Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога в системе общего образования
статья по психологии
Публикация в журнал о современных арт-технологиях в работе педагога-психолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kreativnye_metody_v_korrektsionno-razvivayushchey_rabote.docx | 22.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Косинова М.Н.,
МБОУ СШ № 1 им. М.М. Пришвина, город Елец
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ МЕТОДОВ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические основы арт-терапии, специфика использования арт-терапевтических технологий в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога. Приведен пример одной арт-технологию телесно-ориентированной направленности в работе с обучающимися подросткового возраста.
Ключевые слова: арт-терапия, коррекционно-развивающая работа, самоактуализация, телесно-ориентированные техники.
В последнее время все чаще психологами системы образования стали использоваться креативные методы развития и коррекции психического здоровья детей, а в частности, технологии Арт-терапии.
Арт-технологии в образовании — это система последовательных действий педагога, направленных на решение учебно-воспитательных задач, с использованием различных видов искусства. Основная цель применения арт-технологий в образовании — создание условий для решения учебно-воспитательных задач на основе гармонизации внутреннего мира школьника, развития его личности [1]. Актуальность использования арт-технологий в работе педагога-психолога в системе общего образования объясняется тем, что на занятиях выполняется целый ряд функций [5]:
- создается положительный эмоциональный настрой в группе;
- облегчается процесс коммуникации со сверстниками, учителями, другими взрослыми. Создаются отношения взаимного принятия, эмпатии;
- укрепляется культурная идентичность ребенка;
- развивается чувство внутреннего контроля. Создаются условия для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями, стимулируется развитие сенсомоторных умений и в целом правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и ориентацию в пространстве;
- осуществляется творческое самовыражение, развитие воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом;
- повышается адаптационные способности человека к повседневной жизни и школе. Снижается утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением.
Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации: раскрытие широкого спектра возможностей человека и утверждение им своего индивидуального и неповторимого способа бытия в мире [4].
Современная арт-терапия включает в себя следующие направления [2]:
- изотерапия — лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.;
- имаготерапия — воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;
- музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;
- сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи, легенды;
- кинезитерапия — воздействие через танцевально-двигательную ритмику;
- игровая терапия и т. д.
Стоит отметить, что любой вид арт-терапевтической деятельности включает определенные телесно-ориентированные компоненты. Однако существует специальная группа арт-терапевтических техник, имеющих более выраженную телесно-ориентированную направленность. Такие техники могут применяться для целенаправленного воздействия на определенные психотерапевтические мишени, находящиеся как сугубо в сфере психического, так и в сфере соматики и психосоматики [3]. Очень эффективны данные упражнения при коррекционной работе с подростками «группы риска». Как правило, у них слабо развито рефлексивное Я, в связи с чем им очень сложно вербализовать происходящее с ними. Также для большинства из них характерно наличие негативной Я-концепции, которую можно корректировать, используя богатый ресурс Арт-технологий.
В качестве примера рассмотрим одну арт-технологию телесно-ориентированной направленности, которую успешно можно применять в коррекционной работе с обучающимися подросткового возраста – «Кукла-автопортрет». Эта техника связанна с созданием визуальных метафор телесности и помогающих объектов (талисманов) [3]. Она позволяет обойти психологические защиты, связанные с непосредственным восприятием ребенка своего тела и соматических феноменов. Техника также обеспечивает контакт с неосознаваемыми переживаниями и потребностями, более безопасное выражение сложного психологического материала и раскрытие внутренних телесных ресурсов.
Техника связана с созданием куклы, отражающей представление человека о себе и своем теле. Используются любые материалы, которые позволяют создавать объемный образ – нити, пряжа, ткань, вата и т.д. Варианты выполнения данного упражнения следующие:
- спонтанное создание образа себя в виде игрушки или куклы;
- создание образа себя в виде игрушки или куклы на основе предшествующего анализа собственных психофизических особенностей;
- создание образа себя в виде игрушки или куклы на основе существующих культурных форм, например, в виде матрешки;
- создание образа себя в виде животного или «гибридной» формы, сочетающей как животные, так и человеческие качества.
Создание куклы включает в себя осмысление ряда вопросов, например:
- какими физическими и психологическими качествами вы хотели бы обладать?
- какими физическими и психологическими качествами вы уже обладаете?
- чего вы уже достигли, используя свои физические и психологические качества?
Возможно сочетание техник создания куклы-автопортрета и авторских талисманов. Например, можно создать талисман, который затем помещается внутрь куклы в качестве напутствия, символической поддержки, награды или подарка. Можно создавать и помещать внутрь куклы талисманы, выражающие отсутствие или недостаточно раскрытые качества (смелость, уверенность и др.).
Вышеуказанная арт-терапевтическая методика в психокоррекции способствует гармонизации личности ребенка с проблемами через развитие способностей самовыражения и самопознания, обеспечивает коррекцию психоэмоционального состояния подростка, психофизиологических процессов посредством соприкосновения с искусством.
Литература
- Арт-терапия и арт-педагогика: новые возможности для развития и социализации личности: Сборник материалов второй всероссийской научно-практической конференции / Под общ.ред. Копытина А.И. — СПб: Скифия-принт, 2017. — 178 с.
- Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. СПб. – Речь, 2007 - 336с.
- Копытин А.И., Корт Б. Техники телесно-ориентированной Арт-терапии. – М.: Психотерапия, 2011. – 128 с.: ил.
- Копытин А. И. Основы Арт-терапии.— СПб., 1999.
- Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2003. - 256 с. Серия – психологический практикум.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода story telling в работе педагога-психолога с ребёнком с РДА
Презентация на данную тему...
«Взаимодействие в работе педагога психолога , учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ»
В статье идет речь о взаимодействии педагога-психолога с учителем-логопедом и родителями детей с ограниченными возможностями здоровья....
Коррекционно-развивающая работа педагога – психолога с детьми с ОВЗ
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ строится на определенных принципах. Программа коррекционной работы направлена на разрешение проблем, возникающих при обучении и воспит...
Прозрачный мольберт в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)
Из опыта работы педагога-психолога по использованию в коррекционно-развивающей работе прозрачного мольберта....
Доклад – выступление на педсовет по реализации Программы развития школы «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования»
Доклад – выступление на педсовет по реализации Программы развития школы.Тема: «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования...
Метод мандалы в психокоррекционной работе педагога-психолога
Рассматриваются возможности применения мандал в психокоррекционной работе психолога с детьми, подростками и взрослыми, как средство снижения эмоционального напряжения....
Особенности коррекционно- развивающей работы педагога психолога в образовательном учреждении Выступление педагога-психолога МОУ СОШ №18 Варшавской Т.М.
Особенности коррекционно- развивающей работы педагога психолога в образовательном учреждении...