психологом имеют те же цели, что и у учителя-логопеда, а это выявление детей с возможными трудностями в обучении в 1 классе.
Важно уже на этой стадии сформировать доверие между родителями и специалистами, между детьми и учителями и т.д. Ведь нам работать совместно еще долгие годы. Это достигается только внимательной, кропотливой совместной работой всех участников образовательного процесса, сотрудничеством специалистов, выработкой единого мнения и своевременной, корректной обратной связи с родителями. Часто родители благодарят за полученную информацию («А, нам такого никто не говорил!!!!»- с удивлением утверждают они). На совещание при завуче начальных классов учителя, логопед, психолог подводят итоги завершившихся занятий и 1 этапа.
Следующий этап совместной работы – это уже 1 класс. В школе реализован проект «Переход с успехом», где осуществляется комплекс мероприятий с учащимися по трем параллелям:
- переход из детского сада в 1 кл.,
- переход из 4 кл. в 5 кл.,
- а также из 9 кл в 10кл.
Мероприятия, нацеленные на выявление и коррекцию трудностей, возникающих у первоклассников.
По наблюдениям учителей, по результатам диагностик: логопедических и психолого-педагогических, в конце адаптационного периода первоклассников проходит пед. консилиум, где определяется так называемая «группа риска», куда включаются дети, испытывающие трудности при переходе из детского сада в школу. Это учащиеся с психологическими, социальными и логопедическими проблемами. Зачастую одна проблема тянет за собой другую. Необходимо это знать и понимать, кто сможет помочь ребенку, на кого в семье мы можем опереться, какие мероприятия проводить.
Вот где предельная внимательность необходима к каждому ученику. На ранней стадии необходимо совместно найти причину неблагополучия и пути помощи данному ребенку. И опять же отмечаем, что мнение учителя-логопеда и педагога-психолога, совместно выработанная стратегия помощи – залог успеха при коррекции.
Тесное сотрудничество специалистов Службы сопровождения осуществляется при обсуждении путей решения этих проблем на пед.консилиумах, на совещаниях при завуче, на МО кл. руководителей нач. школы. Администрация и педагогический коллектив ценит совместный труд специалистов и школы и центра.
В школе накоплен многолетний опыт сотрудничества педагога-психолога и учителя - логопеда по организации и проведению групповых занятий, тренингов с детьми данной «группы риска» с использованием ролевых игр, упражнений, с элементами театрализации и арт-терапии, сказкотерапии по различным психологическим и логопедическим развивающим программам «Хочу быть счастливым», «Школа принцев и принцесс», «Риторика», «Театр»…
Остается актуальной работа специалистов Службы с детьми – инофонами.
Работа в этом направлении ведется в школе с 2011 года, занятия проводились учителем-логопедом по программе созданной специалистами ЦППМСП с использованием учебно-методического комплекса созданного под руководством проф.И.П.Лысаковой, и рассчитанного на детей-инофонов, которые изучают русский языка с нулевого уровня.
Однако в последнее время отмечается, что многие дети-инофоны к поступлению в первый класс русской общеобразовательной школы не только понимают русскую речь, но и частично используют ее, общаясь в детском коллективе.
Но и пороговый уровень владения русским языком приводит к примитивному общению с русскоязычными сверстниками, и замедляет процесс усвоения учебных знаний и навыков. Это мешает полноценному освоению общеобразовательных программ, ставит под вопрос успешность адаптации к начальной школе. Как следствие, к проблемам в обучении добавляются психологические: страх ответа у доски, боязнь неправильно выразить свои мысли, неуверенность в себе, агрессивное поведение и т.д. Такого рода психологические проблемы возникают и у русскоязычных первоклассников, но связаны они, как правило, с дискомфортом, который испытывают дети в условиях изменившегося образа жизни, сменой социального статуса, деятельности, а также с нарушением звукопроизношения и пр.
В данных условиях возникла необходимость создания новой дополнительной коррекционно-развивающей программы «Мой новый дом», апробация которой проходит в нашей школе. Программа адресована аудитории русскоязычных первоклассников и детей-инофонов в период адаптации в общеобразовательной школе. Занятия, которые ведут совместно учитель-логопед и педагог-психолог, содействуют плавной и щадящей языковой и психологической адаптации детей- носителей языка и детей-инофонов к школьной жизни.
Отличительной особенностью данной программы является то, что формой проведения коррекционно-развивающих занятий выбрана игровая театрализованная деятельность, как наиболее интересная и доступная для восприятия детьми с разным уровнем владения русским языком. Творческая составляющая мотивирует детей к общению, элементы театрализации позволяют использовать множество неречевых коммуникативных способов.
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда и педагога – психолога продолжается на протяжении всего периода обучения в детей в начальной школе. Наблюдение за учащимися в динамике осуществляется всеми специалистами Службы. Они же будут активно участвовать в работе со слабоуспевающими учащимися в рамках проекта «Идем вместе» - это 3-ий этап.
Все специалисты работают над установлением причин неуспешности.
При правильном раскрытии причин неуспеваемости четко определяются пути ее ликвидации.
Причины неуспешности:
- неблагоприятная наследственность;
- нарушения нервной деятельности;
- педагогическая запущенность;
- школьная незрелость;
- недостаточное развитие речи;
- нарушение письменной речи (дисграфия, дизорфография, дислексия)
- общая неспособность к интеллектуальному труду;
- физическая ослабленность;
- инфантилизм
- астеническое состояние;
- снижение зрения;
- гиподинамия;
- боязнь школы, учителей;
- социум;
- миграции (учащиеся, не владеющие русским языком или владеющие им не в полном объёме);
- социально-экономическая ситуация и др.
Опыт показывает, что при высоком качестве уроков, реальной помощи учащемуся педагогическим коллективом, при использовании передовых методов в обучении, при четко поставленном контроле за учебным процессом, в тесном контакте с семьей – возможно улучшение успеваемости и получение прочных знаний учащимися разного интеллектуального уровня, физического и психологического здоровья, социального благополучия. Важно, чтобы ребенок на любом этапе обучения чувствовал себя комфортно в школе, знал свои слабые и сильные стороны, свои интересы, возможности, ставил цели и достигал их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы педагога-психолога Сергеевой О.П. на тему: « Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционнанная) общеобразовательная школа VIII вида» "
В Данной методической разработке обобщен опыт работы педагога-психолога Сергеевой О.П. в начальных классах (VIII вид), где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья....
Обобщение опыта работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями»
Представляю свой опыт работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями». Дан...
Обобщение опыта работы педагога-психолога А.П.Загорулько по теме "Формирование ценностных ориентаций и развитие нравственных представлений подростков в условиях школы"
В последние годы произошли многие изменения в структуре нашего общества: политико-экономические и социальные изменения, изменение критериев оценк...
Статья " Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности педагога-музыканта в условиях современной общеобразовательной школы (из опыта работы с детьми)."
В данной статье автором представлен опыт применения в условиях общеобразовательной школы уникальной педагогической системы музыкально-певческого воспитания детей Д. Е. Огороднова. Подробн...
Взаимодействие специалистов службы сопровождения в вопросах воспитания и развития обучающихся.
Школа призвана координировать совместные усилия семьи и общественности по формированию социально благоприятной среды воспитания детей и взрослых.Согласно ФГОС, главной целью совместной работы пе...
Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций. Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первоклассников»
Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций.Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первок...