«Взаимодействие специалистов Службы сопровождения в условиях общеобразовательной школы» (из опыта работы педагога-психолога)
статья по психологии

Многолетний опыт показывает, что специалисты Службы сопровождения, несмотря на добросовестное неравнодушное отношение к проблемам детей и желание помочь,  не могут достичь успеха, если они не взаимодействуют друг с другом. Сегодняшние реалии таковы, что часто одна проблема ребенка влечет за собой массу логопедических, психологических и социальных проблем. Для того, чтобы оказать обучающему всесторонюю помощь, специалисты Службы сопровождения должны работать в сотрудничестве. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pelle_iyu.docx30.42 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Взаимодействие специалистов Службы сопровождения в условиях общеобразовательной школы. Построение работы с учащимися, нуждающимися в коррекционно-развивающей помощи»

(из опыта работы педагога-психолога ГБОУ СОШ № 69  

Калининского района Санкт-Петербурга Пелле И.Ю.)

На протяжении многих лет в ГБОУ СОШ № 69 работает  Служба сопровождения, в которую входят специалисты разного профиля:

  • педагог-психолог,
  •  социальный педагог,
  • учитель - логопед.

 Все специалисты Службы осуществляют совместную деятельность по сопровождению, привлекая к этой работе  

  • мед.работников школы,
  •  учителей,  
  • педагогов дополнительного образования,
  •  родителей учащихся  и других заинтересованных лиц.

Служба сопровождения работает в тесном контакте

  • с учреждениями  и организациями образования,
  •  здравоохранения,
  • социальной защиты семьи и детства,
  •  органами опеки и попечительства,
  •  органами внутренних дел и прокуратуры,
  •  общественными организациями, оказывающим помощь образовательным учреждениям в воспитании и развитии обучающихся.  

Служба осуществляет деятельность по семи  основным направлениям:

  • диагностическое;
  • психокоррекционное;
  • просветительское;
  • кнсультационное;
  • профилактическое;
  •  организационно-методическое;
  • исследовательское.

     Остановимся на одном из них подробнее - это оказание  коррекционно-развивающей  помощи  учащимся начального звена, которая возможна и успешна только при взаимодействии всех специалистов Службы,  а особенно, при продуктивном сотрудничестве   учителя-логопеда  и  педагога – психолога.  

Работа начинается еще на стадии выбора и поступления дошкольника в образовательное учреждение. Уже на этом этапе идет выявление детей, которые, предположительно, могут испытывать трудности обучения в 1 классе.

С будущими первоклассниками учитель-логопед впервые знакомится в детском саду в ходе  проверки речевого развития. Затем встречаемся на  занятиях по подготовке  к школе, которые  проводят  будущие учителя,  педагог-психолог и учитель-логопед. На «Веселых уроках», так называются наши занятия,  мы не только занимаемся развитием речевых и неречевых психических функций, а также выявляем возможные проблемы, которые могут возникнуть у будущих первоклассников.  Мы проводим  логопедическую диагностику, с целью определения нарушений  речи и психологическую с целью определения  готовности будущих первоклассников  к школе.

По желанию родителей, через индивидуальные консультации, мы даем  рекомендации по коррекции выявленных нарушений. В случае необходимости   ребенок направляется на ТПМПК.  Родители отмечают, что им очень важно  услышать мнение всех: и учителя, и логопеда, и психолога.

Параллельно школа дважды в год проводит День открытых дверей, где на родительских собраниях выступает и администрация, и психолог, и логопед, помогая родителям в подготовке детей к  учебной деятельности. Учителя дают открытые уроки, что позволяет родителям увидеть будущий учебный процесс и те, требования которые будут предъявляться к их детям.

        Мероприятия,  проводимые педагогом-психологом имеют те же цели, что и у учителя-логопеда, а это выявление детей с возможными трудностями в обучении в 1 классе.

Важно уже на этой стадии сформировать доверие между родителями и специалистами, между детьми и учителями  и т.д. Ведь нам работать совместно еще долгие годы. Это достигается только внимательной, кропотливой совместной работой всех участников образовательного процесса, сотрудничеством специалистов, выработкой единого мнения  и своевременной, корректной обратной связи с родителями. Часто родители благодарят  за полученную информацию («А, нам такого никто не говорил!!!!»- с удивлением утверждают они). На совещание при завуче начальных классов учителя, логопед, психолог подводят итоги завершившихся занятий и 1 этапа.

Следующий этап совместной  работы – это уже 1 класс.  В школе реализован проект «Переход с успехом», где осуществляется комплекс мероприятий  с учащимися по трем параллелям:

  • переход из детского сада в 1 кл.,
  • переход из 4 кл. в 5 кл.,
  •  а также из 9 кл в 10кл.

     Мероприятия, нацеленные на выявление и коррекцию трудностей, возникающих у первоклассников.

По наблюдениям учителей, по результатам диагностик: логопедических  и психолого-педагогических, в конце адаптационного периода первоклассников проходит пед. консилиум, где определяется так называемая «группа риска», куда включаются дети, испытывающие трудности при переходе из детского сада в школу. Это учащиеся  с психологическими, социальными и логопедическими проблемами. Зачастую одна проблема тянет за собой другую. Необходимо это знать и понимать, кто сможет помочь ребенку, на кого в семье мы можем опереться, какие мероприятия проводить.

Вот где предельная внимательность необходима к каждому ученику. На ранней стадии необходимо совместно найти причину неблагополучия и пути помощи данному ребенку. И опять же отмечаем, что мнение учителя-логопеда и педагога-психолога, совместно выработанная стратегия помощи – залог успеха при коррекции.

