Особенности коррекционно- развивающей работы педагога психолога в образовательном учреждении Выступление педагога-психолога МОУ СОШ №18 Варшавской Т.М.
учебно-методический материал по психологии
Особенности коррекционно- развивающей работы педагога психолога в образовательном учреждении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_osobennosti_korrektsionno-razvivayushchey_raboty.docx | 25.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности коррекционно- развивающей работы педагога психолога в образовательном учреждении
Выступление педагога-психолога МОУ СОШ №18
Варшавской Т.М.
Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка на более высоком уровне по сравнению с дошкольным периодом детства.
Источниками полноценного развития ребенка начальных классов школы выступают 2 вида деятельности:
- во-первых, любой ребенок развивается за счет приобщения к современной ему культуре; в основе этого процесса лежит учебная деятельность, направленная на овладение ребенком знаниями, умениями, необходимыми для жизни в обществе;
- во-вторых, любой ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.
Слайд Коррекционно-развивающая работа - система медицинских, педагогических, психологических мероприятий (воздействий), способствующих полноценному развитию детей, преодолению отклонений в их развитии и служащих целям реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья или любых детей, испытывающих трудности в обучении и в социальной адаптации.
Коррекционно-развивающая работа – это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах.
Как известно при поступлении в школу младшие шкоьники сталкиваются со следующими проблемами
К проблемам или трудностям, связанным с самим фактом поступления в школу, обычно относят:
1) трудности, связанные с новым режимом дня. Наиболее значимы они для детей, не посещавших детские дошкольные учреждения. И дело не в том, что таким детям трудно вовремя вставать, а в том, что у них чаще наблюдается отставание в развитии уровня произвольной регуляции поведения, организованности;
2) трудности адаптации ребенка к классному коллективу. В этом случае они наиболее выражены у тех детей, кто не имел достаточного опыта пребывания в детских коллективах;
3) трудности, локализующиеся в области взаимоотношения с учителем;
4) трудности, обусловленные изменением домашней ситуации ребенка.
И хотя к началу школьного возраста педагоги и родители специально
готовят ребенка, указанные выше трудности порой достигают такой остроты, что встает вопрос о необходимости психологической коррекции.
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога в школе ориентирована на коррекцию межличностных отношений в классах, содействие преодолению кризисных периодов в жизни учащихся (например, переход в среднюю школу, в профильные классы, вступление в подростковый возраст, подготовка к сдаче экзаменов и т.п.) через систему больших психологических игр, малых тренингов с коллективами классов.
СЛАЙД Коррекционная работа строится по следующим принципам
Принцип гуманизма – веры в возможности ребенка.
Принцип системного подхода – предполагает понимание человека как целостной системы.
Принцип реальности – предполагает, прежде всего учет реальных возможностей ребенка и ситуации.
Принцип деятельностного подхода предполагает, прежде всего, опору коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту, а также его целенаправленное формирование, так как только в деятельности происходит развитие и формирование ребенка.
Принцип индивидуально-дифференцированного подхода предполагает изменения, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы, позиции и возможностей специалистов.
СЛАЙД Основные направления
Оздоровительное направление
Развитие и коррекция сенсорной и моторной сферы
Развитие и коррекция познавательной деятельности
Развитие и коррекция эмоциональной сферы
Содействие личностному росту и коррекция отклонений личностного развития
Формирование видов деятельности
СЛАЙД Формы коррекционно-развивающей работы
Групповая
Индивидуальная
Слайд Основные методы коррекционно– развивающих воздействий
Игровая терапия
Арт-терапия
Куклотерапия
Песочная терапия
Психогимнастика
Элементы нейропсихологической коррекции
Релаксационные упражнения
Игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности
Упражнения для развития познавательных процессов
СЛАЙД Структура коррекционно-развивающего занятия
Ритуал приветствия.
Разминка.
Рефлексия прошлого занятия (если это необходимо).
Основное содержание занятие (проведение игр, упражнений).
Рефлексия.
Ритуал прощания.
Фотографии
Коррекционно-развивающая программа
для обучающихся 1-2 классов
«Развитие познавательных процессов»
Программа направлена на развитие познавательной сферы (внимание, мышление, восприятие, память, воображение) младших школьников. Занятия по программе рекомендуются первоклассникам, с целью повышения эффективности их учебной деятельности (в зависимости от уровня развития ребенка для некоторых детей занятия будут являться развивающими, а для других коррекционными).
Программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
СЛАЙД Цель программы: преодоление трудностей в развитии познавательных процессов при обучении в школе.
Задачи:
1. Научить вырабатывать концентрированное и устойчивое внимание, увеличить объём внимания, усилить способность к распределению и переключению внимания.
2. Развить объём, точность, мобилизационную готовность и уверенность в правильности запоминания и воспроизведения информации.
3. Развить волевую сферу.