Тесное сотрудничество специалистов Службы сопровождения осуществляется при обсуждении путей решения этих проблем на пед.консилиумах, на совещаниях при завуче, на МО кл. руководителей нач. школы. Администрация и педагогический коллектив ценит совместный  труд специалистов и школы и центра.  

В школе накоплен многолетний опыт сотрудничества педагога-психолога и учителя - логопеда по организации  и проведению  групповых занятий,  тренингов с детьми данной «группы риска» с использованием ролевых игр, упражнений, с элементами театрализации и арт-терапии, сказкотерапии по различным психологическим и логопедическим развивающим программам «Хочу быть счастливым», «Школа принцев и принцесс», «Риторика», «Театр»…

Остается актуальной работа специалистов Службы с детьми – инофонами.

Работа в этом направлении ведется в школе с 2011 года, занятия проводились учителем-логопедом по программе созданной специалистами ЦППМСП с использованием учебно-методического комплекса созданного под руководством проф.И.П.Лысаковой, и рассчитанного на детей-инофонов, которые изучают  русский языка с нулевого уровня.

Однако в последнее время отмечается, что многие дети-инофоны к поступлению в первый класс русской общеобразовательной школы не только понимают русскую речь, но и частично используют ее,  общаясь в детском коллективе.

Но и пороговый уровень владения русским языком приводит к примитивному общению с русскоязычными сверстниками, и замедляет процесс усвоения учебных знаний и навыков. Это мешает полноценному освоению общеобразовательных программ, ставит под вопрос успешность адаптации к начальной школе. Как следствие, к проблемам в обучении добавляются психологические: страх ответа у доски, боязнь неправильно выразить свои мысли, неуверенность в себе, агрессивное поведение и т.д. Такого рода психологические проблемы возникают и у русскоязычных первоклассников, но связаны они, как правило, с дискомфортом, который испытывают дети в условиях изменившегося образа жизни, сменой социального статуса, деятельности, а также с нарушением звукопроизношения и пр.

В данных условиях возникла необходимость создания новой дополнительной коррекционно-развивающей программы «Мой новый дом», апробация которой проходит в нашей школе. Программа  адресована  аудитории русскоязычных первоклассников и детей-инофонов в период адаптации в общеобразовательной школе. Занятия, которые  ведут совместно учитель-логопед и педагог-психолог, содействуют плавной и щадящей языковой и психологической адаптации детей- носителей языка и детей-инофонов к школьной жизни.

Отличительной особенностью данной программы является то, что формой проведения коррекционно-развивающих занятий выбрана игровая театрализованная деятельность, как наиболее интересная и доступная для восприятия детьми с разным уровнем владения русским языком. Творческая составляющая мотивирует детей к общению, элементы театрализации позволяют использовать множество неречевых коммуникативных способов.

  Индивидуальная коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда и педагога – психолога  продолжается на протяжении всего периода обучения в  детей в начальной школе. Наблюдение за учащимися  в динамике  осуществляется всеми специалистами Службы. Они же будут активно участвовать  в работе со слабоуспевающими учащимися в рамках проекта «Идем вместе» - это 3-ий этап.

Все специалисты работают над установлением причин неуспешности.

При правильном раскрытии причин неуспеваемости   четко определяются пути  ее ликвидации.

 Причины неуспешности:

  • неблагоприятная наследственность;
  • нарушения нервной деятельности;
  • педагогическая запущенность;
  • школьная незрелость;
  • недостаточное развитие речи;
  • нарушение письменной речи (дисграфия, дизорфография, дислексия)
  • общая неспособность к интеллектуальному труду;
  • физическая ослабленность;
  • инфантилизм
  • астеническое состояние;
  • снижение зрения;
  • гиподинамия;
  • боязнь школы, учителей;
  • социум;
  • миграции (учащиеся, не владеющие русским языком или владеющие им не в полном объёме);
  • социально-экономическая ситуация и др.

     Опыт показывает, что при высоком  качестве  уроков,  реальной  помощи учащемуся педагогическим коллективом,  при использовании передовых методов в обучении, при четко поставленном контроле  за учебным процессом, в   тесном  контакте с семьей – возможно улучшение успеваемости и получение прочных знаний учащимися разного интеллектуального уровня, физического и психологического здоровья, социального благополучия. Важно, чтобы ребенок на любом этапе обучения чувствовал себя комфортно в школе, знал свои слабые и сильные стороны, свои интересы, возможности, ставил цели и достигал их.  

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы педагога-психолога Сергеевой О.П. на тему: « Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционнанная) общеобразовательная школа VIII вида» "

В Данной  методической разработке обобщен опыт работы педагога-психолога Сергеевой О.П. в начальных классах (VIII вид), где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья....

Обобщение опыта работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями»

Представляю свой опыт работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями». Дан...

Обобщение опыта работы педагога-психолога А.П.Загорулько по теме "Формирование ценностных ориентаций и развитие нравственных представлений подростков в условиях школы"

             В последние годы произошли многие изменения в структуре нашего общества: политико-экономические и социальные изменения, изменение критериев оценк...

Статья " Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности педагога-музыканта в условиях современной общеобразовательной школы (из опыта работы с детьми)."

В данной статье автором  представлен опыт применения в условиях общеобразовательной школы уникальной педагогической системы музыкально-певческого воспитания детей Д. Е. Огороднова.   Подробн...

Взаимодействие специалистов службы сопровождения в вопросах воспитания и развития обучающихся.

Школа призвана координировать совместные усилия семьи и общественности по формированию социально благоприятной среды воспитания детей и взрослых.Согласно ФГОС,  главной целью совместной работы пе...

Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций. Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первоклассников»

Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций.Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первок...