4. Научить мыслить творчески, видеть взаимосвязи, делать умозаключения.
5. Развить воображение, с целью привлечения его к решению задач учебной деятельности.
6. Формировать социальные и коммуникативные умения, необходимые для взаимодействия с одноклассниками и педагогами.
7. Формировать устойчивую учебную мотивацию, устойчивую самооценку.
Занятия представлены в виде блока упражнений и игр, способствующих развитию, в первую очередь, внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков. Часто одни и те же приёмы позитивно влияют на развитие различных психических функций, поэтому неизбежно перекрывание блоков.
Данная программа объёмом 12 часов Численность группы 6-10 человек (это эффективно с точки зрения психологических результатов). Частота групповых встреч – 1 раза в неделю. Приблизительная длительность каждого занятия – 20-30 минут. Занятия проводятся в помещении со столами, стульями и доской. Выполнение индивидуальных работ производится в тетрадях. Также, через каждые пять занятий рекомендуется проводить консультацию родителей детей, занимающихся в группе. На консультациях родителям предлагаются игры и упражнения по развитию ребёнка в домашних условиях.
СЛАЙД Содержание программы
В данной программе подобраны задания на:
- развитие мыслительной деятельности (Упражнения: «Задай вопрос», «Подбери слово», «Выбери главное», «Свойства», «Недостающая фигура», «Отгадай число», «Сравнилочка», «Назови одним словом», «Что лишнее», «Рифмоплёт», «Расшифруй предложение», «Собери пословицу», «Исключи лишнее понятие», «Скажи наоборот», «Угадай время года», «Силлогизмы», «Загадки», «Назови признаки», «Устойчивые сочетания», «Вставь недостающие слова», «Разгадай смысл пословиц», «Перепутанка»);
- развитие внимания (Упражнения: «Алфавит», «Хор животных», «Считаем вместе», «Поём вместе», «Ищем безотрывочно», «Считай внимательно»);
- развитие памяти (Упражнения: «Словарь», «Назови второе слово», «А ну-ка, повтори!», «Запрещенное движение», «Паровоз», «Меморина», «Вижу, слышу, чувствую»);
- развитие воображения и восприятия (Упражнения: «Выдели звук», «Волшебники», «Три слова», «Использование предметов», «Правила хорошего тона», «Сыщики», «Отвечаем на вопрос», «Различение геометрических фигур», «Рассказ по картинкам»).
При проведении занятий по данной программе используются следующие виды деятельности: игровая, познавательная, трудовая, художественное творчество, слушание, письмо, запоминание, выполнение инструкций, фантазирование.
СЛАЙД Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате обучения по данной программе для учащихся должны быть характерны следующие показатели:
- умение самостоятельно выполнять упражнения (чем меньше помощь учителя, тем выше самостоятельность учеников);
- изменение поведения на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников;
- умение успешно выполнять контрольные психологические задания, в качестве которых даются упражнения, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению;
- повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам (возрастание активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.) как положительный результат эффективности занятий.
Данная программа составлена на основе следующих основных источников Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М.: «Академия», 2000.
Диагностика и коррекция психического развития школьника./ Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько.
Додонов Б.И. Методика исследования эмоциональной направленности личности. – М.: ТЦ «Сфера», 1996. – 204 с.
Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей. – М.: Школа-Пресс, 1999. – с. 81-88.
Программа коррекционной работы в школе Психолого – педагогическое сопровождение образовательного процесса. Нейропсихологическая диагностика, профилактика и коррекция в школе / А.В.Семенович. – М : Дрофа, 2015.
Психолого – педагогическое сопровождение детей с отклоняющимся поведением: психологическая диагностика, игровые технологии / авт.- сост. И.Н.Хоменко. – Волгоград: Учитель, 2009.
Как научить ребёнка учиться: беседы с родителями, советы школьного психолога /авт. – сост. Н.С.Мозговая и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми задержкой психического развития, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС.
Пояснительная записка. Одной из важнейших задач образования в соответствии с ФГОС является обеспечение условий для развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в сп...
Коррекционно-развивающая работа педагога – психолога с детьми с ОВЗ
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ строится на определенных принципах. Программа коррекционной работы направлена на разрешение проблем, возникающих при обучении и воспит...
Прозрачный мольберт в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)
Из опыта работы педагога-психолога по использованию в коррекционно-развивающей работе прозрачного мольберта....
Коррекционно-развивающая программа педагога - психолога для работы по профилактике и коррекции дезадаптации в 1-м классе
Цель данной программы – создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения. Данной цели соответствуют следующие задачи...
Результаты коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В данном документе составлена справка отчет по работе с детьсми с ОВЗ за перод в 3 года...
Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога в системе общего образования
Публикация в журнал о современных арт-технологиях в работе педагога-психолога....
Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми ОВЗ (ЗПР), обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС
Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми ОВЗ (ЗПР), обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС...